Доклад на тему: «Основы тьюторства»
статья (2 класс)

Винокурова Ольга Владимировна

 1. Числовое представление (digitalization) как способность преобразования в числовой вид почти всех областей знания и информации, обработка в числовом виде этих данных с помощью компьютеров и других электронных систем.

2. Информационные технологии, позволяющие быстро и легко обмениваться данными, знаниями и информацией по всему миру.

3. Интеллектуальная собственность в виде знаний, опыта, пожеланий и возможностей.

 4. Коммуникационные системы, которые, с одной стороны, относятся как к «числовым представлениям», так и к «информационным технологиям», а с другой – имеют самостоятельный смысл, когда речь идет о средствах Интернета и других интерактивных возможностях.

Безусловно, взаимовлияние общественных процессов и процессов в образовании значительно шире рассмотренного нами. Но нам представляется, что тьютору необходимо иметь представление хотя бы об этих формирующихся и развивающихся свойствах современного образования: – доступность образования для многих; – глобальный характер образовательной среды; – превращение образования в мощную отрасль экономики; – превращение образования в глобальное культурное явление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_tyutorstva.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                 

                              Доклад на тему:

                                «Основы тьюторства»

         

                                 

                                                                                                                         

                                                                                                                 

                                                                                                                     Составитель: тьютор

                                                                                                  Винокурова Ольга Владимировна

                                                                                                   

                                             

                                                  Магнитогорск 2021г                                                                                     

По мнению многих ученых, мы переживаем переход от индустриального общества к постиндустриальному. Индустриальное общество – развитие машинного производства, применение достижений научно-технического прогресса. Массовое, поточное производство, механизация и автоматизация труда, в промышленности до 80-85% населения. Постиндустриальное общество – приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, производственным ресурсом становятся информация и знание. Научные работники становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.  В образовании выделяют четыре «движущие силы» изменения внешней среды, которые способствуют развитию глобальных процессов, в частности образования.

 1. Числовое представление (digitalization) как способность преобразования в числовой вид почти всех областей знания и информации, обработка в числовом виде этих данных с помощью компьютеров и других электронных систем.

2. Информационные технологии, позволяющие быстро и легко обмениваться данными, знаниями и информацией по всему миру.

3. Интеллектуальная собственность в виде знаний, опыта, пожеланий и возможностей.

 4. Коммуникационные системы, которые, с одной стороны, относятся как к «числовым представлениям», так и к «информационным технологиям», а с другой – имеют самостоятельный смысл, когда речь идет о средствах Интернета и других интерактивных возможностях.

Безусловно, взаимовлияние общественных процессов и процессов в образовании значительно шире рассмотренного нами. Но нам представляется, что тьютору необходимо иметь представление хотя бы об этих формирующихся и развивающихся свойствах современного образования: – доступность образования для многих; – глобальный характер образовательной среды; – превращение образования в мощную отрасль экономики; – превращение образования в глобальное культурное явление.

 Переход от индустриальной экономики к информационной (постиндустриальной) приводит к изменению требований к человеку. В силу возрастания неопределенности специфика задач, решаемых современным человеком, требует от него все 6 большего творчества, при этом технология запрограммированных решений оказывается несостоятельной, а решение типовых задач традиционными методами не может обеспечить успех.

Уже сегодня понятие «профессиональность» все чаще заменяют понятиями «образованность» и «компетентность».

 Основные образовательные модели:

Классическая парадигма – это, скорее, основа обучения, то есть передачи ученику определенной суммы знаний, умений и навыков. Новая парадигма лежит в основе моделей образования человека – создания образа мира в себе самом. Из этого можно вывести еще одну полярную пару – «обучение – образование».

 Объяснительно-иллюстративный тип обучения. Этот тип обучения – своего рода остов классической образовательной парадигмы, сложившейся в XVII веке. По сей день основная цель (миссия) образования формулируется как передача ученику, студенту образцов практических знаний, умений, навыков (образование как «образцевание»), приобретение ими полезной для общества профессии, подготовка к труду.

 Основы объяснительно-иллюстративного типа обучения заложил Я. А. Коменский, «…в человеческом уме одинаково легко начертить все тому, кто хорошо знает искусство обучения». «Всех учить всему».

Основные положения учения:

1. Разумное распределение времени, предметов и метода.

2. Классно-урочная система, предметность обучения, всеобщий порядок изложения материала и организации жизни школы.

3. Принципы: – природосообразность, – наглядность, – от простого к сложному, – последовательность и систематичность изложения содержания, прочность его усвоения, – сознательности и активности, учащихся при руководящей роли педагога.

 В классической парадигме обоснована чрезвычайно простая и надежная классно-урочная система, которая в течение уже трех с половиной столетий доминирует в мировом образовании. Обобщенно технологию такого обучения, называемого иногда «школой памяти». Из такого подхода следует, что учитель, преподаватель работает не с мышлением ученика, а с его другими психическими функциями.

1913 г. начинает развиваться мощное направление в психологии, педагогике и социологии – наука о поведении, или бихевиоризм (от англ. вehaviuor – поведение. Связка «стимул – реакция» («S–R»). Бихевиоризм рассматривает личность как конечный продукт некоей системы навыков. Этот замысел был воплощен в концепции и технологиях программированного обучения, попытки широкого распространения которого предпринимались во многих странах, в том числе и у нас. Программированное обучение – это, прежде всего, программа, которая ведет обучаемого короткими логически связанными шагами так, что он почти не делает ошибок, дает правильные ответы, которые сразу подкрепляются путем сообщения результата. Вследствие этого ученик последовательно приближается к ответу, который является целью обучения. Считалось, что такое обучение повысит качество образования и заменит многих преподавателей обучающими автоматами. Хотя эти надежды не оправдались, программированное обучение стало поворотным пунктом в переходе к «технологи- 9 ческому» пониманию учебного процесса, программа которого включает в себя полный набор учебных целей, критериев их изменения и оценки, точное описание условий обучения. Бихевиоризм в целом стал психологической основой для развития прагматического направления в образовании – «школы действия».

Одной из разновидностей этого подхода являются тренинговые технологии Образовательный процесс при бихевиористском подходе характеризуется следующими особенностями.

 1. Проектирование обучения должно начинаться с формулирования целей обучения. В традиционном обучении цель ученика обычно подменяется требованием учителя выполнить что-то по заданному образцу, то есть задачей или заданием. В лучшем случае ученик принимает задание к выполнению, но это – не его собственная цель.

 2. При бихевиористско-технологическом подходе цели должны быть заданы диагностично, так, чтобы их можно было проверить объективными методами, как правило, тестовыми. Существует множество вариантов бихевиористскотехнологического подхода к обучению детей и взрослых. Типичный «учебный пакет» представляет собой комплекты дидактических материалов для индивидуальной самостоятельной работы, в том числе в условиях дистанционного обучения, структура которого обычно такова:

 – постановка общей учебной цели;

– формулировка на языке наблюдаемых действий учебных целей, достигаемых в рамках данного пакета;

– предварительное тестирование уровня знаний и умений;

– набор учебных материалов и инструктивный перечень действий с ними учащегося;

 – средства текущей самопроверки для организации учебной работы;

– заключительный тест для оценки результатов самостоятельной работы.

Комплект материалов для обучающихся включает учебные материалы и пособия; указания по организации самостоятельной работы; средства стандартизованного контроля;

Таким образом, традиционное объяснительноиллюстративное обучение является «школой памяти», технология, построенная на бихевиористской методологии, – «школой действия».

Новые информационные технологии, компьютерное обучение. Психологической основой компьютерного обучения стала когнитивная психология, развивавшая представление о том, что компьютер работает подобно мозгу человека («компьютерная метафора»), а перерабатываемая машиной информация может рассматриваться как знание. (50-60-е годы).

