Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) по теме

 

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий -  познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных   результатов.

Из опыта работы

учителя начальных классов

Костериной Елены Геннадьевны

2013 год

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне,
- я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда.                                                                      Древняя мудрость

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий -  познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Современный человек сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности.

Для того, чтобы подготовить такого человека необходима другая образовательная среда,  которая позволит обеспечить

Ученику:

- повышение мотивации обучения и его качества;

- расширенные ресурсы для обучения;

- компетентность в области информационных, компьютерных и цифровых технологий;

- доступность профильного и дополнительного образования;

- ресурсы и навыки самообразования.

Учителю:

- возможность освоения нового оборудования и его эффективного применения в УВП;

-  возможность освоения и  внедрения в учебный процесс цифровых технологий;

-  трансформацию обучения для повышения активности и самостоятельности учеников.

        Целью  формирования современной информационно – образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и  повышение качества образования.  

               

.

ФГОС – это совокупность требований, необходимых для реализации данной образовательной программы.

Стандарт включает требования:

 к результатам освоения основной образовательной программы начального  общего образования;

 к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

 к условиям реализации основной образовательной программы,

 к  достижению планируемых результатов .

Образовательное учреждение должно создать такие условия, которые обеспечат возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, и в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

возможность организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

возможность формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (индивидуальной траектории развития).

И, чтобы эти условия были созданы, мы будем использовать новое современное оборудование, которое поступило в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Автоматизированное рабочее место учителя представляет собой совокупность программно-аппаратных средств.

Ноутбук.

Ядром АРМ учителя является ноутбук. Он обеспечивает взаимодействие всех составляющих автоматизированного рабочего места педагога и ученика; предназначен для поиска, обработки, хранения и визуализации информации, результатов образовательной деятельности обучающихся, сбор банка данных, формирование портфолио, организация дистанционного обучения.

При работе с модульной системой экспериментов в ноутбуке во время проведения эксперимента идёт сбор и обработка данных, построение графиков и сохранение данных.

Ноутбук используется для сбора, обработки и хранения данных и при работе с системой контроля и мониторинга качества знаний.

Интерактивная доска.

Интерактивная доска – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.

Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и знаний. Запись на интерактивной доске ведётся специальным электронным пером. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчёркивать, обводить важные участки, рисовать схемы.        Интерактивная доска также позволяет показывать слайды, видео, даёт возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла, обмениваться ими по каналам связи. Эта возможность необходима для сетевой организации учебного процесса, дистанционного обучения.

Возможности данных интерактивных досок отличаются от полученных ранее.

Первое, это возможность работать на доске одновременно двум пользователям.

Второе – возможность работы с чертёжными инструментами (циркуль, угольник, линейка, транспортир).

Очень важно сохранять здоровье наших детей. Педагог имеет возможность использовать на уроке цветовую палитру, наиболее подходящую для его обучающихся, что позволяет снизить глазное напряжение. (продемонстрировать) - снятие эмоциональной нагрузки.

Интерактивная доска даёт возможность сохранять в памяти ноутбука все ходы и изменения, появившиеся в процессе работы с материалом урока. Это даёт мне возможность в дальнейшем отредактировать разработанные материалы, сохранить работы обучающихся, передать в электронном или печатном формате родителям.

Документ-камера – это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов, в том числе и трехмерных на большой экран (экраны).

Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора.

Документ-камера:

    помогает транслировать изображения плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения (цветок, яркая картинка).

позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре(гжельская фигурка).

Может использоваться на уроках естественнонаучного цикла, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью документ-камеры, позволяет обучающимся «погружаться» в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях.

Облегчает работу с учебником или альбомом с иллюстрациями, когда требуется обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа.

Помогает найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам.

Позволяет сохранять увеличенные изображения в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения обучающимся.

Документ-камера обеспечивает решение образовательных задач участников образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

визуализация на масштабном экране информации, полученной с нецифровых носителей), в т.ч. ход проведения натурных экспериментов;

фиксация образовательных достижений обучающихся в виде созданных ими учебных материалов, сохранение материалов в базе данных, формирование портфолио;

организация проведения видеоконференций, дистанционных форм обучения;

развитие коммуникативных умений обучающихся.

Цифровой микроскоп.

Цифровой микроскоп – разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода цифрового изображения на монитор компьютера. Программная поддержка позволяет не только рассматривать объекты на экране компьютера, но и делать фото- и видеосъемку изучаемых объектов.

