Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Основа слова. Окончание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Генералова Ольга Вячеславовна

Урок русского языка по учебнику Зелениной Л.М. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.okonchanie_i_osnova_slova.doc31.5 КБ
Файл k_uroku_r.yaz_3_klass.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Основа слова и окончание»


Цель: научить определять в словах окончание и основу.



  1. Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.
  2. Минутка чистописания.

- Начнём урок русского языка. Но чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять(проводится пальчиковая гимнастика и прописываются элементы букв на усмотрение учителя).

3. Повторение правил.

-Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

-Из чего состоит текст? (Из предложений.)

-Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу.)

-Из чего состоит предложение? (Из слов.)

-Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, союз, частица.)

-Что такое имя прилагательное?

-Что такое глагол?

-Что такое имя существительное?

-Сейчас мы с вами вспомним некоторые имена существительные, которые являются словарными словами.

4. Словарная работа.

-Какие слова мы называем словарными? (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)

На экране появляются картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина).

Детям предлагается записать слова, поставить ударение и подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно.

-Что объединяет все эти слова? ( Все они обозначают растения.)

5.Тема урока.

На экране появляются слова: Москва, москвич, Москву, Москвы.

-Что общего у всех этих слов? (Корень  -москв- ).

-Определите, какое слово лишнее.(Москвич.)

-Почему? (В словах «Москва, Москву, Москвы» меняется только последняя буква. Слово «москвич» - родственное. «Москва, Москву, Москвы» - форма одного и того же слова.)

-Да, действительно, в словах «Москва, Москву, Москвы» изменился только конец слова или окончание. Это и будет темой нашего урока. Мы с вами научимся находить в словах окончание и основу слова.

Дети записывают данные слова.

После записи слов учитель показывает , как выделяется окончание. Детям предлагается прочитать правило на стр. 111 (учебник «Русский язык» 3 класс  Л. М. Зелениной.)

- Часть слова без окончания называют основой слова.

Учитель показывает, как выделяется основа. Далее выполняется упражнение №1 на стр.110.

Задание: списать текст, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выделить окончание и основу.

… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !

6. Первичное закрепление.

На экране слова в хаотичном порядке: коза, козочка, козы, козлёнок, козу, козлик, козе.

-Напишите слова в два столбика. ( Сначала можно спросить у детей, кто из них догадался, по какому признаку можно разделить слова. Если ответов нет, то задание даёт учитель.)

-В 1 столбик выпишите формы слова «коза», а во 2 столбик – однокоренные слова.

-Выделите во всех словах корень. В 1 столбике выделите окончание и основу.

Вывод: окончание изменяемая часть слова. Окончание не влияет на образование однокоренных слов.

7. Физкультминутка.

Плаваем мы как дельфины

И летаем как орлы,

Дружно ходим как пингвины,

Выше зайца прыгнем мы.

Мы быстрее волка мчимся

И тихонечко садимся.

8. Закрепление.

На экране текст.

Мы возвращаемся домой. Вдруг началась гроза. Я никогда не видел такой гроза. Дома я рассказал про гроза.

-Что вам не понравилось в тексте?

-Как исправить текст? (Изменить окончание у слова «гроза».)

-Спишите текст, изменяя форму слова «гроза». Выделите окончание и основу.

Дети самостоятельно списывают текст. Для проверки текст ещё раз выводится на экран. Ученики читают свои предложения и исправляют слова на экране. После проверки делается вывод : Окончание служит для связи слов в предложении.

9.Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

-Образуются ли с помощью окончания родственные слова?

-Что такое основа слова?

-Как графически выделяют окончание и основу?

10. Домашнее задание.

Упражнение №7, стр. 114, правило на стр. 111.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОУ ЦО № 491 «Марьино» Русский язык 3 класс

Слайд 3

о сина

Слайд 4

подосиновик осинник

Слайд 5

Осиное гнездо

Слайд 7

Тест «Имя существительное» А) Имя существительное – это… 1)часть речи 2) часть слова 3)член предложения 4)часть основы Б) Имена существительные отвечают на вопросы 1)Что делать? Что сделать? 2)Кто? Что? 3)Какой? Какая? Какое? 4)Сколько? Который? В) Найдите имя существительное 1)прыгать 2)прыгающий 3)прыжок 4)перепрыгнуть Г) Имена существительные изменяются по… 1)родам 2)числам 3)дням 4)годам Д)Найдите имя существительное женского рода 1)праздник 2)сено 3)число 4)радость Е) Найдите имя существительное, которое во множественном числе будет иметь другой корень 1)конь 2) человек 3)лицо 4)трамвай

Слайд 8

Ключ к тесту 1 – Х 2 – О 3 – Р 4 - Ш р

Слайд 9

Имена существительные с твёрдой и мягкой основами

Слайд 11

яблок о капуст а вишн я малин а морковь лук

Слайд 12

Рыцарь, сокол, клоун, гвоздика, солома, гусь, кобра, кашель, баня, дружба, жизнь, воробьи. Запишите слова в два столбика: в первый – с мягкой основой, во второй – с твёрдой. Основы выделите зелёным и синим цветом.

Слайд 13

Мчится _______ удалой (По)тр… пиночке л… сной . (От) дувается , пыхтит: Зверь на промысел сп …шит. Он – гр…за гадюк, ужей, Вра ( к,г ) и сереньких мышей.

Слайд 14

Спасибо за работу! Учитесь на отлично!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ "Состав слова"

УМК «Перспективная начальная школа     Русский язык 2 класс    Тема :  Состав слова     Тип урока: урок обобщения знаний.Дидактическая...

Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...