Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цемик Светлана Александровна

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Тема: Хранители предания в религиях мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orks.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Учитель: Цемик Светлана Александровна

Класс: 4г 

Тема урока: Хранители предания в религиях мира.

Оборудование: Интерактивная доска,  мультимедийный проектор,  компьютерная  презентация, учебник    «Основы мировых  религиозных культур» (автор А.Л. Беглов, Е.В. Саплина),

                             индивидуальные  карты.

           

Цель урока:  Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; воспитание гражданственности, уважения к предмету.

Задачи урока:

1) обучающая

- Повторить тему: «Священные книги религий мира».

- Сформировать знания учащихся по теме «Хранители предания в религиях

мира».

- Познакомить с понятиями: Жрец, Духовенство, Раввин, Епископ,  Священник,  Диакон, Иерархия, Умма, Имам, Мулла,  Хафиз,  Сангха,  Лама.

- Организовать  самостоятельную  и творческую работу учащихся.

2) развивающая

- Развить умение анализировать, делать вывод, аргументировать свое мнение;

- Развить мышление и грамотную речь учащихся;

3) воспитывающая

- Воспитать уважение к профессиональным священнослужителям (духовенству).

-  Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Ребята, сегодня мы проведем не простой урок. Я не буду сразу открывать вам все секреты. Вы узнаете все по ходу занятия.

      2. Проверка домашнего задания.

-  Какое задание вы получили на прошлом уроке? (создать книгу о традициях или легендах своей семьи)

-Не только вы выполняли задание. Мне тоже захотелось рассказать вам о традиции моей семьи. В моей семье есть вещь, которая передается из поколения в поколение. И это не просто вещь! Она заставляет нас собираться всем вместе и, конечно же, беседовать о прошлом нашей семьи, вспоминать о наших бабушках и прабабушках. Отгадайте, что это?

Стоит толстячок, 
Подбоченивши бочок, 
Шипит и кипит, 
Всем чай пить велит.

- Конечно, это самовар. Вот он,  посмотрите. Когда вся наша большая семья собирается на даче, мы обязательно ставим этот самовар на стол и пьем из него чай. Чай всегда очень вкусный. Ведь он хранит в себе все тайны и традиции нашей семьи. А легенда моей семьи гласит: выпитый чай из этого самовара придает силу и здоровье. Хранится самовар у старейшего, а значит и мудрейшего члена семьи. Легенда же передается из поколения в поколение.

 -А покажите, что у вас получилось? (дети показывают работы, 2-3 ребенка читают свою книгу)

- Представьте себе, что через несколько лет вы захотите посмотреть свои работы и работы своих друзей. В каком случае это возможно будет сделать? (если работы будут где-то храниться все вместе)

-  А кому бы вы доверили хранить ваши книги до окончания школы? (учителю)

-  Объясните свой выбор (ответы детей).

-  Вот точно так же люди  разных религий выбирали человека, которому очень доверяли, для хранения религиозных традиций.

3.  Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?  (о хранителях)

-А кто такой хранитель? (ответы детей)

-Где мы можем уточнить значение слова? (в толковом словаре, в интернете, в учебнике)

-Найдите нужную вам информацию.

-А как вы думаете, изучая мировые религии, о каких хранителях мы будем говорить сегодня?

Слайд 1: Хранители предания в религиях мира.

  1. Повторение изученного.

1.Задание на понимание предмета.

- Как вы думаете, где в старину хранили самые важные вещи, бумаги и драгоценности?

- У вас на столах ларцы. То, что в них лежит, поможет вам определить, какую религию ваша группа будет сегодня изучать. У каждого из вас есть карта. На ней изображены храмы Санкт-Петербурга. Ваша задача: изучить содержимое ларца, определить, о какой религии идет речь, найти на карте нужный вам храм, подписать его и вписать название религии. Обоснуйте свой выбор. (ответы детей)

Слайд 2: Храмы Санкт-Петербурга.

- Сложите свои книги в ларцы. Я буду хранить их там.

2. Задание на установление соответствия.

- На прошлом уроке мы знакомились со священными книгами мировых религий.  

Слайд 3: Установите соответствие между названиями священных книг и

 словами, данными ниже.(работа на интерактивной доске)

(Ветхий Завет: Скрижали. Сотворение мира.

Новый Завет: Иисус Христос, Апокалипсис.

Коран: Мухаммад, Аллах.

Типитака: Будда,  «Три корзины мудрости»)

  1. Изучение нового учебного материала.

- Как только возникли религии,  появились люди, которые хранили священные знания,   религиозные традиции, древние ритуалы, предания своих предков,  а также передавали их своим потомкам,  учили их священным правилам (заповедям), по которым следует жить. В древности их называли жрецами, служителями.  А так как они были мудрецами, обладали огромными знаниями, умели растолковывать священные писания, то играли очень важную роль в управлении племенем, общиной или государством. Жрецы были советниками, учеными, знахарями, прорицателями. С течением времени преемником жрецов стало духовенство.

Слайд 4: Духовенство.

Духовенство – профессиональные священнослужители той или иной религии. Священнослужители являются толкователями божьих законов, возносят молитвы за людей перед богом, регулируют отношения между людьми, учат людей жить по заповедям. Они являются посредниками между высшими силами и человеком.

- В разных религиях хранителей называли по-разному. А вы хотите узнать об этом?

 - Сейчас вы будете работать в группах. Откройте учебники на стр. 22, найдите нужную вам информацию, обсудите в группах и заполните строку «хранители» в нужной вам части карты.  (Проверка сопровождается показом слайдов)

Слайд 5: Мудрецы иудеев.

Слайд 6: Христианские священнослужители.

Слайд 7: Мусульманская община.

Слайд 8: Буддийская община.

Продолжаем работу в группах. У вас есть все необходимые источники информации: учебник, интернет-ресурсы, энциклопедии и дополнительный печатный материал. Ваша задача: изучить материал, обсудить в группах и заполнить свою часть карты.

   6. Закрепление изученного.

- Я уверена, что вы плодотворно поработали. А сейчас мы немножко отдохнем и подготовимся к следующему этапу нашего урока. Посмотрите на цвет своего бейджика. Вы должны перейти к столу с табличкой такого же цвета. Но не просто перейти. Начало движения по моему хлопку, а по второму хлопку вы должны остановиться, закрыть глаза, собраться с мыслями, вспомнить все, что сегодня узнали. По третьему хлопку сесть за стол. Готовы? (учитель начинает хлопать в ладоши).

- Наша дальнейшая работа будет строиться на коллективном взаимном обучении. Теперь в ваших группах объединены дети, изучавшие разные религии. Ваша задача: рассказать друг другу о том, что вы узнали. Результатом вашей беседы должна стать полностью заполненная карта.

(Проверка: один представитель от группы освещает одну религию.)

- А теперь вспомните тему нашего урока, возьмите маркеры и выделите хранителей в каждой религии. Давайте вместе составим сводную таблицу.

Слайд 9: Хранители предания в религиях мира.

православная культура

исламская культура

буддийская культура

иудейская культура

Епископ

Священник 

Диакон

Имам

Мулла  

Хафиз

Лама

Раввин

  1. Домашнее задание.

На обратной стороне вашей карты есть текст с пропущенными словами. Заполните его дома.

Мировые религии.

     Учение о жизни Иисуса Христа называется _______________, а последователи Иисуса _______________________. Священная книга - __________________. В христианской церкви _____________, __________________ и _________________ образуют иерархию.

       Религия, которую проповедовал Мухаммад,  получила название _______________.

Приверженцы ислама стали называться ________________. Священная книга - __________. Все мусульмане - это одна большая единая община ____________. Возглавляют молитвы наиболее грамотные- ______________.

Религия, возникшая раньше остальных в Индии - ___________. Последователи религии - _____________. Священное писание получило название ______________, что означает «Три корзины ________________».  Важную роль играет община - ___________.  Учитель, который ведет верующих по пути, указанному Буддой- _____________.

Первым народом, который поверил в Единого Бога,  был народ _____________. Священная книга иудаизма - ______________. Мудрецы, которые объясняют народу Священное писание, заповеди и законы  называют ________________.

  1. Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Я очень довольна вашей работой на уроке, потому, что вы работали активно, дружно, организовано и результативно. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...