С использованием цифрового микроскопа выполнение практических и лабораторных работ проходит на качественно новом уровне.

Цифровой микроскоп дает возможность:

изучать исследуемый объект не одному обучающемуся, а всей группе  одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;

использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц;

изучать объект в динамике;

создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме в проектной деятельности;

использовать изображения объектов на бумажных носителях.

Модульная система экспериментов

Модульная система экспериментов PROLog – это программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий сбор и обработку данных экспериментов .

Система PROLog основана на автономных цифровых измерительных модулях (ЦИМ), каждый из которых представляет микрокомпьютер, позволяющий записывать и хранить значения измеряемых величин независимо друг от друга.

Цифровые модули системы PROLog могут работать в двух режимах:

•         Эксперимент при подключенных модулях (эксперимент в прямом режиме, on-line-эксперимент), т.е. при подключении к ПК или МОИ-Г;

•        Автономный эксперимент (эксперимент в автономном режиме, off-line-эксперимент).

Особенность данной модульной системы состоит в том , что при проведении эксперимента к одному компьютеру могут подключаться одновременно до 50 модулей, результаты нескольких экспериментов могут сохраняться  в памяти до 30 дней.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений обучающихся.

PROClass – это программно-аппаратный комплекс, включающий программное обеспечение, устанавливаемое на персональный компьютер и комплект оборудования, состоящий из приемника сигналов и беспроводных пультов для ответа на вопросы педагога.

Обучающимся раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы педагога. В ходе занятия педагог задает вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, и обучающиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.

В программу заранее водятся данные обо всех обучающихся класса, полученные ответы немедленно отражают степень усвоения учебного материала.

По завершению контроля система PROClass автоматически создает подробный отчет для педагога, даёт возможность провести систему интерактивного голосования. При желании результаты опроса можно отправить родителям по электронной почте.

Результаты тестов по всем предметам наполняют портфолио учебных достижений обучающихся.

Что же позволяет   обеспечить использование современного оборудования и его эффективное применение в   образовательном процессе?

Учителю позволяет:

- обеспечить наличие мобильной, интерактивной образовательной среды через использование    интерактивных средств  обучения (интерактивных обучающих программ);

-    применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся (печатные тексты, аудиозаписи, фрагменты фильмов   и др.);

- дает возможность       проиллюстрировать естественно - научный процесс или явление;

- провести эксперимент с помощью аналоговых, компьютерных и цифровых ресурсов;

-  позволяет обеспечить самостоятельность обучающихся  при   изучении нового материала;  

- провести автоматизированный контроль знаний по определенной тематике или по курсу в целом (с помощью тестов, тренажеров);

- создает условия для  использования ЭОР;

- возможность реализовать функцию взаимодействия с окружающим информационным пространством.  

       Что  дает  ученику  эффективное применение современного оборудования в УВП?

Ученику:

- это свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам и

 возможность оперативно привлекать необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации.

- это обеспечение прямого доступа к лабораторному оборудованию.

- это возможность проведения экспериментальных исследований.

-  возможность представить результаты обучения в виде презентаций.

- это достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы общего образования с использованием ИКТ;

- это и дистанционность в обучении.

           А в целом  позволяет оптимизировать образовательную среду и повысить качество образования.

             Какие положительные эффекты мы наблюдаем?

         Меняется среда обучения: от практико – ориентированной мы переходим к системно –деятельностной  . В урочной и внеурочной деятельности ярко проявляются цели формирования метапредметных результатов.

       Мы наблюдаем повышение интеллектуального потенциала обучающихся, увеличивается процент учащихся, участвующих в различных предметных, творческих конкурсах и повышается их результативность.

        Занятия в традиционных предметных кружках сменились проектно– исследовательской деятельностью.

           Реализуется новая позиция учителя – содействие развитию, самостоятельному получению знаний.

            Мы обеспечиваем  исполнение    социального заказа родителей и обучающихся, ориентируемого на получение выпускниками  высшего образования.

          Значительно   меняется   школьная инфраструктура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала при подготовке уроков окружающего мира

Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение на...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов.

Важнейшей задачей образования является формирование метапредметных и предметных способов действий, формирующих умение учиться. Учебно - лабораторное оборудование поможет достижению этой цели....

Использование учебно -лабораторного оборудования на уроках окружающего мира

Использование учебно - лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов  в системе "Школа России"...

статья "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов."

Современный ученик сегодня должен овладеть  не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых...