Рабочая программа по ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа по ОРКСЭ. Учебник Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И. И. Кремлева, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа50.79 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Статус документа.

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования ,ОС «Школа России» и Положением о рабочей программе МБОУ  …

    Цель  – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса ОРКСЭ:

 1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4)развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

2.  Общая характеристика учебного предмета.

Специфика начального курса Основы мировых религиозных культур и светской этики в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер. Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. и не включает специальных богословских вопросов, не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Содержание учебного предмета корректируется с программами окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки в начальной школе.

В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православной культурной традиции, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а так же своей сопричастности к ним.

Учебный курс создает основу для:

  • освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры;
  • понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни;
  • знания, понимания и принятия личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

     В  учебном плане на изучение  данного предмета  в 4 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю , за год - 34 ч., в том числе на практические и творческие работы 8 часов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.

-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:

- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:

- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

- развить этические чувства как регулятор морального поведения;

- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;

- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;

-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

 В результате изучения ОРКСЭ ученик должен: знать/понимать:

  • основные понятия религиозных культур;
  • историю возникновения религиозных культур;
  • историю развития различных религиозных культур в истории России;
  • особенности и традиции религий;
  • описание основных содержательных составляющих священных книг,

      сооружений, праздников, святынь.

уметь:

-    описывать различные явления религиозных традиций и культур;

 -    устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением

людей;

  • излагать свое мнение по  поводу значения религиозной  культуры (культур) в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам. 

6. Содержание учебного предмета

           Введение. 1 час. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

           Россия – наша Родина! 2 часа. Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

        Как отличить добро от зла? 13 часов. Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.

        Каковы истоки правил морали? 9 часов. Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.

        Какие правила морали особенно важны в школе? 6 часов. Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.

          Обобщение. 3 часа. Через проектную деятельность, творческие задания, в игровой форме повторяется, обобщается и систематизируется изученный учебный материал.

7. Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Введение

1

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

Россия — наша Родина

2

2. Общее на разных языках. Ценности и идеалы. Духовно-нравственные ценности в пословицах народов Башкортостана

1

3. Духовный мир человека.

1

Добро и зло

13

4. Граница между добром и злом.

1

5. Мудрость сказок. Сказки народов Башкортостана.

1

6. Правила поведения. Красота общения: этикет в жизни людей родного города.

1

7. Долг и совесть.

1

8. По зову долга. Наша семья в годы Великой Отечественной войны

1

9. Стыд и совесть.

1

10. Честь и достоинство. Честь всего дороже!

1

11. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Достоинство человеческой личности.

1

12. Счастье и смысл жизни. Счастье-это когда…

1

13. Смысл жизни. Подготовка проектов.

1

14. Справедливость и милосердие. Золотое правило.

1

15. Ценные качества человеческой души.

1

16. Представление проектов по теме: «Добро и зло»

     1

Истоки правил морали

9

17. Ценность рода и семьи.

1

18. Ценность рода и семьи.

1

19. Семейные традиции. Национальные традиции в нашей семье

1

20. Семейные традиции.

1

21. Образцы культуры народов России. Национальные костюмы народов Башкортостана

1

22. Образцы культуры народов России. Религиозные праздники в нашей республике.

1

23. Взгляд светский и религиозный.

1

24. Представление проектов по теме «Истоки правил морали».

1

25. Представление проектов по теме «Истоки правил морали».

1

Правила морали в школе

6

26. Правила поведения в школе.

1

27. Правила поведения в школе.

1

28. Этикет-форма для содержания этики.

1

29. Этикет-форма для содержания этики.

1

30. Представление проектов по теме: «Правила морали  в школе»

1

31. Представление проектов по теме: «Правила морали  в школе»

1

Обобщение

3

32. Представление проектов.

1

33. Представление проектов.

1

34. Обобщающий  и итоговый урок.

1

                                                         Всего часов:

    34

 Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения урока

Тема    урока

        

Примечание

План.

Факт.

1

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

2

Общее на разных языках. Ценности и идеалы. Духовно-нравственные ценности в пословицах народов Башкортостана

3

Духовный мир человека.

4

 Граница между добром и злом.

5

Мудрость сказок. Сказки народов Башкортостана.

6

Правила поведения. Красота общения: этикет в жизни людей родного города.

7

Долг и совесть.

8

 По зову долга. Наша семья в годы Великой Отечественной войны

9

 Стыд и совесть.

10

 Честь и достоинство. Честь всего дороже!

11

 Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Достоинство человеческой личности.

12

 Счастье и смысл жизни. Счастье-это когда…

13

Смысл жизни. Подготовка проектов.

14

 Справедливость и милосердие. Золотое правило.

15

 Ценные качества человеческой души.

16

 Представление проектов по теме: «Добро и зло»

17

 Ценность рода и семьи.

18

 Ценность рода и семьи.

19

Семейные традиции. Национальные традиции в нашей семье

20

Семейные традиции.

21

Образцы культуры народов России.

Национальные костюмы народов Башкортостана

22

Образцы культуры народов России. Религиозные праздники в нашей республике.

23

 Взгляд светский и религиозный.

24

 Представление проектов по теме «Истоки правил морали».

25

 Представление проектов по теме «Истоки правил морали».

26

 Правила поведения в школе.

27

 Правила поведения в школе.

28

 Этикет-форма для содержания этики.

29

 Этикет-форма для содержания этики.

30

 Представление проектов по теме: «Правила морали  в школе»

31

 Представление проектов по теме: «Правила морали  в школе»

32

 Представление проектов.

33

 Представление проектов.

34

 Обобщающий  и итоговый урок.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Для обучающихся:

  1. Электронное приложение к учебному пособию  «Основы светской этики. 4-5 класс».-М.:Просвещение, 2010
  2. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.- М., Баласс, 2012

Для родителей:

1. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.- М.: Просвещение, 2010

Для учителя:

  1. Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 4-5 класс». - М.: Просвещение, 2010
  2. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.- М.: Баласс, 2012

3. ЭОР. Иоффе А.Н. ОРКСЭ. Методические рекомендации.

4. Мацыяка Е. В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики», «Просвещение», 2010)

     5.  Данилюк А. Я.  Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.-М.: Просвещение, 2010

     6. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ под ред.     В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова.- М.: Просвещение, 2010.

     7. Карты: 1) Религии народов России.

                       2) Народы России.

Список дополнительной литературы

Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.

Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985.

Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.

Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений.

М., 2005.

Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.

Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.

Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.

Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.

Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996.

Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1–4 классы. М., 2001.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.

Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.

Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.

Остер Г. Вредные советы. М., 1998.

Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.

Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.

Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.

Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.

М., 1990.

Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.

Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.

Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.

Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...