Проект "Календари в религиозных культурах народов России".
проект по орксэ (4 класс) на тему

В современном обществе назрела необходимость в приобщении людей к великому наследию традиций прошлого, к возраждению прекрасных народных обычаев. Данный проект раскрывает значимость календаря в религиозных культурах народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sosh_no_21.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Проект

«Календари в религиозных

 культурах народов России».

                                    Нижнекамск

                                          2014


        1. Название  проекта:  «Календари в религиозных культурах народов России».

        Тип проекта: познавательный.

        2. Организация – исполнитель: МБОУ «СОШ №21», 3 класс.
        3. Руководитель проекта: Никонорова М.В., Вахитова А.В., Рахова Е.

        4. География: РТ. Город Нижнекамск.

        5. Сроки выполнения проекта: 2014-2015 учебный год.

        6. Актуальность проблемы:  в современном обществе назрела необходимость в приобщении людей к великому наследию традиций прошлого, к возрождению прекрасных народных обычаев.

        7. Цель проекта: «Раскрыть значимость календаря в религиозных культурах народов России».

        Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

        8. Задачи проекта:
 - познакомить с календарями различных конфессий и их предназначением;

 -  раскрыть отличительные особенности данных календарей;
- формировать представление о взаимосвязи культуры народов с религиозными  традициями;
- определить влияние календаря на повседневную жизнь верующих людей;

 - воспитывать толерантное отношение друг к другу.

        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

        9. Формы работы: коллективная,  групповая работа.

        Методы и приёмы: Метод активного обучения  (проблема ); проектирования  (создание проектного продукта); информационный (поиск материала в различных источниках информации);  оценивания процесса выполнения  

( подведение итогов работы над проектом).

        10. Основа проекта: В  требованиях нового Федерального государственного образовательного стандарта  отмечается, что сегодняшний образовательный процесс - это процесс развития личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных жизненных обстоятельствах, как в личных интересах, так и в интересах общества. Стержень реализации образовательных  стандартов - системно-деятельностный подход.

        Использование проектной методики позволяет  решать задачи системно-деятельностного  подхода наиболее эффективно. С помощью проектов можно   организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и привлечь информационные ресурсы,  развить способность видеть и понимать окружающий мир, правильно ориентироваться в нём, принимая верные решения.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

11. Планируемые результаты обучения:

        1. Метапредметные  результаты 

Регулятивные УУД

        Формирование умения определять цель деятельности; определять успешность выполнения своего задания; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

        Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации.
        Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий.

                                                   


                                    Познавательные УУД
        Самостоятельно выделять  и формулировать познавательные цели,  искать и выделять необходимую информацию. Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
        2. Предметные результаты:

 Литература: тексты-повествования;

окружающий  мир: складывание целостного образа мира, который формируется на основе интеграции знаний из различных сфер культуры: науки, литературы, архитектуры, изобразительного искусства и религии;

информатика и ИКТ: создание проекта при помощи компьютера.

         3. Личностные результаты

 1) Понимание культуры и ценности других народов, уважительное отношение к другой культуре.

2)  Пробуждение стремления учащихся к добру.

3) Осознание целостности окружающего мира, освоение основ религиозной грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире людей.

4)Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5)Развитие любознательности и интереса к знаниям.

        12. Предполагаемые  результаты:

1. Положительная эмоциональная обстановка на уроке.
2. Проект способствует пониманию культуры других народов, уважительному отношению к их истории.
3. У ребят появится желание знать больше о традициях представителей религиозных культур нашей республики.

     


Проект «Календари в религиозных культурах народов России».

1.Обоснование проекта

        Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений, ценностей, традиций.

        В условиях сложного периода нестабильности и проявления экстремизма  в нашей жизни утрачены  многие духовные достижения и ценности. Сейчас особенно остро ощущается необходимость в приобщении людей к великому наследию традиций прошлого, к возрождению прекрасных народных обычаев.  

        Актуальность проекта заключается в том, чтобы как можно раньше у детей складывался целостный образ культурно – исторического мира России. Необходимо помочь ребёнку разобраться в системе нравственных ценностей и приоритетов  жизни.

2. Содержание проекта.

Толкование слова «календарь».

        Слово "календарь" приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы, – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – "провозглашать", "созывать", потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Необходимость календаря в измерении времени.

        Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа  предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и солнца

3) смену времен года.

        Календарь - это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним  миром человека в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре.

        Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества.

        Даже самые древние из календарей, такие как Солнечный древнеегипетский календарь или Лунно-Солнечный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур.

        Русский Православный календарь также не является исключением из этого правила. Однако он обладает некоторыми особенностями, которые сделали его уникальной и неповторимой системой организации времени. Эти особенности заключены в конструктивных принципах Православного календаря, который представляет собою соединение так называемого Месяцеслова (или "Святцев") и Пасхалии.

        Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также не переходящие Православные праздники, которые имеют постоянную календарную дату.

        Пасхалия определяет плавающую дату праздника Пасхи и всех, зависящих от нее переходящих праздников, которые не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются (“плавают”) в зависимости от дня празднования Пасхи.

