РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»
рабочая программа (1 класс) на тему

Сабельникова Ольга Владимировна

Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы «Подготовка к школе» из  серии «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова, Комарова Т. С. (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, муниципальное образование Тбилисский район, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 29 августа 2014  года

Председатель педсовета

    ___________   Чернышев Р.Н.          

Подпись, печать  ОУ                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

ориентированная на достижение результатов определённого уровня

 (тип программы)

факультатив- платные образовательные услуги

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Школа развития»

(наименование)

1 год

(срок реализации программы)

5,5-7 лет

(возраст обучающихся)

                                                                             

Сабельникова О.В., Гаас Н.М.

                                             (Ф.И.О. учителя, составителя)

Пояснительная записка

Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы «Подготовка к школе» из  серии «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова, Комарова Т. С. (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

      Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.      

 В предлагаемой концепции программы «Преемственность» ведется подготовка детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, но, как показывает практика, предложенные технологии и содержание могут быть успешно использованы в дошкольном образовательном учреждении для занятий при подготовке детей к школе.

Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель может быть реализована в семье, в мини-садах, в группах кратковременного пребывания, в образовательных заведениях типа «начальная школа - детский сад».

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
        - развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;

- сохранение здоровья дошкольников.

Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Основными принципами подготовки к обучению являются:
       - единство развития, обучения и воспитания;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- вариативность и вариантность;

- сознательность и творческая активность;

- наглядность;

- доступность и достаточность.

В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.

Основными задачами подготовки к обучению являются:
       - охрана и укрепление здоровья;

- развитие психических функций и качеств личности;
      - обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

Содержание подготовки детей к обучению построено на интегрированной основе.
       В основе
интеграции лежат следующие принципы:

- интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;
       - взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;

- широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и окружающую его среду;

- частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.

      В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях  в «Школе развития». Занятия в «Школе развития» проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.

        Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

        Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Ценностные ориентиры

        На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

        Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

         Рабочая программа создана на основе трёх разделов авторской программы: «От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Эти разделы являются наиболее значимыми для подготовки к школе.         

 Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
      Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.

Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 30 апреля.
      Занятия проводят с группой детей 5,5-7 лет. Продолжительность занятий 20 минут с 5—10-минутными перерывами.  Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам).

Учебно-тематический план

Название раздела

Авторская программа

Рабочая программа

Число занятий в неделю

За 2 года

Число занятий в неделю

За год

 РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«От слова к букве»                                                                                                      Н. А. Федосова

1

2

1

27

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»  

 С. И. Волкова

1

2

1

27

«Зелёная тропинка»                                                                                                   А. А. Плешаков

1

2

1

27

Всего:

3

6

3

81

     

Содержание программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Программа состоит из следующих курсов:

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Курс « Зелёная тропинка»  основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

представлен курсом  «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»

Пояснительная записка

Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

 Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
      При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
      Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Содержание курса «От слова к букве»

Основные разделы курса

1.

Развитие речи

Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Диалог, монолог, косвенная речь.

2.

Знакомство с буквами.

Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

3.

Художественная литература

Сказка:

*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.

Рассказ:

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Устная речь. Предложение. Слово.

1

04.10

2

Звук.  Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

1

11.10

3

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

1

18.10

4

Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».

1

25.10

5

Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки

1

01.11

6

Звуки [а], [ у ]. Схема предложения.

1

15.11

7

Звуки [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

1

22.11

8

Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница».

1

29.11

9

Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

06.12

10

Буква [ я ].  Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

13.12

11

 Буква [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.

1

20.12

12

Буквы [ е], [ ё ]. Рассказы о животных.

1

27.12

13

Рассказы о домашних животных.

1

10.01

14

Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.

1

17.01

15

Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».

1

24.01

16

Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок».

1

31.01

17

Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья».

1

07.02

18

Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.

1

14.02

19

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки.

1

21.02

20

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.

1

28.02

21

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания.

1

07.03

22

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему.

