Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Кусаева Алина Эльбрусовна

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Обучение русскому языку в 3 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.

ФИО  ребенка: Кадзаев Аслан Федорович

Возраст: 9 лет

Дата рождения: 25.05.2011г.

Школа, класс: г.Беслан МБОУСОШ №6, 3 «Г» класс

        Кадзаев Асланбек был зачислен в первый класс данной школы  1 сентября 2018 года. До поступление в школу посещал дошкольное учреждение.  

       Физическое здоровье Асланбека соответствует возрасту. Ребёнок болеет редко, хронических заболеваний не имеет. Ведущая рука правая.  

  Особенности функционирования нервной системы: мальчик быстро утомляется,  в ходе урока не участвует, часто не может ответить на поставленные вопросы. Ошибки делает из-за невнимательности, по незнанию, при проверке не может их исправить.  Не воспринимает учебную инструкцию, не может  работать по ней  самостоятельно. Испытывает трудности в переходе с устных форм работы на письменные.  Способность  к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое дело до конца, ленится. Письменные работы выполняет   медленно, не успевает за темпом класса.  При ответе на устный вопрос не может сформулировать четкий ответ. Не может пересказывать   тексты, т.к. словарный запас беден, не может заучивать стихи наизусть.  

  Учебная мотивация у Асланбека сформирована не в полном объеме, желания учиться нет.  Навыки самообслуживания развиты слабо: учебные вещи постоянно разбросаны, необходимо напоминать, чтобы убрал своё рабочее место после уроков. Во время перемены  не контактирует с одноклассниками.

   Старается соблюдать правила поведения на уроке, но быстро отвлекается. На замечания реагирует сразу. В то же время не обидчив, не замыкается в себе.  

       Семья Асланбека полная, благополучная,  состоит из 5 человек. Воспитанием сына занимаются оба родителя. Семья проживает в частном домовладении, социально – бытовые условия удовлетворительные, материальное положение среднее.        

       Домашнее задание  Асланбек  выполняет систематически, с родителями.    

  Психологическое заключение

Описание контакта с ребенком в ситуации обследования.   Мальчик обследуется индивидуально - вторично.  Доброжелателен,  контактен.  На вопросы  отвечает частично. Не всегда понимает смысл спрошенного. Безынициативен, неконфликтен, флегматичен.

Особенности познавательных процессов:

Общий запас знаний и представлений: ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний не соответствует  возрастной норме.

Особенности восприятия: частичное восприятие предметов, частичное  узнавание объектов.

Особенности внимания: внимание целенаправленное, устойчивое, но не продуктивное.

Особенности памяти: низко развитая опосредованная слуховая память, нединамичный   процесс заучивания.

Уровень развития интеллекта: Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах,  это операция мышления – существенно  отстает от возрастных норм.

Особенности воображения: фантазия ребенка не  выражена.

Особенности речи: словарный запас не выражен, речь невнятная,  не осмысленная.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая. Низкая продуктивность работы.

Познавательные процессы не соответствуют возрастной норме.

Для проведения обследования использовались методики Р.С. Немова «Психодиагностика познавательных процессов».

Рекомендую:  психолого-медико-педагогическое обследование.

Цели и задачи обучения и коррекции:

Цель: Развивать и совершенствовать знания, умения, навыки владения языком в разных     сферах речевого общения.

Задачи:

Образовательные:

Выработка навыка аккуратного, разборчивого и грамотного письма.

Развитие устной и письменной речи.

Коррекционно-развивающие:

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

Развитие навыков каллиграфии;

Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Развитие познавательной деятельности школьников, способствование коррекции мышления, умственному и речевому развитию.

Воспитательные:

Воспитание любви к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Формирование нравственных качеств.

Коррекционные методы и принципы обучения:

Методы:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).

Принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип систематичности и системности в обучении.

4. Принцип научности в обучении.

5. Принцип доступности.

6. Принцип наглядности обучения.

7. Принцип активности и сознательности.

8. Принцип прочности усвоения знаний

9. Принцип индивидуализации обучения.

10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.

На изучение русского языка отводится:

Количество часов в неделю по учебному плану – 5

Количество часов в год – 170

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

«Звуки и буквы»

Обучающийся должны знать:

        - алфавит,

        - расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Обучающийся должны уметь:

        - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,     устанавливать последовательность звуков  в слове),

        - употреблять ь на конце и в середине слова,

        - употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

        - писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

        - писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

-         ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

        - писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

«Слово»

Обучающийся должны знать:

        - предлоги до, без, под, над, около, перед,

Обучающийся должны уметь:

        - различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

        - правильно писать имена собственные,

        - писать предлоги раздельно с другими словами,

        - употреблять разделительный ъ,

        - подбирать родственные слова, находить корень,

        - писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

«Предложение»

Обучающийся должны знать:

        - члены предложения: подлежащее, сказуемое.

