Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"
методическая разработка (4 класс) по теме

Овсянникова Людмила Николаевна

 

Тема: Христос и Его Крест
Тип урока: открытие нового знания
 
Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.
 
 Цель урока:
формирование понимания значения креста для христиан.
 
Задачи урока:  
 
Обучающая: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; раскрыть смысл Креста как символа православной веры,
научить понимать символику Креста. 
 
Развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.
 
Воспитывающая: понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть, воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других, любовь к своим близким.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 7 (основы православной культуры) в 4 классе

Учитель начальных классов МОУ-ООШ с.Ястребовка Марксовского района

Овсянникова Л.Н.

Тема: Христос и Его Крест

Тип урока: открытие нового знания

Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.

 Цель урока:

формирование понимания значения креста для христиан.

Задачи урока:  

Обучающая: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; раскрыть смысл Креста как символа православной веры,

научить понимать символику Креста.

Развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.

Воспитывающая: понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть, воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других, любовь к своим близким.

Оборудование для детей: учебник – с.24-27 (А.В.Кураев),

тетрадь, ксерокопия изображения креста, полоски чистой бумаги с номерами заданий для проверки  знаний.

Оборудование для учителя: учебник, наглядный материал (крестики),

компьютер, магнитофон, проектор, презентация к уроку «Христос и Его крест».

Ход (структура) урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Метапредметный результат

Личностный результат

Предметный результат

Духовно-нравственное развитие

1

Орг. момент

Проверка готовности ученика к уроку.

1. Стихотворение.

Вначале было слово.

Оно было у Бога.

То было Божье слово.

То было слово - Бог!

Великое начало

Писания святого,

Из времени былого

                                       Принёс нам Божий слог! (Леонид Брайловский  )

Проверяют наличие материала  к уроку.

Настраиваются на урок.

Формирование умения планировать учебную деятельность

Наличие мотивации к труду

Ценностное отношение к труду

- Сегодня мы продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.

- Как называется самая почитаемая книга у христиан?

- О чём она рассказывает?

- Мы снова будем говорить о жизни Иисуса Христа.

Отвечают на вопросы учителя

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

Бережное отношение к духовным ценностям

Знание, понимание и принятие

ценностей православной культуры

Уважительное отношение к традициям православия

2

Актуализация знаний

1. Тест  «Да - нет»

1) Христианская религия учит, что православие важнее других религий.

2) Христианство и православие - разные религии.

3) Бог создал мир за шесть дней.

4) Бог создал человека по образу и подобию своему.

5) Бог создал человека зависимым от Своей воли.

6) Евангелие – часть Библии.

7) Материальная культура выше духовной.

8) Апостолы – ученики Христа.

9) Молитва – обращение к Богу.

10) Главное учение Христа: возлюбите Бога всем своим сердцем и Царство Божие будет внутри вас.

2. Проверка работы      - - + + - + - + + +

Выполняют тест на полосках бумаги

Коллективно работают над ошибками

Овладение логическими действиями анализа,обобщения, отнесение к известным понятиям

Овладение способностью сохранять цели и задачи учебной деятельности, формирование умения оценивать учебные действия

Отказ от деления на «своих» и «чужих», работа на результат,бережное отношение к духовным ценностям

Формирование первоначальных представлений о православии, об  отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России, знание, понимание и принятие

ценностей православной культуры, понимание значения религии в жизни человека

Ценностное отношение к народным традициям, первый опыт межкультурной коммуникации,уважительное отношение к традиционным религиям

3

Подготовка к усвоению знаний

1. Загадка.

До чего сияет ярко,

Щедро дарит всем подарки:

Теплоту, добро и свет

Миллионы долгих лет.

Утром выгляну в оконце,

  В небе радостное...       солнце

- С древних времён символом солнца считается крест. Что вы знаете о кресте?

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

2. Сообщение цели.

- Сегодня вы узнаете, какой смысл несёт крест для православных людей, что он значит для всех христиан.

3. Какие понятия вам знакомы, а какие – нет?

Запись на доске: Боговоплощение, молитва,  икона, Голгофа, распятие, ИНЦИ.

Какую ещё задачу нам предстоит решить?

Учитель корректирует фрмулировки.

4. Запись темы в тетрадь.

5 Рассказ учителя по слайдам презентации об использовании изображения креста в древности и в современном мире

Отгадывают загадку

Называют тему урока

Формулируют задачи урока

Записывают число и тему урока.

