Милосердие
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

  Данный  урок направлен на формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народа России и уважении к ним.  А также на освоение комплекса предметных знаний о значении нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей; универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokpoleshchuk_v.v.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Милосердие»

Модуль «Основы православной культуры»

4 класс, УМК «Гармония»

Полещук Виктория Викторовна,

Учитель начальных классов

МБОУШР «Гимназия»,

Высшая квалификационная категория

  Данный  урок направлен на формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народа России и уважении к ним.  А также на освоение комплекса предметных знаний о значении нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей; универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.

   Актуальность данной разработки в том, что происходит комплексное знакомство обучающихся с основами православной культуры, происходит процесс формирования у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. Обучающиеся проверяют свои знания и умения; учатся открывать новые знания и умения, применять их на практике; работать в группах; демонстрировать умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать. В ходе этого урока обучающиеся овладевают практическими умениями и навыками, благодаря работе с разными источниками информации. В итоге, дети выполняют творческое задание, в формате  Pecha Kucha – составляют четыре кадра по изученной теме c комментированием каждого в течение 20 секунд. Таким образом, ученики, используя разнообразные методы деятельности, демонстрируют получившийся опыт. Этот вид деятельности  позволяет увидеть продукт своего труда. Урок, построенный  на деятельностной основе, нравится детям. В ходе урока применяются приемы технологии критического мышления, технология проблемного диалога.

 Такие уроки, являются для ребят помощниками в овладении, закреплении и обобщении  полученных знаний, умений и навыков.

 Данная методическая разработка может быть полезна родителям обучающихся, обучающимся и учителям.

Тема: Милосердие и сострадание

Цели:

1. Познавательный аспект.

Познакомить  со словами милосердие, милостыня, сострадание,  ближний.

Формируемые УУД:  уметь  проанализировать заповедь «Люби ближнего, как самого себя»; уметь  организовать  учебную деятельность  посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

2. Развивающий аспект:

Развитие речи: обогатить словарный запас, уметь выделять в тексте смысловые линии, развивать монологическую и диалогическую речь.

Формируемые УУД:  общеучебные,  логические действия, а также постановка  и  решение  проблемы. Ориентироваться в потоке учебной информации, ее переработка  и усвоение; осуществлять поиск недостающей информации, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. Способствовать осознанию, почему милосердие и сострадание  воспринимается выше всех других радостей в жизни.

3. Воспитательный аспект:

 Создать условия для формирования интереса и воспитания уважения к русским народным традициям, русской духовной культуре.

Формируемые УУД:  Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

Основные понятия: Милосердие, сострадание, умиление, ближний.

Оборудование: мультимедийное оборудование, маршрутные листы, учебник А.В.Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России и основы религиозных культур и светской этики», М., «Просвещение»,2012; толковый словарь, карточки с заданиями для групповой работы; для творческой деятельности по 4  альбомных листа, фломастеры.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная и групповая работа с источниками информации.

Ход урока

Этап 1.Организационный момент

Учитель: Я рада вновь встретиться с вами! Здравствуйте!

«Глаза - зеркало души». Так ли это?

Ответы учеников.

Этап 2. Определение темы. Мотивация

2.1.Учитель: Приятно разговаривать, когда глаза собеседника озаряются радостью, счастьем. Мы видим счастливого человека. А счастье-это когда человек радуется каждому мгновению в жизни и щедро одаривает окружающих теплом души, любовью.

2.2. Что же такое Любовь?

Любовь – понятие многогранное. Почему? Отвечу. Когда рождается ребенок, он, не умея говорить, первым своим взглядом  говорит нам: Я родился! Мама - ты мне нужна! А мама, глядя на своего малыша, с огромным чувством любви берет его на руки и как лебедь прячет его в мягких, нежных  объятиях, произнося тихим, ласковым голосом: «Ты мой, ты - мое солнышко!» Это и есть слова любви, слова счастья. И если вы посмотрите в ее глаза, то увидите в них радость, почувствуете нежность, заботу.

2.3. На протяжении всей жизни происходят разные моменты в жизни, когда тебе плохо или случается беда, прибегаешь к помощи  семьи, друзей  и просишь у них совета,  а они в свою очередь страдают вместе с тобой, помогают тебе! Тяжело смотреть в глаза, в которых много боли, печали. Мы понимаем, что этот человек нуждается в помощи. И, чтобы твои глаза засверкали от счастья, нужно пройти много испытаний!

 2.4. Вспомните русские народные сказки, в которых главный герой, пройдя все испытания, все-таки становился счастливым.

Ответы детей: Иван-царевич, Василиса-Премудрая, Машенька, звери из «Теремка»…… .

2.5.Учитель:  Слова любовь, сострадание, милосердие – это слова жизни настоящего человека!  Какой вопрос возник у вас?

