Программа кружка платных образовательных услуг
рабочая программа (2 класс) на тему

Бизина Лариса Владимировна

Программа творческого театрального объединения "Сказка" для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr.obedinenie_skazka_platnye.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа № 10»

                  «Рассмотрено»

Руководитель ШМО

учителей   начальных классов

_______________................                                                           

Протокол №        

от «        »  ____________           2014 г.

                   «Согласовано»

Заместитель    директора    по    УР

 

____________  ………………………….                                                           

 

от  «      »_ ----------    2014 г.

                   «Утверждаю»

Директор

 __                                 …………                            

 

 Приказ № _

от  «        » --- --------    2014 г.

                   

                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕАТРАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ                                «СКАЗКА»

возраст обучающихся: 7 – 11 лет

срок реализации: 1 год

Составитель: учитель начальных классов Бизина Л.В.

г. Нижневартовск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Титульный лист. С.1

2. Оглавление. С.2

3. Введение. С.3

4. Пояснительная записка. С.4 - 8

5. Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы. С. 8-16

6. Ожидаемые результаты. С. 16

8. Методическое обеспечение программы. С.17-19

9. Материальное обеспечение программы. С. 19-20

10. Литература. С.20-24

  1. Пояснительная записка

Программа театрального объединения «Сказка» составлена на основе:

 - авторских  программ  эстетического воспитания детей средствами театра:  «Школа творчества» - М.: ВЦХТ, 1998г.;

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).  Количество часов в неделю -  2, в год – 72 ч.

Актуальность:

    Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

    Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

     В составленной программе  театрального  объединения «Сказка» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

      Театральное объединение «Сказка» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

      Театральная   мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции  партнерства с учащимися,  ненасилия,  безоценности  и – приоритета процесса над  результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников  объединения в процесс  поиска,  познания и самопознания.

     Театральное объединение «Сказка» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Особенности организации учебного процесса:

     Данная программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс. Предполагает 1 год обучения, 72 часа.   Режим занятий 2 – 3  раз в неделю, 8 - 9 занятий в месяц с сентября по май. Занятия длятся 40 минут, что соответствует СанПиН. Учебная группа состоит из 8-12 обучающихся /по запросам родителей/, что создает благоприятные условия для организации групповой и парной деятельности.

     Основными формами работы являются занятия, рассчитанные на групповую по 6 человек и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.  

     Образовательный  процесс  строится в соответствии с возрастными,  психологическими  возможностями и особенностями ребят, что предполагает  возможную  корректировку  времени и режима занятий.

Общая характеристика предмета.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы объединения, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.

6. В основе организации работы с детьми  положен системно-деятельностный подход.

7. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

     

     Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;

 развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

     Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.

В результате  освоения программы театрального объединения «Сказка» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- чтение и анализ художественных произведений, сценариев театральных  постановок, пьес,  этюдов;

- просмотр видеозаписей  спектаклей , записей с участием сверстников, прослушивание аудиозаписей детских  произведений ( муз. сказки);

- анализ   своей  деятельности по результатам  выступлений ;

- выпуск красочных афиш, изготовление декораций,  пригласительных билетов, театральных реквизитов ( с привлечением родителей ) костюмов, масок;

Формы работы:  коллективная, групповая, индивидуальная.

Продолжительность занятий – 40 минут. Занятия проводятся по расписанию.

Система  занятий построена таким образом,  чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, развивая творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации, совершенствуя  умение владеть своим телом, совершенствуя двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию  движений,  учится  действовать на сценической площадке естественно.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся  должны:

  • Уметь  произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
  • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  • Уметь  двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
  • Уметь  создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  • Уметь  запоминать заданные педагогом мизансцены.
  • Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
  • Знать  и владеть  комплексом артикуляционной гимнастики.
  • Уметь  действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  • Уметь  сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  • Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  • Знать  и уметь   произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  • Уметь  произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  • Знать  и четко произносить  в разных темпах 8-10 скороговорок.
  • Уметь  произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  • Уметь  читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  • Уметь  строить диалог с партнером на заданную тему.
  • Уметь  подбирать рифму к заданному слову.
  • Уметь  составлять диалог между сказочными героями.
  • Знать  наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Формы подведения итогов:

- конкурс рисунков  на тему «Я и  Мир Театра»;

- фотовыставка  «Мой сценический  образ»

Для отслеживания результатов  предусматриваются следующие

Формы и средства контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

        -публичные выступления   ребёнка на городских творческих конкурсах чтецов;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

        Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.                             

