Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Православная молитва"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Куликова Елена Валентиновна

Урок ознакомления с новым материалом.

Цель: осмысление учащимися значения для христиан молитвы.

Задачи:

-  познакомить учащихся со значением слов «православие», «молитва», «благодать», «святые», показать их взаимосвязь;

-  выявить разницу между словами «молить», «требовать», «приказывать»;

-  формировать умение отличать материальные блага от духовных радостей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulikova_e.v._mkou_sosh_no18.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Куликова Елена Валентиновна

Район

г. Дзержинск

Место работы

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

 УМК издательства «Просвещение»

Тема урока

Православная молитва

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Цель, задачи

Цель: осмысление учащимися значения для христиан молитвы.

Задачи:

-  познакомить учащихся со значением слов «православие», «молитва», «благодать», «святые», показать их взаимосвязь;

-  выявить разницу между словами «молить», «требовать», «приказывать»;

-  формировать умение отличать материальные блага от духовных радостей

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, CD-диск электронного сопровождения курса экран для просмотра слайдов, аудиозапись

Дидактическое обеспечение

Учебник, раздаточный материал,  Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  •     нравственно-этическое ориентирование учащихся
  • предметные
  •     ответить на вопросы о значении молитвы для верующего
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • - регулятивные:  умение выполнять очередность действий, заданную учителем;
  • - познавательные: умение находить в тексте непонятные слова и работать с ними;
  • - коммуникативные: умение слушать собеседника, выражать свои мысли

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Синквейн, тестирование «Это Я».

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры»

Дополнительная

  • Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Интернет-ресурсы

  • http://connect1.webinar.ru/play/vmuskatinev@prosv.ru/5384-kuraev
  • http://connect1.webinar.ru/play/vmuskatinev@prosv.ru/9016-orkse

ЭОРы

Диск «Основы православной культуры»,  аудиозапись.


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель создает проблемную ситуацию. Он задает детям вопрос, пробуждающий интерес к теме:

«Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?»

Выполнение задания. Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски (Доска разделена на две части: на одной написано: материальные просьбы, на второй – духовные) .

Фронтальная форма работы.

Личностные УУД– нравственно-этическая оценка действий.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УДД

Умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учитель выявляет уровень знаний по теме, затруднения, побуждает детей к поиску, к высказыванию своего мнения. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами: «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д., можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик», можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.

Дети делают сообщения, обсуждают ответы одноклассников, высказывают собственные предложения, выявляют затруднения.

Фронтальная форма работы.

Познавательные УУД – умение решать поставленную проблему.

Коммуникативные УУД – умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учитель предлагает посмотреть на доску, где записаны пожелания. «Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитва. Знаете ли вы, что это такое?»

Дети предлагают варианты ответов.

Фронтальная форма работы.

Познавательные УУД – самостоятельное конструирование своих знаний.

Коммуникативные УУД – умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Рассказ учителя о понятии «молитва», «православие», «благодать», «святые».

Составление кластера «Виды молитв» (учитель – на доске, дети – в тетради).

Для иллюстрации видов православных молитв учитель включает  аудиозапись.

Учитель должен обратить внимание детей на то, что к Богу мы обращаемся именно с просьбой. Мы молим Его, и должны понимать разницу между словами «требовать» и «молить». Для этого предложить учащимся командно выполнить задание (определить, в каком из отрывков стихотворений содержится требование, просьба, намек, молитва, приказ). Приложение 1.

Дети слушают учителя, составляют кластер.

Фронтальная форма работы.

Учащиеся выполняют задание.

Групповая форма работы.

Проверка результатов.

Познавательные УУД – умение работать с новыми понятиями.

Регулятивные УУД – контроль результатов своей деятельности и деятельности партнеров.

Коммуникативные УУД –

 инициативное сотрудничество, выстраивание продуктивного взаимодействия.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель уточняет понятие учащимися поставленных целей и предлагает познакомиться с молитвой «Отче наш». Читает вслух, а затем по группам дети работают с вопросами по этой молитве. Приложение 2

Отвечают на вопросы.

Групповая форма работы.

(по учебнику с.14-15)

Проверка результатов.

Регулятивные УУД – контроль результатов своей деятельности и деятельности партнеров.

Коммуникативные УУД –

 инициативное сотрудничество в группе, выстраивание продуктивного взаимодействия.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Учитель предлагает детям прочитать отрывок из сказки «Снежная королева» и ответить на вопросы:

- Какое же слово в конце концов составилось из льдин?

- Чем же искушала Кая Снежная Королева?

- Чем вам кажется странным обещание подарить «весь мир и новые коньки?»

- Чего не хватало прекрасному дворцу Снежной Королевы?

Отвечают, приводят примеры.

Фронтальная форма работы.

Коммуникативные УУД – умение слушать собеседника, выражать свое мнение.

Личностные УУД – нравственно-этическое воспитание.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель предлагает детям вернуться к заданию «Что такое молитва, ее значение, что просят у Бога». Чтение вслух стихотворений «Молитва» (М. Лермонтов).

Сообщения, обсуждение ответов, делаются выводы.

Фронтальная форма работы.

Познавательные УУД – решение проблемы, анализ, обобщение.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Составление  синквейна  

(существительное – МОЛИТВА)

Групповая работа.

Познавательные УУД

Умение выделять главное и второстепенное,  давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Фронтальная беседа.

- Что значит слово «молиться»?

- Нужна ли людям молитва?

-  Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке вам пригодятся в жизни или нет?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке?

- Что стало самым важным на уроке?

-Мое ощущение на уроке:

 ( тестирование «Это Я»)        

Домашнее задание:

 Изобрази ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?

Оценивают работу на уроке и полученные знания.

Индивидуальная форма работы

. Индивидуальные ответы детей.

 На последний вопрос предлагается поднять таблички  «Это Я»

отлично         хорошо       плохо

Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные УДД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?

Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

Приложение 1

 Прочитай стихотворения. Определи и подпиши стиль обращения для каждого отрывка.

1. - Царь! - ответствует мудрец, -

Разочтёмся наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...

А.С. Пушкин

2. Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?— Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.

К. Симонов

3. Не смейте забывать учителей.

Ведь лучшее всё в нас —

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

- Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский

5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

Завтра утром в кровавую битву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…

Федор Сологуб

_____________________________

Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ

Приложение 2

Молитва «Отче наш»

Задание 1.

Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов.

Отче наш, Иже еси на небесех!

да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Отче________________________________________________________________________

Иже_________________________________________________________________________

Еси__________________________________________________________________________

На небесех____________________________________________________________________

святится _____________________________________________________________________

яко __________________________________________________________________________

даждь _______________________________________________________________________

якоже ________________________________________________________________________

искушение ___________________________________________________________________

от лукаваго ___________________________________________________________________

Задание 2.

Подумай, что означает фраза «и остави нам долги наша...».

О каких долгах идет речь? ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Конспект урока ОПК по теме "Православная молитва"

Конспект урока с презентацией по Основам Православной Культуры на тему "Православная молитва". Может быть использован на уроках ОРКСЭ....

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема урока Стыд, вина, извинение.

Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеформирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании констру...