Урок 7 "Христос и его крест"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Разработка открытого урока  "Христос и его крест" по предмету ОРКСЭ модуль ОПК  для учащихся 4класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Обоянская средняя общеобразовательная школа №3» ________________________________________________________________

306230, Курская обл., г. Обоянь, ул. Курская, д.95.          

 Тел.: 847141 2-16-25 Emeil: 4714121615@mail.ru

Урок в рамках  районного семинара и методического объединения учителей ОРКСЭ, ОПК и ОДНКНР

                 

Проект урока по  ОРКСЭ

Предмет:  Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы православной культуры)

Класс:  4

Тема урока:  Христос и Его Крест.

Программа:  Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. УМК: А.Кураев

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Выполнила:  учитель ОРКСЭ (ОПК)

Климова Галина Васильевна

Педагогический стаж: 19 лет

Стаж работы учителем ОРКСЭ:  3 года

23 октября 2015г.

Цель урока: Воспитание уважительного отношения к святыням православной культуры.

Задачи урока: 

Воспитательные:  воспитать уважительное отношение к главному символу христианства – кресту; понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть

Образовательные:  узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; формировать представления о христианской символике, образе Христа как Спасителя

Развивающие  развивать умение строить собственное высказывание, аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навыки работы с текстом учебника; расширять кругозор; развивать навыки коллективной деятельности.

                           

Планируемые результаты урока:

  1. Личностные: обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;
  2. Предметные: имеют представление о понятиях « Боговоплощение»,

« Богочеловек», «Крест», их взаимосвязи;

  1. Метапредметные: 

- отрабатывают  навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

- совершенствуют  навыки постановки учебной задачи;

-участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока. 

В области формирвания УУД: 

  • познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Опорные понятия: Богочеловек, Голгофа, Боговоплощение, Крест, Распятие

Словарик к уроку

  • Крест - 1. Комбинация из двух пересекающихся прямых линий, священный символ распятия и страдания, огня и света, почитаемый рядом религий. К. символизирует единство жизни и смерти, а также изображает человека как устремленного от низшего к высшему. 2. В христианском нравственном богословии - символ, означающий, согласно Н.И. Барсову, совокупность жизненных лишений, страданий, тяжелых обязанностей, мучительной борьбы нравственного долга с искушениями греха и т.д. - всего, что христианин обязан выносить мужественно и благодушно, не нарушая требований религии и внушений чистой совести. Ко всему этому применяются слова Иисуса Христа: «Кто не берет креста своего... тот недостоин Меня» (Матф 10:38).
  • Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде.
  • Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом сказал бы: «хочешь дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней.
  • Богочеловек - Иисус Христос
  • Боговоплощение - воплощение Бога в человека.

Нравственная идея урока:

                   То, что для человека свято - требует уважения. Это связано с тем, что он горячо любит и чем дорожит.

Ресурсы урока

  • Мультимедиа проектор. Интерактивная доска
  • Презентация «Христос и его Крест».
  • Учебник  «Основы православной культуры» А. Кураев
  • Методические рекомендации А. Кураева (автора учебника)
  • Тестовые задания в конвертах
  • Карточки с   заданием
  • Рабочая тетрадь ученика
  • Магнитофон
  • Аудиозапись «Авэ Мария» на итальянском языке

Этапы урока и их продолжительность

Содержание урока

Продолжительность

  1. Мотивация (самоопределение)  к учебной деятельности

2 мин.

  1. Повторение пройденного.

3 мин.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3 мин.

  1.  Локализация затруднений.

4 мин.

  1.  Построение проекта выхода из затруднения.

3мин.

  1. Реализация построенного проекта

 12 мин.

  1.  Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи

5 мин.

  1.  Физкультминутка

2мин.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин.

9. Включение в систему знаний и повторение.

   2 мин.

     10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

3 мин.

Ход  урока

Организационный блок

I. Мотивация к учебной деятельности ( 2 мин) Добрый день, ребята. Сегодня у нас снова урок ОРКСЭ,  я очень рада вас всех видеть в добром здравии.

    Давайте, как всегда, поприветствуем друг друга, улыбнувшись друг другу, коснувшись ладонями ладоней соседа и ощутим тепло, поддержку, получим заряд уверенности, у нас с вами все получится.  

II.Повторение пройденного (  3 мин)

В начале урока хотелось бы вспомнить, о чем мы говорили на прошлых уроках? Какие темы мы изучили?

Россия – наша родина. Культура и религия. Православная молитва.

О традициях народа, своей семьи; что такое культура, религия; о главной молитве христиан, о православных книгах.

А сейчас, я предлагаю вам ответить на тест «Да – нет», который лежит у вас на краю стола.