 В новых информационных технологиях соединена идеология программирования с возможностями оперативного обмена информацией между обучающимся и компьютером, который создает иллюзию диалога человека и машины.

                                           Проблемное обучение (конец 60-70 годы).

 Проблемное обучение представляет собой способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса (обучающихся) с вероятностным, неоднозначным содержанием обучения. Стержневым понятием здесь является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Осознание невозможности разрешить ее переживается человеком как интеллектуальное затруднение и приводит к появлению потребности в новых для него знаниях. Ему приходится выдвигать и проверять гипотезы относительно неизвестных параметров проблемной ситуации. Получив благодаря этому новое для себя знание, обучающийся преобразует проблемную ситуацию в задачу и приступает к ее решению. Решение этой задачи представляет для обучающегося личностный смысл и интерес. Содержание учебного материала проектируется здесь не в виде задач (заданий), решаемых по образцу, а в виде системы учебных проблем, которые отражают противоречия науки, практики и самой учебной деятельности.

 Процесс обучения строится как диалогическое общение и взаимодействие преподавателя (тьютора) и обучающихся. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее, указывая на существо учебной проблемы и область поиска еще неизвестного обучающимся знания, отношения, способа действия. Информационные вопросы обращены к прошлому знанию, известному обучающимся и необходимому им для понимания проблемной ситуации и включения в процесс ее разрешения.

При всей привлекательности идеи и большом числе исследований проблемное обучение как особый тип обучения, не получило широкого распространения ни в общем, ни в профессиональном образовании. Причины:

 проблемное обучение нетехнологично,

 неясны критерии оценки результатов,

 необходимо перестраивать содержание обучения в проблемное,

 нужен более высокий уровень психологопедагогической подготовки преподавателя и др. Единицей проектирования и развертывания практического содержания традиционного обучения является задание, задача, а проблемного – учебная проблема. Если учебная задача – это нечто, объективно существующее в программах обучения, то проблема вне познающего субъекта и его мышления, как таковая, не существует. Проблема определяется как психическое состояние человека в некоторой ситуации, характеризующееся осознанием невозможности ее разрешения с помощью имеющихся у него знаний, средств и способов действий.

                                                       Контекстное обучение.

 Деятельность обучающегося ни по содержанию, ни по формам «не равна» деятельности специалиста. Реальный мир жизни и профессиональной деятельности совсем иной, а адаптация к нему – очень нелегкое дело, занимающее до трех-пяти лет. «Передача» обучающемуся массива учебной информации или формирование системы поведенческих навыков в рамках множества учебных дисциплин отнюдь не гарантируют овладения им целостной профессиональной деятельностью, не делают из него специалиста.

Обычный студент, бывший школьник, пребывает в своего рода виртуальном мире знаковых систем и искусственных форм деятельности. Но можно ли стать компетентным специалистом, находясь в позиции обучающегося, делая одно, научиться другому? Как перейти из мира учебной деятельности в реальный мир профессиональной деятельности? Ответ на этот вопрос и дает теория контекстного обучения: нужно создать педагогические условия для динамического движения деятельности, обучающегося от учебной к профессиональной, трансформирования первой во вторую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов. (Это не требует однозначного соответствия деятельности обучающегося деятельности специалиста (самое простое и неверное решение – сделать обучающегося «подмастерьем» инженера или менеджера, у которого можно учиться путем наблюдения и подражания)).

Контекст – это система внутренних (личность, ее знания и опыт) и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому, так и ее компонентам. В контекстном обучении выделены три базовые формы деятельности обучающихся и множество промежуточных, переходных от одной базовой формы к другой.

 К базовым относятся:

– учебная деятельность академического типа, классическим примером которой является информационная лекция;

– квазипрофессиональная деятельность, наиболее ярким ее представителем является деловая игра;

 – учебно-профессиональная деятельность, в которой обучающийся выполняет реальные исследовательские или практические функции (например, на производственной практике).

