Мастер-класс "Моя духовная галерея"
статья по орксэ на тему

Сапунова Татьяна Александровна

Мастер-класс "Моя духовная галерея"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_moya_duhovnaya_galereya.docx328.87 КБ

Предварительный просмотр:

        Мастер – класс «Моя духовная галерея»

        Учителя начальных классов

        БОУ «Гимназия №9»

                                                                      Сапуновой Татьяны Александровны

        «Солнце встало – хорошо!

        Люди встали – хорошо!

        Мир проснулся – хорошо!

        Здравствуй, здравствуй!

        Всем нам счастья!

Ежедневная работа, иногда без ᴨȇрерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере.  Состояние это ᴨȇрвично возникает в "душе" из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в усложнившихся условиях и связано не только с социальными характеристиками (уровнем жизни и заработной платы), не столько с биографическими характеристиками (счастьем в личной жизни, объективным и субъективным восприятием трудности жизненного пути), сколько с характеристиками психологическими. Человек, как электрическая лампочка, под большим напряжением от навалившейся работы (справиться не в состоянии, а отказать не в силах), если не хватает сопротивления душевных ресурсов, вспыхивает на мгновение, а потом постеᴨȇнно гаснет, черствеет душой. И только эмоционально зрелые, духовно богатые, целостные личности в состоянии справиться с описанными трудностями.

Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации). Духовный мир человека – это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Основой духовного мира человека является мировоззрение.

Тест «Кто я?» Определяет главные приоритеты внутреннего «я» личности на данном этапе жизни и что является  для него приоритетным.

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

  1. духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
  2. знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
  3. вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
  4. представления;
  5. убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
  6. ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
  7. способности к тем или иным формам социальной деятельности;
  8. чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
  9. цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Как и что делать, чтобы духовный мир оставался чистым и светлым, чтобы радовал каждый день бытия?

Упражнение на очищение внутреннего состояния человека. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=3938ce2cd541db0ba2273b61667fc223-57-144&n=21«Настроение» — возьмите цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, т.е. выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8—10 слов, отражающих ваше настроение (переживание). Пишите те слова, которые первыми приходят на ум. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его, скомкайте обрывки и выбросьте в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение. Если ваше настроение хорошее оставьте ваш рисунок при себе.

Человеческий организм обладает от природы колоссальным потенциалом и механизмами саморегуляции и восстановления сил. Возможно, правильнее будет сказать, что наша задача - не мешать тому природному уму, которым с избытком наделяет нас жизнь. И для этого нам нужно учиться - учиться слушать себя и заботиться о себе, правильно координировать свои эмоции и чувства, получать удовольствие и строить отношения. Ведь если проявлять внимание к самим себе, то жизнь во всех её проявлениях - работа, семья, друзья, отдых - приносит радость и силы, чтобы «жить, гореть и не угасать».

Важно продолжать, самообразование, самовоспитание, самообучение, самосовершенствование, самоконтроль, развивать профессиональные навыки. Нужны добрые, дружеские отношения с коллегами. В процессе получения новых знаний, будучи в окружении других профессионалов, личность получает возможность обсуждать с другими профессиональные проблемы. Лицо становится творцом самого себя. 

Матрешки -шаблоны, соленое тесто. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Перед вами на первый взгляд простая игрушка – матрёшка. Но в ней заложен колоссальный духовный смысл. Первое это материнское начало, а во вторых это скрытый духовный мир. Сейчас мы её оживим при помощи цвета. Возьмите и раскрасьте её.

Какой цвет преобладает в основе, то состояние присуще данному человеку.

Цветотерапия: желтый цвет помогает людям творческих профессий. Он дарит вдохновение. 

Что такое цветотерапия и как она работает?
Оранжевый принято называть цветом солнца. Он восстановит ваш уставший организм после тяжелого трудового дня, даст ощущение тепла и уюта в доме. 

Что такое цветотерапия и как она работает?
Если вас мучают сомнения, то ваш цвет – синий. На Востоке он символизирует истину и покой. Синий цвет поможет вам очистить сознание от ненужных мыслей, успокоит, если вам станет тревожно. 
Используйте синие оттенки при оформлении квартиры – и вы сами заметите, что скандалы в семье практически прекратились. В синей спальне вас перестанет терзать бессонница.
  

Что такое цветотерапия и как она работает?

Неприятности довели вас до нервного срыва? Красный цвет способен дать вам ощущение защищенности. Он традиционно считается цветом лидера. Что такое цветотерапия и как она работает?
Красный костюм моментально сделает вас центром внимания в любой компании. Вы можете быть уверены, что к вашим словам прислушаются. Но поскольку он очень возбуждает, обращаться с ним нужно осторожно. 
Красная кофточка подарит вам чувство уверенности в собственных силах, но не стоит заклеивать алыми обоями свою комнату – это чревато вспышками агрессии и даже гипертоническими кризами. 
Красный как нельзя более уместен на кухне, так как помимо прочего возбуждает аппетит, но в спальне ему категорически не место. 
Зеленый цвет уместен в любой ситуации. Это цвет природной гармонии. Он успокоит нервы и к тому же полезен для глаз. Кроме того, существует теория, что он привлекает финансовое благополучие (не случайно при слове «зеленые» у многих возникает ассоциация «доллары»).

Что такое цветотерапия и как она работает? 
Голубой цвет обладает свойством устранять страхи, даже такие, которые вы сами еще не осознали. Однако специалисты отмечают его негативное влияние на людей с пониженным давлением. 

Что такое цветотерапия и как она работает?
Фиолетовый цвет замечательно снимает напряжение (тяжёлый , необходимо пользоваться осторожно). Кроме того, он помогает найти выход из творческого кризиса и снять нервное перевозбуждение.
 Что такое цветотерапия и как она работает?

Тест «Добро, зло и я». С обратной стороны матрёшки нарисуйте три круга разных размеров (большой, средний, маленький)по желанию и трёх цветов: красный – добро, чёрный – зло, синий – я. Данный тест позволяет определить соотношение добра и зла в собственном мире. Круг, обозначающий я, также показывает богатство внутреннего мира ( в зависимости от размера и от приближённости  к добру и злу).
Искусство – один из видов духовного производства. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности. Искусство – это отражение и выражение жизни через идеал, как образ жизненного совершенства и красоты. Наукой о сущности и формах творчества по законам красоты является эстетика. Основные эстетические категории – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое – раскрываются через произведения искусства. 

  1. Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности.
  2. Воспитательная функция отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
  3. Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику.
  4. Эстетическая функция формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты.
  5. Гедонистическая функция заключается в способности искусства доставлять человеку радость эстетического наслаждения.

Живопись

Переключение на другой вид деятельности — связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин. Так, если находитесь на работе, займитесь любым видом деятельности: переберите бумаги; полейте цветы; заварите чай; переставьте стол; пройдите несколько раз в быстром темпе по коридору; зайдите в туалетную комнату и подержите 4— 5 минут руки под холодной водой; подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья. Если же находитесь дома, то постарайтесь выйти на улицу и побегать или походить в быстром темпе 10—15 минут; примите как можно чаще в те моменты, когда чувствуете, что теряете самоконтроль. Тогда данный способ войдет у вас в привычку. Кроме того, постарайтесь хотя бы раз в неделю заниматься делом, которое вас радует, успокаивает и приносит удовлетворение. контрастный душ; перемойте скопившуюся посуду. Постарайтесь практиковать данный метод.

«Мой дом» («моя комната») — для реализации этого упражнения необходимо сесть, расслабиться и начать строить в воображении свой любимый дом или комнату с видом на речку, озеро, лес или куда-то еще. Обставьте его, как вы хотите, представьте свое любимое кресло. Запомните его и мысленно уходите в него отдыхать в любое время в течение дня. «Побыв» в нем 5-7 минут, вы ощутите прилив сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Третьяковская галерея

Развитие художественно-эстетических качеств у детей младшего школьного возраста...

Прогулка - творчество "Галерея асфальтовой живописи"

Прогулка - важная составляющая часть работы группы продленного дня - позволяет решать ряд учебных, развивающих и воспитательных задач. Так, например, прогулка-творчество позволит не только отдохнуть р...

Галерея памяти

Разработка данного мероприятия посвящена Победе в Великой Отечественной войне...

Картинная галерея (рисунки обучающихся)

Формирование  Формирование творческой личности - одна из основных задач педагогической теории и практики  на современном этапе. В процессе рисования, лепки ученик  испытывает разно...

Презентация "Галерея героев России"

Презентация к классному часу "Галерея героев России"...

Устный журнал "Галерея героев России"

Устный журнал "Галерея героев России" содержит материал о героях Отечества от былых времён до героев Второй мировой войны....

Образовательная прогулка Галерея 1812 года

Образовательная прогулка "Галерея 1812 года" - вторая часть коллективного проекта "Куда плывет кораблик?" Распечатанное задание складывалось корабликом методом оригами. После выполнения задания дети з...