Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Людмила Анатольевна Майер

УМК «Перспективная начальная школа     Русский язык 2 класс    Тема :  Состав слова     Тип урока: урок обобщения знаний.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний .

 Задачи

Предметные: сформировать представление детей о частях слова как о составе слова; находить части слова; образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса; находить родственные слова.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;

Личностные

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         УМК «Перспективная начальная школа     Русский язык 2 класс    

                                         Тема :  Состав слова     Тип урока: урок обобщения знаний.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний .

 Задачи

Предметные: сформировать представление детей о частях слова как о составе слова; находить части слова; образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса; находить родственные слова.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;

Личностные

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

                                       

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: системно-деятельностные проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

                                               Средства обучения

  • ЧураковаН.А. Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 3.;Каленчук М.Л. Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 2  - М,Академкнига/учебник 2012– (УМК «Перспективная начальная школа»)
  • ТПО для 2 класса
  • Раздаточный материал              

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

- Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться

Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает.

Подготовка к работе

Регулятивные (саморегуляция, контроль)

2.ЦелеполаганиеАктуализация знаний

3. Постановка учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Игра «Садись, не ошибись»

1команда                       2команда                         3команда       4 команда

Каждая команда  посмотрела на свой знак.

Сядет та команда, у которой :

- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Часть слова, которая служит для связи слов  в предложении.

- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Как называется ваша часть слова. Скажите,  что такое корень?

Обратите внимание на доску что вы видите?(поезд) А как по- другому называют поезд?(состав) Сможете объяснить почему?

Обратите внимание на следующее словосочетание:  состав слова

Как вы его понимаете?

Как вы думаете какова тема урока? (состав слова) Откройте содержание учебника найдите тему урока и откройте  нужную страницу. (74)

Какую цель поставим?

Каллиграфическая минутка

-- Запишите название темы в тетради каллиграфически правильно. (оцените свою работу)

- Назовите части из которых состоят слова?

- Пока мы с вами беседовали и записывали название темы урока, у Маши и Миши уже возник спор. Прочитайте об этом в учебнике стр. 74-75

-- С чьим мнением вы согласны? Почему? А почему ошибся Миша? Все ли слова имеют такой же состав, как и слово ПРОВОДНИК?

(Нет, у каждого слова – свой состав, а слов очень много)

- А что нужно знать и уметь, чтобы не ошибиться? (Части слова, их место в слове, значение и назначение; умение делать разбор слова по составу)

- Да, действительно, слов в русском языке очень много, но сегодня мы сможем понаблюдать за целыми группами слов и посмотрим на них с точки зрения их состава

Работа по группам. Консультанты возьмите рабочие листы для своей команды в соответствии со своим цветом.

1 гр.

1.Учебник стр. 75, упр. 79

2. Выполните  проверку

3.

2 гр.

  1. учебник стр. 76 упр. 80
  2. Выполните проверку

3 гр.

  1. Учебник стр. 76 упр. 81
  2. Выполните проверку

4 гр.

  1. Учебник стр. 77 упр. 82
  2. Выполните проверку

Физминутка (каждой группе выдается схема слова, в классе расклеены слова, необходимо найти слово соответствующее своей схеме)

Мыслительные операции и учебные навыки

Знакомятся с новым понятием с разных точек зрения, ставят цели

Составляют план достижения цели и определяют средства (рассматривание слов с разных точек зрения; алгоритм разбора слова по составу)

Выполнение упражнений учебника

Решают типовые задания с наблюдением за группами слов с одинаковым составом, находят общее с точки зрения смысла, проговаривают алгоритм разбора вслух

Коммуникативные(согласование действий с партнёром);

Познавательные(общеучебные);

Регулятивные (коррекция, оценка)

Регулятивные(целеполагание);

познавательные(общеучебные, логические);

коммуникативные (построение речевых высказываний)

5. Первичное закрепление,

воспроизведение материала на новом уровне

 1 группа №79 – работа с Обратным словарём

(Словарный список: слова на –иха: ежиха, моржиха, слониха, портниха, лосиха, ткачиха, зайчиха, волчиха, паучиха; кроме слова  повариха )

- Когда мы уже работали с этими словами? (Когда изучали, как делаются слова)

