Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"
методическая разработка (4 класс) по теме

Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_kursu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы мировых религиозных культур»

4 класс

Урок №18

Тема: «История религий в России»

Санкт-Петербург

2012

Цель: формирование у обучающихся представлений об основных религиях народов России.

Задачи:

Образовательная:  познакомить обучающихся с основными районами распространения религий на территории России;

Развивающая:  расширить у обучающихся представления об основных религиях;

Воспитательная:  воспитывать уважительное отношение к представителям разных религий.

Виды деятельности: беседа,  чтение материала учебника с предварительным заданием, устный рассказ на тему, работа с картой, иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, разгадывание кроссворда, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Религия   Православие  Ислам  Буддизм  Иудаизм  

Оборудование: учебники, раздаточный материал иллюстрации, презентация

ХОД УРОКА

1. Организация деятельности класса.

2. Актуализация знаний учащихся.

 Задание: вспомните, о каких проблемах и явлениях шла речь при изучении курса «Основы мировых религиозных культур». Что из того, что вы узнали, вы считаете самым важным?

3. Запись в тетради темы урока.

А) Обсуждение темы урока: Как вы понимаете тему урока? О каких религиях вы уже знаете? (слайд №1)

Б) На экране появляются фотографии храмов различных конфессий. Учащиеся называют ту религию, к которой относится данный храм (слайды №№2-6).

В) Разгадывание кроссворда «Священные книги»: (слайды №№7-8)

1) название религии, священной книгой которой является Библия.

2) название религии, священной книгой которой является Коран.

3) название религии, священной книгой которой является Тора.

4) название религии, священной книгой которой является Трипитака


4 Б

У

У

2 И

Д

Д

1 Х

С

А

Д

Р

Е

Л

И

Г

И

Я

И

А

З

З

С

М

М

М

Т

И

А

Н

С

Т

В

О

       

4. Выступление учителя.

       

Россия всегда была глубоко религиозной страной. Её эмблемой испокон веков были маковки церквей (слайд№10, 11). Крупнейшими конфессиями являются: Русская Православная Церковь, Мусульманская, Буддистская, Иудейская общины, католики и протестанты.  Вместе с классом смотрим на карту России, говорим о размерах нашей страны, о многочисленных народах, проживающих на ней.

        В конце X века (988 г.) по воле Киевского Великого князя Владимира на Руси было принято христианство в качестве государственной религии. (Прочитаем вместе рассказ автора «Повести временных лет» о крещении Руси, посмотрим на экране, какими были соседи Киевской Руси, слайды №№12-13). Далее вместе с учащимися рассматриваем внутреннее убранство храма Святой Софии в Константинополе, пытаемся понять, почему именно православные  храмы повлияли на выбор веры нашими предками (слайд №14).

Слайд №15.Учитель рассказывает о том, как согласно преданию произошло крещение киевлян.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на стр.42. (Слайд №16). Какова роль принятия христианства  в истории России. Вместе читаем, обсуждаем, записываем (слайд №17).  

Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать учебник на стр.42-44, ответить на вопрос: Какую роль в истории России сыграли деятели церкви: Митрополит Алексей, Сергий Радонежский, Митрополит Макарий, патриарх Гермоген (слайд №18).

Далее рассказа учителя и показ слайдов (№№19-21) о положении Русской Православной церкви в ХХ в.           

           

Ислам

          Рассказ учителя об истории возникновения ислама (слайд №23, 24).

Работа учащихся с раздаточным материалом (Приложение №1). Учащиеся его читают и выписывают в тетрадь названия народов, проживающих на территории России, которые исповедуют ислам. В заключение мы рассматриваем карту,  где представлены регионы, традиционно заселенные народами, исповедующими ислам (слайд №25, 26).

       Иудаизм

          В пределах современной территории Российского государства последователи иудаизма появились уже в период раннего средневековья.

         Численность исповедующих иудаизм сегодня в России точно определить достаточно трудно.  Ориентируясь на примерные оценки, можно предположить, что в настоящее время в России насчитывается около 1 млн. иудеев.

         Главный раввин России – Бэрл Лазар.

         Главный раввин московской хоральной Синагоги – Шаевич Адольф Соломонович.

         Главный раввин г. Москвы, председатель Раввинского Суда Совета еврейской религиозной общины СНГ – Пинхас Гольдшмидт.

     

   Буддизм

         Традиционными районами России, где живут буддисты, являются, прежде всего, Бурятия, Калмыкия, Тыва, Читинская и Иркутская области.

         Сегодня число последователей буддизма в России приближается к 1 млн. человек.

          Прежде всего, это люди, проживающие в традиционных регионах распространения буддизма. Однако в настоящее время последователями буддизма себя считают и другие национальности, населяющие эти республики, главным образом, это касается русских. Буддизм распространён также в Читинской, Иркутской областях, на территории Якутии (Саха).

          Если в традиционных регионах распространения буддизма его последователями являются различные в социальном и возрастном отношении слои населения, то в центральных и северо-западных частях России (нетрадиционных для буддизма), значительное число приверженцев буддизма составляет молодёжь и интеллигенция.