1. Тест  «Да - нет» (Работа с тестами, по окончании выполнения дети поднимают «Бегущий огонёк» я собираю тесты)

1) Бог создал мир за шесть дней.

2) Бог создал человека по образу и подобию своему.

3) Евангелие – часть Библии.

4) Материальный мир выше духовного мира.

5) Апостолы – ученики Христа.

6) Молитва – обращение к Богу.

7) Главное учение Христа: возлюбите Бога всем своим сердцем и Царство Божие будет внутри вас.

2. Проверка работы      + + + - + + +

Результаты тестирования мы с вами обсудим на следующем уроке.

III. Подготовка к усвоению нового материала.   (  3 мин)

1. Загадка.

До чего сияет ярко,

Щедро дарит всем подарки:

Теплоту, добро и свет

Миллионы долгих лет.

Утром выгляну в оконце,

                 В небе радостное...       солнце

- С древних времён символом солнца считается крест.

А теперь, посмотрите пожалуйста на слайд и выберите  высказывания под нужной буквой. Назовите нужную букву правильного  ответа. Работаем с помощью «Бегущего огонька». Дети называют букву, я выкладываю ее на доске сверху вниз.

1.Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире?

Р) Злом отвечать на зло.

З) С добрыми быть - добрым,  со злыми быть - злым.

К) Любить врагов.

2.Что составляет истинное богатство христианина?

О) То, что христианин лучше остальных

Р) Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы делаем добрые дела

А) Земные богатства

3. Кого учил любить Иисус Христос?

 Е) Любить всех людей, даже врагов

 М) Любить тех, кого нам хочется любить

 И) Любить тех, кто нас любит

4.Какое сокровище нельзя украсть?

  У) Которое никому не нужно

  С) Которое человек собирает на Небе

  Г) Которое хорошо спрятано

5.Жить по заповедям, данным Христом в  Нагорной проповеди, означает:

                    Т) быть настоящим христианином

                    П) быть  сомневающимся человеком

                   Д) быть далеким от Бога

Итак, какое слово у нас получилось. Давайте произнесем его вслух всем классом.  /Крест/

Ребята, подумайте, где и когда вам приходилось встречаться с крестами?

  - Узором крестом встречаются девочки во время вышивания.

  - Игра «Крестики – нолики»

  - Мы видим на машинах скорой помощи, на вывеске больница и аптеки.

  - На дорожных знаках – пересечение дорог.

  - На уроках математики при действиях сложения и умножения.

  - Когда пришивают пуговицу.

Крестов много, их люди используют как символ в разных жизненных ситуациях.

 

IV. Локализация затруднений  ( 4мин)

Посмотрите на слайд и скажите: Какой крестик вы здесь видите? (ответы).

Ребята, все крестики на слайде являются православными. Как вы думаете как понимают люди значение этого креста?

Мы не всё знаем о православном кресте.

 

IV.  Построение проекта выхода из затруднения.(  3 мин)

-Ребята, а знаете ли вы, кто изображен на православном кресте? (Иисус Христос)

-Итак, ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

 Вы совершенно правы тема нашего урока: Христос и его Крест.

А целью сегодняшнего урока будет узнать: Какое значение имеет крест для православного человека?

Чтобы достичь этой цели мы с вами должны найти ответы на вопросы, поставленные в учебнике. Ученик зачитывает

- Какова символика креста?

- Как Бог стал человеком?

- Почему Христос не уклонился от казни?

V. Реализация построенного проекта  ( 12мин)

1.Решение проблемы, открытие новых знаний.

Крест как символ  таит в себе  много  информации. Быть может, даже незнакомой кому-то из нас. И я вам скажу, что готовясь к уроку, я дополнила  свои знания  об этом символе православия. Познакомимся с этой информацией, обратившись к отцу Георгию, а вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить как можно больше фактов.  (Притча о кресте. Священник рассказывает учащимся о православном кресте, его содержание. Что и кто изображен на кресте.

Дети задают вопросы священнику: 

-У Вас крест сверху одежды, а у меня на теле, чем они отличаются?

- Сзади на спине у Вас цепочка, что она означает?

Священник объясняет, что такое нательный крест, чем он отличается от креста, который носит священник. Какой крест нес Христос на Земле? В чем заключается его крест?)

Учитель:  Что вам было непонятно? Хорошо, раз все всё поняли  я предлагаю узнать, кто был самым внимательным слушателями поиграть в игру « Согласны ли вы, что...»

Я читаю вам  утверждение, основанное на услышанном и, если вы со мной согласны, то поднимаете  «бегущий огонёк». Если нет, то «бегущий огонёк» у вас лежит на партах.