Месяцеслов вплотную связан с Солнечным циклом, а Пасхалия - с Лунным календарем.

        Правилами Александрийской Православной Пасхалии определено праздновать Пасху Христову в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, последовавшего за днем весеннего равноденствия 21 марта (по Юлианскому календарю, называемому также “старым стилем”)

        Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи.

Мусульманский календарь.

        Важную роль в жизни мусульман играет календарь. Вокруг него строится вся религиозная жизнь верующих. Мусульманский календарь отличается от того, который используют христиане. Если христианский календарь ориентировался на движение Солнца ( его также называют солнечным ), то мусульманский – на движение Луны. Лунный календарь мусульман, так же как и христианский, содержит 12 месяцев. Однако наступление месяцев лунного календаря не только не совпадает с солнечным, но каждый год  сдвигается, потому что лунный год короче солнечного более чем на 10 дней.

        Лунный год в мусульманском календаре делится на 12 месяцев. Названия месяцев: 1 месяц Мухаррам, 2 месяц Сафар, 3 месяц Раби I, 4 месяц Раби II, 5 месяц Джумада I, 6 месяц Джумада II, 7 месяц Раджаб, 8 месяц Шаабан, 9 месяц Рамазан, 10 месяц Шаввал, 11 месяц Зу-л-каада, 12 месяц Зу-л-хиджа.

Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные сутки к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года нельзя, за исключением одного добавочного дня в високосных лунных годах, когда количество дней увеличивается с 354 до 355 для того, чтобы новолуние располагалось недалеко от первого числа месяца. Этот добавочный день включается в последний месяц года (зу-л-хиджа)  и тогда количество дней в нем равно 30.

Из этого следует, что начало года в мусульманском календаре со временем передвигается с весны на зиму, с зимы на осень, с осени на лето и, наконец, снова к весне. Поэтому в лунном календаре месяцы не делятся на летние, зимние, осенние и весенние, так как они приходятся на разные времена года.

Летоисчисление по лунному календарю мусульмане начали вести от года Хиджры, т.е. от переселения Пророка Мухаммада из Мекки в Медину,  по христианскому календарю это было 16 июля 622 год.

        Еще одно отличие мусульманского календаря от христианского - начало исчисления новых суток. Если в христианском календаре за начало новых суток берется условное время - полночь, то у мусульман новые сутки начинаются с заходом солнца.

        Все религиозные праздники мусульман определяются по лунному календарю. Он основывается на Коране, и соблюдение лунного календаря – священная обязанность каждого мусульманина.

        Самым важным для мусульман считается девятый месяц Рамадан – месяц поста. В последний, двенадцатый месяц года совершается паломничество в Мекку – хадж, что и отражено в его названии, которое в переводе означает « месяц хаджа».

Праздники являются важнейшей составной  частью жизни каждого мусульманина. Правда, в мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. В традиции ислама общепринятыми считаются только два праздника: Ид аль-фитр     (Ураза – байрам) – праздник окончания поста в месяц Рамадан и Ид аль–адха          (Курбан – байрам) – праздник жертвоприношения. Остальные праздники отмечаются как памятные даты, посвященные событиям, связанным с жизнью пророка Мухаммада и историей ислама.

        Еженедельным праздничным днём мусульман является пятница (джумга –    «день собраний»), когда все совершеннолетние мусульмане посещают мечеть, чтобы совместно совершить полуденную молитву и выслушать проповедь имама (худба). Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммад. Этот день считается у мусульман днём отдыха и празднуется еженедельно, как у иудеев суббота, а у христиан – воскресенье. Во многих мусульманских странах пятница – официальный выходной  день.

Иудейский календарь.

        Это религиозный календарь людей, исповедующих иудаизм, и официальный календарь государства Израиль. Он лунно-солнечный, то есть год в нем совпадает с оборотом Земли вокруг Солнца, а месяц - с периодом новолуния.

 Летоисчисление в иудейском календаре начинается от Сотворения Мира, которое по иудейским подсчетам  завершилось созданием первого человека Адама в пятницу 14 сентября (1 Тишри) 3761 года до новой эры.  На эту дату (к точке осеннего равноденствия) иудеями было перенесено и начало Нового года.     А начинается Новый Год не первого января (кстати, этот день даже не является в Израиле праздничным и выходным днем), а осенью, в месяце Тишрей. Соответствия точного этому месяцу в григорианском календаре нет, иногда он может выпадать на сентябрь, а иногда на октябрь. День, когда наступает еврейский Новый Год (Рош-а Шана) каждый раз вычисляется раввинами, исходя их количества месяцев в данном году, дней, новолуния и так далее.

         В обычном году бывает 12 месяцев, в високосном - 13.

Началом месяца считается момент, когда после новолуния на небе появляется серп молодой Луны, т.о. иудейский месяц длится от одной новой луны до другой. В древние времена начало месяца определялось путем наблюдения. Фактическая продолжительность лунного месяца заключена между 29 и 30 днями. При заходе солнца на исходе 29-го дня месяца наблюдатели следили, появится ли новая луна; если два или более человека вместе видели новую луну, то они сообщали об этом в Синедрион (верховный религиозный совет), который мог утвердить либо 29-дневный месяц, либо - 30-дневный. Количество дней в году приблизительно,  варьируется от 355 до 388.