1

14.03

23

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг, Кк. Составление рассказа-описания.

1

21.03

24

Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц.

1

04.04

25

Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне.

1

11.04

26

Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки  «Колобок»

1

18.04

27

Повторение  по теме : «Алфавит»

1

25.04

Планируемые результаты:

      — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
      — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
      — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

- правильно произносить все звуки;

-отчётливо и ясно произносить все слова;

-выделять из слов звуки;

-находить слова с определённым звуком;

-определять место звука в слове;

-соблюдать орфоэпические нормы произношения;

-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

-соблюдать элементарные гигиенические правила;

-ориентироваться на странице в тетради.

 «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
      В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
      Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
      Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Содержание курса «Математические ступеньки»

Основные разделы курса

1.

Арифметический

Числа от 0 до 10.

Счёт предметов.

Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.

Сравнение чисел первого десятка.

Свойства натурального ряда чисел.

Цифры и числа.

Решение задач с помощью рисунков.

Чтение чисел.

2.

Геометрический

Сравнение :

- по форме;

-по размеру;

-по расположению на плоскости, в пространстве;

-по назначению;

-по цвету.

Изготовление моделей фигур из бумаги.

3.

Содержательно-логический

Развитие :

-внимания;

-памяти;

-воображения;

-мышления.

Диктанты:

-зрительные;

-слуховые.

Выполнение заданий:

-выделение существенных признаков;

-выявление закономерностей;

-проведение анализа;

-синтеза;

-сравнения.

Календарно-тематическое планирование предмета

 «Математические ступеньки»

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева.

1

04.10

2

Столько же. Больше, меньше.

1

11.10

3

Длиннее, короче. Сравнение предметов.

1

18.10

4

Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.

1

25.10

5

Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.

1

01.11

6

Число и цифра 1.

1

15.11

7

Число и цифра 2. Пара.

1

22.11

8

Число и цифра 3.

1

29.11

9

Равенство.

1

06.12

10

Число и цифра 4.Вверху. Внизу.

1

13.12

11

Число и цифра 0.

1

20.12

12

Сложение.

1

27.12

13-14

Число и цифра 5.

Состав числа

2

10.01

17.01

15

Вычитание.

1

24.01

16

Запись выражений на вычитание и сложение.

1

31.01

17

Запись и решение равенств.

1

07.02

18

Число и цифра 6.

1

14.02

19

Число и цифра 7.

1

21.02

20

Число и цифра 8. Весёлый счёт.

1

28.02

21

Число и цифра 9. Найди общие элементы.

1

07.03

22

Решение задач с помощью рисунков.

1

14.03

23

Число 10.

1

21.03

24

Счёт предметов в прямом и обратном порядке.

1

04.04

25

Части суток, их последовательность.

1

11.04

26

Значение понятий вчера, сегодня, завтра.

1

18.04

27

Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.

1

25.04

Планируемые результаты:
      — знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
      — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
      — проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

«ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»

Пояснительная записка

      Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
      В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Содержание курса «Зелёная тропинка»

Основные разделы курса

1.

Наши друзья – животные

Обитатели живого уголка.

Домашние животные.

Животные нашей местности.

Наблюдение за поведением животных.

Сравнение животных.

Распознавание животных на рисунках и в природе.

2.

Зеленое чудо — растение

Растения нашей местности.

-выращивание

-рисование

Декоративные растения.

-лепка

-аппликация

Овощи и фрукты.

-лепка

-аппликация

-рисование

3.

Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года:

-осень

-зима

-весна

-лето

Календарно-тематическое планирование предмета

«Зелёная тропинка»

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Человек и природа.

1

04.10

2

Неживая природа осенью.

1

11.10

3

Растительный мир осенью.

1

18.10

4

Животный мир осенью.

1

25.10

5

Птицы нашего двора.

1

01.11

6

Насекомые и рыбы.

1

15.11

7

Домашние животные. Обитатели живого уголка.

