Урок - викторина по теме «Основы безопасности жизнедеятельности».
план-конспект урока по окружающему миру (3,4 класс) на тему

     Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта, а некоторым совершать поездки на велосипедах. Всё это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное, нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_viktorina_osnovy_bezopasnosti.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – викторина по теме  «Основы безопасности жизнедеятельности».

Макарова Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность»

г. Дубны Московской области

Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по правилам дорожного движения, поведения на воде, на воздухе и в лесу.

Ход урока.

  1. «Транспорт как зона повышенной опасности».

   

      Днём и ночью в железнодорожных поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, самолётах едут, плывут, летят по стране люди на заводы и стройки, в учебные заведения, на курорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, который не пользуется услугами различных видов транспорта.

     Возникновение транспорта (от лат. транспорто – переносить, перемещать, перевозить) относится к древнейшим временам. В Древнем Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощёных дорог для военных целей. Для транспортировки грузов использовались рабы – носильщики, которые тащили 2 – 4 колёсные повозки или переносили вьюки. С ростом торговли появилось морское и речное судоходство – гребные, а затем и  парусные суда.

     Прошло много лет, прежде чем человек создал транспорт, который сегодня мы видим в городах и посёлках, на земле, на воде и в воздухе. Современному человеку трудно представить жизнь без автобусов, автомобилей, трамваев, электропоездов, самолётов и других видов транспорта.

      Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта, а некоторым совершать поездки на велосипедах. Всё это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное, нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию.

     Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения.

Правила:

  1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет – по обочине.
  2. Если тротуар, пешеходная дорожка, обочина отсутствуют или движение по ним невозможно, разрешается идти по краю проезжей части в один ряд.  Вне населённых пунктов пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
  3. Пересекать проезжую часть по пешеходным переходам. В местах, где движение регулируется, переходить проезжую часть следует только по сигналам светофора или регулировщика.
  4. На проезжей части пешеходы не должны задерживаться или останавливаться без необходимости. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны находиться на «островке безопасности» или линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления.
  5. При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрёстка разрешается переходить проезжую часть на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  6. Прежде чем начать переход дороги с двусторонним движением, посмотрите налево и направо – нет ли поблизости транспортных средств.
  7. Переходить дорогу следует спокойно. Дойдя до середины, посмотрите направо: если поблизости есть машины, остановитесь, пропустите их, а потом можете продолжать переход.
  8. Очень опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
  9. В ожидании общественного транспорта стойте на посадочной площадке (тротуаре, обочине), лицом к приближающемуся транспорту и боком к проезжей части, т.к. иногда заносит транспорт на скользкой дороге, а вы не видите надвигающуюся опасность.

Знакомство с дорожными знаками:

  1. «Движение без остановки запрещено».
  2. «Въезд запрещён».
  3. «Движение запрещено».
  4. «Остановка запрещена».
  5. «Стоянка запрещена».
  6. «Пешеходный переход».
  7. «Подземный пешеходный переход».
  8. «Надземный пешеходный переход».
  9. «Пешеходная дорожка».
  10.  «Движение пешеходов запрещено».
  11.  «Дети».
  12.  «Велосипедная дорожка».
  13.  «Движение на велосипедах запрещено».
  14.  «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
  15.  «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
  16.  «Светофорное регулирование».
  17.  «Тоннель».
  18.  «Дорожные работы».
  19.  «Пункт первой медицинской  помощи».
  20.  «Больница».
  21.  «Пункт питания».
  22.  «Питьевая вода».
  23.  «Гостиница или мотель».
  24.  «Место отдыха».
  25.  «Бассейн или пляж».
  26.  «Телефон».
  27.   «Пост дорожно – патрульной службы».

Вопросы викторины:

  1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов).
  2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
  3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней).
  4. Как правильно обходить автобус? (Сзади).
  5. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны).
  6. Где следует играть детям на улице? (В специально отведённых для игр местах).
  7. С какого возраста разрешается езда на велосипеде? (С 14 лет).
  8. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет).
  9. Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно при достижении 12 лет.  До 12 лет дети должны сидеть на заднем сиденье в специальном кресле,  пристёгнутые ремнями безопасности).
  10.  Что обязательно должны делать люди, если сидят на передних сиденьях автомобиля? (Пристёгиваться ремнями безопасности).
  11.  По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движению).
  12.  Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной).
  13.  В каком возрасте можно получить удостоверение на управление автомобилем? (В 18 лет).
  14.  Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход дороги? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там. Продолжить движение только тогда, когда пройдет транспорт).
  15.  Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство).

  1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»?

           Находясь на природе, человек имеет большие возможности для укрепления здоровья путём закаливания организма. Главными факторами закаливания являются солнце, воздух и вода. Только вот беда – люди не всегда правильно используют благотворное влияние природы. При приеме солнечных, воздушных и водных процедур надо соблюдать определённые правила, иначе эти процедуры доставят больше неприятностей, чем радости.