Обучающийся должны уметь:

        - членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

        - составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

        - ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

        - находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

        - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

        - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

Рабочий учебный план

обучающейся 3-г класса

Кадзаева Асланбека

             на 2020/2021 учебный год

                                          Предмет

      Количество часов

1

Русский язык

5

       Расписание учебных занятий

обучающейся 3-г класса

Кадзаева Асланбека

        на 2020/2021 учебный год

                               Дни недели

               Предметы

1

Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница

Русский язык

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

№ п/п

Название  раздела.

Количество  часов.

I.

Повторение.

  1. Предложение

12 часов

12 часов

II.

Звуки и буквы.

  1. Различение букв в русской азбуке
  2. Порядок букв в русской азбуке
  3. Гласные и согласные звуки и буквы
  4. Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я.
  5. Ударение в слове.
  6. Слог как часть слова.
  7. Перенос слов при письме.
  8. Согласные твердые и мягкие
  9. Мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова.
  10. Гласные после шипящих
  11.  Парные звонкие и глухие согласные
  12. Звонкие и глухие согласные на конце слова
  13. Разделительный мягкий знак (ь)

78 часов

6 часов

3 часа

5 часов

3 часа

5 часов

8 часов

5 часов

5 часов

8 часов

9 часов

3 часа

9 часов

9 часов

III.

Слово.

  1. Названия предметов
  2. Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц
  3. Названия действий
  4. Названия признаков
  5. Предлоги
  6. Разделительный твердый (ъ) знак

43  часа

6 часов

6 часов.

10 часов

11 часов

8 часов

2 часов

IV.

Предложение

26 часов

V.

Повторение

12 часов

ИТОГО

170 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 «Г» класс

Тема и тип урока

Кол.часов

Коррекционная работа

Дата

по плану по факту

Повторение.Iчетверть (42 ч.)

Предложение (12 ч.)

1

Употребление простого предложения.

(урок обобщения и систематизации знаний)

1

Корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, память.

2.

Правило написания предложения.

( урок обобщения и систематизации знаний)

1

Корригировать и развивать  зрительное восприятие и внимание через упражнение «Найди различия».

3

Упражнения в правописании предложений.

( урок применения знаний и умений)

1

Развивать внимание, зрительное восприятие, память.

4

Составление и дополнение предложений.

( урок применения  знаний)

1

Корригировать и развивать  мыслительные операции, воображение, орфографическую зоркость, речь.

5

Составление и запись предложений из данных слов и со словами из словаря. (урок применения знаний и умений)

1

Развивать умение группировать предметы, находить общее между ними,  корригировать и развивать орфографическую зоркость.

6

Составление предложений по схемам. Родственные слова.

( урок применения полученных знаний)

1

Развивать речь,  корригировать и развивать орфографическую зоркость, внимание.

7

Выделение предложений из речи и текста.

( урок применения полученных знаний)

1

Развивать  внимание, память, сосредоточенность.

8

Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок.

1

Развивать  память, воображение и мышление,  корригировать и развивать пространственную ориентировку.

9

Составление и запись предложений по сюжетным картинкам.

1

Развивать воображение, сообразительность.

10

Работа с деформированным текстом.

( урок применения полученных знаний)

1

Развивать умение  правильно строить предложения и последовательно употреблять их в тексте.

11

Контрольное списывание по теме «Повторение. Предложение».

( урок проверки полученных знаний)

1

Корригировать и развивать  зрительное и слуховое восприятие на примере списывания.

12

Работа над ошибками. Повторение по теме «Предложение». (урок коррекции знаний и умений)

1

Корригировать и развивать  орфографическую зоркость.

Звуки и  буквы.

Различение звуков и букв (6 часов)

13

Звуки и буквы. Различение звуков и букв.

( урок ознакомления с новым материалом)

1

Развивать внимание, мышление через упражнение «Найди лишнюю букву»,  звуковое восприятие через упражнение «Послушай тишину».

14

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком.

(урок применения знаний)

1

Развивать память и внимание,  на основе упражнения «Что изменилось?», умение наблюдать за произношением и написанием слов.

15

Сравнение пар слов.

(урок применения знаний)

1

Корригировать   концентрированное внимание на основе упражнения

16

Составление предложений по серии сюжетных картинок «Умная галка»

(урок применения и закрепления знаний)

1

Развивать память, внимание, навыки в составлении предложений по серии сюжетных картинок.

17

Упражнение в различении звуков и букв.

1

Корригировать и развивать фонематический слух и восприятие;

18

Составление предложений по серии сюжетных картинок «Пёс Бобик». Контрольное списывание. 

1

Развивать и совершенствовать устную и письменную речь путем составления предложений по серии сюжетных картинок и вопросам

Порядок  букв  в  русской  азбуке  (3 часа)

19

Алфавит.  Порядок слов в русской азбуке.

( урок ознакомления с новым материалом)

1

Развивать память, внимание в ходе выполнения упражнения «Напиши букву, с которой начинается слово».

20

Расположение слов в алфавитном порядке. Нахождение слов в словаре.

( урок систематизации знаний)

1

Развивать внимание, память, мышление восприятие через упражнение «Угадай букву».

21

Упражнение в написании слов в алфавитном порядке

( урок – закрепление)

1

Коррекция и развитие мышления, внимания, памяти через упражнение «Сядет тот, кто…», «Предметы одним словом»

Гласные  и  согласные  звуки  и  буквы (5 часов)

22

Гласные и согласные звуки и буквы.

(урок ознакомления с новым материалом)

1

Коррекция и развитие слухового восприятия, мышления на основе игры «Узнай звук и букву»

23

Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв.

( урок применения

полученных знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, памяти на основе упражнения «Угадай-ка», «Добавляй-ка», «Восстанови-ка»

24

Работа с деформированным текстом.

( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция внимания и мышления на основе упражнения «Распредели по порядку», «Доскажи словечко», «Угадай буквы»

25

Контрольный диктант по теме «Гласные и согласные звуки и буквы»

(урок проверки полученных знаний)

1

Развивать зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость.

26

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

( урок коррекции ЗУН)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, зрительного восприятия на основе упражнения «Заблудившиеся буквы»

Гласные  буквы  Е, Ё, И, Э, Ю, Я. ( 3 часа )

27

Гласные И, Е, Ё  в начале слова и после гласной.

( урок ознакомления с новым материалом

1

Коррекция  и развитие фонематического слуха и восприятия на основе упражнения «Назови звуки».

28

Гласные Ю, Я в начале слова и после гласной.

( урок ознакомления с новым материалом)

1

Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятие на основе упражнения «Сломанная лестница»

29

Гласная Э в начале слова и после гласной.

( урок ознакомления с новым материалом)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, анализа на основе  упражнения «Листочки деревьев» Развивать умение различать звук [Э] в словах.

Ударение  в  слове ( 5 часов )

30

Ударение. Роль ударения в слове. Выделение ударного слога.

( урок ознакомления  с новым материалом)

1

Коррекция памяти, внимания, слухового восприятия на основе упражнения «Запиши правильно согласные и гласные»

31

Ударные и безударные слоги.

(Урок изучения нового материала)

1

Коррекция и развитие слухового восприятия, памяти  на основе выполнения словарного диктанта под диктовку. Развивать умения определять в словах ударные и безударные гласные.

32

Упражнения в выделении ударных гласных в словах. (урок закрепления и применения полученных знаний)

1

Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Определи букву». Коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Эхо»

33

Тренировочные упражнения в постановке ударений в словах. (урок закрепления и применения полученных знаний)

1

Корригировать и  развивать внимание, память, мышление на основе упражнения «Найди лишнюю букву».

34

Выделение ударных и безударных гласных. Контрольное списывание.

(урок закрепления и проверки знаний)

1

Корригировать и развивать  орфографическую зоркость, зрительное восприятие на основе контрольного списывания текста..

Слог как часть слова (8 часов)

35

Слог как часть слова

( урок закрепления полученных знаний)

1

Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятия на основе игры «Угадай тему урока»  Развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных.

36

Составление слов по заданному слогу

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятия на основе упражнений «Соедини слоги», «Составь слова по заданному слогу»

37

Слогообразующая роль гласных.

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция внимания, зрительного восприятия, мышления на основе игры «Расшифруй слово»

38

Слогообразующая роль гласных.

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция внимания, зрительного восприятия, мышления на основе игры «Расшифруй слово»

39

Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок.

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, восприятия, памяти, устной и письменной связной  речи на основе упражнения.

40

Контрольный диктант за 1 четверть.

(урок проверки знаний)

1

Развивать внимание, память, восприятие, орфографическую зоркость, слуховое восприятие.  Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Угадай слово».

41

Работа над ошибками.             (урок коррекции знаний и умений)

1

Коррекция  и развитие  орфографической зоркости. Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Не ошибись»

42

Повторение по теме «Слог как часть слова»

(урок закрепления знаний)

1

Корригировать и развивать  фонематический слух, орфографическую зоркость на основе упражнений.

IIчетверть (38 часов)

Перенос слов при письме (5 часов)

43

Перенос слов при письме

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, памяти на основе игры «Прыгай точно!».

44

Тренировочные упражнения в делении слов на слоги и для переноса.

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Цепочка слов»

45

Составление слов из слогов. Составление рассказа по картинке и вопросам

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, слухового восприятия на основе игры «Эстафета», «Составь слово». Развивать и совершенствовать навыки деления слов на слоги для переноса.  

46

Перенос слов при письме.

(урок закрепления и применения знаний)

1

Корригировать и развивать  внимание, память, восприятие, орфографическую зоркость на основе упражнения «Считай слоги, придумывай слова».

47

Повторение по теме «Ударение. Перенос слов при письме»

(урок закрепления знаний)

1

Корригировать и развивать  фонематический слух, орфографическую зоркость на основе упражнения «Что лишнее?»

Согласные твердые и мягкие ( 5 часов)

48

Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные.

( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, памяти на основе упражнения «Не порви цепочку»

49

Обозначение твердости-мягкости согласных буквами А, О, У, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я

1

Коррекция внимания, мышления, звукового восприятия на основе упражнения «Поймай звук».

50

Дифференциация твердых и мягких согласных.

( урок ознакомления с новым материалом)

1

Коррекция внимания, зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Распредели звуки на твердые и мягкие»

51

Употребление гласных букв для обозначения твердости-мягкости согласных

( урок закрепления и применения  знаний)

1

Коррекция внимания, звукового восприятия на основе упражнения «Звуковая эстафета»

52

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как надо убирать класс»

( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция внимания, звукового восприятия на основе упражнения «Твердый-мягкий».

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова (8 часов)

53

Мягкий знак на конце и в середине слова

( урок закрепления изученного материала)

1

Коррекция памяти на основе упражнения «Вспомни и напиши»

54

Правописание слов с мягким знаком на конце

( урок закрепления и применения  знаний)

1

Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятия на основе упражнения «Составь рассказ»

55

Мягкий знак на конце и в середине слова

( урок закрепления изученного материала)

1

Коррекция  и развитие зрительного  и слухового восприятия, внимания на основе упражнения «Определи мягкость звука и буквы»

56

Объяснение написания мягкого знака  в словах.

( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция зрительного восприятия, внимания, мышления на основе упражнения «Расшифруй слово»

57

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Я,Ь

( урок применения знаний на практике)

1

Коррекция внимания, мышления, памяти на основе упражнения «Назови больше звуков»

58

Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными

1

Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятия на основе упражнения «Расшифруй слово»

59

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с мягкими согласными»

(Урок  проверки знаний)

1

Развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие,  на основе диктанта и выполнения заданий  и навыки самоконтроля.

60

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Мягкие и твёрдые согласные.

( урок коррекции знаний и умений)

1

Коррекция внимания и слухового восприятия на основе упражнения «Наоборот».

Коррекция  и развитие внимания,  умения исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила.

Гласные после шипящих ( 8 часов)

61

Гласные после шипящих. Правописание ЖИ-ШИ

( урок систематизации знаний)

1

Коррекция памяти и внимания на основе упражнения «Запомни»

62

Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ.

( урок обобщения и систематизации знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, памяти, зрительного восприятия на основе упражнения «Волшебный колодец».

63

Правописание ЧА-ЩА

(Урок закрепления знаний)

Упражнения в

правописании слов со слогами ЧА-ЩА.

(урок закрепления и применения знаний и умений)

1

Коррекция и развитие зрительной памяти и концентрации внимания на основе упражнения на основе упражнения «Рассмотри и запомни картинку». Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Определи слово».

64

Правописание ЧУ-ЩУ

(урок изучения нового материала)

1

Коррекция и развитие внимания, памяти, зрительного восприятия  на основе упражнения «Какое слово пропало?»

65

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

(Урок закрепления и совершенствования знаний)

1

Коррекция внимания, зрительного восприятия  на основе упражнения «Определи слово»

66

Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

(Урок совершенствования умений)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, орфографической зоркости  на основе упражнения «Подбери слово по смыслу»

.

67

Итоговый контрольный диктант по теме «Гласные после шипящих»

(урок проверки умений и знаний)

1

Коррекция и развитие памяти, устойчивости внимания, активизация структур  на основе упражнения «Ленивые восьмерки»

68

Работа над ошибками. Правописание сочетаний в словах.

(урок коррекции ЗУН)

1

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Лишняя буква».

Парные звонкие и глухие согласные (3 часа)

69

Парные звонкие и глухие согласные

( урок совершенствования знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия на основе упражнения «Выдели звук».

70

Различение парных согласных

(урок закрепления и применения знаний)

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Рассмотри и запомни картинку».

71

Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных.

(урок совершенствования умений и знаний)

1

Коррекция и развитие  зрительной памяти, внимания на основе упражнения «Рассмотри и запомни картинку».

Звонкие и глухие согласные на конце слова (9 часов)

72

Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова.

(урок совершенствования знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Куда прыгнул зайчик»

.

73

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие  внимания, слухового восприятия на основе упражнения «Измени и сопоставь звуки».

74

Подбор проверочных слов. Изменение слова для проверки.

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Найди часто встречающиеся буквы»

75

Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова.

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, орфографической зоркости на основе игры «Куда летят самолеты»,  связной  речи на основе упражнения «Доскажи словечко»

76

Упражнения в подборе проверочных слов.

(урок закрепления и применения знаний)

1

Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Расшифруй слово»

77

Составление предложений из разрозненных слов.

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция  и развитие  устной и письменной речи в ходе составления предложений.

78

Дифференциация изученных орфограмм.

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция внимания, слухового и зрительного восприятия в ходе игры «Разноцветные мячики»

79

Контрольный диктант за 2 четверть

(урок проверки знаний и умений)

1

Коррекция и развитие слуховое, зрительное, восприятие, формирование навыков самоконтроля.

80

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные в словах.

1

Коррекция и развитие внимания, памяти, умения исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила.

III четверть (49 часов).

Разделительный мягкий знак (ь)  (9 часов)

81

Разделительный мягкий знак.

( урок первичного ознакомления с материалом)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнения «Вставь слоги в слова»,  умения употреблять в письменной речи слова с раз-делительным мягким знаком    

82

Объяснение правописания слов с разделительным Ь.

 ( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия, концентрированного внимания на основе упражнения «Определи слово»

умения употреблять в письмен-ной речи слова с разделительным мягким знаком.    

83

  Упражнения в правописании слов с разделительным Ь

( урок совершенствования умений и знаний)

1

Коррекция и развитие концентрированного внимания, зрительного  восприятия на основе упражнения «Определи слово».

84

Дифференциация изученных орфограмм

 ( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Смена караула».Умения употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком и смягчающим.  

85

Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков.

 ( урок обобщения и систематизации знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия на основе упражнения «Сосед, подними руку».

86

Дифференциация изученных орфограмм.

(урок обобщения и систематизации знаний)

1

Коррекция и развитие мышления, слухового восприятия на основе упражнения «Не подведи свой ряд».

87

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зима», «Семья»

(урок применения знаний)

1

Коррекция и развитие развивать связной письменной  речи, орфографической зоркости на  основе составления рассказа по сюжетной картинке.

88

Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак»

(урок письменного контроля знаний)

1

Развитие фонематического слуха, внимания, орфографической зоркости в ходе работы над диктантом.

89

Работа над ошибками. Повторение по теме «Разделительный Ь перед гласными е, ё, я, ю, и»

( урок  коррекции знаний и умений)

1

Коррекция  фонематического  слуха, совершенствование  операций звукослогового анализа  и синтеза. Развитие аналитико-синтетических умений.

Слово (41 час).

Название предметов (6 часов)

90

Слова, обозначающие предметы.

( урок повторения и закрепления  знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Найди слова в ряду букв»

91

Упражнения в различении слов по вопросам кто?  что?

( урок применения полученных знаний и умений)

1

Коррекция и развитие зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений «Расшифруй слово» и «Вставь пропущенную букву»

92

Группировка предметов по их назначению, по материалам, из которых они сделаны. ( урок закрепления, обобщения и  систематизации знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, зрительного восприятия  на основе упражнения «Найди лишнее слово».

93

Употребление названий предметов в различных формах.

( урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие мышления, внимания на основе упражнения «Соедини слова».

94

Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы, изменение слов по вопросам.

1

Коррекция и развитие мышления на основе упражнения «Вставь слог с заданной буквой»

95

Упражнения в изменении слов по вопросам.

( урок применения знаний и умений на практике)

1

Коррекция и развитие мышления, внимания  на основе упражнения в изменении слов по вопросам.

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц  (6 часов )

96

Написание большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных.

 ( урок ознакомления с новым материалом)

1

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Найди названия животных».

97

Дифференциация слов типа «белка – белка»

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Расшифруй слово»

98

Большая буква в названиях населенных пунктов

( урок закрепления знаний)

1

Коррекция концентрации внимания и развитие слуховой памяти на основе упражнения «Послушай рассказ и запомни имена».

99

Дифференциация изученных орфограмм

( урок – обобщение)

1

Развивать умение дифференцировать изученные орфограммы и применять правила написания имен собственных на письме.

100

Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы» (урок контроля полученных знаний)

1

Коррекция и развитие слухового, зрительного восприятия на основе записи текста по слуху.

101

Работа над ошибками. Написание слов с большой буквы.

( урок коррекции знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, зрительного восприятия на основе упражнения «Составь слово из первых букв слов».

Названия действий ( 10 часов )

102

Слова, которые обозначают действия предметов

( урок первичного ознакомления с материалом)

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе словарного картинного диктанта. Развивать умение распознавать слова по вопросам, значению. Развивать и корригировать внимание.

103

Слова, отвечающие на вопросы  «Что делал? Что будет делать? Что делает?»

1

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, мышления  на основе упражнения «Продолжи ряд слов»

104

Нахождение предметов по их действиям.

( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия, памяти на основе  зрительного диктанта,  умения точно употреблять слова в речи.

105

Подбор слов-действий по вопросу.

( урок – обобщение)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, памяти на основе упражнения «Подбери глаголы к слову».

106

Согласование слов-предметов и слов действий.

( урок применения полученных знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Лишняя буква» Коррекция  фонематического  слуха, совершенствование  операций анализа  и синтеза.

107

Дополнение предложений. Дифференциация изученных орфограмм

( урок обобщения и систематизации знаний)

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия, памяти на основе  зрительного диктанта. Развитие письменной  речи пу-тем дополнения предложений словами по смыслу.

108

Составление и запись рас-сказа по сюжетной картинке. Выделение в предложениях названий предметов и действий. (урок применения  знаний и умений)

1

Коррекция и развитие  устной и письменной  речи на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке внимание, зрительное и слуховое восприятие

109

Выделение в предложениях названий предметов и их действий.

 ( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия, памяти, мышления на основе игры «Наоборот»

110

Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие действия предметов».

( Урок письменного контроля  знаний и умений)

1

Развитие восприятия на основе записи текста по слуху.

.

111

Работа над ошибками. Нахождение предметов и их действий.

 ( урок коррекции знаний и умений)

1

Коррекция  и развитие внимания, памяти, умения исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила, коррекция внимания и памяти на основе упражнения «Найди лишнее слово»

Названия признаков ( 11 часов )

112

Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов.

( урок первичного ознакомления с материалом)

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия, памяти на основе  зрительного диктанта

Стимуляция познавательной активности (задания на поиск). Развивать умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов.

113

Определение предметов по цвету, вкусу и форме.

( урок применения и уточнения знаний и умений)

1

Коррекция зрительного восприятия и внимания на основе упражнения «Рассмотри картинки» Развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов. Коррекция умения и навыков применения анализаторных функций.

114

Определение предметов по материалу, из которого они сделаны.

( урок применения и уточнения знаний и умений)

1

Коррекция и развитие слухового восприятия и внимания на основе игры «Кто внимательный?»

Развитие умения выделять в предложении слова-признаки.

115

Подбор названий признаков предметов по смыслу.

( урок применения знаний и умений на практике)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, памяти на основе упражнения «Подбери названия признаков предметов по смыслу». Развитие аналитико-синтетических умений и навыков.    

116

Сравнение предметов по признакам.

( урок обобщения и систематизации знаний)

1

Коррекция и развитие мышления, внимания на основе игры «Скажи наоборот».

Развитие   и совершенствование  механизма  выделения  признаков.

117

Согласование слов – предметов и слов –признаков.

( урок закрепления изученного материала)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, зрительное и слуховое восприятие,  памяти на основе упражнения  «Подбор признаков предметов по смыслу»

118

Составление предложений по картинке и схеме.

