Доклад на тему «Основы преподавания Православия. Таинство Причастия».
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Чемоданова Оксана Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_prepodavaniya_pravoslaviya._tainstvo_prichastiya.docx249.74 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат

На тему «Основы преподавания Православия. Таинство Причастия».

(по курсу О Р К С Э).

Выполнила

учитель начальных классов

МБОУСОШ № 8 г. Тула

Чемоданова Оксана Анатольевна

2014год

Причащение

     Приступающий к этим таинствам сначала постится в течение нескольких дней  и посещает службы церковные, причем, вспоминая свои грехи, сокрушается о них и молит Господа о помиловании его. Приготовление это ( в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т. е. телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения- мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. Потом в назначенное время он приходит к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и кается в грехах. Священник, видя его чистосердечное раскаяние, возлагает конец эпитрахили на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа и осеняя его крестным знамением. Поцеловав крест, исповедовавшийся отходит с успокоенной совестью и молит Господа удостоить его причаститься св. Таин. Таинство причащения совершается во время Литургии.

    Литургия есть самое важное Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолом, говоря: «примите, ядите: сие есть  Тело Мое, еже за вы ломимое»; потом Он взял чащу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов»; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «сие творите в Мое воспоминание».

     Апостолы совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное Таинство. В первое время порядок и образ совершения Литургии передавался устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на- память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии. С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины Литургии, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а Св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Литургия Св. апостола Иакова, первого епископа иерусалимского.

     Литургия имеет различные названия. Первое названия «Литургия» - греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих,- живых и умерших. Так как Таинство Св. Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарственная  жертва», то и Литургия называется также «Евхаристией». Чаще всего  Литургию называют «обедней», так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы,  предлагаемые в Таинстве Св. Причащения, в Слове Божием называются « Трапезой» и «Вечерей» Господней.- В апостольское время Литургия называлась еще « преломлением хлеба» . На Литургии воспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от рождения и до вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага.

     Порядок Литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: 1) «проскомидией», 2) Литургиею «оглашенных» и 3) Литургиею «верных».

     «Проскомидия»- слово греческое и значит: принесение. Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою,  что значит: приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный, хлеб.- Просфора должна быть круглою и состоять из двух  частей во образ двух естеств Иисуса Христа- Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его – начальных букв имени Христа Спасителя: IC. XP. и греческого слова : HI-KA; это означает» Иисус Христос побеждает. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на крест истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и  о нетленной пищи, подаваемой в Таинстве Св. Причащения. Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: «один хлеб, и мы многие- одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

    Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами, так называемые, «входные» молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: «в воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает средину, в форме куба, с произнесением слов прор. Исаии: «яко (как) овча на заколении ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает усть своих; во смирении его судь его взятся; род же его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) его».  Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем и полагается на дискос. –Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: «жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грехи мира, за мирский живот (жизнь) и спасение», и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевые свидетельства и истинно есть свидетельство его»; сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водой.- Из второй просфоры, называемой «богородичною», священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискос.- Из третьей просфоры, называемой «девятичинной», вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, безсребренников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискос, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискос; из пятой- за умерших и полагаются ниже частиц вынутых за живых. Наконец, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие «поминания» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами из четвертой и пятой просфор.

     В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставить ее на дискос над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровами и поверх их еще одним несколько больших размеров, называемым «воздухом», кадить пред  Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойными для священнодействия божественных Таин.

     Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение: дискос знаменует вифлеемскую пещеру и Голгофу, звездица- вифлеемскую звезду и крест, покровы- пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя, потир – ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос, приготовление Агнца- суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием- прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц в известном порядке на дискос означает всю Церковь  Божию, членами которой состоят: Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане-  живые и умершие, а Главою ея- Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого сообщается в таинстве Св. Причащения.

     Проскомидия совершается священником на жертвенник при закрытом алтаре вполголоса.

     F:\ШКОЛА\сканирование0001.jpg

               Вторая часть Литургии называется Литургией «оглашенных» потому, что при совершении ея могут присутствовать и оглашенные, т.е. готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св. Причащения.

     Диакон, получивши благословение от священника, выходит из алтаря на амвон (место против царских врат) и громко произносит: «Благослови, владыко!», т.е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога. Священник в первом своем возгласе прославляет Свят. Троицу: «Благословено (т.е. достойно прославления) царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно (всегда),  и во веки веков (вечно). Певчие поют: «аминь» (действительно так). Затем диакон произносит великую ектению, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил бы их нужды. Великая ектения начинается напоминание, что молиться Господу нужно «миром», то-есть примирившись со всеми, не имея ни на кого гнева или вражды; по учению Спасителя, мы не можем приносить Богу дары, если имеем «что-нибудь против ближняго». Высшее благо, о котором следует молиться, это- душевный мир и спасение души: о свышнем (небесном) мире и спасении душ наших»; этот мир есть то спокойствие совести, то отрадное чувство, которое мы испытываем, напр., после внимательной исповеди и достойного причащения Св. Таин, в участливом отношении к судьбе ближнего, после всякого доброго дела; этот мир Спаситель преподал апостолам в прощальной беседе на Тайной Вечери. «О мире всего мира»- чтобы не было разводов и вражды между народами и государствами во всем мире(вселенной). «О благостоянии святых Божиих церквей»,- чтобы православные церкви во всех государствах твердо и непоколебимо, на основании Слова Божия и правил Вселенской Церкви, исповедывали святую православную веру, не увлекаясь гибельными ересями и не допуская раскола, «о соединении всех» верующих в единое стадо Христово. Молимся «о святем храме семь», который составляет главную святыню прихода и должен быть предметом особенного попечения каждого прихожанина, чтобы Господь сохранил его от пожара, воров и других несчастий, и о тех, кто входит в него («в онь») с искреннею верою, благоговением и страхом Божиим.- Молимся о патриархах, митрополитах, архиепископах и епискапах, потому-что им принадлежит главный надзор за чистою Христианской Веры и нравственности; о благоверных правителях, которые охраняют свободу Православной Веры и общий законный порядок для мирной жизни всех граждан- «О граде семь (или веси- - селении) в котором мы живем и трудимся, о «всяком граде, стране, и верою живущих в них», молимся также по чувству христианской любви и о всех других городах и окрестностях (стран- стороне) его и о всех живущих в них верующих людях-  «О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, и временех мирных»: молимся о хорошей благотворной погоде, чтобы земля дала изобилие всех плодов, необходимых для пропитания всех жителей страны,- и о времени мирном, чтобы среди граждан не было вражды или борьбы, отвлекающей от мирного и честного труда.- «О плавающих, путешествующих, недугующих (больных), страждущих ( у кого много горя и скорби на душе), плененных и о спасении их»- все эти лица, преимущественно пред всеми, нуждаются в Божественной помощи и нашей молитве. Молимся: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды». – Затем просим Господа, чтобы Он заступился и сохранил нас не по делам нашим или заслугам нашим, которых у нас нет, а единственно по своей милости (благодати),-«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». В последних словах ектении, «помянувше», т.е. призвав на помощь, Божию Матерь и всех святых, мы предаем, поручаем Христу Богу себя и друг друга, чтобы Он руководил нами по Своей премудрой воле. Священник заканчивает великую ектению возгласом: «яко (потому-что) подобает (приличествует, следует) Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков»: содержащим в себе, по образу молитвы Господней, славословие, прославление Господа Бога.

     После великой ектении следует малая ектения и пение     блаженств  евангельских, в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобивым), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть  милосердным к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым  во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание («ижденуть») и смерть за Христа, т.е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда («мзда») на небесах.

     После следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие приглашают помолиться Господу Богу от чистаго сердца, всеми силами души.

     За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольныя и невольныя, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведнаго Судию даровать им Царство Небесного, где все праведные упокоеваются.

     Далее произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах св. веры («открыл им Евангелие правды») и удостоил Св. Крещения.

     Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: «Елицы оглашении изыдите»… Оглашенные, в точном смысле существуют и теперь; это- готовящиеся к Св. Крещению язычники (в Китае, Японии, Сибири), магометане и евреи в разных местах вселенной. Все они нуждаются в милосердии Божем, и потому мы обязаны молиться за них.  Что касается повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и нам, если даже и нет среди нас «оглашенных». Мы, крещенные, часто грешим и без раскаяния присутствуем в храме без должнаго благоговения, или имеем в душе вражду и ненависть против ближняго. А потому при грозных словах : «оглашеннии изыдите», мы, как недостойные, должны углубиться в себя, поразмыслить о своем недостоинстве, простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими.

     Литургия верных- так называется третья часть Литургии потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. Ее можно подразделить на следующие части: 1) перенесение  честных Даров с жертвенниками на престол; 2) приготовление верующих к освящению Даров; 3) освящение (пресуществление) Даров; 4) приготовление верующих к причастию; 5) причащение и 6) благодарение за причащение и отпуст.

     Совершение Св. Таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника: «Благодарим Господа!». Верующие выражают сою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему. Священники в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою (благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарить Господа за сотворение и искупление человека и  за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа- Архангелы. Ангелы, Херувимы и Серафимы.

     Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, воспоминания Тайную Вечерю, когда Господь установил Свят. Таинство Причащения, произносить вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Свят. Таинства: «Примите, ядите, сия (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея, сия (эта) есть крозь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставлении грехов». После этого, священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении Причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие.

     По освящении Св. Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающим Св. Дары послужили «во трезвении души» (т.е. укреплением во всяком добром деле), во оставлении грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение (получение) царствия небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т.е., чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение, и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносят Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых.

     Далее идет следующая часть Литургии верных- приготовление верующих к причастию. 

     Затем следует причащение священнослужителей в алтаре. Священник раздробляет Святый Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Св. Тайны диакону. Части для причащения мирян, по причащении священнослужителей, опускаются в потир. Открываются царские врата для причащения верующих мирян. Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Св. Даров- явление Иисуса Христа по воскресении. Причащающиеся миряне «со страхом Божиим и верою» приступая к Св. Чаше, с предварительным поклоном, повторяют вполголоса священником молитву перед причащением: «Верую, Господи, и исповедую…», в которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в котором под видом хлеба и вина принимают истинное тело и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и таинственного общения с Ним, и просят Его удостоить их неосужденно причаститься Св. Таин во оставлении грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть Иудою- предателем, но и среди жизненных страданий, подобно благоразумному разбойнику, твердо и смело исповедывать свою веру. Сделав земной поклон, верующие для принятия Св. Таин поднимаются на амвон. Раньше этого времени, ради порядка и благоговения к Святыне, не следует сходить с своего места, и совершенно недопустимо при этом стеснение других желание в числе первых  причаститься; каждый должен помнить, что он первый есть только грешник. Крестообразно сложивши руки на груди подходят причащающиеся к царским вратам, не делая крестного знамения пред Св. Чашей, которую по причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть Св. Чаши.

     По вере родителей и воспитателей и по словам  Спасителя: «не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси», в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста). 

     По причащении верующие принимают теплоту, т.е. церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Св. Даров. По причащении мирян, священник опускает в св. Чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровью и молитвами Святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он благословляет верующих.

     В отпуст священник, вспоминая молитвы за нас Божией Матери, Апостолов, храмового святого, святых, память которых празднуем в этот день, праведных Боготец Иоакима и Анны (родителей Божией Матери) и всех святых, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец, тут же он дает Св. Крест верующими для лобызания. Каждый верующий христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать Св. Крест, чтобы крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершенна Божественная Литургия.

     Как учит Св. Церковь, христианин, принимая Св. Причастие таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос.

     Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.

     Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели- восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.

     В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Тайн. Подвижник видел: «Огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение  птиц, неслось благоухание цветов.

     Подвижник слышит голос: «Перейди через это море». Но  перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос.

     «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло- Божественная Плоть Христова, второе крыло- Животворящая Кровь Его.  Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя».

     Как пишет о. Валентин Свенцицкий:  «Евхаристия- это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем воскресении, ибо и в пресуществлении  Даров и в нашем причащении залог нашего спасения и воскресения не только духовного и телесного».

          Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити» и услышав тихий, сладкий голос: Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне убо сей пребывает и Аз в Нем.

     Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то причастие Тела и Крови Господних наполняет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.

     Но следует твердо запомнить, что как бы ни было для нас необходимо причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.

     Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней».

     Да испытывает же себя человек и достойно пусть ест от Хлеба сего и пьет Чаши сей.

     «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирают».

     Сколько раз в году нужно причащаться? Преподобный Серафим Саровский заповедал Дивеевским сестрам:

     «Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше- не мучая себя мыслью, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодарностью, даруемой приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей поступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрыты язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

     Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам в день их бракосочетания.

 

 

Литература

Что должен знать христианин? Изд. «Брошюра» г. Саратов 2001 год.

Протоиерей Серафим Слободской Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Издание четвертое.Типография преп.Иакова Почаевского 1987 год.

Дорожный молитвослов. Самарский Дом печати. 1997 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»

Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»...

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Таинство причастия"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Таинство причастия"...

Урок Основы православной культуры и светской этики. Таинство Причастия.

Урок в 4 классе в начальной школе. Дать детям представление о Таинстве Причастия и его значении в жизни православных христиан....

Доклад на тему: «Основы тьюторства»

1. Числовое представление (digitalization) как способность преобразования в числовой вид почти всех областей знания и информации, обработка в числовом виде этих данных с помощью компьютеров и др...

Технологическая карта по ОРКСЭ "Церковные таинства. Таинство причастия" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о церковном таинстве Причастия и о его значении в жизни православных христиан.Задачи урокаДидактические:рас...

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры" Урок 24. Тема: "Таинство причастия"

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры"Урок 24. Тема: "Таинство причастия"Цель урока: дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христ...