Согласны ли вы, что...

  • Православный Крест состоит из четырех поперечных перекладин. (3) (нет)
  • Нижняя перекладина перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека (да)
  • Буквы ИНЦИ - начальные буквы фразы Иисус Назарянин царь иудейский.(да)
  • Два человека, которые были казнены вместе с Христом были осуждены  несправедливо.(нет)
  • Нижняя перекладина поднята справа вверх от Христа, в знак того, что благоразумный разбойник, находящийся справа, покаялся и пошел ввысь в Царство Небесное.(да)

    Молодцы, вы неплохо справились  с заданием. Теперь вы знаете символику Креста.

      Крест является одной из величайших православных святынь. А святыня - это то, что дорого, ценно, значимо, важно для человека. Его надевают при крещении.

У нас Залина приготовила стих

Ученица читает стих о Кресте

Возьми свой Крест

                       (сказал Христос) –

Отвергни мир, идя за Мною;

Все страсти, похоти души

Распни молитвою святою;

Обрежь мячом молитвы Духа

Нечестие и грех души.

Я совершил. Я дал. ПРИМИ!

Храни, неси огонь Отца,

Что силу даст

Творить дела молитвой веры.

 Для православных людей это не украшение, а защита от зла, которая помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает в трудных обстоятельствах. Крест всегда для верующих есть великая сила, которая связывает их с Богом.

Учитель продолжает

    Православная Церковь допускает использование восьмиконечного, шестиконечного и четырехконечного крестов. Помимо восьмиконечного креста на русских православных храмах устанавливались четырехконечные кресты разнообразной формы: трилистника, якоря. У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости.

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  

( 5 мин)

Ребята, давайте скажем, почему крест стал святыней для православных людей?

Включение физминутки для глаз «Снежинка»

А сейчас откроем свои тетрадочки и запишем, так как вы поняли:

Зачем христиане носят нательные крестики?

И, что означает выражение «нести свой крест».

(Работа в тетрадях, по окончании выполнения дети поднимают «Бегущий огонёк»)

На православном кресте мы видим изображение Иисуса Христа.

Люди называют его богочеловеком. Почему? Вслушайтесь в это слово. Из каких корней оно  состоит? (Бог и человек.)

1.Самостоятельная работа с  текстом «Боговоплощение», стр 24.

   Прочитайте статью "Боговоплощение", чтобы понять, как Бог стал человеком?

(Работа с учебником, по окончании выполнения дети поднимают «Бегущий огонёк»)

2. Обсуждение прочитанного.

Что было свойственно Христу как человеку? Как Богу?

Как Бог он мог совершать чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Он решил пройти весь путь человеческой жизни, в том числе и смерть.

3Рассказ про Голгофу

Иисус Христос позволил Себя распять на Голгофе. (слайд) А как вы думаете, что такое Голгофа? (краткий доклад  учеников о Галгофе и распятии)

1) Голгофа в русской энциклопедии рассматривается как:

(арам.: череп), место черепа, лобное место, холм на северо-западе от Иерусалима; место суда и смертной казни; место распятия Иисуса Христа. По христианскому преданию, в Голгофском холме был погребен Адам. Кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа — «адамовой головы» — в подножии креста. Голгофа в представлениях Святой Руси — «Пуп Земли», священный центр мира.

Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня.

2) Распятие – мучительная и позорная казнь на деревянном кресте, которой предавали в Римской империи самых опасных преступников. По требованию иудеев этой казни был подвергнут и Иисус Христос, принесший на их землю учение о любви к Богу и к ближнему. С тех пор для всех христиан крест является символом Самого Христа и оружием духовной брани.

Учитель подводит итог.

А за что был казнен Иисус Христос как преступник? (Некоторые люди не поверили ему, что он может одновременно в одном лице быть Богом и человеком, он не мог стать столь близким к людям. Поэтому его объявили преступником.)

    Мог ли Иисус избежать казни, будучи Богочеловеком? Как? (Ответы)

Но почему же тогда, после ареста  он не позволил ни ангелам, ни апостолам защитить его? (Он не спорил со своими судьями. Он своими чудесами мог поразить землю, но он хотел убедить людей, что именно в нем Бог стал человеком. И как человек он не вечен. Он может умереть).

   Этими муками он доказал великую любовь к людям и то, что смерть это не пустота, а по мнению православных людей после смерти начинается другая жизнь на Небе в Царствии Небесном.

VII Физкультминутка ( 2 мин)

У нас в классе есть физорг Балышев Витя. Он мне поможет и проведет физминутку.

