Главные вкладки

    Методическая разработка по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Духовные ценности человечества. Культура. Религии"

    Савельева Ирина Владимировна

    Цель: Формирование у обучающихся уважения  к  мировым  религиям,  как  к  ценностям  культуры человечества.

    Задачи: Узнать, чем связаны культура и религия; сформировать представление об основных мировых религиях. Воспитывать толерантность и уважительное отношение к  разным  религиозным культурам.

    В области формирования УУД: - личностные - умение выделять нравственный аспект поведения  - познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников; - регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий; - коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Планируемые результаты урока:  1.Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.  2.Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;  3.Метапредметные: получить  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении  вопросов урока.   Тип урока - урок  открытия новых  знаний.                                                                                     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_2_dukhovnye_tsennosti_chelovechestva.docx33.91 КБ
    Файл tema_uroka.pptx2.98 МБ

    Предварительный просмотр:

    ОРКСЭ Урок № 2  Тема:  Духовные ценности человечества.  Культура.  Религии

    Дата:   .  . 2014 года                                                                                                                                                   Класс 4                                                                                                                                                              Учитель  Савельева Ирина Владимировна

    Цель: Формирование у обучающихся уважения  к  мировым  религиям,  как  к  ценностям  культуры человечества.

    Задачи: Узнать, чем связаны культура и религия; сформировать представление об основных мировых религиях. Воспитывать толерантность и уважительное отношение к  разным  религиозным культурам.

    В области формирования УУД:                                                                                                                        - личностные - умение выделять нравственный аспект поведения                                                                    - познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;                                                                                                                                         - регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;                                                                                - коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.                                              Планируемые результаты урока:                                                                                                       1.Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.                                                            2.Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;                                                      3.Метапредметные: получить  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении  вопросов урока.                                                                       Тип урока - урок  открытия новых  знаний.                                                                                     Оборудование и  учебно - методическое обеспечение: компьютер, мультипроектор, иллюстративный материал, презентация, учебник «Основы светской этики» Т.Д. Шапошникова «Дрофа» 2012г., толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И.                                                                                    Форма и виды деятельности на уроке: Беседа; Самостоятельная работа со словарем; Творческая работа в группах; Работа в парах; Чтение и анализ текстов (быль, басня, рассказ), Мозговой штурм; Визуальное восприятие; Устные высказывания на тему; Подготовка к творческим заданиям.                                                                                                                        

    Формы организации познавательной деятельности:  коллективная;   фронтальная;  групповая.                                                                                                                                                    Основные понятия: Культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции.                                                                                                     Ход урока. Организация деятельности обучающихся

    Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

     Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

    Что ты рассказал дома о новом предмете? Сложно ли тебе было выполнять творческое задание ( мировое дерево-рисунок). Просмотр деревьев. По желанию рассказать о своем дереве. Кто тебе помогал выполнять д/з?

    Актуализация знаний обучающихся. Тема урока «Духовные ценности человечества. Культура. Религии». Слайд 1. Примерные вопросы для беседы: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как вы понимаете значение слов «духовные ценности»,  «культура» и «религия»?  О каких религиях вы уже  знаете?                                                                                  Озвучивание темы урока, цели и задач: Запись темы урока в тетрадь. Обсуждение с обучающимися темы  урока: 

    Слайд 2  Эпиграфы к уроку: «Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто» Э. Эррио. «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу».                                         Народная мудрость.

    Вы узнаете: -  Что такое культура. -  Что такое религия. -  Какие бывают религии. -  Как связаны религия и культура.

    Рассказ учителя - обсуждение - работа со словарем.  Главное богатство нашей планеты – это ее люди и то, что создано их стараниями и трудом, - культура, духовные ценности. Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле, а единой семьей – это духовные традиции и ценности.

    Слайд 3  Что такое традиция? Работа со словарем. 

    Слайд 4 Что можно передавать через традиции? (правила поведения, умения, знания, образ жизни, идеи,  ценности). 

    Слайд 5 Какие бывают традиции? (семейные,  национальные, межнациональные, духовные).

    Слайд 6 Семейные - объединяют семью. Национальные – объединяют нацию. Межнациональные- объединяют разные народы. Духовные, связанные с религией и  определяют ценности человека, семьи, народа.

    Слайд 7 «Культура» в латинском языке означает «возделывать».

    Слайд 8 И взял Господь человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

    (Бытие, глава 2, стих 15)

    Слайд 9 Что такое культура? Работа со словарем. Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает совершить именно такой, своеобразно-человеческий поступок. Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования. Запишите в тетрадь: Человек создает свой – искусственный мир. Мир человека – это мир культуры.

    Слайд 10 Ценность – это то, что особо значимо для каждого человека и для общества в целом. Есть ценности материальные и духовные.  Работа со словарем. Что такое ценности? 

    Игра. Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец, лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.  1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.

    Наша страна многонациональна. Более 150 национальностей проживают в России и каждый народ вносит долю в общую сокровищницу духовных ценностей: язык, традиции, культуру.

    Слайд 11 Духовная жизнь людей с древних времен и до наших дней тесно связана с их верованиями, с религией. Люди верили и верят или в единого Бога, или в разных богов. Издавна человек обожествлял растения, зверей, птиц, разные предметы , наделяя их таинственными способностями, создавал идолов. Идол – изображения богов.

    Слайд 12 Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (записать в тетрадь) Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. Религия – это различные верования людей, например в Единого бога, или во многих богов, или духов, ангелов и других подобных существ. Религия – это участие людей в религиозных действиях – ритуалах.

    Слайд 13 В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога. На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние. «Религия» имеет несколько значений. Одно из них означает «связь». Принято считать, что речь идет о связи человека и Бога. Основные религии мира: Буддизм, Христианство, Иудаизм, Ислам. (записать в тетрадь).

    Слайд 14 Традиции почитания Бога составляют религиозную культуру. Она включает в себя:

     - религиозные тексты (священные книги, молитвы, законы);

     - религиозные обряды (ритуалы, правила поведения и запреты);

     - религиозное искусство (архитектура, музыка, живопись)                                                    Комментированное чтение статьи из учебника. (с.11-15)

    Слайд 15 Отношение человека к Богу принято называть верой, обращение к Богу – молитвой. Предметы, которые связаны с Богом, называют священными.  СВЯЩЕННЫЕ  КНИГИ  РЕЛИГИЙ  МИРА: Библия в христианстве;  Коран в исламе;  Тора в иудаизме;  Трипитака  в буддизме.

    Слайд 16  Культура и религия.  Сложные понятия, которые включают в себя всё человеческое в окружающем нас мире. Это всё то, что делают люди, и то новое, что мы вносим в мир природы.                                                   

    Слайд 17 Работа в группах: Послушайте  «мудрые мысли из священных книг религий мира». Что общего, на твой взгляд, можно найти в разных религиях мира? (работа в малых группах). Христианство: «Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    Слайд 18 Библия учит, что христианская жизнь находится в состоянии беспрерывного роста. Когда вы родитесь свыше, вы рождаетесь в духовный мир. Вы становитесь малым ребенком в семье. Цель Бога - чтобы вы выросли до полного возраста и стали зрелым во Христе. Было бы против Божиих и природных законов, если бы вы все время оставались ребенком . Библия говорит, что вы должны расти. Это означает последовательное развитие, постоянный рост, расширение познаний и искание мудрости свыше. Терпения всем нужно и мудрости. Мудрость приобретается через страдания, через испытания, которые у нас есть. И через эти испытания, по мере нашего терпения мы достигаем ту мудрость, к которой Господь призывает нас всех.

    Слайд 19 Буддизм: Человек может выразить свое отношение к родным и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, верностью своему слову.

    Слайд 20 «... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти».

    Слайд 21 Правильная вера, правильные ценности, правильная речь, правильное поведение,

    правильное достижение средств к жизни, правильные стремления, правильная оценка своих действий и восприятие мира органами чувств, правильная медитация (концентрация

    внимания на внутреннем состоянии сознания).

    Слайд 22 Ислам: Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого.

    Слайд 23 «Поистине Аллах приказывает справедливость,  благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».

    Слайд 24 Иудаизм: Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе.

    Слайд 25 «И изрёк Бог слова сии: " ...почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради..."». Коллективное обсуждение.

    Слайд 26 Каждая религия по-своему объясняет, как возник мир, и даёт людям нравственный закон жизни, отвечая на самые важные  для них вопросы:  - откуда и зачем мы приходим в этот мир?  - что такое добро и зло? - как человек должен прожить свою жизнь?

    Этика, часть философии, раскрывает нравственные законы, по которым живут люди. Общая культура человечества складывается из разных традиций, обычаев, культур. Узнавая, как живут другие народы, мы начинаем лучше понимать их и себя, учимся уважительно относиться не только к своей, но и к иным культурам.                                                                

    Подведение итогов. Итак, культура – это не только область художества и эстетики. Культура охватывает всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, доброе и вечное.

    Религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к  которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

    Культура – разная у всех народов, но суть ее у всех одна и та же: добрососедство, взаимопонимание, взаимопомощь, способность переживать горести другого, как свои горести, и радоваться счастью другого, как собственному счастью, это чувство прекрасного и это чувство ответственности за мир, в котором мы живем.

    Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.

    Рефлексия.

    Слайд 27 Домашнее задание: 1. Выполни с родителями задание: Семейные традиции вашей семьи.

    Заполни таблицу:

    Виды традиций

    Примеры

    Семейные

    Слайд 28 Просмотр отрывка из мультфильма «Князь Владимир» про культуру Русов. Режиссер Юрий Кулаков. 2006 г.

    Слайд 29 Список литературы и использованные источники:

    1. Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

    2. Шапошникова Т.Д. Учебник. Основы светской этики. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

    3. РГПУ им.Герцена. Религия Санкт-Петербурга. СПб.: Союз.

    4. Электронное приложение к учебному пособию.

    5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    6. Министерство образования  и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов  ОРКСЭ»

    7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса. 8. Энциклопедическая и справочная литература, словари.

    9. Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ:  http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/ http://2 bp.blogspot.com,   http://3 bp.blogspot.com        http://ais.badische-zeitung.de, http://cakecentral.com и др.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. КУЛЬТУРА. РЕЛИГИИ

    Слайд 2

    «Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто» Э. Эррио « В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу» Главное богатство нашей планеты – это ее люди и то, что создано их стараниями и трудом, - культура, духовные ценности. Главное , что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле , а единой семьей – это духовные традиции и ценности

    Слайд 3

    КУЛЬТУРА Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах. Культура – главное богатство народа. Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории. Человек создает свой – искусственный мир. Мир человека – это мир культуры .

    Слайд 4

    РЕЛИГИЯ Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние. В культуре и религии разных народов много общего и много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Религия не существует отдельно от культуры и от народа. Каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию. Религия – это различные верования людей, например в Единого бога, или во многих богов, или духов, ангелов и других подобных существ. Религия – это участие людей в религиозных действиях – ритуалах.

    Слайд 5

    Христианство Ислам Буддизм Иудаизм «Религия» имеет несколько значений. Одно из них означает «связь». Принято считать, что речь идет о связи человека и Бога. Наиболее распространёнными в мире религиями являются:

    Слайд 6

    Традиции почитания Бога составляют религиозную культуру . Она включает в себя: - религиозные тексты (священные книги, молитвы, законы); - религиозные обряды (ритуалы, правила поведения и запреты); - религиозное искусство (архитектура, музыка, живопись) ислам иудаизм Прочитайте текст в учебнике на странице 10 -15

    Слайд 7

    СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ РЕЛИГИЙ МИРА Библия в христианстве Тора в иудаизме Коран в исламе Трипитака в буддизме Отношение человека к Богу принято называть верой , обращение к Богу – молитвой . Предметы, которые связаны с Богом, называют священными .

    Слайд 8

    КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ Сложные понятия, которые включают в себя всё человеческое в окружающем нас мире. Это всё то, что делают люди, и то новое, что мы вносим в мир природы.

    Слайд 9

    Христианство «Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так посту­пайте и вы с ними» Икона « Распятие с предстоящими» Икона «Троица»

    Слайд 10

    Буддизм Человек может выразить свое отношение к родным и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним , как к себе, верностью своему слову . Буддийский храм Статуя Будды Ступа в Сарнатхе Пагода Чайттийо Статуя Будды

    Слайд 11

    Ислам Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого . Мечеть Коран, священная книга

    Слайд 12

    Иудаизм Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе . Священное сооружение - синагога . Святыни Иерусалима - Стена плача

    Слайд 13

    Каждая религия по-своему объясняет, как возник мир, и даёт людям нравственный закон жизни , отвечая на самые важные для них вопросы : - откуда и зачем мы приходим в этот мир? - что такое добро и зло? - как человек должен прожить свою жизнь? Этика , часть философии , раскрывает нравственные законы, по которым живут люди. Общая культура человечества складывается из разных традиций, обычаев, культур. Узнавая, как живут другие народы, мы начинаем лучше понимать их и себя, учимся уважительно относиться не только к своей, но и к иным культурам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

    Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

    Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

    Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

    Методическая разработка урока по предмету "Мир вокруг нас" по теме "Золотое кольцо России". УМК "Школа России", 3 класс.

    Урок построен в форме путешествия по " Золотому кольцу  России".  Учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и достопримечательностями городов "Золотого кольца", оценить их значимос...

    Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ по теме:" Добро важнее зла".

    Данная разработка урока подходит как для уроков по ОРКСЭ, так и для воспитательной работы в 3-4 классах....