конспект урока "Христианская семья"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Быкова Елена Анатольевна

Конспект с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hristianskaya_semya.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Быкова Елена Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ Лопатинская СОШ

Модуль: Основа православной культуры

Тема:  Христианская семья ( урок № 27)

Цель: Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.
  2. Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.
  3. Развивать  умения работать с текстом учебника,  словарём,строить монологическое высказывание, вести диалог.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные:

  • понимать и принимать  ценностные составляющие христианской семьи.

Метапредметные:

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
  • владеть навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

  • испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам родных людей;
  • осознать свою социальную роль в семье  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Подготовка к уроку: подготовить рассказ о  Петре и Февронии (индивидуально)

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, семейные фотографии и рисунки  православных традиций; бумажные кирпичики для постройки дома-семьи «любовь», «уважение» , «взаимопонимание», «терпение», «взаимопомощь»; фигурки мужа и жены, детей; словарь            С. И.Ожегова; аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

План урока.

1.Эмоциональный настрой                                                             3 мин.

2. Определение  темы и задач урока                                              3 мин.

3.Активизация знаний предыдущего урока                                          5  мин.

4.Изучение новой темы                                                                  15 мин.

5. Физкультминутка                                                                   1 мин.

6.Закрепление знаний по новой теме                                                         10 мин .

 7. Рефлексия                                                                              6  мин.

8. Домашнее задание                                                                               2 мин.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом

Приветствует учащихся (форма общения - круг)

- За что вы себя любите?

- В кругу проще вести открытый разговор «глаза в глаза». А сейчас подумайте над таким вопросом:

– За что вас любят в семье?

Приветствуют учителя,

встают в круг

Отвечают по кругу, первым отвечает педагог. При ответе каждый свою руку кладет на плечо соседа.

Отвечают только дети

(Меня любят за то, что я… помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, всегда вместе с родителями, делюсь с родителями новостями школьной жизни, аккуратный и хорошо учусь…)

3 минуты

2.Определение темы и задач урока

- Спасибо за ваши ответы.  Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?

- Прошу сформулировать тему и задачи урока.

Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Христианская семья». (слайд 2)

(Мы будем говорить о семье)

Тема  урока: Христианская семья»)

Узнать, что такое «христианская семья»,  на каких ценностях    строится «христианская семья»

Садятся на свои места, записывают тему урока в тетради

3 минуты

3. Активизация знаний предыдущего урока

-А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение.

-С чем сравнивает семью автор учебного пособия?

Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

-На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?

Почему на корабле Ноя не было людей?

(слайд 3)

Вспомните, за что Бог наказал человечество потопом?

Какими бы качествами вы наделили Ноя?

– Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре», о чем забоится Ной?

Эту цель ставит перед собой и семья.

Открывают учебник, читают первое предложение.

(Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.)

(Для животных)

(Люди не поверили ему, не верили, что потоп может захлестнуть мир.)

(Люди стали бессердечными, злыми, жестокими.)

(Смелый, решительный,  жил по совести, честный человек, добрый, отзывчивый, у него доброе сердце.)

(Ной заботится о будущем, о продолжении рода, о продолжении жизни на Земле)

  1. минут

4. Изучение  новой темы

Работа в парах

Работа в группах с текстом учебника и словарём С.И. Ожегова

Работа с пословицей

Знакомство с семейными традициями

Работа над рассказом  Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

На чём же  строится христианская семья?

- Скажите, с чего начинается строительство дома?

Правильно, вот и мы начнём создавать наш счастливый дом с закладывания фундамента!

(учитель раздаёт «кирпичики» с разными понятиями человеческих отношений, из которых дети выбирают необходимые для крепкой семьи, например, любовь, совет, лад, терпение, взаимопонимание) Эти же «кирпичики» нам помогут построить  стены

 -Прочитайте на с.86  второй абзац. В чём главная ценность семьи?

(слайд 4)

-В древние времена китайский мудрец Конфуций  говорил «Семья-это маленькое государство ,и держится оно на любви.»

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. (слайды 5-8)

И вот теперь в нашем доме живут муж и жена.