Слушают учителя, смотрят презентацию

Овладение логическими действиями анализа, сравнения, установления аналогий,

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

Отнесение к известным понятиям

Использование ИКТ для решения познавательных задач

бережное отношение к духовным ценностям

Наличие мотивации к труду

Развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, бережное отношение к духовным ценностям

Знание, понимание и принятие

ценностей религиозной культуры

Понимание религии в жизни человека

Понимание значения религии в жизни человека,

формирование первоначальных представлений о православной религии, осознание ценности человеческой жизни

Ценностное отношение к культурно-историческому наследию, способность анализировать нравственную сторону поступков

Уважительное отношеие к религии

Ценностное отношение к православным традициям

4

5

6

7

Усвоение новых знаний

Закрепление

изученного

Рефлексия

Итог урока

1. Работа с учебником стр. 24.

Изучающее чтение

* чтение первого абзаца.

- Что говорит Библия?

* чтение второго абзаца.

- Что значит ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ?

* чтение третьего абзаца

- Как вы поняли ВОПЛОЩЕНИЕ БОГА?

* чтение четвёртого абзаца

- Как стали звать Бога после Его рождения?

-Когда это произошло?

* Чтение пятого абзаца.

- Какую Божественную силу имел Иисус?

- А что человеческого было в нём?

2. Беседа.

- В Библии говорится, что за Иисусом всегда ходили толпы людей. Почему?

- Чему учил Он людей?

- Какие чудеса совершил?

3. Рассказ учителя, беседа по картине.

- Некоторые люди завидовали Иисусу и ненавидели Его, потому, что Он называл Себя Сыном Божиим. Они не понимали, что Иисус пришёл, чтобы взять грехи всех людей на Себя. Он говорил Своим ученикам, что Его убьют, но Бог воскресит Его на третий день. Однажды, когда Иисус входил в Иерусалим, народ, окружавший Его, начал радостно восклицать: «Да здравствует Царь!» И многие начальники и первосвященники возненавидели Его ещё больше, искали удобного случая, чтобы убить. Иуда, один из учеников Христа, предал Его за деньги, указал место, где можно арестовать Христа. Вскоре римские воины арестовали Иисуса. Иисус знал об аресте и даже не думал скрыться. 

- Как вы думаете, почему?

- Что можете сказать, глядя на это изображение?

 (Ночь, спят уставшие ученики. Чёрные тучи-предвестники беды закрыли небо. Страстные молитвы произносит Иисус, обращаясь к Господу. С надеждой смотрит он на небо. О чём просит он Бога? Господь слышит Его молитвы - небесный свет освещает преклоненную фигуру Иисуса, вселяя в него надежду, укрепляя Его веру, что не покинет Его в трудный час.

Утром Иуда своим поцелуем выдал Иисуса, и никто не заступился за Него).

4. Работа с текстом

1)Верующие христиане так дорожат крестом, потому, что он является символом великой любви Бога к людям. Они совершают свои подвиги, чтобы доказать свою любовь к Богу.

А как Бог доказал людям свою любовь?

«
Он послал к нам своего сына - Иисуса Христа, который научил людей, как они должны вести себя, чтобы спастись. Христос знал, что он должен стать жертвой, чтобы искупить те грехи, которые совершали люди, не знавшие его заповедей. Он должен был принять мучительную смерть – распятие. Накануне казни он трижды просил своего Отца: «Отче Мой!», если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не так как Я хочу, но как Ты» (Ев. от Матфея гл.26 с.39…) «Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы мне не пить её, да будет воля твоя» (Ев. от Матфея гл.26 с.42).

2)Подумайте и письменно ответьте на вопросы:

Что значат слова:

«Да минует Меня чаша сия»

Какие слова доказывают
готовность Христа к казни?


3)Но готовность исполнить волю Отца, любовь к людям и желание спасти их оказались сильнее страха. Иисус не стал спасать себя, хотя это было в его власти. Христа арестовали, били, плевали в лицо, надели на голову терновый венец, который в кровь расцарапал лицо. Казалось, стерпеть такие издевательства невозможно. Но Христос терпел, под ударами палачей он нёс свой крест к месту казни. Обессилев, упал, и тогда человек из толпы помог ему донести крест.

4.Работа с наглядным иллюстративным материалом .

