Образовательный проект «Развитие учебного сотрудничества посредством экскурсий на уроках окружающего мира»
проект по окружающему миру (1 класс) на тему

Степанович Екатерина Викторовна

Актуальность работы связана с недостаточной разработанностью вопроса о развитии учебного сотрудничества первоклассников посредством экскурсий по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_prilozheniya_k_proektu.docx55.65 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Экспериментальная работа по развитию учебного сотрудничества у первоклассников посредством экскурсии по окружающему миру

В целях выявления у обучающихся 1 класса уровня сформированности учебного сотрудничества на базе школы №76 г. Котласа  был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали 26 человек.

Диагностика сформированности учебного сотрудничества у первоклассников

Цель: выявить уровень сформированности учебного развития у первоклассников

Задачи исследования:

1)        Подобрать и провести диагностики сформированности учебного сотрудничества у первоклассников.

2)        Определить уровни сформированности учебного сотрудничества у первоклассников на начало и конец учебного года;

3)        Провести диагностическую работу;

4)        Осуществить количественный и качественный анализ полученных результатов.

Для выявления исходного уровня сформированности по согласованию умений в процессе организации и осуществления сотрудничества мы использовали две методики: 1)«Дорога к дому» (Г.А. Цукерман) - коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности 2)«Рукавички» (Г.А.Цукерман)- коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию);

Сначала нами была проведена диагностика коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации). Для этого мы использовали задание «Дорога к дому» Г.А.Цукерман. Задание выполнялось парами. Особое внимание обращалось на продуктивность совместной деятельности (сходство с изначальным рисунком), способность строить понятные для партнера высказывания, умение задавать вопросы, способы взаимного контроля, эмоциональное отношение к совместной деятельности (позитивное, нейтральное, негативное).

На начало учебного года диагностика «Дорога к дому» показала, что сформированность  коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания у 13% учащихся класса – высокого уровня, у 39% - среднего, а у 48% - низкого уровня (рис.1). Большая часть класса (48%) имеет низкий уровень сформированности и 39% -средний уровень - это означает, что большая часть первоклассников еще не умеет правильно строить понятные для партнера высказывания. У 48 % - низкий уровень – такие дети, требуют дополнительного внимания со стороны учителя. На конец учебного года результаты диагностики значительно улучшились.

       

Рисунок 1. Уровни сформированности коммуникативно-речевых действий у первоклассников на начало и конец  учебного года.

Далее нами была проведена диагностика по сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества (кооперацию). Для этого мы использовали задание «Рукавички» Г.А.Цукерман. Работа проводилась в парах. Детям были предложены рукавички по одному изображению каждому и попросили украсить их так, чтобы они составили пару, то есть были одинаковыми. Во время этого задания обращали особое внимание на продуктивность совместной деятельности (сходство узоров), умение детей договариваться (убеждать, аргументировать, приходить к общему решению), взаимный контроль (замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла), взаимопомощь, эмоциональное отношение к совместной деятельности.

        На начало учебного года диагностика «Рукавички» показала, что сформированность коммуникативных универсальных учебных действий у 18% учащихся класса – высокого уровня, у 42% - среднего, а у 40 % - низкого уровня (рис.2). На конец учебного года - результаты так же значительно улучшились.

                

Рисунок 2. Уровни сформированности коммуникативных учебных действий у первоклассников на начало и конец учебного года.

Результаты диагностики методики «Рукавички» показали, что на начало учебного года большая часть класса не умеет договариваться с партнером для принятия общего решения, дети не могут выполнять взаимный контроль по ходу выполнения работы и не осуществляли взаимопомощь партнеру. Однако, к концу учебного года результаты изменились.

Приложение 2

Рекомендации для педагогов по развитию учебного сотрудничества первоклассников посредством экскурсии по окружающему миру

На основе психолого-педагогической литературы нами разработаны рекомендации по формированию у первоклассников навыков учебного сотрудничества.

Проведенный анализ учебных программ убеждает в актуальности данного исследования, доказывает необходимость создания новых методик по использованию экскурсий в развитии учебного сотрудничества первоклассников.

Нами были разработаны фрагменты экскурсий по окружающему миру, в которых первоклассники учатся сотрудничать друг с другом.

  1. При формировании групп учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:
  •  На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
  • Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
  • Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
  • При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.
  • Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.
  • При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.

  1. Перед проведением экскурсии учитель сообщает ученикам правила работы в группе:

Памятка для детей «Как работать в группе»

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.
  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать другой вариант.
  6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от командира группы.
  7. Командиром выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
  8. Выступать от имени группы почетно. Это делает подготовленный всей группой ее представитель

  1. В процессе подготовки на экскурсию учитель предлагает ученикам придумать название своей команды, эмблему, и, возможно, девиз.

Дети настраиваются на работу, учатся договариваться уже на подготовительном этапе. Начиная с такой работы, у учеников появляется позитивный настрой на предстоящую экскурсию.

1. Тема: «Мы – школьники»

При проведении экскурсии по школе группам выдаются карточки с заданием. Задания могут быть сформулированы следующим образом: «Ситуация. Ваш вариант решения».

Могут быть предложены следующие ситуации, с которыми первоклассники столкнутся в школе:

  • Тебе необходимо взять книгу в библиотеке. Как ты будешь вести себя в библиотеке? Как будешь общаться? Инсценируй ситуацию с участниками группы.
  • Ты опоздал на урок. Как ты войдешь в класс? Инсценируй ситуацию с участниками группы.
  • Тебе нужно купить булочку в школьной столовой. Как ты это сделаешь? Инсценируй ситуацию с участниками группы.

Выполняя данные задания, первоклассники учатся договариваться друг с другом, работать сообща.

  1. «Сентябрь – первый месяц осени»

На данной экскурсии предусматривается задание «Наблюдению за птицами».

Группам предлагаются карточки-определители, в которых изображены птицы и их отличительные особенности и предлагается задание: « Найдите данную птицу, понаблюдайте за ней, опишите ее особенности, которые вы заметили».

В ходе данной работы, первоклассники учатся распределять обязанности внутри группы, обобщать увиденное, договариваться.

  1. «Что это за листья?»

Задание: Выдать группам учеников картинки с изображением листьев и деревьев, которые они смогут пронаблюдать на экскурсии. Ученикам необходимо найти данное дерево и соотнести его с листком данного дерева.

        При выполнении данного задания первоклассники активно сотрудничают друг с другом, продумывают ход действий, учатся общаться в группе.

  1. Экскурсия на пришкольном участке

Данная экскурсия может проводиться в любое время года. Ученикам предлагается задание на тему «Наблюдения за погодой».  Раздать группам карточки с вопросами:

  • Какое время года?
  • Какая температура сегодня?
  • Есть ли осадки? (если да, то какие?)
  • Какое небо?
  • Что стало с деревьями?
  • Какие еще изменения произошли с природой в отличие от предыдущего времени года?
  • Что стало с растительным и животным миром?

На данные вопросы дети ищут ответ в ходе экскурсии с помощью метода наблюдения, а также работая с измерительными приборами.

В процессе работы на экскурсии первоклассники активно взаимодействуют в группе, учатся распределять обязанности, договариваться, анализировать и обобщать увиденное.

Рекомендации для учителей по организации совместной учебной работы самих детей:

  • Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
  • Учащихся заранее предупреждают о предстоящей экскурсии. Дежурный пишет объявление о предстоящей экскурсии, где указывается место проведения, время сбора и что нужно взять с собой.
  • В день экскурсии во вводной беседе учитель сообщает цель и план экскурсии, знакомит с необходимыми правилами соблюдения техники безопасности, напоминает о поведении в общественном месте. 
  • Каждая группа получает свой отличительный знак (нарукавная повязка, картонный значок).
  • Каждая группа получает записанное на листочках задание. 
  • Предложить обучающимся в качестве домашнего задания: познакомиться с дополнительной литературой по изученной теме; написать мини – сочинение по материалу экскурсии, в свободной, творческой форме, с зарисовками 
  • По окончании экскурсии предложить детям оформить фотоальбом, плакаты, выставку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов.

Важнейшей задачей образования является формирование метапредметных и предметных способов действий, формирующих умение учиться. Учебно - лабораторное оборудование поможет достижению этой цели....

Использование учебно -лабораторного оборудования на уроках окружающего мира

Использование учебно - лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов  в системе "Школа России"...

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными резул...

статья "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов."

Современный ученик сегодня должен овладеть  не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 2 класс. Тема: "Чистота - залог здоровья"

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом учебника; дать определение понятиям "чистота" и "гигиена", познакомить с правилами гигиены; дать первоначальные представления о микроба...

Экскурсия на уроке Окружающего мира

Экскурсия на уроке Окружающего мира в 1 классе...

Образовательный проект "Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира как средство повышения мотивационных интересов к предмету"

Образовательный проект "Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира как средство повышения мотивационных интересов к предмету"...