  1. Учебно-тематический план на 1 год   (2014-2015г.г.)

Разделы

Количество

часов

1

Введение.

I  пол.             II  пол.

2

Культура и техника речи

10     (5 ч.,             5ч.)

3

Ритмопластика.

10    (5ч.,                5ч.)

4

Театральная игра.

45     (20 ч.,          25ч)

5

Этика и этикет.

6       (3ч.,             3ч.)

6

Всего часов:

72 ч.

                                                 

  1. Содержание рабочей программы.

Занятия в  театральном   кружке «Сказка» ведутся по программе, включающей  4  раздела.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения,  направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные  ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра»  предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Планируемые результаты программы:

 предполагаемая результативность курса ориентирована на  результаты  первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) и второго уровня (формирование позитивного отношения ученика к базовым ценностям общества):

- активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

-способствовать усвоению учащимися социального опыта,    т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться.

-выражаемость внешней и внутренней (умственной)    активности детей.

  - умение  правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания .

Оценка достижения результатов внеурочной деятельности:

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные

•        этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;

•        эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

•        умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;

•        самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

•        самооценка на основе критериев успешности деятельности;

•        осознание ответственности человека за общее благополучие;

•        уважительное отношение к чужому мнению;

Регулятивные

•        определять общую цель и пути ее достижения;

•        предвосхищать результат;

•        выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

•        использовать речь для регуляции своего действия;

•        вносить изменения в способ действия, в план действия.

Познавательные

•        знать театры родного города,  их особенности;

•        знать традиции и обычаи коренного народа;

•        знать некоторые виды театров (кукольный, настольный);

•        знать некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

•        знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);

•        уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций;

•        чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

•        иметь представление о театре, о театральной культуре;

•        иметь представление об устройстве театра.

Коммуникативные

•        умение вступать в диалог;

•        участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;

•        умение договариваться и находить общее решение;

•        формулировать свои затруднения;

•        проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

•        договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

•        строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Предполагаемая результативность курса ориентируется на приобретение социальных знаний , понимания социальной реальности и повседневной жизни.

                                                               

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы:

Дата

№ занятия

Колич.

часов

Раздел/

Тема занятия

Цель занятия

1

1

Вводная беседа.

Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

  I  полугодие      5ч.               Культура и техника речи

2-3

2

Игры  по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

1.Учить детей находить ключевые слова в  предложении и выделять их голосом.

2.Совершенствовать память, внимание, воображение  детей.

3.Работать над техникой речи.

4-5

2

Выпуск газеты «Слово в театре…»

1.Активизировать ассоциативное мышление детей.

 2.Формировать четкую и грамотную речь.

3.Учить строить диалог с партнером на заданную тему.

6

1

Пригласительный билет.

1.Учить создавать дизайн пригласительного билета на представление.

2.Составление текста.

                             5 ч.                         Ритмопластика

7-8

2

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам.

Танцевальные упражнения.

1.Развитие координации. 2.Совершенствование осанки и походки.

3.Формировать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

9-10

2

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

1.Развивать воображение детей, способности   к пластической импровизации.

11

1

«Язык и характер танца».

Разучивание танцевальных движений.

1.Учить двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

2.Учить создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

3.Учить запоминать созданные педагогом мизансцены.

                                 20 ч.           Театральная игра.

12-13

2

Здравствуй, театр!

1.Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

2. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

3. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

14

1

Техника грима. Гигиена грима и технических  средств  в гриме.

1.Приемы нанесения общего тона

15

1

Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).

С.В. Михалков.   «Теремок»

1.Выучить с детьми  вступление к представлению.

2.Совершенствовать внимание, память. 3.Работать над дикцией.  Чистоговорки,  скороговорки.

16

1

Распределение ролей.

1.Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт;

2. Побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Изучать приемы импровизации с помощью музыки.

3. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей.

17-18

2

№1.Готовим  декорации и костюмы.

№2.Изготовление театральной маски.

1.Учить работать в коллективно ( в группах, парах), сотрудничая  и помогая   друг  другу.

19

1

Готовимся к премьере сказки.

1.Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене.

2.Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. 3.Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

20-21

2

№1.Репетиция    пьесы – сказки

С.В. Михалкова  «Теремок»

Мимика в диалоге.

№2. Репетиция    пьесы – сказки

С.В. Михалкова  «Теремок»

Логическое ударение.

1.Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2.Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.

3. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

22-23

2

№1.Приёмы импровизации с помощью музыки.

№2.Репетиция  танцевальных движений.

1.Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

24-25

2

№1.Репетиция пьесы – сказки «Теремок». Интонация в речи.

№2. Репетиция пьесы – сказки «Теремок». Сценический образ.

1.Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2.Развивать воображение детей, способности к пластической импровизации.

26

1

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением .

1.Развивать внимание, согласованность действий.

2.Работать над выразительностью и подлинностью поведения в сценических условиях.

27

1

Премьера  пьесы «Теремок». Выступление перед  родителями и уч – ми  школы.

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

28

1

Анализ выступления.

Просмотр видеозаписи спектакля.

1.Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

29 -30

2

«Куклы в гости к нам пришли».

Изготовление пальчиковых кукол.

1.Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.

2.Расширять,уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).

31

1

 Теневой театр.

                            3 ч.           Этика и этикет

32-33

2

№1.Связь этики с общей культурой человека.

Слова-приветствия. «Повелось так с давних лет»

№2.Связь этики с общей культурой человека. «После третьего звонка»

1.Воспитывать  уважение  к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь ).

2. Формировать понятие о самоуважении.

3.правила поведения в общественных местах: театре, кино и.т.д

34

1

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)

1.Активизировать и уточнять словарь детей.

2.Расширять словарный запас. 3.Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.

4.Закреплятьправильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

II  полугодие    3ч.         Этика и этикет

35

1

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).

1.Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.

2.Заставить ребёнка взглянуть на себя со стороны.

3.Объекивно оценивать и взвешивать недочёты своего поведения, делать выводы.

36

1

Привычки дурного тона. (Этикет)

1.Формировать понятие такта. 2.Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». 3.Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство»

37

1

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество)

1. Строить устное и письменное сообщение;

2.Расширить и уточнить знания уч-ся поведения за столом;  выбор подарка, цветов.

                              5 ч.         Культура и  техника  речи

38

1

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

1. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

2.Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

39

1

Игры по развитию языковой догадки.

1.познакомить   с  речевыми играми («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений».

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3.Воспитывать культуру речевого общения.

4.Поддерживать инициативу детей в пересказывании содер  литературного текста, сохраняя        выразительные средства,   характерные для данного произведения

40

1

«Ожившие картины» Упражнения в озвучивании  сюжетов.

1.Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

2.Поощрять стремление детей подбирать знакомые  попевки  от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

41

1

Неповторимая  окраска голоса.

1.Подвести к выводу, что голос каждого человека имеет свою неповторимую окраску.

42

1

«За твоим языком не поспеешь босиком» Темп речи.

1.Познакомить детей с темпом речи.

2.Дать представление о громкости речи.

                                5ч.             Ритмопластика.

43

1

Беспредметный этюд .

(вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

44

1

Сценические  этюды.

1. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

2.Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

45

1

Сценические этюды  по текстам.

1.Учить сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

2. Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

3.Учить  произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

46

1

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами

1.Учить детей двигаться под музыку ритмично, в темпе и характере произведения.

2.Дать ребенку возможность творческой реализации и  раскрытия образов сказочных героев через пение, музыкальное движение.
 

47

1

Координация движений .

Имитация поведения животного. Этюд на наблюдательность.

1.Овладение знаниями и навыками сценической речи: добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

2.Привить навыки правильного дыхания, развивать резонаторы, снимать напряжение;

                           25ч.               Театральная игра

48

1

Этюд как основное средство воспитания актера.

1.Формировать понятие :Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский).

2.Учить  изображать  действием шум.

49-50

2

Работа над образом. Сказочные гримы.

51

1

Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды».

1.Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки.

2. Чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

52

1

Распределение ролей.

1.Распределить роли  с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). 2.Выразительное чтение сказки по ролям.

53-54

2

Репетиция отдельных эпизодов.(1-3)

1.Анализ  предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене.

2. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов

55-56

2

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок

1.Развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре, интереса к произведениям зарубежных авторов.

2. Овладение знаниями и навыками актерского искусства:

 добиваться свободы, раскрепощения в момент выступления перед аудиторией; формировать опыт пребывания на сцене;

57-58

2

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций

1.Развивать внимание, память, фантазию, чувство правды и веру;

знакомить с законами театрального искусства.

59

1

Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

1.Научить детей двигаться под музыку ритмично, в темпе и характере произведения;

60-61

2

Прогонная репетиция.

 1.Выявление тех мест, которые требуют доработки.

2. Развивать внимание, память, фантазию, чувство правды и веру;

3.Знакомить с законами театрального искусства.

62-63

2

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением

1.Вооружение детей выразительными средствами сценического искусства, позволяющими им свободно передавать свои мысли и чувства.

2. Добиваться свободы, раскрепощения в момент выступления перед аудиторией;

3.Формировать опыт пребывания на сцене;

64-65

2

№1.Премьера спектакля. «Экология и охрана окружающей среды» (показ родителям обучающихся)

№2. Премьера спектакля. Показ для обучающихся школы.

1.Показ спектакля родителям и уч-ся школы.

2. Свободно и естественно выполнять  на сцене простые физические действия.

3.Владение  комплексом артикуляционной гимнастики.

66

1

Анализ выступления.

1.Приобретение навыков правильного певческого дыхания и звукоизвлечения, а так же навык пения в ансамбле и соло;

2.Научить детей отбирать и использовать звуки для передачи образов и настроения,  участвовать в звуковом сопровождении стихов и сказок;

3.Пачать развивать навык выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов через музыкально-ритмическое движение, пластику

67

1

Показ  сценического  этюда «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных.

. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

1. Учить  действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

2.Учить  сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

3. Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

68

1

. Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок».

(Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.).

2.Учить  произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

3.Формировать  умение  произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

69

1

Распределение ролей с учетом пожелания   учащихся. Репетиция.

1.Обсуждение костюмов, декораций.

2.Изготовление масок зверей.

70

1

Отработка ролей. Репетиция.

1.Воспитывать гуманные чувства. 2.Формировать представления о честности, справедливости, доброте. 3.Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. 4.Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. 5.Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.

71

1

Генеральная репетиция

1.Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

72

1.

Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед учениками 1-4 классов.

1.Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.

2.Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.

3.Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.

Методическое обеспечение программы.

 

Разделы  программы 

Формы занятий 

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия) 

Дидактический материал 

Техническое оснащение занятий 

Формы 

подведения итогов 

Формируемые УУД

1 

Вводное занятие.

коллективная

объяснительно-иллюстративный;

информационно-сообщающий

памятка по ТБ

и культуре поведения

компьютер

Анкетирование «Что я знаю о театре»

   Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

2 

Культура и техника речи.

групповая;

парная

фронтальная

деловая игра;

сюжетно-ролевая;

тренинговые упражнения

Художественная лит-ра;

ИКТ (презентации по теме)

Мультимедийный проектор, компьютер,

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

   Овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

3

Ритмопластика.

