Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Желанкина Ольга Николаевна

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 2-м «Б» классе.

Тема: Какие слова пишутся с заглавной буквы?

26 ноября 2014 года.  Учитель Желанкина Ольга Николаевна.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели по содержанию:

  1. образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных; развивающая – развивать внимание, логическое мышление, память;
  2. воспитательная – формировать навыки сотрудничества .

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Формируемые УУД :

1   Познавательные УУД: записывать с заглавной буквы имена собственные; формировать умение строить речевое высказывание в устной форме; формировать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; развивать познавательную инициативу, умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве

2 Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; развивать умение управлять своей деятельностью, действовать по образцу и заданному правилу; проявлять инициативность и самостоятельности, проявлять контроль и коррекцию.

3 Личностные УУД: способность к самооценке; развивать чувство уверенности в своих возможностях; формировать познавательные мотивы, т. е. интерес к новому; доброжелательное отношение к окружающим; участвовать в учебном сотрудничестве

4 Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение; формировать собственное мнение;

Планируемые результаты:

1. Предметные: уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

2. Метапредметные: 

Регулятивные: универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные: УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные: УУД  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Ресурсы урока: Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс, Москва, Просвещение, 2014.                                                                              

Ход урока

I. Организационный момент

Проверьте готовность рабочего места. Физ. пауза «Помассируем ушки».

II. Актуализация знаний.

Составим план нашего урока (на магнитной доске подготовлены таблички).

Кто может помочь мне их расставить в нужном порядке, чтобы получился интересный урок? Чем мы обычно занимаемся на уроке?

1 Итак повторяем: на какие 2 группы делятся все звуки в языке? Какими бывают гласные?

Какими бывают согласные? Какие буквы помогают читать согласные твёрдо? Какие мягко?

2 Работа с презентацией.

Помогите мне превратить мел в мелкое место в реке.

Угол в полезное ископаемое, которое горит.

Шест в число.

Какие слова получились? Какая буква помогла в превращении?

Кто может сказать тему урока? Кто понял о какой букве пойдёт сегодня речь?

3 Что мы о неё уже знаем? (не обозначает звука, смягчает предыдущий согласный)

Вернёмся к нашему плану. Что мы уже выполнили? Поставим +.

Физкультминутка

«Сова»

III. Организация познавательной деятельности.

1 Откройте тетради, запишите число, вид работы. Повторим, как пишется Ь в соединениях.

Странные сочетания? Откройте учебник на стр. 137, выпишите словарные слова с Ь и с этими сочетаниями. На какие темы эти слова?

Поделите на слоги, поставьте ударение. Почему эти слова оказались в словаре? Подчеркните букву Ь. Это тоже орфограмма. Вот что мы узнали нового.

Выставить карточку на доску.

Попробуйте произнести эти слова без Ь.

Послушайте правило написания слов с Ь.

Включаю диск.

2 Одинаковые ли количества звуков и букв в словах с Ь? Ваши предположения? Выполним упражнение №5 на стр. 89. Вставьте простым карандашом где нужно Ь. Запишите эти слова друг под другом, справа напишем звуковую модель слов. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков. Какой вывод можем сделать? Выставить карточку на доску.

Физкультминутка

«Буратино»

3 Как переносить слова с Ь? Выполним упр. №7, спишите первую группу слов. Выставить карточку на доску. Какой вывод можем сделать? Включить диск.

Физкультминутка

для глаз.

4 Вернёмся к плану урока. Что мы ещё сделали? Ставим +.

Закреплять наши знания о букве Ь мы будем работая с компьютером. Работаем в парах, помогаем друг другу, выполняем упр № 1,2,3.

Что ещё мы выполнили в нашем плане? Ставим +.

4. Подведение итогов.

Всё успели на уроке, что запланировали?

Нет, ещё нужно применить знания. Где тебе могут пригодиться знания о букве Ь?

Посмотрите на задание упр. №9 стр. 90. Во всех словах есть Ь? Какую работу он выполняет в них? Меньше будет звуков в этих словах чем букв?

Что вы ответите дома на вопрос: Чему научились? Кто считает, что он хорошо работал – погладьте себя по голове. Кто считает, что сосед – пожмите ему руку.



Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 2-м «Б» классе.

Тема: Какие слова пишутся с заглавной буквы?

26 ноября 2014 года.  Учитель Желанкина Ольга Николаевна.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели по содержанию:

  1. образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных; развивающая – развивать внимание, логическое мышление, память;
  2. воспитательная – формировать навыки сотрудничества .

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Формируемые УУД :

1   Познавательные УУД: записывать с заглавной буквы имена собственные; формировать умение строить речевое высказывание в устной форме; формировать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; развивать познавательную инициативу, умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве

2 Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; развивать умение управлять своей деятельностью, действовать по образцу и заданному правилу; проявлять инициативность и самостоятельности, проявлять контроль и коррекцию.

