Рабочая программа внеурочной деятельности, ориентированная на достижение результатов по духовно-нравственному направлению факультатив:"Основы православной культуры России"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Светлана Владимировна Ремизова

Рабочая программа по ОРКСЭ направление: "Основы православной культуры России" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОРКСЭ41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Данная программа создана на основе авторской рабочей программы по «Основам православной культуры» А.А. Кураева (Просвещение, 2013 г.), примерного планирования курса ОРКСЭ Министерства образования РФ и в соответствии с реализуемыми образовательными программами.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом № 373 от 06.10.09 Министерства образования Российской Федерации; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09 регистрационный номер № 17785;
  • Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010.

Основные требования к содержанию и структуре рабочей  программы закреплены  в документах:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09.  № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785;
  • приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», программы отдельных учебных предметов   должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения   образовательной программы  начального общего образования.
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 74  о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) во всех субъектах РФ в 4-ых классах общеобразовательных учреждений.

           Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

            К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

           Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

          Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.

Педагогические цели и задачи

          Цель: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

           Задачи программы:

  • изучение православной религиозной традиции;
  • изучение истории христианства;
  • изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
  • изучение православной этики;
  • ознакомление с православным календарём
  • ознакомление с особенностями церковного искусства;
  • изучение устроения православного храма;
  • ознакомление с особенностями православного богослужения
  • формирование целостного восприятия мира;
  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
  • формирование культуры общения;
  • предупреждение возможных тупиков личностного развития;
  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
  • выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
  • предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
  • воспитание патриотизма;
  • формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
  • расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
  • оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
  • возрождение православных основ семьи;
  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
  • творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
  • формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества

     Ожидаемый результат: Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть  свои пороки.

Средства  и методы достижения цели

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4. Демонстрационные

Методы обучения:

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем  

2) комментированное чтение;

3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением  и творческим заданием;

5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

6) работа с текстами, картами, составление кроссвордов и др.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

      Аудиторные  занятия.

  • Беседа
  • Сообщения
  • Встречи со священнослужителями
  • Просмотр и обсуждение видеоматериалов

   

Внеаудиторные  занятия 

  • Посещение храма
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Экскурсии
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Творческие проекты, презентации

Сведения о сроках реализации программы

      Полный курс рассчитан на 1 год обучения по 1 часу в неделю, 34 часа учебных в году. Однако в виду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов.

Основные требования к результатам изучения курса

 Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные:

  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного курса «Основы православной культуры России»

Тема 1. «Введение. Красота этого мира» - 2 ч.:

        Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество.

Формы внеурочной деятельности: посещение храма, экскурсия в музей, конкурсы поделок из природного материала

Тема 2. «Основные религиозные понятия» - 6 ч.:

   

        Понятие о Боге. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи. Бог и Его творение мира и человека. Человек – не только тело. Священный дар жизни. Отношение человека и Бога. Молитва – разговор с Богом. Служение людям.

Формы внеурочной деятельности: посещение храма, экскурсия в Русский музей, викторина

Тема 3. «Церковь, храм, искусство» - 3 ч.:

    Церковь - семья верующих людей. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, серединная часть, алтарь.

Формы внеурочной деятельности: посещение храма и церкви, составление кроссвордов

Тема 4. «Голос храма» - 3 ч.:

      Колокола.  Колокольный звон. История звона. Виды звонов и их значение. Звонница. Колокольня. Символическое значение колокольни.

Формы внеурочной деятельности: посещение церкви, колокольни, декоративно-прикладное творчество, просмотр видеоматериалов и аудиозаписей.

Тема 5. «История Ветхого Завета» - 10 ч.:

       Сотворение мира и человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение про родителей. Изгнание из рая. Жизнь людей после грехопадения – основные события. Моисей. Исход евреев из Египта. Десять заповедей.

Формы внеурочной деятельности: дискуссия по проблемной ситуации, посещения Эрмитажа или Русского музея,  использование аудиозаписи  Ж. Массне “Размышление” (из оперы “Таис”), И. С. Бах /Ш. Гунно “Аве, Мария”, И. С. Бах “Мелодия на струне соль” и  мультимедийных презентаций

Тема 6. «История Нового Завета» - 10ч.:

     Рождество Пресвятой Богородицы. Введение Пресвятой Богородицы во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Чудеса Спасителя. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Вознесение Христово. Сошествие Святого  Духа на апостолов. Обретение и Воздвижение Креста Господня.

Формы внеурочной деятельности: интеллектуально-познавательная игра, инсценировка детьми, дискуссия, творческие проекты, выставка иллюстраций, сообщения

Календарно – тематическое  планирование  курса

Наименование тем

Дата

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

Введение. Красота этого мира.

2

1

1

Работать в парах,  обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

2.

Основные религиозные понятия

6

3

3

Рассказать детям о Боге, что Бог - Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи. Бог и его творение мира и человека. Человек – не только тело.

3.

Церковь, храм, искусство

3

2

1

Разобрать с детьми понятие: Церковь – семья верующих людей. Храм. Внешние Символы храма. Внутреннее строение храма.

4.

Голос храма

3

2

1

Рассказать детям про историю колокольного звона. Объяснить значение разных звонов и прослушать их.  Сравнить колокольню и звонницу.

5.

История Ветхого Завета

10

5

5

 Расширить представления учащихся о Ветхом Завете, как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике. Познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи, отзвуками библейских историй в русской фразеологии. Развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Ветхом Завете в проблемной ситуации. Использовать связную речь для выражения своих мыслей. Умение оценивать, регулировать и контролировать свою деятельность в ходе групповой работы. Воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на мир историй Ветхого Завета.

6.

История  Нового Завета

10

5

5

 Расширить представление  учащихся о Новом Завете, как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике. Научить  строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников. Воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на мир историй Нового Завета. Использовать связную речь для выражения  своих мыслей и построения сообщений.


34

18

16

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса:

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

2.

3.

4.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010.

А.А. Кураева «Основы православной культуры» М.: «Просвещение» 2013 г.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008

Библия

Д

Д

Д

Д

2. Печатные пособия

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, начальная школа  М., Экзамен, 2010 г..

Книги о художниках и художественных музеях.

Словарь искусствоведческих терминов.

Портреты русских и зарубежных художников.

Наша церковь и наши дети.

Катехизис в рассказах

Д

Д

Д

Д

Д

Д

3. Технические средства обучения

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Музыкальный центр.

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и  набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Экран (на штативе или навесной).

Фотоаппарат.

1 шт.

1шт.

1шт.

1 шт.

1шт.

1шт.

4. Экранно-звуковые пособия .

17.

18.

19.

20.

21.

Мультимедийные обучающие  программы.

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения.

CD/DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи;

CD/ DVD-фильмы -виды изобразительного искусства;  народные промыслы;

CD/DVD-фильмы- творчество  художников

Д

Д

Д

Д

Д

5. Оборудование класса

22.

23.

24.

25.

Ученические столы двухместные  с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения  учебников, дидактических материалов ,пособий, учебного оборудования.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)

Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня  кружка «Любознайка»...

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня  кружка «Любознайка»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»

Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дети в годы ВОВ" по духовно-нравственному воспитанию учащихся 4 класса

Данная программа «Дети в годы Великой Отечественной войны» необходима для воспитания духовно-нравственных, патриотических, гражданских и мировоззренческих качеств личности, сохранения исто...