Выступление по теме: «Сравнительный анализ учебников «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова и др. и «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахарова»
статья по орксэ (4 класс)

Шавель Анна Артуровна

В этой статье вы найдете материал о комплектах, выпущенных издательствами для преподавания курса ОРКСиЭ  в 4 и 5 классах. а так же моё личное мнение о двух учебниках, предназначенных для изучения модуля "Основы мировых религиозных культур".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шавель Анна Артуровна, учитель начальных классов  МБОУ СОШ № 48 г. Нижнеудинск    

 Выступление по теме: «Сравнительный анализ учебников «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова и др. и «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахарова»

            В период подготовки образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) по инициативе руководства РФ было принято решение дополнить сложившуюся структуру школьных предметов новой образовательной областью, в рамках которой на стыке начальной и основной школы ученики знакомились бы с основами духовно-нравственных ценностей мировых религиозных культур и светской этики.

Затем специальным распоряжением Правительства России (31.01.2012, № 69) были внесены изменения в стандарты первого поколения (Федеральный компонент), по которым продолжает учиться значительная часть школьников. Там данная образовательная область была представлена только в начальной школе (4-й класс - 34 часа) комплексным учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ).

Курс ОРКСЭ представлен следующими предметными модулями:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;

3.Основы иудейской культуры;

4.Основы буддистской культуры;

5.Основы мировых религиозных культур;

6.Основы светской этики.

Один из них изучается учащимися с его согласия и по выбору его родителей (лиц,

замещающих родителей).

             Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной дисциплиной. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащимися должно быть обеспечено в процессе освоения курса, а также в системе содержательных, ценностно-смысловых связей курса с другими гуманитарными предметами начальной школы.

В соответствии с ежегодным приказом Министерства образования и науки РФ «О учебниках, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе» (Федеральный перечень) на основном уровне обучения, предоставляет широкий выбор разных авторских линий по ОРКСЭ. Кратко познакомлю вас с ними, чтобы это помогло нам понять смысл выбора учебника для прохождения модулей. (Смотрим приложение).

На сегодняшний момент только два издательства предоставили полный комплект учебников по всем 6 модулям учебного курса ОРКСЭ - «Просвещение» и «Дрофа».

  1. Издательство «Просвещение» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработало учебно-методические комплекты курса ОРКСЭ для 4-5 классов. . УМК включает книгу для учителя, книгу для родителей, 6 CD-дисков с медиа-материалами к урокам, 6 модулей- учебников.
  2. Завершенная предметная линия издательства «Дрофа» для начальной школы представлена несколькими авторами и включает в себя 6 учебников по 6 модулям, мультимедиа приложение к каждому учебнику и Примерную рабочую программу. Линия УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 класса входит в дидактическую систему «РИТМ».
  3. Линия учебников по основам духовно-нравственной культуры издательства «Русское слово» состоит из шести книг и обеспечивает возможность выбора из 6 модулей только трех - основы религиозных культур России, основы светской этики и основы православной культуры.
  4. Линия УМК «Основы духовно-нравственной культуры наров России» для 4-5 классов издательства «Баласс» входит в образовательную систему «Школы 2100».

В условиях перехода учащихся из начальной школы в основную, обучающихся по ФГОС, по данной линии УМК могут быть реализованы только 2 учебных модуля ОРКСЭ «Основы светской этики» и «Основы религиозных культур народов России».

  1. Линия УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов издательства «Вентана-Граф» входит в образовательную систему «Начальная школа XXI век».  Представлен только один модуль. Реализуя модульный принцип построения учебного курса Н.Ф. Виноградова предлагает вводную часть (представленную учебником Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы религиозных культур и светской этики»), изучая которую дети в первом полугодии не делятся на группы и занимаются всем классом.
  2. Линия УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов издательства «Ассоциация XXI век» входит в образовательную систему «Гармония». Линия представлена двумя учебниками для 4 и 5 классов, и согласно рабочей программе в каждом классе может преподаваться как по 17 учебных часов, так и в целом 34 учебных часа (при условии преподавания по двум учебникам в течении одного учебного года.

               Теперь, имея представление об УМК, которые представили свои учебники по данному курсу, можно приступить к сравнительному анализу двух учебников. Это учебника издательства «Просвещение» «Основы мировых религиозных культур» авторов Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С. и др. и учебника издательства «Русское слово» «Основы религиозных культур народов России» авторов Сахарова А.Н., Кочегарова К.А. под ред. Сахаровой А.Н.