В качестве промежуточных выступают конкретные формы обучения, в которых все больше проступают (по целям, содержанию и по формам) черты профессиональной деятельности специалистов, обеспечивая переход от одной базовой формы деятельности обучающихся к другой:

 проблемные лекции,

 семинары-дискуссии,

 групповые лабораторно-практические занятия,

  анализ конкретных производственных ситуаций,

 спецкурсы и т. п.

 Итак, выделим ключевые моменты контекстного обучения:

– обучающийся с самого начала находится в деятельности позиции, поскольку учебные дисциплины представлены в виде предметов деятельности (учебной, квазипрофессио- нальной, учебно-профессиональной) с определенным сценарием их развертывания;

– включается весь потенциал активности обучающегося

– от уровня восприятия до уровня социальной активности по принятию совместных решений;

 – знания усваиваются обучающимися в контексте разрешения моделируемых профессиональных ситуаций, что обусловливает развитие познавательной и профессиональной мотивации, личностный смысл процесса учения;

– используется обоснованное сочетание индивидуальных и совместных, коллективных форм работы обучающихся; это позволяет каждому делиться своим интеллектуальным и личностным содержанием с другими, приводит к развитию не только деловых, но и нравственных качеств личности; – логическим центром педагогического процесса становится развивающаяся личность и индивидуальность будущего специалиста (а не «передача» информации, как в традиционном обучении), что составляет реальную гуманизацию обучения;

– из объекта обучающих и воспитательных воздействий обучающийся превращается в субъект познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности, не только «потребляет» интеллектуальную и духовную культуру, но и обогащает ее уже самим фактом своего творческого развития; – в отличие от «моноподходов», в контекстном обучении при должном научно-методическом обосновании их возможностей в достижении конкретных образовательных целей могут найти органичное место перечисленные выше и любые другие педагогические технологии традиционные и новые.

                                           Личностно-ориентированное обучение.

Личностноориентированный подход к обучению предполагает следующее.

1. Целостный взгляд на обучающегося как на личность, развитие способности человека к самоорганизации, к самостоятельному решению профессиональных, жизненных задач и внутренних проблем личности. При этом образование рассматривается как средство решения этих задач и проблем.

 2. Основную ориентацию на потребности, личный опыт и уровень актуального развития личности обучающегося и построение образовательного процесса в зоне его ближайшего развития, то есть личной направленности развития.

3. Знания перестают играть самодовлеющую роль, выполняя функцию средств в развитии личности.

4. Результатом является развитие универсальных культурно-исторических способностей личности, прежде всего, мыслительных, коммуникативных, творческих, рефлексивных, а также развитие мотивационно-ценностной сферы личности.

5. В личностно ориентированном образовании осуществляется субъект-субъектный тип взаимодействия, реализуемый в совместной деятельности. Здесь представлены два полномочных деятеля – обучающий и обучающийся. Оба имеют собственные мотивы, цели деятельности и соответствующие способности для ее осуществления.

6. При личностно ориентированном подходе к образованию базовой становится продуктивная, творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на отработку системы отдельных умений и навыков, выступает в роли вспомогательной по отношению к базовой деятельности. Вывод: Существуют две парадигмы – классическая и новая, принципиально отличающиеся друг от друга целями, содержанием образования, технологиями, а главное – позициями обучающего и обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по теме «Основы безопасности жизнедеятельности».

Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта, а некоторым совершать поездки на велосипедах. Всё это делает н...

Дипломная работа на тему:ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ………

ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ……………………….81.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явл...

Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»

Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Основа слова. Окончание"

Урок русского языка по учебнику Зелениной Л.М. 3 класс...

Урок русского языка по теме "Основа как значимая часть слова"

Данный урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова для 2 класса....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Основа слова"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Основа слова". УМК "Школа XXI века"...