Ученики: Почему слова  любовь, сострадание, милосердие – это слова жизни настоящего человека?

Учитель: Назовите тему урока.

Ученики: Любовь, сострадание, милосердие.

Учитель: Эти три слова взаимодополняют друг друга. Два слова включает в себя значение одного слова. Догадались? Это слова….

Ученики: Милосердие и сострадание.

Учитель: Молодцы, тема урока – Милосердие и сострадание. 

2.6. Организация целеполагания

 Чтобы достичь главной вершины, понять, что такое милосердие, нам предстоит сделать открытия в мире чувств, мыслей, жизненных целей и установок, а для этого нужно выбрать правильный маршрут. С чего начнем?

Ученики: С карты открытий.

Учитель: А чтобы не сбиться с правильного пути,  нам нужно ответить на вопрос: « Почему  любовь, сострадание, милосердие – это слова жизни настоящего человека?». Догадались,  какие открытия нам предстоит сделать?

Ответы учеников:

  • Мы должны понять, что обозначают слова милосердие, сострадание, любовь.
  • Узнать, в каких ситуациях нужно применять их.
  •  Я хочу узнать, почему слова - любовь, сострадание, милосердие – это слова жизни настоящего человека?
  • Как можно применять заповеди Иисуса Христа в жизни.

2.7. Учитель: Обозначим маршрут: Главная  вершина – милосердие; первая ступень – слово милосердие; вторая ступень – слово сострадание; третья ступень – практическая; четвертая ступень -  подведение итогов, рефлексия.

Оцените степень своего знания по этой теме, используя линеечки:

 Знаю; (+,-)

Не знаю; (+,-)

Хочу узнать. (+,-)

Этап 3.Открытие новых знаний

3.1.Учитель: Начинаем  наше интересное путешествие в страну заповедей Иисуса Христа. Послушайте притчу о добром Самарянине. Стр. 42-44 « Притча о добром Самарянине»

Работаем с текстом, при чтении используйте  знаки:

! интересно, ? возник вопрос, + все понятно, - ничего не понятно.

Оцените свою работу, по следующим критериям:

1.Мне все понятно.2.Много интересного. 3. Ничего не понял. 4. Хочу знать больше.

3.2.Анализ прочитанной притчи

         Учитель: Какая среди множества заповедей самая главная?.

         Ученик: « Люби ближнего, как самого себя».

         Учитель: « А кто мой ближний?».

         Ученик: Ответ людей: « Я люблю тех, кто меня любит, то есть мою      семью и моих друзей, т.е. близких людей»

        Ученик: «Ближний –это тот, кто нуждается в твоей помощи»

        Учитель: Почему приезжий человек протянул руку помощи человеку,          который недавно подшучивал над ним? Ведь можно было подумать: « Как ты ко мне, так и я к тебе»; « Получай по заслугам», « Так тебе и надо»

       Ученики: Нужно протянуть руку помощи человеку, которому хуже, чем тебе.

       Учитель: Это и есть милосердие, милосердное прощение. Оно выше и  благороднее, чем справедливое возмездие.

       Учитель: Сделаем вывод: « Что такое милосердие?»

      Ответы детей

      Учитель: Откройте толковый словарь, найдите объяснение лексического значения слова – милосердие.

      Ученики: Милосе́рдие – милое сердце, милующее сердце.

      Учитель: Друзья, в жизни бывают разные неприятности. Вы согласны? Но вы должны понимать, что когда  после несчастного случая или болезни человек становится ИНВАЛИДОМ – это горе, настоящее несчастье! И здоровому человеку нужно проявлять ноты душевной теплоты к горю этого человека. Как мы будем называть человека, который помогает больным, несчастным, т.е. протягивает руку помощи?

     Ученики: Милосердным

     Этап - Динамическая пауза: «Вышли мышки как- то раз, посмотреть, который час! Раз, два, три, четыре! Мыши дернули за гири, тут раздался страшный гром, побежали мышки вон!».  

Учитель: Как вы считаете, почему Кот Леопольд всегда прощал мышатам их шалости?

     Ученики: ответы

    Учитель: А что такое сострадание?

Работа по толковому словарю. Сострадание – сочувствие другому страданию.

Учитель: А вот бывает, что у вас сломалась ручка, и вы начинаете ссориться со всеми, кто вас окружает. Возникает вопрос: Зачем? Ведь это мелкая неприятность, и ее можно исправить.

Идет дискуссия.

Этап 4. Подведение промежуточного итога

Учитель: Так можно ли радоваться беде ближнего? А вот сострадать вместе с этим человеком – это благородный поступок! Так вот почему, Иисус Христос говорил: «Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, это тот, кто нуждается в твоей помощи».

Учитель: Подведем итоги. Достигли мы первой вершины?

Ответы учеников.

Учитель: Подведем итоги. Достигли мы второй  вершины?

Ответы учеников.

