статья об ОРКиСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему

Лежнина Ирина Анатольевна

Сиатья называется яяя2моё отношение к уроку ОРКиСЭ. Её можно использовать как эссе на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_otnoshenie.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Моё отношение к преподаванию курса
«Основы религиозных культур и светской этики» в школе

                                                   «Человек может стать человеком только путем                                                                                         

                                                   воспитания. Он – то, что делает из него воспитание».

Кант Иммануил     

Каждый человек видит жизнь «по-разному, чуть-чуть»…В современном мире в школе учатся дети из разных семей: неблагополучные, неполные, много работающие (трудоголики), обеспеченные,  делают вывод, что самое главное в жизни  - это деньги, драгоценности, машина, квартира, красивые вещи… Они даже желают друг другу в День рождения «денег побольше». Дети, которые выросли на компьютерных играх, не понимают даже ценности человеческой жизни. Они не умеют дружить, т.к. ищут выгоду в дружбе, постоянно ябедничают друг на друга, не умеют уважать мнение другого человека, даже слушать других, только себя «любимых».

Урок «Основы религиозных культур и светской этики» учит детей понимать других людей, их взгляды, мысли, культуру и уважать религию. Знакомит их с другими ценностями, с историей своей страны, дает право выбора при зарождении собственного мировоззрения.

Урок «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРК и СЭ) – урок формирования «у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений».

Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучение курса  «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.

                                         

Я веду уроки ОРКиСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») уже третий год. Вначале я считала это пустой тратой учебного времени. Как и многие другие, я думала:

  1. Лучше бы добавили уроков по чтению, т.к. чтобы ввести в программу новый предмет, пришлось сократить программу по литературному чтению.
  2. Воспитанием ребёнка должна заниматься семья. Как бы ни старался учитель, объясняя, например,  правила перехода улицы, видя, что родители и другие взрослые переходят улицу не где положено, а где удобно нарушителю, они запоминают именно это.
  3. Этикой,  воспитанием патриотизма, понятиями «дружба», «добро», «зло» и т.п. занимается каждый классный руководитель на любом уроке и на внеклассных мероприятиях.

Но, так как меня саму заинтересовал вопрос о разных религиях, то я согласилась вести модуль «Основы мировых религиозных культур». Готовясь к урокам, я сама узнала много интересного, попробовала разные приёмы работы на уроке. На уроках мы читаем, работаем с текстом, учимся выбирать главное, высказывать своё мнение, слушать других, делать выводы, просматриваем мои презентации, презентации ребят, даже проводим проектно – исследовательскую деятельность. Мы работаем индивидуально,  в парах, группах, коллективно. Всё это пригодится на уроках в средней школе.

Конечно, объём и материал к уроку, домашние задания и темы для творческих работ я подбираю в зависимости от уровня развития учащихся. У меня в прошлом году была «сильная» группа ребят. Мы вместе, а некоторые самостоятельно готовили интересные проекты и презентации, подбирали интересный материал к урокам. В этом году группа «слабая», много учащихся с ОВЗ. Только один ученик с интересом выполняет разные задание, творческие работы.  Остальные работают только на уроке, дома выполняют минимум. Но даже они стали понимать, что люди разные, но человеческие ценности общие дли всех.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия»,  «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира»,  «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира».

На уроках мы изучаем основы мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), говорим о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны. Мы знакомимся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях. Сравнивая основы разных религий, дети понимают, что самое ценное – это  вовсе не материальное благополучие, а душевные качества человека и такие ценности,  как «семья», «государство», «человек» и т.п. Раскрываем понятия базовых национальных ценностей  « Патриотизм»,  «Социальная солидарность», «Гражданственность», «Семья», «Труд и творчество», «Наука», «Искусство и литература», «Природа», «Человечество».

Учимся оценивать человека не по его вере, национальности, расе, а по его поступкам. Но не осуждать, не доказывать свою правоту силой, а объяснять, т.е. делиться своими знаниями.

Конечно, не все учащиеся запомнят весь курс ОРКиСЭ.  Но мне кажется важным,  что курс познакомит их с основными понятиями, научит разбираться в окружающей действительности, поможет в формировании собственных взглядов.

Необходимо помнить и о работе классного руководителя. Хорошо если воспитательная работа с классом будет согласована с уроками ОРКиСЭ. Тогда можно будет больше раскрыть основные понятия.

«Современный      национальный     воспитательный   идеал     –   это высоконравственный,   творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,  осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».  И теперь я думаю, что  уроки ОРКиСЭ помогут  в формировании «у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений».

 Используемая литература:

  • Книга для родителей. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ДОгМ)
  • Содержание рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  

Лежнина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по ОРКиСЭ

Основы мировых религиозных культур "Священные книги религии мира: Веды, Авеста, Типитака". План - конспект и презентация к уроку...

обобщение опыта по преподаванию ОРКиСЭ

   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицатель...

анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации учебного ...

Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"

Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?"  для 4 класса....

Статья "Работа на уроках ОРКиСЭ в 4 классе"

Цель курса ОРКСЭ - является формирование у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному  на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа...

Статья "Приемы работы с учащимися на уроках ОРКиСЭ"

Икона. Разработка статьи по ОРКиСЭ...