Что делать, если появились в ногах судороги?

Необходимо сразу же перестать работать этой ногой. Если есть возможность, встать на дно и растереть сведённую мышцу либо на секунду погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец. Можно также плыть, работая только руками, расслабив при этом сведённую ногу.

    Если нет сил возвратиться обратно?

В этом случае одно из верных и надёжных средств избежать опасности утонуть – самообладание и умение плавать на спине. Повернитесь на спину, полежите на спине спокойно, отдохните, восстановите ровное дыхание, а затем, избегая энергичных и порывистых движений, плывите к берегу.

 Правила:

  1. Нельзя купаться в неизвестных и непредназначенных для этого водоёмах, т.к. там могут быть опасные подводные течения и различные предметы.
  2. Купайтесь только под присмотром взрослых. Избегайте одиночных купаний.
  3. Не заплывайте за ограничительные знаки мест, отведённых для купания, не взбирайтесь на технические и предупредительные знаки, буйки и прочие предметы.
  4. Не подплывайте к моторным, парусным судам, вёсельным лодкам, баржам и другим плавательным средствам – это опасно.
  5. Не толкайте товарищей с берега, вышек, трамплинов в воду.
  6. Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свести судорогой ногу. При появлении озноба или сильной усталости выйдите из воды, отдохните и  согрейтесь.

      Хорошим средством закаливания организма являются воздушные ванны.

Места приёма солнечных ванн должны быть достаточно открытыми для солнца и естественного движения воздуха, но в то же время защищены от ветра.

     Признаки перегревания: слабость, головокружение, перед глазами замелькали «мушки». Вам следует присесть или прилечь в тени, смочить голову или лицо холодной водой. Также необходимо обмахиваться газетой, полотенцем, выпить минеральной или слегка подсоленной воды.

      Признаки солнечного удара: лицо краснеет, а затем бледнеет, появляется головная боль, головокружение, слабость, шум в ушах, пульс едва прощупывается, дыхание еле заметно. В тяжелых случаях может начаться тошнота, рвота, кровотечение из носа, судороги и обморок. Пострадавшего нужно отвести в тень, положить так, чтобы голова была выше туловища, спрыснуть лицо холодной водой, на голову положить холодный компресс, напоить холодной водой или холодным крепким чаем.

      Во всех этих случаях необходимо обратиться в медицинское учреждение.  

 

Правила:

  1. Надо начинать загорать постепенно, если у вас нет противопоказаний. Продолжительность первой солнечной ванны не должна превышать

           10 – 15 мин.

  1. Лучшее время – утренние часы, когда воздух чист и менее нагрет.
  2. Солнечные ванны принимают в положении лёжа, при котором обеспечивается равномерное облучение. Ложиться нужно ногами к солнцу, а голову следует защищать от прямых солнечных лучей (но не обвязывать полотенцем или косынкой).
  3. Во время приема солнечных ванн нельзя спать, надо менять положение тела. Каждый час делать перерыв на 10 – 15 мин. И отдыхать в тени.

Вопросы викторины:

1. Перечислите правила пребывания в воде?

2.Что делать, если появились в ногах судороги?

3.Что делать, если вы далеко заплыли и нет сил возвратиться обратно?

4.Перечислите правила пребывания на воздухе?

5.Признаки перегрева и солнечного удара?

6.Что необходимо сделать, если у человека перегрев или солнечный удар?

  1. «Природная среда и безопасность человека».

 Летом многие из вас отдыхают за городом, в деревне, на даче, совершают

прогулки на природе. Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для вашего здоровья.  К сожалению, не всегда это общение с природой приносит пользу. Основная причина – неосведомлённость о естественных природных опасностях, излишняя самоуверенность, а порой пренебрежение простейшими правилами личной безопасности при нахождении на природе.

     При посещении леса мы можем встретить огромное количество различных растений, но при этом не знать, что среди них могут быть ядовитые. Прежде всего, следует хорошо знать, что можно собирать и есть только те  растения, которые хорошо известны. Надо отучаться от привычки брать в рот первую попавшуюся ягоду, травинку, сдирать кору с прутьев.

     Нам могут встретиться такие ядовитые растения как вех ядовитый (цикута), белена, ландыш майский, вороний глаз, волчье лыко. При сборе грибов также надо уметь отличать ядовитые грибы от неядовитых. Ядовитые грибы: бледная поганка, мухомор, желчный гриб, ложные опята, ложная лисичка. Если вы сомневаетесь, то лучше этот гриб выбросить.