 коллективная

индивидуальная

 создание ситуации успеха;

выполнение творческиз заданий

 ИКТ (видеозапись

«АБВГД кА»,

танцевальные упражнения,

классические танцы)

   Мультимедийный проектор, компьютер,

 создание сценических этюдов;

  Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

   

   Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

4

Театральная игра.

коллективная  

групповая

ситуация взаимопомощи;

поиск контактов и сотрудничества;

информирование орезультатах деятельности

видео и аудиозаписи

театральных постановок

Мультимедийный проектор, компьютер,

постановка спектаклей;

   Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

5

Этика и этикет.

коллективная

парная

свободный выбор заданий;

организация само- и взаимопроверки

памятки

справочники

ИКТ (презентации по теме)

Мультимедийный проектор, компьютер,

анкетирование;

выпуск газеты

«Слово  в театре..»

«Этикет в вопросах и ответах»

    Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Безымянная. О.Н., Школьный театр. -  М., 2001

1

Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005

1

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000

1

Михеева Л.Н., Изготовление реквизита в кукольном театре. Молодёжный    любительский    театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.                                                                                      

1

Понсов А.Д.,  Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999

1

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». № 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

1

Савенков А.И.,  Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

1

Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997

1

Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.,  2001.

1

2. Печатные пособия

карточки с игровыми упражнениями

20

плакаты

20

шаблоны для оформления

20

шаблоны для изготовления кукол

20

3. Технические средства обучения

Презентации:

История театра. Виды театра

1

Мир театральных профессий

1

Правила поведения в театре

1

Кукольный театр. Виды кукол

1

Артикуляционная гимнастика

1

Скороговорки

1

Декорации и оформление афиш

1

Миниатюра

1

Театр малых форм

1

Построение сценарного плана по системе Станиславского К.С.

1

4. Экранно-звуковые пособия

аудиокниги

1 комплект

видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей

1комплект

аудиозаписи звуков природы, крика птиц, животных и т.п.

4 комплекта

5. Игры и игрушки

куклы-марионетки

5

куклы-перчатки

5

6. Оборудование класса

мультимедиа аппаратура

1

компьютер

1

музыкальная аппаратура, микрофоны (комплект 4 шт.)

1

Рекомендуемая литература для учащихся

2 год обучения:

  1. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  2. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
  3. Г. Цыферов «Что у нас во дворе».
  4. М. Зощенко «Самое главное» (рассказы).
  5. Е. Чарушин «Никита и его друзья» (рассказы).
  6.  П. Бажов «Уральские сказы».
  7.  П. Ершов «Конек - Горбунок».
  8.  А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  9.  А. Милн «Винни Пух».
  10.  Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит».
  11.  А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
  12.  А. Экзюпери «Маленький принц».
  13.  Т. Янссон «Шляпа Волшебника и другие сказки».
  14.  В. Одоевский «Сказки»
  15.  Рассказы о животных: В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина
  16. «Всё наоброт» Весёлые стихи Д. Хармса, Б. Заходера, С. Маршака, В. Берестова..
  17. Литературные сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, братья Гримм)

3-4 год обучения:

1. Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан»
2. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
3. Стивенсон «Остров сокровищ»
4. М. Горький «Рассказы и сказки для детей»
5. «Мифы и легенды «Боги и герои Древнего Рима»
6. М. Пришвин «Кладовая солнца»
7. В.Губарев «Королевство кривых зеркал»
8. «Мифы и герои Древней Руси»
9. А. Чехов Рассказы: «Ванька», «Мальчики», «Каштанка Белолобый»,    «Лошадиная фамилия»
10. В. Бианки «Сказки»
11. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
12. А. Куприн «Белый пудель», «Слон»
13. Аверин «В погоне за ураганом»
14. Алексин «Веселые повести»
15. Короленко «Дети подземелья»
16. В. Гауф «Сказки»
17. Д. Купер «Последний из могикан»
18. Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
19. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
20. А.Гайдар «Тимур и его команда»
21. В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
22. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
23. С. Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями»
24. Р. Киплинг «Маугли»
26. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»
27. В. Скотт «Айвенго»
28. Ф. Бернетт «Маленький лорд Фонтлерой»