         Месяцы иудейского календаря носят названия двенадцати знаков созвездий зодиака: Весы (Тишрей), Скорпион (Мархешван), Стрелец (Кислев), Козерог (Тевет), Водолей (Шват), Рыбы (Адар- Адар II в високосном году), Овен (Нисан), Телец (Ияр), Близнецы (Сиван), Рак (Тамуз), Лев (Авив), Дева (Элул).

 В календаре иудеев,  применяется семидневная неделя, однако в соответствии с  ветхозаветными представлениями о Сотворении Мира в иудаизме седьмой день стал называться субботой – священный  день отдыха для иудеев.

До конца III века до нашей эры год у иудеев начинался весенним месяцем Нисан, затем его празднование было перенесено на осень, на месяц Тишри. За ним следуют Хешван, Кислев, Тевет, Шват, Адар. Если год високосный и состоит из 13 месяцев, то месяцев Адар два. Они так и называются: Адар первый и Адар второй. Вслед за Адаром (или Адарами) наступает Нисан, затем Ияр, Сиван, Тамуз, Ав и Элул.

        Неделя семидневная, начинается с воскресенья. Названия дней очень простые: первый, второй, третий и так далее. Собственное имя имеет только седьмой день, он называется «шабат» - покой. Это действительно день покоя, когда нельзя делать никакой работы - так предписывает религия.  

        Не менее сложно высчитываются и праздники по иудейскому календарю. Ни у одного из них нет четкой и фиксированной даты, и правильно рассчитать время их наступления- достаточно большое искусство.

        Еще интересно то, что годы по иудейскому календарю делятся на правильные (когда в году 12 месяцев, состоящих из 29 или 30 дней), достаточные ( когда в месяце есть дополнительный день) и недостаточные (соответственно, в месяце кислев на один день меньше).

         И еще что любопытно узнать: день у иудеев начинается вечером в 6 часов. То есть, вечер субботы – это уже, по сути, воскресенье. Кстати, время начала каждых новых суток тоже специально высчитывается буквально до секунды (на небе появлялись три звезды), но сейчас правила упростились.

Иудейский календарь является одним из самых сложных из всех нынешних и прошлых календарей.


Буддийский календарь.

        Буддизм — исторически первая мировая религия и одна из трех основных религий наряду с христианством и исламом. Впрочем, определение «религия» применительно к буддизму скорее номинативно. Буддизм — это религия без Бога, философская система, чрезвычайно разноликая, но абсолютно единая внутри себя.

В своей повседневной жизни буддисты пользуются лунным календарём. Годовой цикл буддийских праздников в основном связан с событиями из жизни Будды. Большинство из них приходится на день полнолуния (15 день лунного месяца). В одних странах, где распространен буддизм, Новый год празднуют в феврале и марте, в других – в марте – апреле.

Оценка результативности реализации проекта.

     Данный проект нацелен на понимание духовно-нравственной культуры народов России.

        Мы хотим, чтобы наши дети были толерантны, уважали  культуру и традиции народов своей страны, принимали участие в национальных праздниках и жили по принципу «Мы разные и мы вместе».

        Знакомство с календарями в религиозных культурах способствует расширению образовательного кругозора, развитию у школьников представлений об основах религиозных традиций многонациональной культуры России, воспитанию достойного гражданина, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

               Рекомендация по использованию данного проекта.

        Данный проект рекомендуется  к использованию учителям начальных классов, учителям – предметникам, педагогам дополнительного образования, слушателям курса « Основы религиозных культур и светской этики».

 

     

Литература.

1.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишкков

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение», 2009.

2.Л.Г.Петерсон, О. А. Железникова, Л.Ф. Климанова.

 «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М, «Просвещение», 2011.

3. Примерная программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М., «Просвещение», 2011. – ( Стандарты второго поколения).

4. История религий. Под редакцией А.Н.Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

5. А.Н. Сахаров, К. А. Кочегаров.

Основы духовно – нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Интернет – ресурсы:

- http://ru.wikipedia.org/wiki/

- http://days.pravoslavie.ru/

- http://elite-home.narod.ru/islamic3a.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

Рабочая тетрадь 4 класс. Основы религиозных культур народов России.

Данные рабочие листы составлены для организации деятельности учащихся на занятиях по предмету ОРКСЭ (Модуль «Основы мировых религиозных культур»). Материал  продуктивных заданий  соответству...

Основы религиозных культур народов России 4 класс. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование

Размещен материал: рабочая программа "Основы религиозных культур народов России 4 класс", календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ 4 класс....

Выступление по теме: «Сравнительный анализ учебников «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова и др. и «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахарова»

В этой статье вы найдете материал о комплектах, выпущенных издательствами для преподавания курса ОРКСиЭ  в 4 и 5 классах. а так же моё личное мнение о двух учебниках, предназначенных для изучения...

Рабочий лист к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Религии мира и иудаизм".

Рабочий лист  к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Религии мира и иудаизм"....

Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения".

Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения"....