"Игры на развитие взаимопонимания, сотрудничества"
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Пяткова Надежда Ивановна
Представлены игры, которые помогут детям научиться сотрудничать, помогать друг другу, понимать. Направлены на развитие коммуникативных УУД. Использовать можно как на уроках, так и внеурочное время - классные часы, внеклассные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_vzaimoponimaniya_sotrudnichestva.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и задания,

которые помогают развивать воображение, чувство взаимопомощи, внимание и умение сотрудничать

Игра «Мост»

   На полу из листов бумаги делается дорога, «мост». Учитель рассказывает детям историю о том, как встретились на мосту упрямые козочки и не смогли разойтись. Два ребенка, а потом две группы детей должны одновременно перейти «мост» так, чтобы никто не упал с моста. Дети должны помогать друг другу, меняться местами на мосту, пропуская друг друга.

   Примечание: игра развивает ощущение взаимопомощи, учит детей помогать друг другу в трудных ситуациях.

Жажда

   К рукам детей привязывают палочки так, чтобы дети не могли согнуть руки в локтях. Затем дети представляют, что они идут по жаркой пустыне и очень, очень хотят пить. И вдруг они натыкаются на воду (вода в чашках). Дети должны найти способ, как ее выпить, ведь руки их не гнуться.

   Дети должны заметить, что только помогая друг другу, заботясь друг о друге, можно напиться, и не пролить воду на себя.

   Примечание: игра учит внимательно относиться не только к своим нуждам, но и потребностям окружающих людей.

Поделимся с другими

   Учитель приносит несколько яблок или др. (их должно быть меньше, чем детей). Затем он просит разделить принесенные фрукты, конфеты. Как поделят дети?

Примечание: игра учит внимательному отношению к окружающим, умению и желанию поделиться с другими тем, что у тебя есть.

Волшебный стул

   Перед началом игры надо рассказать детям, что в классе есть волшебный стул. Тот, кто садится на него, теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое.

   Все дети становятся в круг. Внутри круга, но не в центре, а у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

   Когда песенка заканчивается, тот, кто оказался ближе всего к стулу, садится на него.

   Каждый ребенок по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле ребенке что-нибудь хорошее, доброе.

   После того, как дети расскажут все хорошее про ребенка, игра возобновляется.

   Эту игру можно повторить несколько раз и продолжить в другое время. Главное, педагогу надо постараться, чтобы каждый ребенок посидел на волшебном стульчике.

Цветок качеств

   Предложить детям нарисовать цветок самых важных качеств человека. Дети рисуют ромашку, а количество лепестков будет зависеть от количества качеств. Лепестки надо раскрасить.

   После того, как дети нарисуют свои цветы, интересно будет сравнить цветовые соответствия между качествами и цветами у разных детей. Надо обязательно определить качества, которые большинством детей считаются самыми необходимыми для жизни.

Знаю ли я себя

   Записать имена и фамилии каждого ученика на листочках и свернуть. Сложить их в коробку и пройти по классу, предлагая каждому ребенку вытянуть один свернутый листок. Прочитав, ребенок не должен никому не говорить имя, написанное на листке.

   Если кто-то вытянул свое имя, он может вытянуть другую бумажку.

   Теперь каждый ребенок должен составить краткое описание того, чье имя написано на листке он вынул. Нужно описать внешность, привычки, характер, способности, вкусы.

   Педагог собирает описание, а затем просит описать самого себя. Когда работа будет выполнена, им раздаются листочки с их словесными портретами.

Далее – сравнение двух описаний.

- Какие чувства возникли у вас при выполнении этого задания?

- Может ли это задание помочь избавиться от какого-то недостатка или увидеть в себе и других достоинства, которых раньше не замечали?

