Рабочие программы по платным образовательным услугам
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Иксанова Рашида Сафаровна

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Углубленное изучение предмета по математике»

 в 4 «А» классе

в 2016/2017 учебном  году.

Количество часов – 68  (в неделю –  2  ),

Учитель Иксанова Р.С.


Пояснительная записка.

Рабочая программа «Углубленное изучение предмета по математике» 

 составлена на основе нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа начального общего образования школы
  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

        Рабочая программа составлена на основе программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО.

        Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Место курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 45 мин.

Общая характеристика курса

        Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

        Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

        Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

        Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

        Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

        Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Цель: привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике.

 Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приёмов рассуждений;
  •  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  •  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Форма организации занятий.

Математические игры.

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Работа с конструкторами.

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия. «Математика и конструирование».

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Воспитание чувства справедливости, ответственности.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры

«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,  конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточны составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и

искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.

Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте

задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат

решения задачи. Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика 

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,

«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны,

уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по

площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный»

Конструктор ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др.

Универсальные учебные действия 

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Список литературы.

Материалы для учащихся:

Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: комплект рабочих тетрадей для 2-4 классов.– М.: Вентана-Граф

Рудницкая В. Н. Математика: дидактические материалы. В 2 ч.: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

А.О. Орг, Н.Г. Белицкая. Олимпиады по математике. – М.: Экзамен, 2014 г.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

уро-ка

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата кален.

Дата факт.

Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины.  (17 ч.)

1

1-2

Интеллектуальная разминка

2

сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

5.09

2

3-4

Числа-великаны

2

выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

7.09

3

5-6

Мир занимательных задач

2

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос;

12.09

4

7-8

Кто что увидит?

2

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

14.09

5

9-10

Римские цифры

2

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки;

19.09

6

1112

Числовые головоломки

2

применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

21.09

7

13-14

Секреты задач

2

выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

26.09

28.09

8

15-16

В царстве смекалки

2

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать раз-

ные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

3.10

5.10

9

17-18

Математический марафон

2

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

10.10

12.10

10

19-20

«Спичечный конструктор»

2

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки;

17.10

19.10

11

21-22

«Спичечный конструктор»

2

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки;

24.10

26.10

12

23-24

Выбери маршрут

2

анализировать правила игры, действовать в соответствии с задан-

ными правилами;

7.11

9.11

13

25-26

Интеллектуальная разминка

2

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем-

ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

14.11

16.11

14

27-28

Математические фокусы

2

применять изученные способы учебной работы и приёмы вычис-

лений для работы с числовыми головоломками;

21.11

23.11

15

29-30

Занимательное моделирование

2

моделировать объемные фигуры;

28.11

30.11

16

31-32

Занимательное моделирование

2

моделировать из проволоки;

5.12

7.12

17

33-34

Занимательное моделирование

2

создавать объёмные фигуры из развёрток.

12.12

14.12

Тема 2. Мир занимательных задач (11 ч.)

18

35

36

Математическая копилка

2

использовать газеты, детские журналы для составления сборника числового материала для составления задач;

19.12

21.12

19

37

38

Какие слова спрятаны в таблице?

2

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся

в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

26.12

28.12

20

39

40

«Математика — наш друг!»

2

объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

конструировать несложные задачи.

9.01

11.01

21

4142

Решай, отгадывай, считай.

2

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;

16.01

18.01

22

43

44

В царстве смекалки

2

анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать

из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

23.01

25.01

23

45

46

В царстве смекалки

2

воспроизводить способ решения задачи;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

30.01

1.02

24

47

48

Числовые головоломки

2

моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования

ситуации;

6.02

8.02

25

49

50

Мир занимательных задач

2

оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре-

зультат решения задачи;

13.02

15.02

26

5152

Мир занимательных задач

2

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять

условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

20.02

22.02

27

53

54

Математические фокусы

2

конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за-

дачи;

27.02

1.03

28

55

56

Блиц-турнир по решению задач

2

совершенствовать умение решения логических и нестандартных задач

6.03

8.03

Тема 3. Геометрическая мозаика (6 ч.)

29

57

58

Интеллектуальная разминка

2

ориентироваться на точку начала движения;

проводить линии по заданному маршруту;

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

13.03

15.03

30

59

60

Интеллектуальная разминка

2

анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол-

ков, спичек) в исходной конструкции;

составлять фигуры из частей, определять место заданной детали

в конструкции;

20.03

22.03

31

61

62

Математическая копилка

2

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де-

тали в соответствии с заданным контуром конструкции;

3.04

5.04

32

63

64

Геометрические фигуры вокруг нас

2

моделировать объёмные фигуры из различных материалов (прово-

лока, пластилин и др.) и из развёрток;

осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом

10.04

12.04

33

65

66

Математический лабиринт

2

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при

заданном условии;

анализировать предложенные возможные варианты верного ре-

шения;

17.04

19.04

34

67

68

Математический праздник

2

уметь обмениваться информацией в ходе свободного общения.

24.04

26.04



Предварительный просмотр:

Рабочая программа Углубленное изучение предмета

Русский язык

 в 4 «А» классе

в 2016/2017 учебном  году.

Количество часов – 68  (в неделю –  2  ),

Учитель Иксанова Р.С.

Пояснительная записка

        В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Программа включает элементы занимательности, она составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Программа реализуется через занятия «Углубленное изучение предмета», содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией А.В.Полякова.

Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи программы:

-обогащение словаря;

-развитие устной и письменной речи;

-совершенствование работы над содержательной стороной слова;

-активизация познавательных интересов;

-раскрытие творческих способностей;

-развитие образного и логического мышления;

-воспитание доброжелательности, толерантности.

        Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как сочинения, конкурсы, КВН, поиск информации в источниках по русскому языку, работа в парах и группах, викторины, различные игры и др.

        Место проведения занятий: учебный кабинет, школьная и городская библиотека.

        Рекомендуется проводить внеурочное занятие с 2-4 динамическими паузами, когда обучающиеся не сидят за партами, а перемещаются по классу, играют, инсценируют и т. д.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Ценностными ориентирами содержания данного курса

являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.

Описание места курса в учебном плане

        Программа рассчитана на учащихся 4-х классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.

Планируемые результаты, включающие формирование УУД.

Занятия формируют следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

– чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

– интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

Механизм оценки результатов

Способами определения результативности программы являются:

Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания.

В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.

 

Учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

- правила правописания слов с изученными орфограммами;

- признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);

- главные члены предложения;

- состав слова.

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- слова, словосочетания, предложения, текста;

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

- различать приставки и предлоги. писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;  - разбирать предложения по членам предложения;

- обозначать на письме интонацию перечисления;

- разбирать слова по составу;

- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

- писать правильно слова с удвоенными согласными;

-определять род, число имен существительных и имен прилагательных;

- определять число, время глаголов;

- писать НЕ с глаголами;

- работать со словарем;

- группировать и подбирать слова на определенные правила;

- различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;

- составлять рассказы по картинке;

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

Список литературы

« Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» А.М. Кондаков.

http://festival.1september.ru/

http://pedsovet.org/

http://www.numi.ru/

http://www.prosv.ru/

1. Т.Н. Соколова. Юным умникам и умницам: Школа развития речи / Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ, 2011.

2. Криволапова Н.А. учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин-т повыш. квалиф. и переподготовки работников образования, 2005.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1 / М.Ю. Демидова и др. ; под ред. Г.С. Ковалевой , О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)

6. Олимпиады по русскому языку. 4 класс. – М.: Экзамен, 2014г.


Содержание программы. 4 класс

Слова – противники (10 часов)

Антонимы.

Игры «Труд и лень», «Весёлый и грустный», «Ленивый и прилежный», «Узелки на память», «Напоминайкин просит слова», «И грустно и радостно», «Четверо друзей», «Берёза, тополь, липа», «Наоборот», «Кто прав?» и др.

Звучащее слово: Б.Тимофеев «Далеко мой стук слышится вокруг», «В.Орлов «Спор», П.Ребро «Кто прав?», «Г.Сапгир «Яблоко», Д.Родари «Тараторка», К.Ушинский «Ленивый и прилежный», Н.Найдёнова «Загадка», Н.Сладков «Чёрным по белому», С.Баруздин «Какое над нами небо?», Г.Поженян «Звёзды» и др.

Игра «Умники и умницы».

Почему их так называют? (10 часов)

Происхождение слов (Этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Заимствованные слова.

Игры: «В зоопарке», «Почему так птицу назвали?», «Что кроется в названии животного?», «Почему так рыбу зовут?», «Лёгкие вопросы», «Знаете ли вы?», «Почему так названы растения?», «Что за гриб?», «Какие это цветы?», «Какое насекомое?» и др.

Звучащее слово: Е.Ильин «Ежевика», «Поползень», Е.Трутнева «Подсолнух», Н.Сладков «Имена птиц», В.Берестов «Мать-и-мачеха», Г.Ганейзер «Что звери на лугу забыли?» и др.

Праздник слов.

Устаревшие слова (10 часов)

Архаизмы.

Игры: «Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?», «Почему так говорят?», «Кем он будет?», «Напоминайкин глаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова» и др.

Конкурс «Непонятные слова»

Новые слова (4 часа)

Неологизмы.

Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?», «Знаете ли вы?», «Узелок на память» и др.

Звучащее слово: Г.Сапгир «Ту» летит», «Завтра», «Мы забрались в этот шар», Г.Граубин «Шишкопад», Н.Егоров «От села до переката», И.Демьянов «За обедом», В.Голяховский «Листопад», Я.Аким «Космонавт», С.Сахарнов «Рам и Рум», М.Родина «Я был на Луне», «Товарищ» (по Жарикову), Б.Раевский «Пионеры» и др.

Праздник слов.

Слова – пришельцы (10 часов)

Заимствованные слова.

Игры: «Слова из Франции», «Слова из Турции», «Слова из Германии», «Слова-иностранцы», «Шесть и шесть», «Как вы понимаете?», «Почему так называют?» и др.

Звучащее слово: И.Орловска «Братья-месяцы», А.Угрюмов «О наших именах» и др.

Праздник «Пришли и прижились».

Крылатые слова и выражения (10 часов)

Фразеологические обороты.

Игры: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Прикуси язык», «Шиворот навыворот», «На всю ивановскую», «Три загадки», «Ноги в руки», «Где раки зимуют?», «Одним словом», «Напоминайкин выступает», «Дать и взять», «Кто больше?», «Знаете ли вы?» и др.

Звучащее слово: С.Баруздин «Жил-был гусак», М.Рыльский «Мухи белые летели», В.Викторов «За домом», Б.Заходер «Ноги в руки», «Н.Сладков «Три загадки», А.Ситковский «Всё лучшее», Ю.Коринец «Круглый год»,

Праздник крылатых выражений.

Грамотейка (10 часов)

Орфографическая зоркость.

Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», «Слова с парными согласными в корне слова», «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму», «Почему большая буква?» и др.

Конкурсно-игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство».

О словах (4 часа)

Что мы знаем о словах? Антонимы, синонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы…

Викторина «Что кроется в слове?».

Праздник слов.

Итоговое занятие.


Календарно – тематическое планирование. 4 класс (68 часа)

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

план

факт

1

06.09

Хорошо ли ты знаешь грамматику?

Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

1

2-3

08.09

13.09

Сокровища родного языка.

Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

2

4 – 5

15.09

20.09

Незаменимый мягкий знак.

2

6 -7

22.09

27.09

Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.

2

8-9

29.09

4.10

Хорошо ли ты знаешь алфавит?

Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).

2

10

06.10

Волшебник “Ударение”.

1

11-12

11.10

13.10

В стране одиноких согласных.

2

13

18.10

Дружим с грамматикой.

 (Безударные гласные, проверяемые ударением).

1

14-15

20.10

25.10

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

2

16

27.10

Антонимы. Игры «Угадай слово», «Ленивый и прилежный».

1

17

8.11

Игры «Закончи пословицу», «И грустно и радостно».

1

18

10.11

Игра «Умники и умницы»

1

19-20

15.11

17.11

Забытые слова.

2

21-22

22.11

24.11

О чём расскажут нам фамилии?

2

23-24

29.11

1.12

Конкурс «Непонятные слова».

2

25

06.12

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

08.12

13.12

Трудные слова.

2

28- 29

15.12

20.12

Анаграммы и метаграммы.

2

30- 31

22.12

27.12

Шарады и логогрифы.

2

32

10.01

Откуда пришли наши имена.

1

33-34

12.01

17.01

Занимательное слообразование.

2

35

19.01

Страницы истории родного языка.

Почему их так называют. (Происхождение слов.)

1

36

24.01

Кто в алфавите живёт? Самая «трудолюбивая» буква и самая «ленивая» буква русского алфавита.

1

37

26.01

Согласные звуки и буквы и их «секреты». Самая удивительная буква русской азбуки.

1

38

31.01

Фонетический портрет слова.

Заседание «Клуба знатоков фонетики».

1

39

2.02

Сколько слов в русском языке? Кто придумывает слова?

Как устроены слова?

1

40

07.02

Нескучный урок. Детское словотворчество.

1

41

09.02

Слова- родственники. Секреты дедушки Корня.

Самые трудные корни.

1

42

14.02

Корень и главное «правило» или «Не лезьте за словом в карман».

1

43

16.02

Приставки – труженицы.

Самые трудные приставки.

1

44

21.02

Суффиксы – работяги.

Сложение бывает не только в арифметике.

1

45

23.02

Строительные блоки для предложений.

1

46

28.02

Сколько главных членов в предложении?

1

47

1.03

Однородные члены предложения и их добросердечные отношения.

1

48

07.03

Серьёзный разговор о сложных предложениях.

1

49

09.03

Где обитают знаки препинания

1

50

14.03

Диалоги… Диалоги… Диалоги…

(Диалог солнца и дождя, ручки и тетрадки, сосны и пальмы и т. п.)

1

51

16.03

Иноязычные слова в русском языке.

1

52

21.03

Игры «Где пришелец?», «Откуда он?» и др

1

53

23.03

Праздник «Пришли и прижились»

1

54

4.04

Фразеологические обороты. Игра «Попались на удочку»

1

55

06.04

Игры «Ноги в руки!», «Одним словом» и др.

1

56

11.04

Праздник крылатых выражений.

1

57

13.04

Из истории письменности

1

58

18.04

Откуда книга пришла? Викторина «Поговорим о книге»

1

59

20.04

Игра «Пиши и произноси правильно»

1

60

25.04

Викторина «Грамотейка». Игра «Умнички»

1

61

27.04

Весёлая переменка. Игры со словами.

1

62

2.05

Нескучный урок. Описание животного (сказочного или реального

1

63

4.05

Пословица недаром молвится.

1

64

09.05

Из истории некоторых русских фамилий.

1

65

11.05

Нескучный урок. Составление мини-сочинений с использованием фразеологизмов, пословиц.

1

66

16.05

«Подумайте, как много значений у слова».

1

67

18.05

Нескучный урок. Словесные игры, речевые задания.

1

68

23.05

Привет, страна Олимпия!

1

Итого

68 ч.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Адрей\Desktop\Новое 3\раб программы- заменить\рабочие программы программа\2018-2019 программа 3 класс\физическая культура.jpg

Рабочая программа Углубленное изучение предмета

Русский язык

 во 2 «А» классе

в 2018/2019 учебном  году.

Количество часов – 68  (в неделю –  2ч  ),

Учитель Иксанова Р.С.

г. Нижневартовск

I  Пояснительная  записка

                   

     Программа углубленного изучения предмета русский язык  для  2 класса  предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходит на помощь занимательные уроки русского языка

       Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (68 учебных часов). Занятия проходят по два часа в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 8-9лет, 2 класс).

Цель:  развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности. Решение этой цели осуществляется   на уроке.        

 Курс «Занимательный русский язык» ставит следующие задачи:

- Воспитание любви к русскому языку;

- Развитие интереса к языку как учебному предмету;

            - Расширение и углубление программного материала;

- Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

      -Овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических   задач и продолжения образования;

- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

   - Овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

  - Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;  

      Организация  занимательных  уроков основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории  с практикой, индивидуального подхода. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. .

     Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане. Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на уроке следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи  учащихся, на воспитание у них чувства языка.  Уроки занимательного русского языка должны  убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.

                                                                 

Формы и методы работы

     Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

на развитие внимания и закрепления терминологии;

игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры;

интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума,  логика и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

сказочные сюжеты уроков;

сочинение своих сказок

II    Содержание   программы

 «Секреты русского языка» - 68ч.

  1. В мире фонетики – 20ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка. Фонетический разбор слова.

  1. Уроки речевого творчества – 4ч

«Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).

«Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).

  1. В мире орфографии – 30ч

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

сочетания чк-чн, чт, щн;

перенос слов;

правописание гласных и согласных в корне слова;

разделительные Ь и Ъ

  1. В мире словообразования – 7ч

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

  1. В мире слов, или что такое лексика? – 6ч

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

  1. Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч

Смотр знаний по русскому языку.

III Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные   качества: 

- положительное отношение   к   учению   (к   урокам   русского   языка);  

- появление   элементов   коммуникативного      и  социального      мотивов    изучения    русского    языка,   элементов   контроля   за   отдельными   сторонами   своей   речи(в частности, за правописанием)

Регулятивные УУД:

 –  понимать     и   принимать      учебную    задачу,   сохранять     её  (с помощью учителя);  – планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия     для  решения      конкретных     языковых      и  речевых    задач;

 – действовать     по   намеченному        плану,   по   инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя);

  – выполнять   учебные   действия   в   материализованной,   речевой форме;

 –  выполнять   действия   самоконтроля   при   письме   (по   ходу и после завершения).

Познавательные УУД:

 – находить   необходимую   информацию   в   материалах   учебника, в том числе в словарях, применять её для решения практических задач;

 – находить   в   предложенных   материалах   языковые   примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;

 – понимать     информацию,        представленную        в  освоенной схематичной   форме,   использовать   её   для   решения   практических задач;

 – понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

 – выполнять     действия     анализа,   сравнения,     группировки, конструирования по указанным основаниям; –    подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам.

 Коммуникативные УУД:

 –  участвовать   в   общей   беседе,   стараясь   соблюдать   правила общения;

 – высказывать       своё   мнение      по  обсуждаемым         вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других;

  – строить      небольшие   монологические          высказывания (в   том    числе   учебно-делового         характера)     с  ориентацией       на партнёра, с учётом конкретных речевых задач;

 – создавать     небольшие        письменные        тексты     освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения.


Календарно – тематическое   планирование  занятий  во  2 классе

«Занимательный русский язык»

(2ч. в неделю, 68 ч.)

п\п

Тема

Количество  часов

форма

дата

теория

практика

аудиторная

неаудиторная

планируемая

проведения

1-2

Что изучает фонетика?

2

+

3-5

Легко ли быть согласным звуком?

2

1

+

6-8

Мягки ли мягкие согласные?

1

2

+

9-11

Звук под «маской».

1

2

+

12-14

 Слоги. Перенос  слов.

1

2

+

15-17

Буквы в слове переставим – много новых слов составим.

3

+

18-20

Урок-игра: «Звуки  и  буквы»

3

+

21-24

Большая  буква

1

3

+

25-27

Предлоги

1

2

+

28-30

Писать ли, как слышится, или что такое орфография?

1

2

+

31-34

Ударение в слове

1

3

+

35-36

Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.

1

1

+

37-39

Проверяемые  безударные  гласные

1

2

+

40-43

Правописание  согласных

2

2

+

44-47

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

1

3

+

48-49

Про чк, чн, чт, нч, рщ…

1

1

+

50-53

Ъ и Ь – помощники в словах

1

3

+

54-56

В мире словообразования. Состав слова.

1

2

+

57-60

Корень- родоначальник, или что такое словообразование?

1

3

+

61-62

Сложные  слова

1

1

+

63

К тайнам слова. Синонимы.

1

+

64

К тайнам слова. Антонимы

1

+

65

Части  речи

1

+

66-68

Игры в слова и со словами.

3

+

+


V Ресурсное обеспечение.

  1. Информационно- методические ресурсы.

   Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.

  1. Организационные ресурсы.

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

  1. Наглядность.

             В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари

VI Список   литературы

Семенова Е. Е.  Занимательная грамматика. М., Омега,1996г.

Н. М. Бетенькова.  Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. М., «Просвещение» 1995г.

Э. А. Вартаньян.  Крылатые  слова. М.,Астрель. АСТ. 2001 г.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981

Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987

Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка платных образовательных услуг

Программа творческого театрального объединения "Сказка" для обучающихся начальной школы....

Программа дополнительной платной образовательной услуги Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем

Данная программа по дополнительной платной образовательной услуге  Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем необходима тем преподавателям в образовательных учре...

Программа дополнительной платной образовательной услуги "Школа будущего первоклассника"

Цель данной программы:Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качест...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»

Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...

Программы по платным образовательным услугам по русскому языку и математике "Подготовка к ВПР"

Программы по подготовке к ВПР в 4 классе по русскому языку и математике....

Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка

Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка...

Рабочая программа по платным образовательным образовательным услугам по углубленному изучению математике

Рабочая программа по платным образовательным образовательным услугам по углубленному изучению математике...