      Если же случилась беда, надо действовать быстро и решительно. Попытаться вызвать рвоту и, если позволят условия, промыть желудок. Для этого выпейте несколько стаканов тёплой воды с добавлением в каждый стакан 1 -2 чайных ложек соли. При отсутствии рвоты её следует вызвать искусственным путём, надавливая черенком ложки или двумя пальцами на корень языка. Это очищение надо повторять несколько раз – до появления воды. И конечно, как можно скорее обратиться за помощью в медицинское учреждение.

      Также в лесу нас могут подстерегать опасные встречи со змеями, лесными клещами, пчелами, осами.

     Когда же змея кусает? Это случается чаще всего в том случае, если человек наступит на неё либо как-то потревожит. Поэтому в тех местах, где есть змеи, надо быть осторожным. Советуют, прежде чем сорвать ягоду или гриб, прощупать травку палкой.

     Как быть, если обнаружили змею первыми? Не надо пугаться и ни в коем случае нельзя тревожить или убивать змею. Дайте ей уползти или посторонитесь сами.

     Что делать, если вас укусила змея? Прежде всего, надо отсосать яд из ранки, но при условии, что у вас во рту нет ссадин и ранок. Для этого надо широко захватить место укуса в складку и быстрым нажатием выдавить из ранки каплю крови, после чего отсасывать кровь в течение 5 – 7 мин., постоянно сплёвывая слюну. После отсасывания яда рот следует прополоскать. Пострадавшему следует ограничить подвижность и больше пить (воду, чай).

     Во всех случаях пострадавший должен как можно быстрее обратиться к врачу.

Особую опасность представляют лесные клещи, которые являются переносчиками опасного заболевания клещевого энцефалита, при котором происходит тяжёлое нарушение ЦНС. Клещи располагаются у троп на кончиках боковых веток растений и трав, цепляются за одежду проходящего человека. Они активны в любое время суток и в любую погоду, кроме сильных дождей. Если такого клеща не снять вовремя с одежды, он заползает под неё, присасывается к телу человека и пьет кровь. Укус его безболезнен  благодаря присутствию в слюне обезболивающего вещества.

     Что делать, если к вам присосался клещ? Нельзя отрывать присосавшегося клеща. Как можно скорее обратиться за помощью в медицинское учреждение. Если это не возможно, то надо капнуть растительным маслом или прижечь его горящей спичкой, а оставшийся в ранке хоботок удалить прокаленной на огне иглой. Удалённого клеща надо отнести в медицинское учреждение для обследования.

     Чтобы избежать укуса пчел, ос, необходимо быть внимательным и соблюдать правила личной предосторожности. Не приближайтесь, особенно в жаркие дни, к пчелиным ульям, осиным гнёздам. Вблизи них не совершайте резких движений, т.к. это привлекает насекомых и вы можете стать объектом нападения. Опасно разорять  встретившиеся на пути осиные гнезда. Осторожно употреблять сладости: мёд, варенье, фрукты и ягоды – на открытом воздухе, т.к. это может привести к наиболее опасному укусу – в язык.

     Что делать, если вас укусила пчела? Необходимо осторожно удалить жало из места укуса, т.к. из него некоторое время продолжает выделяться яд.

Что делать, если вас укусила оса? Оса может кусать неоднократно, т.к. у неё нет жала. Чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, на место укуса следует положить что-нибудь холодное (носовой платок, смоченный в воде). Следует чаще пить. По возможности лучше сразу обратиться ко врачу.

Правила:

  1. Собираясь в лес надо надевать соответствующую одежду: высокие сапоги, брюки, куртку или рубашку с длинным рукавом, головной убор. Вся одежда должна быть заправлена.
  2.  Соблюдать правила поведения в лесу: не сорить, не кричать, не разводить костры в неположенных местах.
  3. Бережно относиться к растениям, животными птицам. Не рвать редкие растения, не разорять птичьи гнёзда, норы.

Вопросы викторины:

  1. Какие правила поведения надо соблюдать  в лесу?
  2. Как быть, если обнаружили змею первыми?
  3. Что делать, если вас укусила змея?
  4. Чем опасен лесной клещ?
  5. Что делать, если к вам присосался клещ?
  6. Что делать, если вас укусила пчела или оса?

  1. Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК по "Основам безопасности жизнедеятельности"

Аннотация:НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Местом проведения урока может быть открытая площадка, классная комната или актовый зал. Цель: воспитание у детей высокой общей к...

Применение дидактических игр в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности на уроках окружающего мира.

Доклад для выступления на районном семинаре "Игра  как средство здоровьесбережения"....

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по основам безопасности жизнедеятельности на тему: "Огонь – друг или враг"

Цели и задачи: ·        формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;·        дать общее представление назначения (функций)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

Классный час на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Классный час на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»...

Конспект урока по предмету « Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Безопасность в доме», 7Б класс

Данна разработка может быть использована дла проведения урока ОБЖ и в воспитательной работе....

Урок – викторина по теме «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по правилам дорожного движения, поведения на воде, на воздухе и в лесу....