Статья "Приемы работы с учащимися на уроках ОРКиСЭ"
статья по орксэ (4 класс)

Икона. Разработка статьи по ОРКиСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikona._konspekt_uroka._mozharova_i._a.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу « Основы религиозных культур и светской этики».

Тема: Икона.

Выполнил: Можарова Ирина Анатольевна,

Учитель ГБОУ СОШ № 380 Красносельского района С- Петербурга.

Цель:дать представление о православной иконе и отношении к иконе в православной иконе.

Задачи:

- Образовательные: понять особенности икон в сравнении с художественными картинами, познакомить с отношением к иконе в православной культуре.

- Развивающие: развивать  умение сравнивать, выделять существенные признаки, развивать речь.

- Воспитательные: формировать христианское мировоззрение на материале христианской иконографии,. Ценностное отношение к православной кульуре.

Планируемые результаты:

Личностные: обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним..

Предметные: имеют представление о  понятии «икона», «молитва».

Метапредметные: получат первоначальные навыки извлечения информации из различных источников, навыки выслушивать чужое мнение и высказывать свою точку зрения.

Оборудование: толковые словари Ожегова, Ушакова, Семенова,  Советский Энциклопедический словарь, репродукции картин и икон,  учебник А. Кураева, рабочая тетрадь.

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.

- Сейчас у нас урок по ОРКи СЭ. Я желаю вам узнать для себя сегодня новое и интересное.

2. Проверка домашнего задания. ( по выбору)

3. Введение в тему.

- А о чем пойдет речь сегодня, попробуйте сами догадаться. Но сначала отгадайте загадку:

Силой Божией полна,

В наших храмах есть она,

Да и дома, где про Бога

Люди помнят хоть немного.

 Определите тему урока. (Запись в тетради)

Что вы знаете об иконе? Где их можно встретить? Зачем они нужны?

Работа с репродукциями.( картина и икона)

- Как вы думаете, что перед вами? На ваш взгляд, есть различие между иконой и картиной? ( Выслушиваются разные мнения)

Определите цель урока. На уроке мы узнаем:

1.Что такое икона? Отличие от картины.

2.Как появилась первая икона.

3.Зачем нужны иконы?

4.Работа по теме.

      1.Что такое икона.

-Кто из вас объяснит, что такое икона? Где мы можем найти толкование?

Работа в группах со словарями. Дети находят и зачитывают определение иконы по словарям, выписывают в тетрадь опорные слова.

Словарь  Ожегова : изображение Бога, святого, предмет поклонения, образ.

СловарьУшакова: изображение, предмет почитания.

Советский энциклопедический словарь: священные знания, святыня.

Семенов А. В. Этимологический словарь6 изображение святого, обращение с молитвой.

- Попробуйте дать определение иконы.( Изображение Бога, святых.Предмет поклонения и почитания, к которому люди обращаются с молитвой.)

Исследовательская деятельность в парах. Сравнение иконы и картины  с использованием репродукций и текста учебника по вопросам с последующим занесением ответов  в таблицу. Зачитывание ответов, дополнения.

Вопросы для исследования:

  1. Какова главная задача ( У картины может быть любая. У  иконы - показать мир души святого)
  2. Как показан свет?(На  картине  падает на человека,   образуя тень.На  иконе проступает через   фигуру святого).
  3. Фон.(На картине любой фон.На иконе- золотой, символ божественного света.)
  4. Нимб.(Есть только на иконе).

5.Задний план. Линия горизонта. ( Есть на картине).

-Художники не рисовали обычных людей, а сделали иконописные фигуры плоскими и бестелесными, подобными ангелам. Сделать плоское изображение помогла обратная перспектива. Предмет не сужается при удалении, а расширяется. Поэтому все предметы словно расплющиваются.

Как вы думаете, можно ли это объяснить неумелостью художников?

Художники знали о прямой перспективе, но отказались от нее, так как она мешала выполнять стоявшие перед ними задачи.  Они изображали мир с точки зрения Бога, стремились показать все таким, как оно есть на самом деле, а не каким кажется. Например, у стола 4 ножки, но задние скрыты передними, мастер нарисует все: ведь они есть на самом деле.

- Картина изображает человека, в котором идет борьба добра и зла. Икона изображает тех, кто одержал победу в этой борьбе. Здесь нет места злу. Поэтому на иконах нет тени, а все пронизано светом. Как вы думаете, что самое прекрасное в иконе? (лик и глаза)

2. Как появилась первая икона?

Рассказ подготовленного ученика об иконе « Спас Нерукотворный».

- Прочитайте слово: иконописцы. Кто это?

-Первым иконописцем был евангелист Лука. Первым русским иконописцем- А. Печерский.

3. Зачем нужны иконы?

Вопрос детям. (Чтобы молиться) Кому молятся? Рассмотрите фотографию на с.77 учебника. Что изображено? Что такое иконостас?

Наши предки не мыслили жизни без иконы. Иконы помещали над входом в дом,над дверями лавок и амбаров. Отправляясь в поход, воины брали с собой иконы в  особых походных сумках. Отсюда возникла поговорка: « Без Бога- ни до порога». Как вы ее понимаете? Иконы не продавали и не покупали. Их молча «выменивали на деньги» Покупатель показывал на икону и клал деньги на прилавок. Выбрасывать старые иконы запрещалось. Их либо хоронили, как людей, либо пускали по реке, оставляли на дереве в лесу.  Когда в доме ссорились, то говорили: « Хоть всех святых выноси». Что это значит?

 В России много почитаемых икон- чудотворных, после молитвы у которых была явлена помощь  Божия.  Христиане молятся иконам или перед ними?

 ( Они молятся перед иконой тому, кого видят.)  Икона приглашает к молитве, а главное- к подражанию жизни святых.  Такой жизни, где главное- любовь к людям. Библия говорит, что каждый человек- образ Божий. Получается, что каждый человек- икона. Просто некоторые испачканы. Но внутри они все равно представляют творение гениального Автора. Попытайтесь про себя ответить на вопрос: «А какой иконой являюсь я?»

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Какое новое знание вы для себя открыли?  Мы сегодня заглянули в духовный мир. Окном в этот мир  стала икона. Продолжите высказывания: На  уроке я узнал…

Я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Домашнее задание: составить синквейн к слову «икона», подобрать стихи по теме, рассказ об иконе. (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации учебного ...

Уроки ОРКиСЭ.

Презентации уроков....

Урок ОРКиСЭ по теме "Добро и зло"

Конспект урока и презентация....

Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ

Методические условия, обепечивающие усвоение понятий....

План работы с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины

В таблице представлены мероприятия по устранению прогулов на весь учебный год. Материал пригодится в работе социальных педагогов школ....

Работа с учащимися на уроках ОСЭ

Работа с младшими учащимися на уроках светской этики в МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП» В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ш...

Статья "Работа на уроках ОРКиСЭ в 4 классе"

Цель курса ОРКСЭ - является формирование у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному  на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа...