Пояснительная к православию
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Пимонова Светлана Николаевна

Представлено тематическое планирование по ОРКСЭ - основы мировых религий и светской этик и по православию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_k_pravoslaviyu.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса

«Основы православной культуры»

Модуль «Основы светской этики»

Пояснительная записка

   Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

 Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики.

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной

жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры

России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (ТроицеСергиева Лавра);

– усвоения основных духовно_нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

– усвоения основных духовно_нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Место комплексного учебного курса

«Основы православной культуры» в  программе обучения

В федеральный базисный учебный план на изучение курса в 4-ом классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.  Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  •  формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Непревзойденным образцом родной педагогики являются созданные в XIX веке великим русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским (1824–1870) книги «РОДНОЕ СЛОВО» и «ДЕТСКИЙ МИР». Более половины столетия эти учебные пособия были основными для начальных школ России. По ним учились наши деды и прадеды. «Родное слово», выдержавшее более 150 изданий, стало «народной детской книгой».

Прекрасным образцом учебника по основам родной культуры является также учебная книга Клавдии Лукашенко «СЕЯТЕЛЬ. Третий и четвертый год обучения в школе и семье».

При разработке учебных программ и пособий по основам православной культуры были использованы книги К. Д. Ушинского, а также учебник К. Лукашенко. Почему так важно возрождение родной педагогики?

Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно: обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.

Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного образовательного стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»).

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры». В учебно-методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4 классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Основные содержательные линии учебного предмета «Основы православной культуры»

Изучение основ православной культуры учащимися 4 класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:

1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное

значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.

2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.

3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.

4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.

5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.

6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.

7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.

8. Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.

9. Азбука духовно_нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.

Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно

этих качеств надо прежде всего заботиться как родителям, так и школьным педагогам.

Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»

Концепция духовно_нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.

При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается  историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 класса, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

Обоснование особенностей изучения учебного предмета

    Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. 

Соотношение содержания программы и обязательного минимума соответствует требованиям государственных стандартов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной

культуры» учащимися 4 класса:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися

4 классов:

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Организация учебно-воспитательного процесса

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении исторических основ православной культуры) является традиционный школьный урок. Для закрепления изучаемого материала проводится беседа (собеседование).

Занятия по православной культуре рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русской духовной хоровой музыки. Рекомендуется также проведение уроков экскурсий.

Содержание учебного  модуля «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

   Формы работы:

  1. Коллективная
  2. Фронтальная
  3. Групповая
  4. Парная
  5. Индивидуальная
  6. Дифференцированная

Методы работы:

  1. Словесные
  2. Наглядные
  3. Практические
  4. Поисковые
  5. Объяснительно-иллюстративные
  6. Исследовательские
  7. Проблемные

          Используемые образовательные технологии для реализации данной программы:

  1. Технология личностно-ориентированного подхода
  2. Деятельностная технология
  3. Информационные технологии
  4. Технология критического мышления
  5. Игровые технологии
  6. Технология проблемно-диалогического обучения
  7. Технология групповой деятельности
  8. Технология воспитания в процессе обучения
  9. Технология оценивания учебных достижений

10.Использование технологии портфолио

Измерители  учебных достижений

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов. Они могут быть индивидуальными, коллективными.  Подходы в системе оценивания: «зачёт-незачёт», вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семей к результатам собственной деятельности. 

Контроль за ЗУН:

  1. Поурочный (через опрос учащихся)
  2. Самостоятельные работы творческого характера
  3. Индивидуальные задания
  4. Тесты

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

 Учебное пособие для общеобразовательных учреждений Основы православной культуры. 4 класс  А.В.Кураев. « Основы православной культуры» издательство "Просвещение", одобрено «Редакционным советом по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» образованным распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла   к внедрению в педагогическую практику образовательных учреждений разных видов и типов с целью развития методического обеспечения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ, образовательных компонентов Базисного учебного плана в начальном и основном общем образовании; как методическое обеспечение содержания дополнительного образования.

Программно – методическое обеспечение предмета

для ученика

Предмет

Программа

                    Учебник

Основы православной культуры

УМК «Гармония»

А. В. Кураев «Основы православной культуры»

4 класс:

«Москва», 2014

Учебник соответствует ФГОС и

рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

Программно – методическое обеспечение предмета

для учителя

Предмет

Программа

                    Учебник, методические рекомендации

Основы православной культуры

УМК «Гармония»

Программы образовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики.  Москва. «Просвещение» 2010

Методические рекомендации 1. 2 часть. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

А. В. Кураев «Основы православной культуры»

4 класс:

Москва. «Просвещение», 2014

Учебник соответствует ФГОС и

рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

Используемая литература

1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.

М.: Издательский дом «Покров», 2004.

2. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 1996.

3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.

4. Лукашенко К. «Сеятель». Третий и четвертый год обучения в школе и семье. 8_е

изд. СПб., 1914.

5. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд.

Новосибирск, 2010.

6. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.

1948. С. 425–488.

7. Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2_х тт. Т. 1. М., 1953.

С. 327–332.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Православие и язычество на Руси".

В презентации представлен материал о Язычестве и Православии....

Программа курса «Нравственное воспитание на основах православия»

Цели и задачи курса: 1. Воспитывать детей с твердыми убеждениями, с глубоким нравственным мировоззрением, с развитым и тонким чувством; людей с верой и совестью. 2. Обрести понятие «человек» и осозн...

Православие о Добре и Зле.

Учебно - методическая разработка урока курса "Основы религиозных культур и светской этики". Урок содержит различные виды работы над текстом учебника А.Кураева. На уроке используются различные приёмы и...

Русская интеллигенция и православие в России.

План реферата I. Введение.  Актуальность изучения основ православной культуры в образовательных учреждениях. II. Русская интеллигенция и православие в России. ...

презентация "Православие"

данная презентация создана для первых уроков по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики" по модулю "Основы Православия". Материал подобран на основе учебного материала учебника "Основы пра...

Доклад к урокам православия.

Доклад освещает тему  воспинания в христианской семье.Он может быть использован на уроках "Основы православной кулбтуры"...