основы нравственной культуры России
рабочая программа по орксэ на тему

Борисова Валентина Анатольевна

пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_programme_5_klass_sk.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

«

«

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федераль ным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Характеристика и цели предметной области

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В Федеральном государственном образовательном стан дарте основного общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной куль туры народов России предполагает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствова нию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных иде алов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; фор мирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Феде рального государственного образовательного стандарта основ ного общего образования. предполагает воспитание и развитие        качеств личности, отвечающих требованиям построения де мократического гражданского общества на основе толерант ности. диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава россий ского общества. В соответствии со Стандартом на ступени ос новного общего образования осуществляется дальнейшее фор мирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание,

предусматривающее принятие учащимися моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской граждан ской идентичности, чувства гордости за свою Родину, россий ский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных Стандар том целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Характеристика и цели модуля

«Основы религиозных культур народов России»

Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, опре деляет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христиан ских (и прежде всего православных) ценностей в формирова нии и развитии национального воспитательного идеала, ко торый, например, «в средневековой Руси был... представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется, в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитатель ным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нрав ственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответ ствующая традиционной российской религии». Из этого выте кает очевидная необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курса «Основы религиозных культур народов России».

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщал знании о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.

В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных                

учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и меж - личностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают мак симальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с курсом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4 класса. Вместе с курсом «Основы светской эти ки» для 4—5 классов они интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно- нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполне нии курсов обеспечивается за счет:

  •  общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема;
  •  общей фундаментальной морально-нравственной и мето дологической основы, раскрывающей универсальные нрав ственные принципы различными средствами;
  •  общей методической и дидактической направленности.


Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духов но-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отчеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации. Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России.

Требования к результатам обучения и освоения содержа ния модуля

«Основы религиозных культур народов России»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты:

  •  воспитание российской гражданской идентичности: патри отизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему много национального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело вечества; усвоение гуманистических, демократических и тради ционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботли вое отношение к членам своей семьи;
  •  формирование нравственных чувств и нравственного по ведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
  •  формирование осознанного, уважительного и доброжела тельного отношения к другому человеку, его мнению, мировоз зрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии,

традициям, языкам- ценностям пародов России и пародов мира.

Предметные результаты:

  •  воспитание способности к духовному развитию, нрав-

мости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

. знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в

поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлении об основах культуры тра диционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
  •  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметные результаты:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и по знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы сво ей познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения це лей, б том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

дачи, собственные возможности ее решения;

  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия

познавательной деятельности;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  •  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  •  умение осознанно использовать речевые средства в со ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей: планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, мо нологической контекстной речью.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов.

Данная программа рассчитана на 17 учебных часов: ввод ный урок, 15 тем, итоговое повторение.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Педагогический такт как основа нравственной культуры учителя

Педагогический такт как основа нравственной культуры учителя...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» ( в условиях реализации ФГОС)

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культу...

Занятие. Духовно-нравственная культура России. Пасха

Занятие в рамках программы внеурочной деятельности. Кружок "Духовно-нравственная культура России". Тема :"Пасха"...

Модуль " Основы православной культуры": "Россия -Родина наша, 2 ч ", 1 четверть.

Методическое пособие по курсу ОРКСЭ ,модуль " Основы православной  культуры"...

Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...