Христа распяли

вместе с двумя преступниками. Один из которых смеялся над Христом, призывая его доказать свою Божественную сущность – сойти с креста. Другой раскаялся и просил Христа помянуть его в Царствии небесном». Именно он – раскаявшийся грешник, первым из людей попал в рай, вместе с Христом.

О мучительных страданиях Христа свидетельствует то, что Он обратился к Богу-Отцу с горькими словами: «Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Христос умер в великую пятницу. В момент его смерти началась страшная гроза, а в иудейском храме вдруг надвое разорвалась завеса.

^ Рассмотрите  крест на стр. 27

Объясните, что означают перекладины на православном кресте?
Дощечка с надписью ИНЦИ –

«Иисус Назарянин царь иудейский»






1.Заключительная беседа

- Как вы понимаете слова Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»?

- Можете ли вы назвать людей, кто отдал свою жизнь за счастье других людей?

- Почему православные христиане так почитают Иисуса Христа?

- Какой же смысл носит крест? Почему христиане носят его и не снимают? (Любовь Господа, свет, победа над смертью, адом)

- На следующем уроке мы поговорим с вами о Воскрешении Христа.


1. Дополните предложения.

 Д/з  стр. 24 – 27 2.

Заключение.

- Одна из заповедей Иисуса Христа – «Возлюби ближнего своего»

- Кто для вас самый близкий человек?

3. Стихотворение.

Я так люблю свою маму,

Что готова помочь ей всегда,

Лишь посмотрит она добрым взглядом,

И проходит на сердце тоска.

Тогда я обниму свою маму

И скажу ей такие слова:

Милая мамочка, мама,

Ты у меня одна».

Внимательно читают текст в учебнике про себя,

отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом

Рассуждения детей, высказывание мнений

Слушают рассказ учителя

Рассматривают иллюстрацию на с.26

Читают текст в группах.

Рассуждения учащихся

в  группах.

Заполнение

Таблички.

Учащиеся слушают.

Самостоятельно отвечают на вопросы

ИНЦИ – «Иисус Назарянин царь иудейский»

Для меня нести крест – это значит: ._________

Учащиеся  отвечают на вопросы

* Мне было интересно…

* Я выполнял задания …

* Я понял, что…

* Я почувствовал, что…

* Было трудно…

* Меня удивило…

* Я сделал вывод, что…

* Мне захотелось…

Читает наизусть  подготовленная ученица

Овладение навыками смыслового чтения,

Построение рассуждений, аргументация своей точки зрения

Использование речевых средствдля решения познавательных задач

Построение рассуждений, аргументация своей точки зрения,готовность слушать собеседника

Овладение навыками смыслового чтения

Построение рассуждений, аргументация своей точки зрения,готовность слушать собеседника,овладение логическими действиями, понимать причины  успеха\неуспеха учебной деятельности,

вноситьсоответствующие коррективы, умение договориться в распределении ролей, готовность конструктивно решать конфликты путём

сотрудничества

Построение рассуждений, аргументация своей точки зрения

Умение осуществлять информационный поиск

Овладение логическими действиями обобщения, построение рассуждений

Формирование оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Бережное отношение к духовным ценностям,развитие доброжелательност и эмоциона

льно-нравственной отзывчивости

Бережное отношение к духовным ценностям

Развитие доброжелательности,отзывчивости, сопереживания чувствам людей

Бережное отношение к духовным ценностям

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

наличие мотивации к работе на результат

Бережное отношение к духовным ценностям

Развитие самостоятельности, наличие мотивации к работе на результат

Бережное отношение к духовным ценностям

Наличие мотивации к работе на результат

Знание, понимание и принятие

ценности религии,

понимание значения религии в жизни человека

Знакомство с нормами религиозной морали

Знание, понимание и принятие личностью

религии как основы религиозно-культурной традиции

Знание, понимание и принятие личностью

религии как основы религиозно-культурной традиции

формирование первоначальных представлений о православной религии,

Знание, понимание и принятие личностью

религии как основы религиозно-культурной традиции

понимание значения религии в жизни человека и общества

Принятие личностью ценности религии

Осознание ценности человеческой жизни

Ценностное отношение к традициям

Ценностное отношение к православным традициям

Уважительное отношение к православным традициям

Ценностное отношение к традициям

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками

Овладение способностью поиска средств осуществления цели

Ценностное отношение к православной культуре

Ценностное отношение к учебному труду

Уважительное отношение к родителям