(Ученики  повторяют движения)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

--------------

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

  VIII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  ( 5 мин)

 1. Выполнение продуктивных заданий  по теме  выполняют задания под музыку «Авэ Мария»

Вы замечательно работали, а теперь я предлагаю интересное задание поработать в группах и найти свой ответ на вопрос карточки

1 группа

Прочитайте 2 – ю часть на странице 25,  и найдите ответ на вопрос: «Почему Христос не уклонился от казни?»;

2 группа

Прочитайте 3 – ю часть на странице 25,

26  и найдите ответ на вопрос: «Как крест Христов воспринимался христианами?»;

3 группа

Прочитайте 4 – ю часть на странице 26, 27  и найдите ответ на вопрос: «Какую корону надели Христу?»

 Какое задание вызвало спор в группе?  Удалось ли вам прийти к общему решению проблемы?

Дети по окончании произносят вслух вопрос и ответ на него.

2. Первичное закрепление

Сегодня мы познакомились с новыми православными понятиями. Давайте создадим копилку мудрости и соберем в нее новые понятия нашего урока.

    Назовите новые понятия.

Работа с терминами на доске. Выбираются 5 учащихся, которые соотносят разделенные термины и их значение, расположенные на отдельном столике. Называют термин и зачитывают его определение выкладывая на доске.

     Богочеловек

     Распятие

     Боговоплощение

     Голгофа

     Крест

IX. Включение в систему знаний и повторение. ( 3 мин)

1.Нравственная идея урока                   

      В начале урока, мы ставили цель, узнать какое значение имеет крест для православного человека? (Это святыня.)

А мы знаем и помним:  то, что для человека свято - требует уважения. 

В нашей жизни отношение к кресту как православному символу бывает разное.

Наш народ встречался с неуважительным отношением к этой святыне во время революции, когда было гонение на церковь.

И мне очень хотелось бы, чтобы вы помнили о том, что к святым вещам нужно относиться с уважением.

А сейчас, запишите в тетрадях, что же для каждого из вас значит – нести свой крест.

(Работа в тетрадях, по окончании выполнения дети поднимают «Бегущий огонёк»)  

 2. Домашнее задание. 

Дома я вам предлагаю:

1.Рассказать родителям о символике Креста. Зарисовать его в тетрадочках и объяснить каждую из составляющих его частей.

2.Найти в Интернете и посмотреть мультфильм «Твой крест».

X. Рефлексия. ( 3 мин)

На все ли вопросы мы получили ответ? Мы ответили на все вопросы урока. Подвести итог работы на уроке нам поможет прием "Комплимент"

Начну я. Я хочу похвалить дружный 4 класс, который стал соавтором урока. Мне было очень приятно с вами работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире? Р) Злом отвечать на зло. З) С добрыми быть добрым, со злыми быть злым. К) Любить врагов.

Слайд 2

2.Что составляет истинное богатство христианина? О) То, что христианин лучше остальных Р) Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы делаем добрые дела А) Земные богатства

Слайд 3

3. Кого учил любить Иисус Христос? Е) Любить всех людей, даже врагов М) Любить тех, кого нам хочется любить И) Любить тех, кто нас любит

Слайд 4

4. Какое сокровище нельзя украсть? У) Которое никому не нужно С) Которое человек собирает на Небе Г) Которое хорошо спрятано

Слайд 5

5. Жить по заповедям, данным Христом в Нагорной проповеди, означает: Т) быть настоящим христианином П) быть сомневающимся человеком Д) быть далеким от Бог

Слайд 6

Виды креста

Слайд 9

Православная святыня

Слайд 11

Бог о человек

Слайд 12

Галгофа

Слайд 13

Распятие

Слайд 15

Спасибо за внимание! Желаем всем мира, счастья, здоровья, тепла, доброты и радости!

Слайд 16

Интернет-ресурсы Литературный материал: http://easterflashmob.blogspot.com http://www.stihi.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Крест Иллюстрации: http://nashenasledie.livejournal.com http://makeeva.crimea.edu/sov/ http://www.londonbaystationery.com http://znak-simvol.ru/ http://www.pixmac.ru/ http://www.troitsk74.ru и другие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

"Христос и Его крест"

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Православная культура") в 4 классе. Прилагается презентация к уроку....

Презентация "Христос и Его крест"

Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе, модуль "Основы православной культуры". Тема "Христос и Его крест"....

Проект урока по "Основам православной культуры"в 4 классе "Христос и Его Крест"

Данная разработка содержит  описание проекта урока по теме :"Христос и Его Крест" с подробным  изложением деятельности учителя и учеников,  а также формирование УУД на различных этапах ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

"Христос и Его крест" презентация

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все этапы урока....