Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Очирова Валентина Намуевна

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ

«Моя педагогическая мастерская»

Номинация

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Модуль

«Основы мировых религиозных культур»

Тема урока: Обобщение по разделу «Традиционные религии народов России». Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как это урок - обобщение, то тема для учащихся не новая, поэтому выбрана форма урока – игра «Счастливый случай». Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы: 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_moya_pedagogicheskaya_masterskaya.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАРАГХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

_____________________________________________________________________________________

671642, Республика Бурятия, Курумканский район, с. Барагхан, ул.Ленина, 35. Тел. 8(30149)92-2-94

 e-mail: baraghanschool@yandex.ru

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ

«Моя педагогическая мастерская»

Номинация

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Модуль

«Основы мировых религиозных культур»

Автор: Очирова Валентина Намуевна,

учитель начальных классов

контактный телефон: 89247531165

Барагхан

2017

Аннотация к уроку

Тема урока: Обобщение по разделу «Традиционные религии народов России». Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как это урок - обобщение, то тема для учащихся не новая, поэтому выбрана форма урока – игра «Счастливый случай». Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:  

1. Мотивация к учебной деятельности, где учащиеся получают эмоциональный и психологический настрой на совместную работу.

2. Постановка проблемы урока, на основе примеров учащиеся «открывают» тему и формулируют цели урока.

3. Ознакомление с видом оценивания: «Копилка достижений» и выработка учащимися критерий оценивания.

4. Актуализация опорных знаний – проверка знаний в форме: учащиеся сами задают вопросы, также учитель проводит блиц-опрос.

5. Повторение изученного материала. Форма деятельности: работа в паре. С помощью карточек учащиеся демонстрируют следующие знания: священные сооружения, священные книги, священнослужители в каждой религии, а также как называется пятикратная ежедневная молитва в исламе, как называется священное место в христианском храме, как называется священное писание о жизни Иисуса, как в буддизме называется состояние «освобождение от страданий», как в буддизме называется молитва, которая служит для того, чтобы правильно «настроить» сознание, как называется специальная башня в мечети, с которой верующих призывают на молитву.

6. Форма работы групповая: учащиеся анализируют разные ситуации, сопоставляют положительные и отрицательные поступки людей, учатся доказывать свои ответы, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока и оценивание своей работы.

На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности  требованиям ФГОС: содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения (наличие заданий разного уровня); использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.

Компоненты урока:

1) Технологическая карта урока. 2) Презентация к уроку. 3) Раздаточный материал.

Пояснительная записка

Современное российское общество переживает период сложных долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Этот процесс подверг серьезному испытанию всю систему морально-нравственных устоев современного человека, в особенности негативно он повлиял на духовное развитие молодежи. Усиливается дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семьи. Нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. Воспитательный процесс значительно осложняется криминализацией российского общества. Противоречия между декларируемыми и реальными социальными нормами порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Ослабление воспитательных функций образовательных учреждений также оказало негативное влияние на формирование социального опыта подрастающего поколения.

  В этих условиях отечественная школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию.

  Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является мировые религии. Религия всегда играла большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовала на моральный облик человека. Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе, позволили открыто говорить о религиях, сделали возможным приобщение людей к нравственным ценностям. Одной из главных задач данной методической разработки урока является формирование и развитие духовно-нравственной культуры учащихся.

Данный урок является обобщающим уроком после изучения 10 тем. Урок построен в игровой форме с элементами рассуждения, анализа.

На уроке ставятся следующие цели формирования таких планируемых результатов:

Предметные:

  • Закрепить понятие «религия», «ритуалы», «первобытные верования», «древние религии», «традиционные религии», «мировые религии», «материальная культура», «духовная культура»;
  • Обобщить знания о возникновении религий, священных книгах религий, служителях разных религий;
  • Формировать этические формы поведения в обществе и общения друг с другом, расширить представление учащихся по изученной теме.

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию из текста.
  • Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

  • Принимать и сохранять учебную задачу.  
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

  • Слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Договариваться о правилах общения и поведения.
  • Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

  • Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
  • Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Ожидаемые результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
  • Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Для проведения урока необходимо иметь:

Раздаточный материал: - карточки (приложение 1)

Техническое оснащение урока: компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение 2).

Учитель выступает в роли ведущего, организует фронтальную работу и групповую работу с классом и является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации (в технологической карте урока указана ссылка на нужные слайды). Каждый слайд способствует усвоению материала и реализует методы и формы, намеченные учителем к уроку. Подбор материала и оформление презентаций способствует благоприятному фону для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей, повышения информационной грамотности и активности учащихся на уроке.
В конце урока, ребята высказал свое мнение, и сделали соответствующие выводы. Работа проходила в сотрудничестве учителя и учащихся. Осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.

Большое внимание уделяется на уроке умению оценивать работу своей команды, работу команд-соперников. Под руководством учителя учащиеся вырабатывают критерии оценивания и обязательно придерживаются их.

        Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности, учащихся на уроке.

Тема

Обобщение по разделу «Традиционные религии народов России»

Форма проведения урока

Игра «Счастливый случай»

Цель

Формирование у учащихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества

Планируемые результаты

  • Предметные результаты

Обобщить знания об истории, о культуре и традициях, нравственных устоях традиционных религиях России.

  • Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Структурировать свои знания.

  • Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.  

 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Оценивать учебные действия по критериям.

  • Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

  • Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Технологии, методы

Технология проблемного диалога, сотрудничества

Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.

Формы деятельности

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

- В паре

Средства обучения

  •   Электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
  •   Интерактивная доска. Презентация к уроку.
  •   Карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Задачи

Электронные образовательные ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Слайд №1: «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу». (Народная мудрость)

Здравствуйте ребята!

Давайте возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу и начнём урок с хорошим настроением.

Парами берутся за руки, здороваются.

Эмоциональный настрой со сверстниками

2

1) Формулирование темы урока, постановка цели

2) Ознакомление с видом оценивания

3) Игра «Счастливый случай»

I гейм «Ты – мне, я – тебе»

Оценивание работы команд

Формулирование темы и целей урока. Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Слайд №2: Игра «Счастливый случай»

Слайд №3:

Оценивание

 «Копилка достижений»

Звездочки 3 цветов.

Слайд №4

Критерии оценивания:

  1. Правильность ответа
  2. Полнота ответа
  3. Скорость выполнения заданий

Слайд №5

I гейм «Ты – мне, я – тебе»

Сегодня не совсем обычный урок: он пройдет в форме игры «Счастливый случай» между 3 командами.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи перед собой поставим?

- Вспомните, пожалуйста, какую тему мы прошли на предыдущем уроке?

- Что вы узнали по этой теме

На уроке вы должны показать свои знания по теме, умение думать и рассуждать.

Перед тем, как начать игру ознакомимся, как же будет оцениваться ваша работа.

У нас есть «Копилка достижений», где 3 кармашка. Если команда ответила правильно, то она получает звездочку жёлтого цвета, если хорошо – серебряную, ну а если удовлетворительно – бронзовую. А оценивать будете сами. Для оценивания давайте выберем критерии оценивания.

- Какие критерии выберем?  

- Начинаем I гейм игры «Счастливый случай», который называется «Ты – мне, я – тебе».

Каждая команда придумает по 3 вопроса по данной теме и задаёт другой команде.

-

- Мы прошли тему «Традиционные религии народов России»

Учащиеся вырабатывают критерии оценивания:

  1. Правильность ответа
  2. Полнота ответа
  3. Скорость выполнения заданий

Придумывают вопросы и задают друг другу.

Например:

- Что такое религия?

- Что такое ритуал? 

- Назовите символы религии?

 - Какие из этих религий являются мировыми, а какие национальными? и т.д.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем.

Познавательные УУД: структурирование знаний

Регулятивные УУД:

Постановка целей, ориентация на их достижение.

Выборы критерии оценивания.

Познавательные УУД: умение задавать вопросы

3.

Актуализация опорных знаний

II гейм игры «Дальше, дальше…».

Оценивание работы команд

Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

Слайд №6 

II гейм игры «Дальше, дальше…».

Слайд №7

Вопросы

-Начинаем II гейм игры «Счастливый случай», который называется «Дальше, дальше…».

  1. Какой народ впервые поверил в Единого Бога?
  2. Кому из перечисленных пророков были переданы Богом скрижали?
  3. Кем, по своему собственному мнению, считал себя Мухаммад?
  4. Какой город мусульмане 

           считают священным?

  1. Как переводится буддийское священное писание Типитака?
  2. Как с греческого переводится «Евангелие»?
  3. Что всегда сопровождает православную службу?
  4. Чем является молитва для христиан?
  5. Как в буддизме называется молитва?
  6. Как в иудаизме называются священные здания?

Каждая команда по очереди отвечает на вопросы

Познавательные УУД: структурирование знаний; КоммуникативныеУУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

4.

III гейм «Гонка за лидером»

Оценивание работы команд

Слайд №8

III гейм «Гонка за лидером»

Слайд №9 Возникновение христианства

Слайд №10 Возникновение ислама

Слайд №11 Возникновение буддизма

-Этот гейм можно назвать «Бой капитанов», потому что в этом гейме выступают наши капитаны. Капитаны сейчас вытянут карточки с заданиями: рассказать о возникновении той или иной религии.

Капитаны команд рассказывают о возникновении религий.

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

5.

IV гейм «Заморочки из бочки»

Оценивание работы команд

Предметные знания о священных сооружениях, священных книгах, священнослужителях каждой из мировых религий.

Слайд №12

IV гейм «Заморочки из бочки»

Слайд №13, 14, 15

Вопросы для команд

- Команды выбирают из мешочка бочонки с числами.  На доске даны задания в соответствии с тем номером. Эти задания выполняются в паре. (Одна пара от команды)

Команды сообща отвечают на вопросы, затем 1 член команды на доске устанавливает соответствие

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

6.

V гейм «Кто добро творит, того Бог отблагодарит»

Оценивание работы команд

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Слайд №16

V гейм «Кто добро творит, того Бог отблагодарит»

Слайды №17

Добро

Справедливость

Честность

Правдивость

Милосердие

Сострадание

Совесть

Любовь

Слайды №18, 19, 20

Описание ситуаций

- Все религии   пытаются ответить на извечные вопросы о добре и зле, о ценности человеческой жизни, о том, как относиться к своему ближнему. Поговорим об этом. А какие человеческие ценности вам знакомы, назовите, пожалуйста?

- Сейчас я вам раздам карточки, на которых описана ситуация из жизни. Вы в своей команде разберите ситуацию и попытайтесь ответить на вопрос.

Добро

Справедливость

Честность

Правдивость

Милосердие

Сострадание

Совесть

Любовь

Коммуникативные УУД: 

 инициативное сотрудничество со сверстниками

Познавательные УУД: работа с информацией из текста.

Коммуникативные УУД:

высказывание своей мысли в устной форме.

7.

Подведение итогов игры

Слайд №21

Подведение итогов игры

- Посчитаем, у какой команды сколько звездочек.

Капитаны команд выходят и подводят итоги игры.

8.

Рефлексия

Оценивают свою работу на уроке        

Организует самоанализ деятельности учащихся, оценивает работу детей на уроке.

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел …

Учащиеся отвечают

Регулятивные УУД выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Использованная литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.

2. Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные  основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.

3. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.  «Воспитание школьников», № 2 -2012.

Интернет-источники

4. http://nsportal.ru/

5. http://pedsovet.su

Приложение 1

Карточки

III гейм «Гонка за лидером»

I карточка: рассказать о возникновении христианства

              II карточка: рассказать о возникновении ислама

I карточка: рассказать о возникновении буддизма

IV гейм «Заморочки из бочки»

Вопросы для 1 команды:

  1. Установите соответствие:

Синагога                  христианство

Мечеть                     иудаизм

Церковь                   буддизм

Ступа                       ислам

  1. Как называется священное писание о жизни Иисуса?

  1. Как в буддизме называется состояние «освобождение от страданий»?

 

Вопросы для 2 команды:

  1. Установите соответствие:

Тора                  христианство

Библия              иудаизм

Коран                буддизм

Трипитака         ислам

  1. Как называется пятикратная ежедневная молитва в исламе?

  1. Как называется священное место в христианском храме?

Вопросы для 3 команды:

  1. Установите соответствие:

Лама                               христианство

Священник                     иудаизм

Раввин                            буддизм

Имам                              ислам

  1. Как в буддизме называется молитва, которая служит для того, чтобы правильно «настроить» сознание?

  1. Как называется специальная башня в мечети, с которой верующих призывают на молитву?

V гейм «Кто добро творит, того Бог отблагодарит»

Учитель: Сейчас я вам раздам карточки, на которых описана ситуация из жизни. Вы в своей команде разберите ситуацию и попытайтесь ответить на вопрос. 

Ситуация №2

Опираясь на палочку, идет старый человек с тяжелой сумкой. Он останавливается, чтобы отдохнуть и снова идёт. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, весело смеясь. Ты проходишь мимо:

А) Начинаешь весело смеяться;

Б) Пройдешь мимо, как будто их не замечаешь;

В) Подойдешь к старику, возьмешь у него сумку и проводишь его до дома.

 - Почему ты так поступишь? (Жалко старого человека, стыдно за мальчиков, на месте этого старого человека может быть и твой дедушка). А какие нравственные качества человека показаны здесь? (Милосердие, доброта, сострадание)

Ситуация №2

Мальчик хорошо учится, дискотеки, футбол его не интересует, общих интересов с одноклассниками нет, учителя его ставят в пример, а многие ребята по всем этим причинам недолюбливают и позволяют грубые шутки в его адрес. Получается заколдованный круг – такое отношение ребят все более отталкивает от них мальчика. И вот, в коридоре школы при его появлении ваши друзья начинают громко смеяться, вы понимаете, что они неправы. Эти шутки вам не нравятся. 

Ваша реакция: -посмеетесь вместе со всеми, вы не хотите, чтобы другие подумали, что он вам нравится;

- Почему ты поступишь, так или иначе? А какие нравственные качества человека показаны здесь? (Честность перед самим собой, милосердие)

Ситуация №3

Мальчик хорошо учится, дискотеки, футбол его не интересует, общих интересов с одноклассниками нет, учителя его ставят в пример, а многие ребята по всем этим причинам недолюбливают и позволяют грубые шутки в его адрес. Получается заколдованный круг – такое отношение ребят все более отталкивает от них мальчика. И вот, в коридоре школы при его появлении ваши друзья начинают громко смеяться, вы понимаете, что они неправы. Эти шутки вам не нравятся. 

Ваша реакция: -посмеетесь вместе со всеми, вы не хотите, чтобы другие подумали, что он вам нравится.

- Объясните свой выбор. А какие нравственные качества человека показаны здесь? (Скромность, правдивость, честность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"

Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"...

Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)

Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с  празднованием Нового года в разных мировых религиях....

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Духовные ценности человечества. Культура. Религии"

Цель: Формирование у обучающихся уважения  к  мировым  религиям,  как  к  ценностям  культуры человечества.Задачи: Узнать, чем связаны культура и религия; сформирова...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира....