"Колокольные звоны"
план-конспект занятия по орксэ (1, 2 класс) на тему

Пяткова Надежда Ивановна

Внеурочное занятие по основам православной культуры для учащихся 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnye_zvony.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Колокольные звоны»

Цель: познакомить учащихся с видами колокольного звона.

Планируемый результат УУД:

Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию, обозначающую звучание колокольных звонов.

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге ; уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

1. Организационный момент

2. Создание проблемной ситуации

-Как вы думаете, почему куклу-неваляшку так называют?

--Почему цветок называют колокольчиком?

3. Преодоление проблемной ситуации

-У меня в руках колокольчик. Давайте попробуем рассказать о нем все, что нам известно.

-Прочитайте слова:

колокольчик, колокол, Царь-колокол

-Чем похожи эти слова?

-Итак, мы выяснили, что колокольчик и колокол похожи по форме. Но чем они отличаются?

-Для чего нужен колокольчик?

-А для чего нужен колокол?

-Какие слова можно образовать с корнем "колокол"?

-Что такое "колокольня"?

Чтение слов:

колокол, Царь-колокол, благовест, трезвон, набат

-Как эти слова связаны между собой?

-Как образовалось слово "благовест"?

-Подберите синоним к слову "благая" (хорошая, добрая)

-Значит, "благовест" говорит нам о доброй вести. Это добрая весть о начале богослужения.

-Что вы представляете, слыша слово "трезвон"?

-Трезвон сообщает нам о какой-то радости. А какое по характеру слово "набат"?

-Итак, мы выяснили, что у колоколов тоже есть свой язык.

4. Воссоздание проблемной ситуации.

-Прочитаем, что о колокольных звонах говорится в тексте.

Был на руси народный герой Егорий Храбрый. Совершал он воинские подвиги, ехал на Русскую землю и мечтал увидеть там «свету белого и солнца красного» и, конечно, услышать звону «колокольного».

Колокольный звон звал людей на церковную службу, а тех, кто в данное время не смог быть в храме, он призывал к внутренней молитве.

Первым запахам весенним радуясь,

Выйди в день, исполненный чудес,

Слушай над Россией синий благовест

В колокольном куполе небес.

-В этом отрывке есть слово «благовест». Что это такое?

Благовест – это один из названий колокольного звона. Так называются мерные удары в один большой колокол. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. А колокол называется благовестником! (прослушивание колокольного звона)

-Кроме благовеста есть и другие названия колокольных звонов: трезвон, перезвон, набат. Как вы думаете, почему они так называются?

(прослушивание разных колокольных звонов и определение их)

-Кто скажет,  где находится самый большой колокол в мире? Как он называется? Сколько раз он звонил? ( в Москве, Царь-колокол, не звонил ни разу)

-Сравните слова: колокол, Царь-колокол

-Что общего? А различие?

-В чем назначение колокола? Где располагаются колокола? Почему? (что был слышен звон далеко)

Исследуем на примере колокольчика. Дети берут в руки колокольчик, звенят.

-Поставим колокольчики на стол. Какой звук? Чем же отличается Царь-колокол от других колоколов?

Чтение стихотворения Сергея Есенина подготовленным учеником.

Колокол дремавший

 разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

 сонная земля.

Понеслись удары к

 синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Бледная луна.

Звонко побежала

Резвая волна.

-Подберите слова действия из стихотворения:

Колокол…

Земля….

Луна….

Волна…

-Прочитайте словосочетания. Что же произошло, когда прозвучал колокол?

5. Итог. Рефлексия.

-Прочитайте слова:

Благовест, трезвон, набат

-Каким словосочетанием можно объединить эти слова? (колокольный звон)

-Подберите слова-признаки к этим словам:

Благовест (какой?)…

Трезвон (какой?)…

Набат (какой?)…

Дома можно предложить нарисовать колокола. Найти произведения русских писателей о колокольном звоне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий колокольный звон

Презентация  "Великий колокольный звон" к уроку музыки для 2 класса  по программе Е. Д. Критской....

Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»

Интегрированный урок с элементами исследовательской работы.Ведущим на уроке является проблемно-поисковый метод.Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. На уро...

Открытый урок "Колокольные звоны России"

Цель урока:  показать значение колокольного звона в жизни русского народа. Задачи:Образовательные: показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, познакомить с...

Интегрированное занятие кружка "Колокола,колокольный звон и житие Серафима Саровского"

Занятие  будет посвящен очень хорошему  человеку – преподобному  Серафиму Саровскому   и замечательному явлению- колокольному звону и его значению в жизни русского человека....

Урок музыки в 4 классе « Колокольные звоны».

Организовать  деятельность  по  изучению  русской  национальной    традиции  колокольных звонов.  Выявить особенности,  отличия.  Убедиться,...

Урок музыки в 4 классе «КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ РОССИИ».

Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов, творчеством русского композитора С.В. Рахманинова.Задачи: Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомит...

Конспект урока 2 класса по ОПК "Колокольный звон"

Урок  ОПК составлен по учебнику С.Т. Погорелова....