Отгадай, кто такой

Подготовить карточки на всех детей. Написать имя того

*кто никогда не опаздывает

*кто никогда не кричит

*кто всегда очень вежлив с другим

*у кого самый красивый голос

*у кого голубые глаза

*кто самый веселый и шутливый

*кто самый серьезный

*кто самый честный

*кто самый добрый

*кто самый справедливый

*кто самый умный

По окончании работы собрать карточки и на следующем занятии рассказывает о результатах.

Что я умею и не умею

   Раздать детям листочки, разделенные на 4 колонки.

1 – «лучше всего я умею»

2 – «я не очень хорошо умею»

3 – «больше всего я хочу научиться»

4 – «вот что мне для этого нужно»

Обсудить результаты рекомендуется индивидуально с каждым.

Игра «Магазин»

Цель: изучить уровень нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном обществе.

Ход проведения. Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде “купли-продажи”. Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по 5 человек в одной группе). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость т.д.), которых по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

После проведенной “купли-продажи” мы вместе с учащимися подводим итоги осуществленной сделки. Мы обсуждаем, что нужно сделать для того, чтобы “приобретённые”, “купленные положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива”.

Затем в течение всего учебного года мы ведем наблюдение за детьми, организуем совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулируем работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своем характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё сохранились у учащихся класса.

Игра «Тайный друг»

Записать имя и фамилию каждого ребенка на отдельных листочках. Сверните их, сложите в коробку и предложите вытянуть один листочек. Прочитав его, ребенок не должен никому говорить имя, написанное на листике. Тот ребенок, чье имя они вытянули, становится отныне их «Тайным другом». В течение трех дней все должны, не выдавая себя, проявлять как можно больше внимания к «тайным друзьям», чтобы те почувствовали себя самыми нужными людьми на свете. Каждый день нужно делать хотя бы один приятный сюрприз своему другу.

   По прошествии трех дней дети могут попробовать угадать, кто был их тайным другом. На следующем занятии можно спросить, что для них было самым главным и самым сложным в этом задании.

«Где находится матрешка?»

            Цель - является расширение образных представлений детей.

Матрешка представляет собой свернутый вариант строения мира. В процессе игры надо представить, что матрешка находится на столе в классе, класс находится в школе, школа на улице, улица в городе, город в стране, страна на материке, материк на планете Земля, планета Земля находится в Солнечной системе, Солнечная система в Галактике, Галактика во Вселенной: «Матрешка находится на столе, в классе, в школе…, на улице…»

Заблестели глаза – поняли, чего хочет учитель, и включаются в игру: «В городе…, В России… В Европе… На материке Евразия… В восточном полушарии…» (Охватывает восторг от того, что разнообразные знания, имеющиеся у детей, нужны;  всем становится радостно от этого).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития группового сотрудничества

Игры, направленные на развитие группового сотрудничества....

Становление и развитие учебного сотрудничества в начальной школе,

Что такое учебное сотрудничество? Формы учебного сотрудничества. Групповые и парные формы учебного взаимодействия....

Образовательный проект «Развитие учебного сотрудничества посредством экскурсий на уроках окружающего мира»

Актуальность работы связана с недостаточной разработанностью вопроса о развитии учебного сотрудничества первоклассников посредством экскурсий по окружающему миру....

Мастер- класс для педагогов «Методы и приёмы работы по развитию навыков сотрудничества в начальной школе».

В рамках педсовета, в целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по  развитию навыков сотрудничества нами был проведен мастер-класс для педагогов: «Методы и приёмы раб...

Развитие навыков сотрудничества в начальной школе

Развитие навыков сотрудничестваВ современном обществе навыки сотрудничества крайне важны. Однако на все могут четко сформулировать, что же относится к навыкам сотрудничества.  Сотрудничество подр...

Тренинг для начальных классов "Развитие взаимопонимания в группе"

Тренинг, направленный на развитие взаимопонимания в группе, подойдёт для 1-4 классов.Цель:•1) Научить участников раскрепощаться в общении друг с другом;•2) Показать каждому участнику важност...