- Итак, что можете сказать о составе этих слов? (Их состав одинаковый)

- Из каких частей состоит каждое слово? (Из корня, суффикса и окончания)

- Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно? ( Суффикс и окончание)

- Это придаёт им что-то общее? Что именно с точки зрения смысла? ( Суффикс –их- в словах-предметах показывает, что все эти слова женского пола; окончание –а – все слова – женского рода)

 - Разобрали  по составу первые 3 слова.   оцените себя

2 группа упр. 80

№ 80 – работа с Обратным словарём

(Словарный список: слова на – ик: лобик, зубик, кубик, …., ёжик, чижик,…., гномик)

-Миша и Маша уверены, что каждое из этих слов состоит из 3-х частей. Вы согласны? Докажите. (У каждого из этих слов есть корень, суффикс и нулевое окончание)

- Какой оттенок смысла сообщает всем словам суффикс – ик? (Уменьшительно-ласкательный)

- О чём нам говорит нулевое окончание?( О том, что сейчас его не видно, а появится оно, если форму слова изменить.

- Измените (устно). (Лобики, нет зубика, кубики, у ёжика и т.д.)

- Выполните разбор 3-х любых слов по составу. Оцените себя

3 группа упр. 81

№ 81 – работа с Обратным словарём

(Словарный список: слово ЧИТАТЬ и все родственные ему слова: зачитать, перечитать, дочитать, почитать, прочитать)

- Рассмотрим эти слова с точки зрения смысла. Начать предлагаю с плаката Летучей Мыши. Что значит «зачитать книгу до дыр»? (Истрепать) А ещё варианты есть? (Зачитать отрывок)

-А остальные слова? (Прочитать ещё раз, дочитать до конца, почитать перед сном, прочитать полностью - завершить действие)

- Рассмотрите эти слова с точки зрения состава. Сколько частей? (4) Назовите их. (Приставка, корень и 2 суффикса)

- Есть ли в словах нулевое окончание?  (Нет, так как это – неопределённая, неизменяемая форма слова)

- Какие части совершенно одинаковые? (Корень, суффикс – а - и суффикс –ть )

- А чем отличаются слова?  (Приставками, придающими каждому слову свой смысл)

- Разберите по составу 3 любых слова. Оцените себя

4 группа упр. 82

Как вы считаете, в словах дочитать, добежать, дописать, долететь  у приставки до одно и то же значение? Какое? Разбор по составу дочитать, долететь.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем);

коммуникативные (построение речевых высказываний)

Регулятивные

(коррекция, оценка);

познавательные (общеучебные, логические)

коммуникативные

.

Итак, мы поработали с разными группами слов. С каких точек зрения мы их рассматривали? Можем ли сказать, что между смыслом слов и их составом есть связь?  В какой последовательности выполняли разбор слов по составу?

Давайте составим алгоритм разбора слов по составу.

1)Составление алгоритма разбора слова по составу

Прочитайте слово, определите часть речи

Измените слово

Выделите окончание (изменяемую часть слова)

Выделите основу слова

Подберите родственные (однокоренные) слова

Выделите корень

Выделите суффикс

Выделите приставку

Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.

Индивидуальная работа на карточках

6. Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Рефлексия деятельности

9. Домашнее задание

 1 гр.

Нужно найти слово по его частям.

Его корень в слове « лесной», приставка в слове «перелёт», суффикс в слове «грибок», окончание в слове «волк».

Слово______________(перелесок)

Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «заяц».

Слово_____________________(подорожник)

Корень – придорожный, суффикс – низенький, окончание – рука.

Слово________________ (дороженька)

2 гр.

Из данных частей слова собрать слово, записать их, разобрать по составу.

1. ник        стакан         под                            а) подстаканник

    ий          еньк            мал                                     б) маленький

    а             ушк            корм                                   в) кормушка

    н             ик              гриб                                    г) грибник

   а           под           сказ                                       д) подсказка

2. ник        окон         под                                       а) подоконник

    ник        под           снеж                                 б) подснежник

     а       к     по              сад                                    в) посадка

    и            ик              лист                                      г) листики

    ий          еньк           хорош                           д) хорошенький

3 гр.

7)  «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах.

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

4 гр.Задание: Найди лишнее слово

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

Левый, слева, лев, налево, левая;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;

Стол, столик, столетие, настольный;

Проверка заданий

Рефлексия

 Верные, неверные утверждения

Корень это общая часть родственных слов. +

Приставка стоит после корня и служит для образования новых слов.-

Окончание это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.+

Суффикс стоит перед корнем и служит для образования новых слов.-

 "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Дома:

ТПО упр 50, 51, 52 (одно упр на выбор)

Осуществляют самооценку собственной

деятельности

личностные

регулятивные

Рабочий лист   1 группа

  1. Выполни упр. 79 в учебнике на странице75
  2. Ответьте на вопросы:

- Итак, что можете сказать о составе этих слов? Их состав одинаковый или разный (подчеркни нужное)

      - Из   каких частей состоит каждое слово? ________________________________________________

       - Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно ________________________________________

      - Это придаёт им что-то общее? Что именно с точки зрения смысла?______________________________________________________________________________________

   3. Составь алгоритм разбора слов по составу

   4.  Собери  слово по его частям.

   А) Его корень в слове « лесной», 

        приставка в слове «перелёт», 

        суффикс в слове «грибок», 

        окончание в слове «волк».

    Слово___________________________

Б) Его корень в слове «дороженька», 

приставка в слове «попрыгать»,

суффикс в слове «лесник», 

окончание в слове «заяц».

Слово_________________________

Рабочий лист   2 группа

  1. Выполни упр. 80 в учебнике на странице76
  2. Ответьте на вопросы:

-Миша и Маша уверены, что каждое из этих слов состоит из 3-х частей. Вы согласны? Докажите. ________________________________________________________________________________________

     - Какой оттенок смысла сообщает всем словам суффикс – ик? ___________________________________

     

   3. Составь алгоритм разбора слов по составу

   4.  Собери  слово по его частям.

Из данных частей слов  собрать слова, записать их, разобрать по составу.

1.а)  ник        стакан       под                     а) _________________________________

    б) ий          еньк          мал                     б) _______________________________

    в) а           ушк            корм                    в) _______________________________

    г) н             ик             гриб                    г) _________________________________

   д) а           под              сказ                     д)______________________________________

    е) ник        окон         под                       е) ________________________________________

  ж)  ник        под           снеж                     ж) ________________________________________

  з) а       к     по              сад                        з) ________________________________________

    к) и            ик              лист                     к) ________________________________________

Рабочий лист   3  группа

  1. Выполни упр. 81 в учебнике на странице76
  2. Ответьте на вопросы:  - Рассмотрите эти слова с точки зрения состава. Сколько частей? _______

Назовите их.______________________________________

    - Какие части совершенно одинаковые? _____________________________________________________

     - А чем отличаются слова?  _________________________________________________________

   - Какую роль играют приставки в этих словах? _________________________________________________

3. Составь алгоритм разбора слов по составу

4. «СОБЕРИ СЛОВА».   Соберите части  слова, которые спрятались в других словах.

а) Приставка в слове - ПОДБЕЖАЛ, 

 корень в слове    - СНЕЖИНКА,

 суффикс в слове  – ЛЕСНИК,

 окончание в слове – УЧЕНИКИ 

Слово ______________________________________

б) Приставка в слове ЗАХОД,

 корень в слове - ГОРОДА,

суффикс в слове  – СТОРОНКА,

окончание в слове  – ЗИМА

Слово ______________________

Рабочий лист   4  группа

  1. Выполни упр. 82 в учебнике на странице77
  2. Ответьте на вопрос:

Как вы считаете, в словах дочитать, добежать, дописать, долететь  у приставки до одно и то же значение? Какое?  ___________________________________________________________________

   

 3. Составь алгоритм разбора слов по составу

4. Задание: Найди лишнее слово, вычеркни его, выдели корень в остальных словах.

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

Левый, слева, лев, налево, левая;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;

Стол, столик, столетие, настольный;

Составь алгоритм разбора слов по составу

(пронумеруйте 1,2,3,4,5 и т. д)

Выделите окончание (изменяемую часть слова)

Выделите суффикс

Измените слово

Выделите корень

Выделите основу слова

Выделите приставку

Прочитайте слово, определите часть речи

Подберите родственные (однокоренные) слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".

ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...