             Надо отметить, что оба учебника предназначены для изучения мировых религиозных культур. Но в первом случае – они рассматриваются на мировом пространстве, а во втором, как религии, исповедуемые народами России. Для этого я составила сравнительную таблицу, обозначив плюсы и минусы данных учебников для усвоения материала школьниками.

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы религиозных культур народов России»

+

Богатый, яркий, красочный иллюстративный материал отличного качества.

+

Богатый, яркий, красочный иллюстративный материал отличного качества.

-

_

Оформление учебного материала в учебнике:

При работе по книге возникает ощущение мельтешения в глазах от различных цветовых вставок и коричневых полосок «Это интересно». Авторы, по всей видимости, хотели разбить материал на мелкие части, но выбрали неудачный вариант оформления, который вызывает путаницу у детей. Учителю всё время приходится ориентироваться на задумку авторов, а не на свой способ подачи материала и особенности класса.

+

Оформление учебного материала удобно для проведения занятий : крупным выделена тема урока, затем текст с иллюстрациями. Учителю удобно регулировать удобные для него паузы в прочтении материала, оговаривать с учениками непонятные вещи, вставлять комментарии.

+

Электронное приложение для изучения нового материала и проверки уровня усвоения знаний; мультимедиа и тренировочные упражнения.

+

Мультимедиа.

-

_

В одном параграфе берутся и рассматриваются все четыре мировые религии . Например: православные книги, священные книги мусульман, иудеев, буддистов. Следующий параграф строения и т.д. Через некоторое время у детей возникает путаница , обучающиеся не могут запомнить, какое понятие к какой религии относится.

+

Материал структурирован по религиям.

15 параграфов – христианство,

5 параграфов – ислам,

4 параграфа – иудаизм,

4 параграфа – буддизм.

У учеников не возникает путаницы при восприятии учебного материала.

              В заключении своего выступления хочу порекомендовать учителям, преподающим курс ОРКСиЭ, использовать для модуля по изучению мировых религиозных культур учебник издательства «Русское слово» «Основы религиозных культур народов России» авторов Сахарова А.Н., Кочегарова К.А. под ред. Сахаровой А.Н.  Надо отметить, что мои рекомендации касаются территорий, где большинство население исповедует  православное христианство.

             Но при этом не забываем, если данный учебник будет внесён в перечень учебников, допущенных к использованию при реализации ОРКСиЭ и утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации.

Не допускается использование учебных пособий, не вошедших в данный перечень. Подробная информация о современных УМК по учебному ОРКСЭ (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

  1. http//www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»,
  2. http//www.drofa.ru - сайт издательства «Дрофа»,
  3. http//www.vgf.ru - сайт издательства «Вентана-Граф»,
  4.  http://www.school2100.ru - сайт издательства «Баласс»,
  5. http://рvсское-слово.рф - сайт издательства «Русское слово».

 Для подготовки материала использовала статью М.Л.Шалабод, старшего преподавателя кафедры теории и методики преподавания языков и литературы. http://loktkom.ucoz.ru/Vseobuch/metodicheskie_rekomendacii_po_vyboru_umk.pdf



Предварительный просмотр:

Издательство «Просвещение»

Система  «Перспектива»

6 модулей

электронное приложение

Издательство «Дрофа»

Система «Ритм»

6 модулей

Мультимедиа

Издательство

«Русское слово»

Система

«Инновационная школа»

3 модуля

Издательство «Баласс»

Система «Школа 2100»

2 модуля

Издательство

«Вентана-Граф»

Система

«Начальная школа XXI века»

1 модуль

Издательство

«Ассоциация XXI века»

Система «Гармония»

 

1 модуль

1.«Основы мировых религиозных культур»

2.«Основы светской этики»

 3.«Основы православной     культуры»

4.«Основы исламской культуры»

5. «Основы буддийской культуры»

6. «Основы иудейской культуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Рабочая тетрадь 4 класс. Основы религиозных культур народов России.

Данные рабочие листы составлены для организации деятельности учащихся на занятиях по предмету ОРКСЭ (Модуль «Основы мировых религиозных культур»). Материал  продуктивных заданий  соответству...

Основы религиозных культур народов России 4 класс. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование

Размещен материал: рабочая программа "Основы религиозных культур народов России 4 класс", календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ 4 класс....

Рабочий лист к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Религии мира и иудаизм".

Рабочий лист  к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Религии мира и иудаизм"....

Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения".

Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения"....

Рабочий лист к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Паломничества и святыни".

Рабочий лист к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Паломничества и святыни"....