3 Личностные УУД: способность к самооценке; развивать чувство уверенности в своих возможностях; формировать познавательные мотивы, т. е. интерес к новому; доброжелательное отношение к окружающим; участвовать в учебном сотрудничестве

4 Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение; формировать собственное мнение;

Планируемые результаты:

1. Предметные: уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

2. Метапредметные: 

Регулятивные УУД -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные УУД  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Ресурсы урока: Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс, Москва, Просвещение, 2014.                                                                              

Ход урока

I. Организационный момент

Проверьте готовность рабочего места. (Дети произносят хором)

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Физ. пауза «Помассируем ушки».

II.Мотивация.

-Ребята, предлагаю наш урок начать с  высказывания:

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься»(Вьетнамская пословица). 

-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)

-Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!

Составим план нашего урока (на магнитной доске подготовлены таблички).

Кто может помочь мне их расставить в нужном порядке, чтобы получился интересный урок? Чем мы обычно занимаемся на уроке?

- Откройте тетради, запишите число, вид работы.

III. Проверка домашнего задания. Чистописание. Словарная работа.

Все, кто дома хорошо выполнил упражнение №129, быстро распределит буквы в 2 столбика: прописная, строчные.

                         Д                 о, р , г, а, о

Кто узнал словарное слово, с которым мы вчера познакомились?

Запишите его, разделив для переноса. Какую безударную гласную запомнили?

На следующей строке запишите каждую  в 2 вариантах в алфавитном порядке.

(Аа Гг Дд Оо Рр)

Все ли буквы русского алфавита существуют в двух вариантах?

Всегда ли славянский алфавит имел строчные буквы?

Какой царь ввёл две разновидности букв? В каком году?

В каких алфавитах нет разделения на заглавные и строчные?

IV. Актуализация темы.

- Запишите под диктовку предложение:  На дороге лежит шарик.

- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой) 

- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.

-  Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?

От значения слова в предложении.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Физкультминутка

«Сова»

V. Организация познавательной деятельности.

1.  - Какие правила вы уже знаете по теме нашего урока? Какое слово написано уже в ваших тетрадях с заглавной буквы? (Первое слово в предложении)

2. – Какое ещё в этом предложении слово написано с заглавной буквы?  

Кличка животного.

3.  - Ещё какие слова пишутся с заглавной буквы? (ФИО) Как зовут этого человека?

- Запишите свою фамилию. С какой буквы?

А вы знаете, что ещё 200 лет назад у большинства людей на Руси фамилий не было. Были прозвища и отчества. Например: Петров – сын Петра, Беляков мог иметь белые волосы, фамилию могли дать по профессии: Кузнецов, Попов.

- Советую вам заняться этой проблемой. Попробуйте узнать историю фамилий – получится интересный проект. Запишите рядом с фамилией своё имя. Вы пишите полное или сокращённое?

- Я просила всех подготовить сообщения о своих именах. Слушаем.

- На следующем уроке мы нарисуем внизу свои автопортреты, соберём все листы и у нас получится словарь имён 2 Б класса. Как мы расположим листы?

- У нас есть тёзки в классе? Какие имена принадлежат и мальчикам и девочкам?

4.  - Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? Посмотрите на экран. Наш город ... Наша школа стоит на улице ... Здесь есть река ...

- Запишем под диктовку:

5.  Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? Запишите отгадки:

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой. (Буратино)

Она красива и мила

Её имя от слова «зола». (Золушка)

у некоторых героев имя состоит из двух слов, оба слова пишутся с заглавной буквы. Догадайтесь о ком речь: «Взяла девочка пирожки и пошла через лес проведать бабушку» (Красная Шапочка)

6.  – Что вы видите на экране? Запишите три планеты, которые вы знаете.

Делаем вывод: Перечислите какие слова пишутся с заглавной буквы.

Физминутка.

Если слова пишутся с маленькой буквы, то нужно присесть, если с большой хлопнуть в ладоши.

Девочка, Валя, кот, Мурзик, река, Волга, ученик, Иванов, лев.

 

Почему кто-то хлопнул, а кто-то присел? Сейчас вы будете работать в парах, выполнять задания на компьютере. Вспомним правила работы в паре:

- Слушать друг друга

- Уметь уступать

- Уметь договариваться

7.  Работа на компьютере.

Физкультминутка

для глаз.

 

- Какие слова вы записали с заглавной, а какие с маленькой буквы?

8.  Работа с текстом. Исправьте ошибки. Перепишите текст Я собираю тетради и оценю работу.    

Подведение итогов.

- Вернёмся к плану урока. Что мы сделали? Ставим +.

- Помните высказывание с которого мы начали урок? Пригодятся ли знания урока вам в жизни? Где? Поблагодарите соседа за помощь.

Домашнее задание.

У вас на партах таблички со словами. Посмотрите, в какую группу подходит ваше слово?

(Фамилия-имя человека, название города, имя сказочного героя)

- Мы с вами разобрали наше домашнее задание: упражнение 130, запишите. Это сложное задание. Для тех, кто боится, что не справиться – упражнение 131.