рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

рабочая программа по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4kl_yana.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кутемелинская ООШ»

Рассмотрено:

Руководитель ШМО

__________Ахметбаев Р.М.

протокол №_______

от “_____”________2013 г.

Согласовано:

Зам. директора по УР

МБОУ “Кутемелинская ООШ”

_________Арсланова Н.А.

протокол №_____

“____”__________2013 г.

Утверждаю:

Директор

МБОУ “Кутемелинская ООШ”

_________Марданшин Р.М.

приказ№_______

“____”__________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Марданшиной Алсу Тимерхановны

учителя начальных классов,

по учебному курсу  “Основы религиозных культур и светской этики”

4 класс

Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                    педагогического совета

                                                                                                                                              протокол №____ от

                                                                                                                                                 “_____”_______2013.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд.,  

перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 .

3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии  

наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

           4.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р.

           5. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

            - от  31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального    

           общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской  

          Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

         - от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для  

         образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования , утвержденные приказом

          Министерства образования Российской Федерации от 9 мата 2004 г. № 1312».

          6. Учебного плана МБОУ «Кутемелинская ООШ» на 2013-2014 учебный год.

             Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2012 год, М.Т.Студеники

Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю.

В связи с праздничными днями уроки объединены и сохранены. Основание: приказ № 90, от 27 08.2013г.

        Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении  культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

      2. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

3. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного   уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

        Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы  светской этики», должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

      Требования к личностным результатам:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Требования к предметным результатам:

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

-формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

-осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу

       В результате изучения Основ светской этики ученик должен   уметь :

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

· определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.

Календарный план.

Название темы урока

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Россия  - наша Родина.

2

3

 Этика и этикет.

2

4

Вежливость.

2

5

Добро и зло.

2

6

Дружба и порядочность.

2

7

Честность и искренность

2

8

Гордость и гордыня.

2

9

Обычия и наряды.

2

10

Терпение и труд.

2

11

Семья .

2

12

Семейные традиции.

2

13

Сердце матери.

2

14

Правила твоей жизни.

2

15

Праздники народов России.

2

16

Защитники отечества

2

17

Подготовка творческих проектов.

1

18

Выступление учащихся со своими творческими работами

2

Всего:

34

Содержание программы

Введение. Россия  - наша Родина. Этика и этикет. Вежливость. Добро и зло. Дружба и порядочность. Честность и искренность. Гордость и гордыня. Обычия и наряды. Терпение и труд. Семья . Семейные традиции. Сердце матери. Правила твоей жизни. Праздники народов России.

Защитники отечества. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами.

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы светской этики».

Название темы урока

Тип урока

Кол-во часов

Планируемый результат

Основные понятия

Дата

план

факт

1.

Введение. Кереш дәрес

Изучение нового материала

1

Анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать, осуществлять словарную и графическую работу.

Знать правила коллективной работы; читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый кролик»

Этикет, этика

2-3

Россия  - наша Родина. Россия- минем туган илем

Изучение нового материала

2

Работа с физической картой «Россия в 21 веке», атласом для 3-5 классов, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, с загадками.

Взаимопомощь и доброжелательность общения в коллективе

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

4-5

 Этика и этикет. Этика һәм этикет.

Комбинированный

2

Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций этикета в обыденной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела. Культурное и вежливое общение в коллективе.

Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает.

6-7

Вежливость. Әдәплелек.

Комбинированный

Компетентность осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях, соблюдение правил вежливости и этикета на улице, в школе и дома.

Неформальное общение, соблюденин правил вежливости и этикета.

Что означает слово «вежливость». Для чего нужна вежливость. Вежливые слова

8-9

Добро и зло. Яхшылык һәм явызлык.

Комбинированный

2

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей. Работа с табличками, выполнение заданий по закреплению материала, отработка терминов и понятий, практическая работа с предметами.

Художественное чтение и обсуждение стихов,работа впарах, применение правил разговорной речи.

Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

10-11

Дружба и порядочность. Дуслык һәм әдәплелек

Изучение нового материала

2

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей, соблюдать правила дружбы,дружески общаться в коллективе, проявлять дображелательность в классном коллективе, уважение друг к другу.

Добродетельные отношения. Дружба. Порядочность. Бескорыстие.Приятель. Товарищ.

12-13

Честность и искренность. Намуслылык һәм эчкерсезлек

Комбинированный

2

 Критически осмысливать свои поступки, оценивать позитивные качества, проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдение законов.

Честные отношения. Честность, искренность, добросовестность, безупречность

14-15

Гордость и гордыня. Горурлык һәм тәкәбберлек

Комбинированный

2

Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки героев России, умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем понятия гордость и гордыня.

Понятия : гордость, самоуважение, гордыня, высокомерие

16-17

Обычия и наряды. Йолалар һәм гореф-гадәтләр

Комбинорованный

2

Подобрать нужные пословицы и поговорки, соотносить рисунок с текстом, пользоваться словарем в конце учебника, составлять план для сообщения .

Обычай, обряд.

18-19

Терпение и труд. Сабырлык һәм хезмәт

Комбинированный

2

Знать основы само- обслуживающего труда, выполнять порученное дело, практические задания, давать определения понятий, отгадывать ребусы, решать кроссворды

Терпение, способность терпеть,труд,лентяй, свободный труд, привычка к труду, посильный труд.

20-21

Семья . Гаилә.

Комбинированный

2

Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела, соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Род. Семья. Фамилия. Родословная

22-23

Семейные традиции. Гаилә традицияләре

Комбинированный

2

Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, подготовить мини сочинение, соотнести части пословиц.

Традиция,уважение,

24-25

Сердце матери. Ана йөрәге

Комбинированный

2

Проявлять компетентность во внимательном и уважительном отношении к своим близким, к маме, анализировать рассказы для детей.

Родственники, ролҗ матери в семье, уважение к матери, любовь матери к ребенку, счастье, ласка

26-27

Правила твоей жизни. Синең тормыш кагыйдәләре

Комбинорованный

2

Компетенции по соблюдению требований дисциплины, выполнению правил самообслуживания, умение и желание поддерживать чистоту в школе и дома, соблюдать распорядок дня, выполнять правила личной безопасности

Дисциплина, аккуратность, внимание к окружающим. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

28-29

Праздники народов России. Россия халыкларының бәйрәмнәре

Комбинрованный

2

Выполнять правила поведения на праздниках, проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии, соблюдать праздничный застольный этикет

Праздник, Масленица, Пасха,Ураза- байрам, Курбан- байрам, Сабантуй

30-31

Защитники отечества. Ватанны саклаучылар

Комбинорованный

2

Проявление уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Умение подготовить сообщение о патриотах России, определять значение красных дат календаря, находить  в тексте детских произведений значения этического характера.

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Отечество

32

Подготовка творческих проектов. Иҗади проектка әзерләнү

Комбинированный

1

Владение основами этики и этикета: знаний понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами, выполнение тестовых заданий.

33-34

Выступление учащихся со своими творческими работами. Проект яклау

Комбинированный

2

Владение основами этики и этикета: знаний понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами, выполнение тестовых заданий.

Учебные пособия  для комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Для учеников:

  1. Учебник для учащихся «Основы светской этики» 4 класс. Русское слово. Москва. 2012г, Казань «Хәтер», 2012г.

Для учителя:

  1. “Основы религиозных культур и светской этики”. Программа общеоьразовательных учреждений. 4-5 классы. 2010
  2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
  3. Энциклопедическая и справочная литература.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...