статья "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов."
статья на тему

Пивоварова Наталья Васильевна

Современный ученик сегодня должен овладеть  не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых образовательных Стандартах. Чтобы подготовить такого ученика,  необходима новая  образовательная среда,  которая позволит обеспечить решение этих задач. Целью  формирования современной информационно-образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и  повышение качества образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pivovarova.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения  метапредметных результатов.

Пивоварова Н.В.

учитель начальных классов

Современный ученик сегодня должен овладеть  не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых образовательных Стандартах. Чтобы подготовить такого ученика,  необходима новая  образовательная среда,  которая позволит обеспечить решение этих задач. Целью  формирования современной информационно-образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и  повышение качества образования. 

Я  работаю по новым образовательным Стандартам четвёртый год, и в первое время было  нелегко наладить  информационно-образовательную среду, особенно на уроках окружающего мира. Ведь именно уроки окружающего мира  способствуют формированию целостной картины мира и осознанию роли человека в нём. Учащийся познаёт мир в процессе осуществления разных видов деятельности, в том числе практической.

Стандарт рекомендует освоить младшим школьникам следующие способы изучения природы и общества для решения учебных задач: наблюдение,  измерение, проведение опытов, сравнений при работе в классе с учебными пособиями и в открытом информационном пространстве. В первое время все возможные опыты и творческие  работы мы вместе с ребятами проводили, используя методы визуального наблюдения для обработки и презентации – школьные ноутбуки, проектор для вывода общего результата работы на экран.  Такие уроки  всегда проходили в игровой форме, в виде тестирование, обмена информацией, демонстрации работ учащихся. Кроме этого, на уроках исследования использовали  и обычные микроскопы.  Конечно, результат такой работы было тяжело отследить,  зато учащиеся самостоятельно старались получить знания.  

В 2012году наша школа была обеспеченна новым современным   учебно-лабораторным  оборудованием. С таким новшеством  появилось больше возможности для организации  самостоятельной деятельности учащихся и группой работы. Приведу примеры систематического  использования  микроскопа как одного из видов учебно-лабораторного оборудования  на уроках окружающего мира с целью достижения метапредметных результатов.

Работать с цифровым микроскопом мы начали еще во втором классе.  Первым опытом стало проведение на уроках окружающего мира циклов практических работ «Три состояния воды», «Свойства воды». Учебной задачей перед ребятами стояла определение  существующих состояний  воды в природе. Через цикл работ, в том числе и с микроскопом ребятам удалось определить, что одним из свойств воды является текучесть. Кроме этого, одна из подгрупп сделала вывод, что один экземпляр воды более  чище, чем другой. Поэтому, мы совместно с ребятами при помощи микроскопа это подтвердили и полученный результат зафиксировали в виде фотографий. В дальнейшем при изучении темы «Фильтрование  воды» мы уже опирались на ранее полученные данные. И это лишь часть работ.  В  третьем классе с помощью микроскопа одним из видов работ стало исследование почвы, ее состава.  Так как определенные умения работы с микроскопом уже были сформированы  ранее, ребята более самостоятельно проводили опыты:  определяли цвет, состав и фиксировали полученные данные в лист исследования. Моей задачей на данном этапе стали не только контроль за выполнением, но и  подведение к выводу, оформление полученных данных в письменном виде. Такая деятельность на уроке очень интересна ребятам. Они с удовольствием выполняют, исследуют и в дальнейшем сами предлагают  новый вид исследования.

Например, изучая  тему  по технологии «Тряпичный домик. Коллаж», младшие школьники  на первом уроке рассматривают под микроскопом разные виды тканей, определяют их состав, делают выводы. А на следующий урок для выполнения коллажа выбирают такие ткани, которые будут  более  удобны для качественно и красиво выполненной работы.

Таким образом,  микроскоп на уроке позволят  изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера,  даёт возможность сохранить изображение, проанализировать состояние объекта во времени.  

Большим помощником в своей работе, я считаю, Модульную систему экспериментов  PROlog, которая  позволяет проводить эксперименты со следующими модулями: температура, звук, освещённость, атмосферное давление, относительная влажность. Следуя предложенной инструкции, учащиеся смогут самостоятельно провести эксперимент, сделать выводы, оценить свою работу, поставить перед собой новые вопросы для более углубленного изучения темы.

Фрагмент урока в 4 классе. Раздел: «Человек – живое существо». Тема: «Слух. Гигиена слуха» Учебная задача.  Ухо воспринимает  звуки постоянно. Врачи предупреждают, что если звук слишком громкий, то здоровье человека резко ухудшается. Что необходимо знать людям, чтобы сохранить своё здоровье? Используя модульную систему экспериментов PROLog, учащиеся  измеряют громкость звука в разных местах,  фиксируют полученный результат в виде графика или таблицы. Вопросы и задания данные в инструкции помогут сделать вывод, значимый для каждого: если постоянно шуметь, то здоровье может пошатнуться.   Возникают новые вопросы: какой силы должен быть звук, можно ли слушать музыку через наушники, как это отразится на здоровье? Это темы дальнейшего изучения.

Сформировать навык самоконтроля помогут вопросы:что ты узнал нового? Что ты научился делать? Оцени степень своего участия в работе в паре или группе: 5  4  3  2  1 (5 – это наивысшая оценка).

При изучении обществоведческого материала я использую  и другие  виды оборудования: документ-камеру, интерактивную доску, компьютеры.  Применяю демонстрацию уже выполненных работ или пошаговое ее выполнение с применением документ-камеры. Документ-камеру я также использую на уроках изобразительного искусства, окружающего мира и на уроках русского языка, где в реальном времени проходит разбор слова или проводиться минутка чистописания, представление новых работ или проверка выполнения на предмет сходства с эталоном/образцом.

Увлеченность детей и желание работать в таких условиях, вдохновляет и меня на новые эксперименты. Используя современное учебно-лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, мой урок становится более ярким,  насыщенным, интересным, разнообразным. У меня, как учителя, появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности на уроке. В целом,  работа с учебно-лабораторным оборудованием,  позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.

  Сравнивая  моих учеников в первом классе  и сегодня, я могу  наблюдать повышение интеллектуального потенциала учащихся. В классе увеличился процент участвующих в различных предметных, творческих конкурсах и получающих высокие результаты. И это во многом благодаря тому, что учебно-лабораторное оборудование используется мною в системе!

Список литературы:

1. Планируемые результаты начального общего образования. – М., Просвещение, 2011.

2. Примерные программы начального общего образования.– М.: «Просвещение», 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4. Гусева А.И. Методика педагогических осознанного применения ИКТ в

  учебном процессе. Учебное пособие - М. 2010

5. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных

технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2

2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов.

Важнейшей задачей образования является формирование метапредметных и предметных способов действий, формирующих умение учиться. Учебно - лабораторное оборудование поможет достижению этой цели....

Использование учебно -лабораторного оборудования на уроках окружающего мира

Использование учебно - лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов  в системе "Школа России"...

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными резул...

Урок окружающего мира с использованием учебно-лабораторного оборудования.

Знакомство с цифровым микроскопом. Рассматривание и фотографирование клетки....

Урок окружающего мира с учебно-лабораторным оборудованием по теме "Измерение температуры"

Цель: раскрытие понятия "температура тела", "температура воды." Знакомство с водным  термометром, его устройством и назначением. Освоить проведение экспериментов в подключённом режиме и фиксирова...