Найдите в учебнике  ответы на вопросы:

1 группа: Значение венца.

2 группа: Почему венец имеет форму кольца?

 Найдите в словаре Ожегова ответ на вопрос:

 3 группа: Что такое обручальное кольцо?

-В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Чтобы семья была счастливой, а дом – светлым, в семье нужны дети. Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи?

Вывод: Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.

А теперь, чтобы в нашем «доме» поселились радость и тепло, заселим туда детей.

- Можно ли жить в таком доме? Почему?

Прочитайте 4 абзац на странице 87 и скажите, что же будет «крышей» нашего дома? Почему?

Какие семейные христианские традиции вы знаете? В эти дни люди становятся ближе друг к другу.

(слайд 9-10)

- Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

-Правильно ли поступили сын и его жена с дедушкой?

-Что подтолкнуло их к исправлению ошибки? Ребята, что же может стать причиной непонимания и холода в семье?

Значит, жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.

-Понятно ли вам слово «бремя», «тактичность»? Найдите и зачитайте значение этих слов в учебнике и приведите примеры

Как называется праздник, посвящённый семье? Что вы узнали об этом празднике?

(слайд 11)

Послушайте историю Петра и Февронии.

Почему Пётр и Февронья Муромские являются покровителями семьи и брака в православной традиции?

Ответы  детей

(дети «закладывают фундамент и строят стены дома из выбранных «кирпичиков»).

Дети читают текст и отвечают. Приходят к выводу « Главная ценность семьи- любовь.»

Дети рассматривают в учебнике венцы для венчания.

Дети «заселяют в дом мужа и жену»).

Дети работают в группах. Каждая группа отвечает.

Ответы детей

Ответы детей

Дети «заселяют в дом детей»

Ответы детей.

(Нет, в доме нет крыши)

Дети показывают рисунки и фотографии о семейных традициях своей семьи.

 Ответы детей (празднование Пасхи, Рождества Христова, Держание Великого Поста)

 Дети строят над домом крышу из рисунков и фотографий

Дети прослушивают аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Ответы детей

Ответы детей.

Дети зачитывают значение слово «бремя» и «тактичность» в учебнике Ответы детей.

(День семьи, любви и верности приходится на 8 июля. В этот день Православная Церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Раньше в этот день совершались помолвки.

Символом праздника  стала ромашка. Она символизирует чистоту, любовь, тепло и уют)

1 ученик рассказывает историю  (см.приложение)

Они стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья

15 минут

4. Физкультминутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй..  
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Дети выполняют движения

 1минута

5. Закрепление  новой темы

Практическая работа

Работа в парах

Игра « Собери пословицу»

Индивидуальная работа

Составим синквейн к понятию «христианская семья» (слайд 12)

   (пословицы на столе)

Когда семья вместе, / и душа на месте.

        Дом красив не углами, / а пирогами

        Каков батюшка,/ таковы у него и детки.

(слайд 13)

Выполните тесты:

1.Церковное таинство бракосочетания:

Венчание

Крещение

Миропомазание

2.Венцы в таинстве венчания символизируют:

Вечность

Богатство

Долгую жизнь

Единство любви и испытаний.

3.Вычеркни «лишнее» слово:

добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.

Пример:

Христианская семья

Самоотверженная, благословенная.

Венчает, любит, преодолевает

Любовь является основой для создания семьи.

Венец

Дети собирают и объясняют пословицы проверяют по слайду

Дети выполняют тесты индивидуально

10 минут

6. Рефлексия

Что узнали  о христианской   семье? Почему её называют  малой Церковью?

(слайд 14-15)

На каких ценностях строится христианская семья?

– Я прошу вас снова построиться в круг. Возьмитесь за руки. Какие компоненты  мы можем внести с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

-Ребята, давайте прикрепим над нашим домом ладошки и солнышко.

 А вы хотите узнать, почему мы расположили «ладошки» по кругу? В кругу семьи легче решить проблемы, понять каждого, разговаривать, глядя друг другу в глаза. Без постоянного общения, взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.

Пусть в вашем доме всегда живут любовь, забота, терпение, тепло, взаимопонимание и тактичность! Умейте прощать и не помните зла.

Продолжите высказывания:

- Мне на уроке понравилось……….

-Мне запомнилось…….

- Я узнал……………

- Мне бы хотелось……..

-Когда же появилось слово «семья»?

Православная семья строится на любви друг к другу. Супругов объединяет общая любовь к Богу. Долг православных родителей – воспитывать детей в вере). 

Ценности христианской  семьи: любовь, дети,  традиции, служение друг другу

Отвечают на поставленные вопросы.

Становятся в круг и произносят ценности по кругу

Над домом прикрепляют солнышко и заранее приготовленные «ладошки», олицетворяющее тепло, заботу, уют и т.п. в доме

Дети читают стихотворение

(См. приложение)

6 минут

7.Домашнее задание

1.Стр.86-87 прочитать

2.Собрать коллекцию поговорок и пословиц о семье.

3.Составить рассказ «Моя семейная традиция».

Записывают домашнее задание  в дневник.

2 минуты

Литература

1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя: - М.: Просвещение, 2012.

2. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. В. Кураев – М.: Просвещение, 2012

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.:ООО «А ТЕМП», 2010

Приложение

Праздник семьи

8 июля –День  Пётра и Февронии

Князя Петра, приходившегося сыном муромского князя Юрия, поразила страшная проказа. Все попытки вылечить несчастного от болезни завершались плачевно, никто не мог вернуть Петру здоровье. Почти смирившись со своей участью, мужчина увидел необычный сон, в котором ему открылось, что есть на свете девушка, способная оздоровить пораженное тело. В вещем сне Петру было открыто имя спасительницы — Феврония.

Феврония была крестьянкой из рязанской деревни, дочерью обычного пчеловода. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию. Удивительно добрая и красивая юная особа сразу же приглянулась молодому князю, и он дал слово, что женится на красавице сразу же после выздоровления. Феврония поставила мужчину на ноги, но тот не сдержал обещания и не повел деревенскую девушку под венец. Скорее всего, это и стало причиной того, что проказа обрушилась на княжескую голову с пущей силой.

Гонцы во второй раз отправились за целительницей, а Феврония не стала отказывать в лечении обманщику и снова подарила ему здоровье. После этого Петр женился на спасительнице и до конца дней своих не пожалел о содеянном. По преданиям, супруги жили в любви, согласии и уважении, никогда не обманывали друг друга и всегда лестно отзывались о своих половинках.

После смерти старшего брата Петру было суждено взять городскую власть в свои руки. Бояре с одобрением отнеслись к уважаемому правителю, но простая крестьянка не давала им покоя — никто не хотел видеть у власти представительницу низшего сословия. На Февронию постоянно клеветали боярские жены, подговаривая своих мужей сжить со свету неугодную им умницу и красавицу. В один из дней князю поставили ультиматум — либо прогнать из дома любимую супругу, либо покинуть пост правителя. Петр долго не раздумывал, а выбрал отречение от власти и решил вообще уехать из Мурома.

В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях.

Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой.

В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о смерти в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка.

Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день — это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час.

Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб — никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Только через 300 лет спустя своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.

Как появилось слово «семья»?

Как появилось слово «семья»?

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. План-конспект занятия "Семья и родной дом"

Конспект занятия для средней группы ДОУТема  образовательной деятельности «Семья и родной дом».Программное содержание:Создание условий для формирования правильного представления детей о семье, ро...

Конспект урока «Семья. Родословная».

Развивающая программа Л.В. Занкова...

Конспект урока "Семья, родословная"

Программа Л.В. Занкова...

Конспект "Моя семья -моя Родина"

Знакомство детей с историей города....

Конспект занятия "Семья и семейные традиции"

Беседа о семье и семейных традициях...

Конспект урока Семьи и семейных ценностей

Урок Семьи и семейных ценностей был проведен 1 сентября в 4 классе, ставил целью: показать значимость и ценность семьи в жизни каждого человека, необходимость выработки личной ответственности за ее на...

Конспект занятия "Семья.Семейные ценности"

Конспект внеурочного занятия "Семья.Семейные ценности"...