(урок – закрепления знаний и умений)

1

Коррекция  наглядно-образного  и  словесно-логического  мышления на основе упражнения по составлению рассказа  по картинкам и схемам.

119

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

( урок закрепления и коррекции знаний и умений)

1

Коррекция и развитие устной и письменной речи,  мышления, зрительного и слухового восприятия на основе  игры «Кто в домике живет?»

120

Дополнение предложений словами-признаками.

( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнения «Соедини слова»

121

Контрольный диктант по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов».

( урок письменного контроля знаний)

1

Коррекция и развитие слухового, зрительного восприятия, орфографической зоркости, навыки грамотного письма в ходе работы с диктантом.    

122

Работа над ошибками. Выделение слов – признаков в тексте.

 ( урок коррекции знаний)

1

Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия  на основе зрительного диктанта,  развитие умения исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила.

Предлоги ( 8 часов )

123-124

Понятие «Предлог». Знакомство с написанием предлогов со словами. (урок первичного ознакомления с материалом)

2

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия, умения распознавать предлоги на основе упражнения «Предлог – не предлог»

125

Раздельное написание предлогов со словами

( урок закрепления знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания на основе упражнения «Соедини слова предлогами»

126

Выделение предлогов в тексте.

( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция и  развитие  внимания, памяти, письменной речи, орфографической зоркости в ходе упражнения «Прочти, запомни, напиши».

127

Составление предложений по вопросам. Выделение предлогов.

( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция и развитие мышления, внимания на основе упражнения «Закончи предложения»

128

Подбор предлогов к словам. Дифференциация изученных орфограмм.

(урок применения и закрепления и обобщения знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления на основе игры «Вставь пропущенные слова», развитие внимания на основе упражнения «Будь внимателен!

129

Контрольный диктант за 3 четверть.

( урок письменного контроля  знаний и умений)

1

Развитие и коррекция внимания зрительного и слухового восприятия, навыки грамотного письма.

130

Работа над ошибками.

Упражнения в написании предлогов со словами.

 ( урок коррекции  и систематизации знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнения «Исправьте ошибки»

IV четверть (41 час).

Разделительный твёрдый знак (2 часа)

131

Разделительный твёрдый знак.

( урок ознакомления с новым материалом)

1

Формирование диалогической  и  монологической речи.

132

Слова с разделительным твёрдым знаком.

 ( урок применения знаний и умений)

1

Формирование диалогической  и  монологической речи.

Предложение (26 часов)

133

Предложение. Повторение.

( урок повторения и закрепления знаний и умений)

1

Коррекция и развитие мышления, внимания, зрительного восприятия на основе игры «Стань ведущим»

134

Дополнение предложений.

(урок закрепления знаний и умений)

1

Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия на основе упражнения «Расшифруй слово». Развитие  устной  и письменной речь, умение дополнять предложения.

135

Работа с деформированным предложением.

( урок обобщения и систематизации знаний)

1

Коррекция и развитие мышления, внимания на основе игры.

136

Согласование слов в предложении.

( урок повторения и обобщения)

1

Коррекция и развитие устной речи, мышления на основе упражнения «У кого смешнее».

Развитие навыков грамотного каллиграфического письма, орфографической зоркость.

137

Определение порядка слов в предложении.

( урок применения знаний и умений)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, слухового восприятия  на основе игры « «Угадай!»

138

Предложение как часть текста. Деление текста на предложения.

(урок применения знаний)

1

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели текст на предложения». Развитие устной и письменной речи.

139

Составление письменных ответов на вопросы текста. (урок применения знаний)

1

Коррекция и развитие  речи, мышления на основе упражнений «Ответь на вопрос».

140

Составление предложений с употреблением формы винительного падежа.

1

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнения «Составь предложения».

141

Слова, отвечающие на вопросы кого? что?

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие памяти, внимания на основе игры «Подскажи учителю»

142

Составление предложений с употреблением формы родительного падежа.

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия, логического мышления на основе упражнения «На что похоже?»  

143

Слова, отвечающие на вопросы кого? чего?

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развития внимания на основе упражнения «Измени слово по вопросу». Развитие  умения правильно употреблять грамматические формы речи.

144

Составление предложений с употреблением формы дательного падежа.

(урок изучения нового материала)

1

Коррекция и развитие мышления, внимания на основе упражнения «Два слова», умения составлять предложения с употреблением формы дательного падежа, навыки грамотного письма, умения согласовывать слова.

