Урок по ОРКСЭ "Взгляд светский и религиозный".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Юсупова Наталья Александровна

Урок разработан по  программе "Школа 2100" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_4_klass_ldlya_pechati.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Основы духовно-нравственной культуры народов России (Светская этика)   4 класс

Учитель: Юсупова Наталья Александровна

Тема урока:  «Взгляд светский и религиозный».

Цели урока:

- Объяснение значения  нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

- Формирование  представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

- Установление  взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей.

- Соотношение  нравственных форм поведения с нормами религиозной культуры.

Познавательные УДД:

1. Искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, рисунок).

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Устанавливать аналогии.

Регулятивные УДД:

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Определять цель деятельности на уроке.

       4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УДД:

1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

2. Формулировать своё мнение, свою позицию.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты:

        1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Понимать чувства других людей, сопереживать.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

Личностные результаты

II. Актуализация знаний.

- Соотнесите понятие с его определением.

1.МОРАЛЬ  

2.НРАВСТВЕННОСТЬ  

3.ЭТИКА

4.АТЕИЗМ

5. РЕЛИГИЯ

- Как вы думаете, почему мы начали урок с повторения  этих понятий?

Учащиеся работают в паре.

Познавательные УДД

Коммуникативные УДД

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Откроем стр. 54. Найдем рисунок.  Кто изображен?

- Что происходит с мальчиком?

- От чего может кружиться голова?  

- Почему у мальчика кружится голова? Ваши предположения.

- Прочитаем название параграфа!

- Как вы понимаете «светский», «религиозный»?

-  Обсудите в группах.

- Хотите разобраться в этих понятиях?

- Нам поможет текст, реальная история, которая произошла в Московской области. Откроем учебник на странице 54.

- Сравните мнения ребят о доброте, нравственных правилах верующих людей и неверующих. ( Атеистов)

- Каково мнение Рустама?

- О чём говорит Миша?

- В чем точки зрения мальчиков противоречат друг другу?

- Какой проблемный  вопрос вызывает это противоречие мнений?

- Могут ли быть одинаково добрыми и верующий и неверующий?

- От кого это зависит?

- Давайте решать проблему.  Предлагаю поработать в группах.

  

Дети читают историю по ролям.

Формулируют проблемный вопрос: « Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста?»

Познавательные УДД

Регулятивные УДД

Коммуникативные УДД

Личностные результаты

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1 Задание для групп:

-  Рассмотрите  картинки. Прочитайте  текст.

1) Соотнесите картинки с текстом.

2) Ответьте на вопросы.

3) Слушаем друг друга, проверяем,   дополняем.

На первой картинке изображен Иисус Христос.

Текст:

Христиане верят в единого бога, но в трех лицах: Отца, Сына - Иисусу Христа и Святого Духа.

На второй картинке изображен Будда.

Текст:

Буддисты верят в Буду, то есть человека, который достиг просветления и первым из людей ушел из мира страстей в мир спокойствия.

На третьей картинке изображен Моисей – пророк Иудеев.

Текст:

Иудеи верят в единого Бога, с которым заключили договор, описанный в Библии.

На четвертой картинке  изображен  Мухаммед – пророк Аллаха.

Текст:

Мусульмане верят в единого Бога, но называют его по -  арабски Аллах, как  это написано в Священной книге- Корране.

Вопросы для групп:

1 группа.– Кто верит в Иисуса Христа?  (христиане верят в Иисуса Христа)

2 группа. – Как называется священная книга, в которой рассказывается о договоре людей с Богом? (Книга называется Библия)

– Как зовут пророка иудеев? (пророка иудеев зовут Моисей)

3 группа. – Кто верит в Аллаха? (мусульмане верят в единого Бога, и называют его по - арабски Аллах)

- Как называется священная книга мусульман? (священная книга называется Коран)

4 группа. – В кого верят буддисты? (буддисты верят в Будду, т.е. человека, который достиг просветления и первым из людей ушел из мира страстей в мир спокойствия)

- Как вы думаете, какие правила есть во всех религиях?

2 Задание для групп:

Работа с таблицей в учебнике на странице 56.

Задание: Сравните правила морали разных религий. Сделайте вывод.

Религия

Правила морали

Буддизм

« Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти. Не причинять другим того, что самим кажется больно»

Ислам

« Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары  близким. Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления. Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»

Иудаизм

«Почитай отца своего и мать, не убий, не укради. Что ненавистно вам,  не делайте ближнему своему»

Христианство

«Почитай отца своего и мать, не убий, не укради. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте  и вы с ними»

- Что вас удивило? На что вы обратили особое внимание?

- Какие правила есть во всех религиях?

- Кто открыл эти правила?

- Религий много, но в каждой из них есть учение об этике, правила морали, объясняющие людям, что такое хорошо, а что плохо. Как можно себя вести, а как нельзя.

-  Прочитайте  текст на странице 56.

Текст:

Верующие одной религии объединяются в религиозную общину, чтобы помочь друг другу следовать правилам добра и спасти свои души. Община верующих устанавливает свои обряды – правила, которые  постоянно напоминают человеку о необходимости следовать заповедям Бога. Например, верующий должен молиться о помощи свыше или о прощении за нарушение заповедей. Вера дает человеку     надежду на спасение души от смерти. Эта надежда укрепляет в тяжелых испытаниях, помогает делать выбор между плохим и хорошим поступком.

- Сделайте вывод. Какие правила установлены в религиозной общине?

- В религиозной общине отношения строятся на заповедях Бога. На вере, надежде, которые помогают делать человеку выбор: хорошо поступать  или плохо, на правиле морали – каком?

Религий много, но в каждой из них есть учение об этике, правилах морали, объясняющие людям что хорошо, что плохо.

- Какое золотое правило знаем мы?

- Над каким проблемным вопросом работаем?

- Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста?

- Какую часть темы  рассмотрели?

- Какой взгляд надо рассмотреть?

- Может ли быть добрым человек без веры в  Бога? Как называют людей, которые не верят в Бога? (стр. 57)

-  По каким правилам живут атеисты?

3 Задание для групп:

- Рассмотрим произведения.  На каких моральных правилах они основаны?

1 группа: В Осеева « Просто старушка» ( сценка)

- О каком поступке говорит Осеева?

2 группа: Стихотворение Симеона Полоцкого.

- О чем нам говорит Полоцкий?

3 группа:  Н Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы» ( отрывок)

- Какой нравственный поступок совершает дедушка Мазай?

4 группа: « В Осеева « Три товарища»

- Так может быть доброта без веры в  Бога?

- Что мы хотели выяснить?

- Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста?

Работают   в группах.

Рассматривают картинки в учебнике, читают текст, отвечают на вопросы.

Изучают информацию, записанную в таблице, сравнивают правила разных религий, делают вывод.

Учащиеся применяют знания, полученные раньше: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Познавательные УДД

Регулятивные УДД

Коммуникативные УДД

Личностные результаты

V. Выражение  решения проблемы.

- Сравним свой вывод с авторским на  странице 58

-  Доброта не зависит от религиозных взглядов. Это состояние души человека. Доброта основывается на золотом правиле нравственности.   - С точки зрения верующего человека, нравственные заповеди дарованы нам Богом, а с точки зрения неверующего – созданы самими людьми. Однако те и другие признают общечеловеческие правила морали, главнее из которых (правило морали) «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Учащиеся формулируют свой вывод и сравнивают с выводом в учебнике.

Познавательные УДД

Регулятивные УДД

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели выяснить?

- Получилось ли у нас это сделать?

- Вы выполняли все правильно или были недочеты?

- Кому бы вы сказали «Спасибо» за работу на уроке и за что?

Анализируют свою деятельность на уроке.

Регулятивные УДД

VIII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"

Урок разработан  для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....

Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс

Урок по новому предмету в рамках ФГОС....

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями  "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...