1

22.11

8

Наши друзья-животные.

1

29.11

9

Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.

1

06.12

10

Неживая природа зимой.

1

13.12

11

Растения зимой.

1

20.12

12

Животный мир зимой.

1

27.12

13-14

Зелёное чудо - растения. Части растений.

2

10.01

17.01

15

Овощи и фрукты.

1

24.01

16

Травянистые растения.

1

31.01

17

Кустарники.

1

07.02

18

Разнообразие деревьев.

1

14.02

19

Съедобные и несъедобные ягоды.

1

21.02

20

Мхи и Папоротники.

1

28.02

21

Грибы.

1

07.03

22

Неживая природа весной.

1

14.03

23

Растения весной.

1

21.03

24

Животный мир весной.

1

04.04

25

Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга?

1

11.04

26

Неживая природа летом

1

18.04

27

 Растения летом. Животный мир летом

1

25.04

Планируемые результаты:

Неживая природа:

Дети должны:

-иметь представление о сезонных изменениях в природе;

-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа:

Дети должны иметь представление:

-о домашних животных;

-о перелётных и зимующих птицах;

-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир:

Дети должны иметь представление:

-об условиях необходимых для роста растений;

-о лесных ягодах и грибах;

-об овощах и фруктах;

- о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Формы и виды контроля

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах.  Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы .

Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик.

Методические рекомендации

В первую очередь важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Если  ребенок имеет хронические заболевания или проблемы со здоровьем, то заняться их устранением и профилактикой здоровья будущего первоклассника лучше заранее.
Для успешного овладения учебной программой должна быть налажена тесная связь с родителями учеников. Для них также проводятся один раз в месяц лектории определённой тематики.
Для школьника уровень развитие мелкой моторики тоже имеет значение. С началом учебы ребенку придется овладевать навыками письма, а это потребует от ребенка значительных усилий, и чем более развита моторика руки, тем этот навык будет даваться проще.
Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Психологи делят её на личностную , волевую, интеллектуальную и мотивационную готовность.
Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями.
Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

Интеллектуальная готовность 
Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать,
анализировать, делать выводы.
Мотивационная готовность. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

  • к школе;
  • учителю;
  • к учебной деятельности;
  • к самому себе.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература

Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.

Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.

Наборы сюжетных (предметных) картинок Словари по русскому языку: толковый словарь.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

Д

Д

Ф

Д

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности).

Аудиоцентр / магнитофон.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.

Д

Д

Д

Д

При наличии технических средств

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

П

Ф

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбою.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

К

Д

Д

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ   « СОШ № 7»

от 27.08.2014   № 1

___________                Чекранова Л.И.

подпись руководителя    МО     Ф.И.О.

 

Приложение №1

Список тем для бесед с родителями.

  1.Ребёнка нужно обязательно

готовить к обучению в школе.

2. Как готовить ребёнка к

предстоящему обучению в

школе?     

3. Почему трудно первокласснику?

4. Секреты первых неудач.

5.Как узнать готов ли

Ваш ребенок к школе?

6."Мудрость родительской любви"

 7.Введение родителей в школьную жизнь.

СОГЛАСОВАНО                                                                     Заместитель директора по ВР                                                                                             МБОУ   «СОШ №7»

  ________          Логвиненко А.А.

 подпись                    Ф.И.О.

                                                                                                                                                «       »                2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня  кружка «Любознайка»...

Программа кружка платных образовательных услуг

Программа творческого театрального объединения "Сказка" для обучающихся начальной школы....

Программа дополнительной платной образовательной услуги Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем

Данная программа по дополнительной платной образовательной услуге  Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем необходима тем преподавателям в образовательных учре...

Программа дополнительной платной образовательной услуги "Школа будущего первоклассника"

Цель данной программы:Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качест...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...

Программы по платным образовательным услугам по русскому языку и математике "Подготовка к ВПР"

Программы по подготовке к ВПР в 4 классе по русскому языку и математике....

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»...