Методическая разработка по модулю ОРКСЭ " Основы мировых религиозных культур"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Кузнецова Надежда Алексеевна

Священные сооружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx450.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме: «Священные сооружения» по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур».

Кузнецовой Н.А. ГБОУ СОШ № 176 Калининского района.

Цель урока: Познакомить с понятиями «священное сооружение».

Задачи: Сформировать представление об основные священные сооружения мировых религий: церковь, храм, синагога, пагода.

Научить различать священные сооружения.

Воспитывать бережное отношение к священным сооружениям как к памятникам культуры.

Развивать логическое мышление, речь.

Воспитывать толерантное отношение к представителям различных конфессий.

Виды деятельности:беседа, устный рассказ, самостоятельная работа с учебником, творческая работа учащихся.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал, карточки с буквами, иллюстрации священных сооружений для раскрашивания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

На доске вывешены буквы, правильно соединив вы определите тему нашего урока.

Итак, тема: «Священные сооружения».

- А для чего нужны эти сооружения? (предположения учащихся).

Вывод: верующие люди совместные ритуальные действия выполняют в этих сооружениях, которые становятся для этих людей священными.

  1. Введение в тему урока.

Рассмотрим фотографии этих сооружений. Они очень красивые и разные, но назначение у них одно.

Уже в далёкие времена люди собирались вместе, чтобы помолиться, поблагодарить и что-то попросить у своих богов. Затем стали сооружать храмы.

  1. Работа по теме урока.

Рассмотрите первое сооружение –это церковь, название православного храма.

Первые христиане не сооружали храмов, а собирались в жилых домах или в местах захоронений христиан.

Здание церкви венчает купол с установленным на нём крестом. Куполов может быть разное число. К храму примыкает колокольня или звонница, где расположены колокола. Их звон созывает верующих на богослужение, молитву. В храме принято соблюдать тишину. Мужчины при входе в храм снимают головной убор, а женщины покрывают голову платком. Во время богослужения верующие не поворачиваются спиной к алтарю (самому главному месту в храме). Алтарь может быть отделён от остальной части храма преградой- иконостасом. На иконостасе ставятся иконы- изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата. В христианских храмах используются росписи стен – фрески.

Посмотрите на этот необычный храм. Это Церковь иконы Божией матери «Неопалимая Купина» в городе Дятьково (Брянская область).

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких иконостасов. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Уникальные подсвечники из стекла в человеческий рост украшали церковь до 1929 года.

C:\Users\Герой\Desktop\храм.jpg

Удивительный храм разрушили, но 1990 году разрушенный храм был воссоздан и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом- такой сплав идёт на изготовление самой дорогой посуды. Храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что даёт эффект радужного свечения.

Рассмотрим второе сооружение- это мечеть, название исламского храма. Купол имеет покруглую форму и увенчан полумесяцем. У мечетей имеет специальная башня – минарет, с которой на молитву призывают верующих.  В переводе с арабского это слово обозначает «маяк». С верхней площадки минарета, священник (муэдзин) пять раз в день созывает верующих на молитву. Его пение-призыв слышен на очень большом расстоянии. Мечеть может иметь несколько минаретов, но их не должно быть более 8. Во всех мечетях обязательно имеется ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки, священного города для мусульман, которая указывает, куда верующие должны повернуться лицом во время молитвы. На стенах нет картин, а лишь специальные надписи- стихи из Корана. В мечеть верующие входят без обуви. Одежда женщин должна закрывать всё тело, оставив открытым только лицо и кисти рук. В мечети женщины и мужчины молятся отдельно.

Посмотрите на эту мечеть «Ляля-Тюльпан» в Уфе.

Внешний облик напоминает цветок тюльпана. На бутоны похожи и минареты.

C:\Users\Герой\Desktop\тюльпан.jpg

Следующее сооружение – это буддийский храм- дацан.  Тибетское слово «дацан» означает монастырская школа. Внутри –это большой прямоугольный зал. Перед изображениями божеств устанавливается алтарь- обтянутый материей стол, с расставленными на нём различными ритуальными предметами (колокольчик с дордже, чётки). Над помостом, где проходят богослужения сидят буддийские монахи, свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шелковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари. При входе в храм верующие снимают головной убор. В храме они сидят на скамейках или на полу. Мы уже говорили, что тело Будды было сожжено на погребальном костре, а прах помещен в специальные сооружения- ступы. Ступа- означает погребальный холм. Позже были построены более сложные ступу, которые превратились в высокие многоярусные строения- пагоды. Пагоды возводили в честь деяния знаменитых людей или какого-то важного и значимого события из жизни паломников, монахов или священнослужителей.

Посмотрите на последнее сооружение, которое мы сегодня рассмотрим- это синагога.

Группы евреев используют для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний».  В синагоге у одной из стен зала для молитв расположен специальный шкаф для хранения рукописного свитка Торы, предназначенного чтения во время богослужения. Тора читается с возвышения, находящегося в центре синагоги. Внутри располагается светильник- менора с обязательными семью фитилями, а также имеется каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями, когда-то прочитанными Богом Моисею. В синагоге на богослужениях мужчины и женщины сидят отдельно в разных помещениях. Головы мужчин, в знак смирения перед Богом, всегда должна быть покрыта кипой (маленькая круглая шапочка на затылке), широкополой шляпой или меховой шапкой.

Посмотрите на Большую Варшавскую Синагогу. На момент открытия в 1878 году считалась крупнейшей синагогой в мире.

C:\Users\Герой\Desktop\синагога.jpg

Внутри стояли большие золотые подсвечники.

C:\Users\Герой\Desktop\подсвечники.jpg

Когда фашисты вторглись в Польшу, раввин приказал спрятать их. Потом их продали шведской баронессе. Позже она их подарила Израилю и сейчас их можно видеть в музее в Иерусалиме.

  1. Работа по учебнику.

Давайте откроем учебник и ещё раз рассмотрим священные сооружения и повторим, что мы сегодня узнали.

- Какие священные сооружения религий мира мы знаем?

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

6. Игра «да или нет».

А сейчас поиграем в игру.  Я задаю вопрос, а вы отвечаете на него.

А) У пагоды есть колокола?  (нет).

Б) Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? (нет).

В) Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? (да).

Г) Вправославном храме мы увидим иконы? (да).

Д) Мечеть- это священное сооружение буддистов? (нет).

Е) Синагога- это здание, где молятся иудеи? (да).

Ё) Священное сооружение любой религии — это шедевр архитектуры? (да).

Ж) У пагоды два купола? (нет).

З) Священными сооружениями называют сооружения, в которых верующие совершают ритуальные действия? (да).

И) Синагоги – это «дома свиданий» для совместного чтения книг? (нет).

К) Есть ли в мечети картины, скульптуры и изображения живых существ? (нет).

7. Творческая работа учащихся.

Я сейчас вам выдам изображения священных сооружений, а вам надо будет раскрасить, а потом мы сделаем выставку.

8. Подведение итогов.

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?

- Как должны к ним относится люди?

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?

- А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...

ОРКСЭ основы мировых религиозных культур

Тема "Возникновение религий" 4 урок...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...

Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...

ОРКСЭ основы мировых религиозных культур

ОРКСЭ основы мировых религиозных культур...

ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Развёрнутое календарно-тематическое планирование

Развёрнутое календарно-тематическое планирование включает в себя пояснительную записку к курсу "Основы мировых религиозных культур", планируемые результаты, УУД, содержание учебного курса, К...