145

Слова, отвечающие на вопросы кому? чему?

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия на основе упражнения «Составь слова». Развитие  умения правильно употреблять грамматические формы речи.

146

Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу.

(урок применения знаний)

1

Коррекция и развитие  зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Составь предложения по картинке».

147

Составление предложений с употреблением формы творительного падежа.

(урок изучения нового материала)

1

Коррекция и развитие  внимания, зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Составь слова»

148

Слова, отвечающие на вопросы кем? чем?

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия, памяти на основе  зрительного диктанта.

149

Составление  предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей.

1

Коррекция и развитие  навыков грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркости в ходе выполнения упражнений.

150

Составление предложений с употреблением формы предложного падежа.

(урок изучения нового материала)  

1

Коррекция и развитие внимание  на основе упражнения «Найди и зачеркни»,  мышления и внимания на основе упражнения «Каждой вещи свое место»

151

Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где?

(урок закрепления знаний)

1

Развивать зрительно-двигательную координацию, тренировать тонкую моторику, навыки грамотного письма.

152

Составление предложений по картинкам, схемам, вопросам.

(урок закрепления и применения знаний)

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия, внимания и мышления на основе упражнения «На что похож?»

153

Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

(урок закрепления и применения знаний)

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия, мышления, внимания на основе упражнения «Восстанови текст»

154

Работа с деформированными предложениями.

1

Коррекция и развитие памяти, зрительного восприятия на основе  зрительного диктанта.

155

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

(урок применения и закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие устной и письменной  связной речи в ходе составления рассказа.

156

Составление письменных ответов на вопросы.

(урок закрепления и применения знаний)

1

Коррекция и развитие устной и письменной  связной речи вхо-де ответов на вопросы, внимания и мышления в ходе работы с деформированными словами.

157

Контрольный диктант по теме «Предложение»

(урок письменного контроля знаний)

1

Коррекция и развитие слухового, зрительного восприятия на основе записи текста по слуху.

158

Работа над ошибками. Повторение по теме «Предложение».

(урок коррекции знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе игры «Кто быстрее исправит ошибки»

Повторение ( 12 часов )

159

Повторение. Предложение. Составление ответов на вопросы.

(урок  закрепления знаний)

1

Корректировать умение преодолевать  трудности, возникающие  при  взаимодействии с внешним миром. Развивать внимание и наблюдательность.

160

Дифференциация изученных орфограмм.

( урок применения полученных знаний на практике)

1

Коррекция и развитие  внимания, наблюдательности, памяти в ходе  упражнения «Запомни слова».

161

Большая буква в именах,

отчествах, фамилиях людей.

1

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия на основе упражнения «Хор»

162

Расположение слов в алфавитном порядке.

(урок повторения и применения знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнения «Алфавит»

.

163

Выделение в предложении слов, отвечающих на вопросы кто? что?

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия на основе упражнения «Отгадай вопрос».

164

Составление  предложений по картинкам. Выделение слов-предметов и слов-действий.(урок закрепления и применения знаний)

1

Коррекция и развитие внимания, мышления, зрительного восприятия на основе упражнения «Подбери пару слов»

165

Подготовка к годовому контрольному диктанту.

(урок закрепления знаний)

1

Развивать аналитико-синтетические умения и навыки.

166

Контрольный диктант за учебный год.

(урок письменного контроля знаний)  

1

Коррекция и развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, формирование навыков самоконтроля.

167

Работа над ошибками. Изменение слов по образцу

(урок коррекции знаний и умений)

1

Корригировать и развивать внимание,  умение исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила.

168

Изменение слов по образцу. Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков.

1

Коррекция и развитие внимания, мышления в ходе игры «Измени слово как я!» внимания и слухового восприятия на основе  упражнения «Мячик с путаницей».

169

Составление и запись письменных ответов на вопросы

(урок закрепления и применения знаний)  

1

Коррекция и развитие зрительного восприятия, внимания на основе упражнения «Прочитай слова».

170

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

(урок закрепления знаний)

1

Коррекция и развитие  устной и письменной речи.

                                                   

                                                      РАЗДЕЛ V

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Литература:

1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2014.

2.Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Москва. «Просвещение», 2010 год (интернет версия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...

«Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтом...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных образовательных учреждений VIII вида....

рабочая программа 1 класс 2 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение

Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ...

рабочая программа 4 класс 1 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение

Данная программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы»/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007г....