          По всей территории России зарегистрировано более 100 буддистских общин. Молодёжь и интеллигенция, главным образом, интересуются буддистской философией и практикой медитации.

         Председателем ЦДУБ РФ является Хамба – лама Дамба Аюшев, Республика Бурятия, Улан-Удэ, Верхняя Берёзовка, Буддистский дацан.

5. Работа с текстом учебника.

Прочитайте текст учебника и подготовьтесь на карте показать территории, где традиционно распространяется ислам, буддизм, иудаизм, православие.

6. Выполнение заданий в  тетради:

1) Выпишите из текста учебника незнакомые или непонятные слова, подготовься спросить об их значении у товарищей и учителя.

         

2) Прочитайте «мудрые мысли из священных книг религий мира». Что общего, на твой взгляд, можно найти в разных религиях мира? (работа в малых группах).

Свои предположения запишите. (слайд №29)

Индуизм: «Одно и то же повторил божественный голос: …владей собой, давай, будь сострадательным».

Буддизм: «... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти».

Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

 Даосизм: «Совершенномудрый всё делает для людей и всё отдает другим».

Иудаизм: «И изрёк Бог слова сии: " ...почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради..."».

Христианство: «Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость,  благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».

Обмен мнениями.

7. Задание на дом (дифференцированно):

1. прочитайте членам семьи главу из пособия для обучающихся, задай им вопросы.

2. подготовьте ответ на тему: «Если бы я писал картину на сюжет выбора веры, что бы я на ней изобразил» (устно, письменно, используя изобразительные средства).

Раздаточный материал

Ислам в России - мусульманские народы

На территории России проживают представители более чем 20-ти коренных мусульманских народов.

Итак, основная масса приверженцев Ислама приходится на Поволжье, Приуралье и Северный Кавказ. Самым многочисленным мусульманским народом России являются татары. Их численность достигает 7 млн., из них лишь 1,7 млн. в силу сложившихся исторических обстоятельств проживают в родной республике Татарстан. Остальная часть проживает в Башкорстане -1,3 млн., в республиках Средней Азии – 1,5 млн. Коренными территориями этнического расселения являются так же некоторые регионы Сибири и Урала, а так же практически всё Поволжье.

В России вслед за татарами численно следуют башкиры. Их около 1,7 млн.чел.  в самом Башкорстане их более 1,5 млн, 160 тыс. живут в соседней Челябинской области; немало их в Оренбургской области и в Татарстане (20 тыс.). Являются представителями тюркских народов (тюркско-кыпчакская языковая группа); единый литературный язык оформился к 20-м гг. ХХ в.

Крупным народом, исповедующим Ислам являются чеченцы - около 1,4 млн. человек. Свыше миллиона живут в Чечне, в соседней Ингушетии живёт около 100 тысяч, в Дагестане - около 90 тыс. Чеченский язык относится к нахской группе языков, иберо-кавказской семьи. Чеченцы — мусульмане-сунниты.

Судьба чеченского народа всегда тесно была связана с родственным ингушским народом. В России проживает свыше 413 тыс ингушей, из которых подавляющее большинство живет в самой Ингушетии (361тыс.). Ингуши являются мусульманами-суннитами; у них самый высокий показатель рождаемости в России.

Значительная часть народов, исповедующих ислам России приходится на народы Дагестана: аварцы (почти 815 тыс.), даргинцы (более 510 тыс.), кумыки (более 420 тыс.), лезгины (более 411 тыс.), лакцы (более 156 тыс.), табасараны (более 130 тыс.), ногайцы (60 тыс.).

В северокавказском регионе России Ислам традиционно исповедуют так же кабардинцы, (самоназвание адыге), которые входят в адыгскую группу народов. Общая численность в России — 520 тыс. человек, из них в Кабардино-Балкарии — 499 тыс. (55% населения республики). В настоящее время это самый многочисленный адыгский народ России.

Кроме того на Северном Кавказе проживают осетины, потомки легендарных алан, часть из которых так же исповедуют Ислам суннитского толка.

Балкарцы (самоназвание таулу, малкъарлы) — тюркский народ, близкий карачаевцам и говорящий с ними на едином литературном карачаево-балкарском языке. Численность в России — 108 тысяч человек, из них в Кабардино-Балкарии — 105 тысяч. Живут преимущественно в южной и юго-западной частях республики. Традиционно исповедуют ислам суннитского толка.

Карачаевцы (самоназвание Къарачай, къарачайлыла) — один из древних горских тюркских народов Северного Кавказа, вместе с родственными балкарцами говорящий на карачаево-балкарском языке. Численность в России — 192 тысячи человек, из них 169 тысяч — в Карачаево-Черкесии, где они составляют 38,5 % населения, являясь самым многочисленным народом республики. Исповедуют Ислам суннитского толка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...

разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур, 4 класс, тема: "Россия-наша Родина"

Технологическая карта, план-конспект и презентация к уроку по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур. Тема: "Россия - наша Родина".Класс: 4Учебник: Основы религиозных культу...