Учитель: Обозначьте красным цветом вершины №1,№2, если вы не поняли, о чем говорится; Синим цветом, если вам все понятно; Зеленым цветом, если вам все понятно и вы хотите изучать эту тему дальше.

Этап 5. Закрепление материала через практическое действие

5.1.Учитель: Мы продолжаем путешествие и приближаемся к вершине №3. Практика.

Основная цель: Преодолеть препятствия вы сможете, если будете слушать, слышать друг друга, найдете наиболее правильный путь в решении задачи.

5.2. Учитель: Согласно выбору цветовых линеечек (красные, желтые, синие), вы организуетесь в группы. Выбираете командира, помощника командира, лучшего чтеца, лучшего пересказчика, лучшего мыслящего.

  Обязанности: командир отвечает за организацию работы; помощник организует работу так, чтобы каждый участвовал в решении общей задачи; пересказчик - пересказывает текст; мыслитель - может проанализировать текст и помочь всем сделать вывод.

Представлять итоги деятельности могут либо вся команда, либо каждый член команды.

На работу отводится 5 минут.

Далее группа представляет свой продукт.

В обсуждении данных проблем могут участвовать все ученики класса.

5.3. Работа в группах (из 15 человек -3 группы по 5 человек)

1 группа. Задание: Прочитайте текст. Проанализируйте поступок героя рассказа и сделайте вывод.

Наступила перемена. Все ребята вышли  в коридор, отдохнуть. Мальчики стояли возле окна и разговаривали. Девочки играли со скакалкой. Вдруг из коридора выбежал какой-то мальчик и толкнул играющую девочку. Она заплакала и тихо сказала, что сильно болит нога и встать на нее она не может. Кто-то из ребят побежал ,сообщил учительнице, а остальные помогали своей однокласснице пережить этот несчастный случай.

Вопрос: Как бы вы поступили на месте мальчика, который своим баловством принес девочке беду.

2 группа. Задание: Прочитайте текст. Проанализируйте поступок героя рассказа и сделайте вывод.

Однажды кто-то подставил тебе подножку – ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это неприятно. Но прошло время, и этот кто-то сам смешно растянулся на полу. Да так сильно, что сломал ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда.

Вопрос: Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь помочь ему?

3 группа. Задание: Прочитайте текст. Проанализируйте поступок героя рассказа и сделайте вывод.

Антон, долгое время копил деньги на новенький велосипед. Наконец, копилка стала полной. Радость переполняла его душу. Наступил день, когда Антон и родители пошли покупать велосипед. Во дворе, на скамейке сидел Юра, из соседней квартиры. Еще недавно Антон и Юра поссорились, и какое-то время не виделись. Антон, радостно сообщил другу о велосипеде и предложил ему вечером покататься. Но Юра, опустил голову и сообщил, что он получил травму и не сможет больше ходить, а коляски пока еще нет. Антон отнес накопленные деньги родителям Юры, на покупку коляски. Сердце Антона  осветила радость……………

Вопрос: Отчего радость осветила сердце этого мальчика?

Этап 5. Обобщение и закрепление изученного материала

(Коллективная самостоятельная работа групп)

Этап 6. Этап подведения итогов и рефлексия

                       (Проверь, что узнал сам и твой друг)

6.1.Вернемся к началу нашего диалога. Почему Иисус Христос  выделил из всех заповедей одну:  « Люби ближнего, как самого себя». «Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, это тот, кто нуждается в твоей помощи»

Ученики: Потому что нужно уметь прощать - это и есть милосердие и сострадание.

6.2. Учитель: Мы достигли вершины, достойно прошли все испытания!

В заключении вам предстоит на четырех альбомных листах, нарисовать свои знания, эмоции и впечатления, которые появились у вас в процессе маршрута. Можете использовать предметы, рисунок, слова, высказывания, предложения. На эту работу отводится 7 минут. А представлять будете в течение 20 секунд.

6.3. Каждая группа представляет свой проект.

6.4.Учитель: У каждого из вас всегда будет выбор в поступке: Как поступить? Право остается за вами. Но  в жизни нет абсолютно правильных людей, и каждый имеет право на ошибку. Я думаю, каждый из вас готов быть милосердным и сострадающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Воспитание милосердия и чуткости

Выступление на городских этических чтениях ....

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Классный час "Доброта и милосердие"

Классный час по теме "Доброта и милосердие" для учащихся 2  класса,Цель: воспитывать внимательность, доброту к людям, умение сочувствовать товарищу...

Родительское собрание. "Милосердие".

Педагогическая мастерская для родителей.О милосердии....

Урок по основам православной культуры "Поговорим о милосердии"

Урок по основам православной культуры в 4 классе, учебник В.Дорофеева "Основы православной культуры"...

Урок милосердия на тему "Проявляй милосердие"

Цель: формировать чувство милосердия Оформление: плакат «Учи свое сердце доброте»....