Рекомендуемая литература для педагогов

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  6. Безымянная. О.Н., Школьный театр. -  М., 2001
  7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  8. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.
  9. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
  10.  Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005
  11. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000
  12. Михеева Л.Н., Изготовление реквизита в кукольном театре. Молодёжный    любительский    театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
  13. Понсов А.Д.,  Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999.  
  14. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». № 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.  
  15. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
  16. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997.
  17. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
  18. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  19. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
  20. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  21. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
  22. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  23. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.
  24.      Флинг Х.   Куклы-марионетки. С-П., 2000.
  25.      Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.,  2001.
  26.      Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра.
  27.       «Школа творчества» - М.: ВЦХТ, 1998г.

  1.        Горбачёв И.А. «Театральные сезоны в школе». –М: 2003г.

  1.        Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. «Театрализованные игры в    школе». – М.: 2001 г.

  1.       «Игры, конкурсы, развлечения». – Волгоград.  2001 г.

  1.          Куликовская  Т.А.   «40 новых скороговорок». Практикум по улучшению       дикции. – М.: 2003 г.

  1.         Чурилова Э.Т. «Методика организации театральной деятельности  дошкольников и мл. школьников» -М.: 2001г.

   

  1.         В.М. Букатова, А.П. Ершова. «Хрестоматия игровых приёмов                         обучения»    -М.: 2002г.

  1.         Жук Л.И. «Музыкальные игры и конкурсы» Минск. «Красико- Принт».» 2008г.

  1.         Макарова Л.П. «Театрализованные праздники для детей»,    Воронеж. 2006г.

Примерный репертуарный перечень

  1. Берестов В.  «Сказка», «Дракон» и др. стихи.
  2. Заходер Б. «Кит и кот», «Бочонок-собачонок» и др. стихи.
  3.  Маршак С. «Кошкин дом», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.
  4. Михалков С. «А что у вас?», «Одна рифма».
  5. Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.
  6. Сеф Р. «Ключ от сказки» и др. стихи.
  7. Самойлов Д. «Жил-был слонёнок», «Слонёнок идет учиться».
  8. Синявский Б. «Веселая квампания» и др. стихи.
  9. Успенский Э. «Память» и др. стихи.
  10. Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог», «Кораблик».
  11. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» «Котауси и мауси», «Телефон»; др. стихи и загадки.
  12.  «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.
  13. «Приключения Буратино» – по мотивам сказки А.Н. Толстого.
  14. «Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.
  15. «Белоснежка и семь гномов» – по мотивам сказок братьев Гримм, А.С. Пушкина и У. Диснея

Методическая литература для детей.

1.Детская риторика в рисунках и стихах. (1-3 кл)  Т.А. Ладыженская. 1995 г. - М.:«Просвещение».

2.Как себя вести. А.А. Дорохов.(беседы о вежливости и правилах поведения). 1981г.

 - Минск. «Народная АСВЕТА)

3.Праздник в школе.( сценарии праздников, игры, конкурсы, речевой материал).

   Л.И. Жук., 2008г.,-ИООО «Красико-Принт»

4. «Карусель».Увлекательный досуг для детей (сказки, потешки, прибаутки, поговорки).

      Л.К.Багина. –М.: «Полиграф-Проект»

5.Хрестоматия по литературе 1-4 класс. Ч1, Ч2.Ростов-на-Дону. АО «КНИГА»1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной платной образовательной услуги Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем

Данная программа по дополнительной платной образовательной услуге  Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем необходима тем преподавателям в образовательных учре...

Программа дополнительной платной образовательной услуги "Школа будущего первоклассника"

Цель данной программы:Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качест...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»

Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...

Программы по платным образовательным услугам по русскому языку и математике "Подготовка к ВПР"

Программы по подготовке к ВПР в 4 классе по русскому языку и математике....

Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка

Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка...