Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов.
статья по окружающему миру (1 класс) по теме

Мжельская Галина Владимировна

Важнейшей задачей образования является формирование метапредметных и предметных способов действий, формирующих умение учиться. Учебно - лабораторное оборудование поможет достижению этой цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ucheno-lab_oborud_na_urokakh.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения  метапредметных результатов.

Мжельская Г. В., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6 им. М.В.Ломоносова г. о. Самара

«Важнейшими задачами образования в начальной школе являются формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, создание условий для индивидуального прогресса  в сферах личностного развития, с  опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества». [2]  Эти задачи решаются на всех предметах.

Цель уроков курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание роли человека в нём. Она реализуется при изучении двух содержательных линий  «Человек и природа» и «Человек и общество».  Обучающийся познаёт мир в процессе осуществления разных видов деятельности.

ФГОС НОО рекомендует освоить младшим школьникам следующие способы изучения природы и общества для решения учебных задач: наблюдение,  измерение, проведение опытов, сравнений при работе в классе с учебными пособиями и в открытом информационном пространстве.

Современное учебно – лабораторное оборудование (модульная система экспериментов, компьютер, интерактивная доска и т.д.) поможет организовать самостоятельную деятельность учащихся. Рассмотрим примеры использования учебно–лабораторного оборудования на уроках окружающего мира с целью достижения метапредметных результатов.

Модульная система экспериментов  PROlog  позволяет проводить эксперименты со следующими модулями: температура, звук, освещённость, атмосферное давление, относительная влажность. Следуя предложенной инструкции, учащиеся смогут самостоятельно провести эксперимент, сделать выводы, оценить свою работу, поставить перед собой новые вопросы для более углубленного изучения темы.

Фрагмент урока в 4 классе. Раздел: «Человек – живое существо». Тема: «Слух. Гигиена слуха» Учебная задача.  Ухо воспринимает  звуки постоянно. Врачи предупреждают, что если звук слишком громкий, то здоровье человека резко ухудшается. Что необходимо знать людям, чтобы сохранить своё здоровье? Используя модульную систему экспериментов PROLog, учащиеся  измеряют громкость звука в разных местах,  фиксируют полученный результат в виде графика или таблицы. Вопросы и задания данные в инструкции помогут сделать вывод, значимый для каждого: если постоянно шуметь, то здоровье может пошатнуться.   Возникают новые вопросы: какой силы должен быть звук, можно ли слушать музыку через наушники, как это отразится на здоровье? Это темы дальнейшего изучения.

Сформировать навык самоконтроля помогут вопросы:что ты узнал нового? Что ты научился делать? Оцени степень своего участия в работе в паре или группе: 5  4  3  2  1 (5 – это наивысшая оценка).

Незаменимым помощником в изучении микромира на уроках окружающего мира является цифровой микроскоп. Он позволят  изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера, даёт возможность сохранить изображение.  

Фрагмент урока в 4 классе. Раздел: «Человек – живое существо» Тема: «Кожа». Учебная задача: кожа не только защищает наш организм, но и выступает как средство дыхания и часть системы выделения. Как же это происходит? Ответ мы получим, если рассмотрим кожу. Учащиеся рассматривают кожу под микроскопом, делают вывод, что через поры из организма удаляются вредные вещества. Значит, за ней надо ухаживать. Следующий этап урока - гигиены кожи – становится лично значимым для каждого учащегося.

Один из способов познания мира – работа с интернет – источниками. Представляю фрагмент  урока, цель которого научить наблюдать.Учебная задача: старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, ты не съешь с них яблочка». Так ли это? Что надо знать, чтобы ответить на этот вопрос? Конечно, цикл развития растения. Компьютер поможет понаблюдать за развитием растения в ускоренном режиме. Учитель предлагает посмотреть  видео «Развитие растения из семени». http://www.youtube.com/watch?v=k65W3_KVijg  Результат виртуального наблюдения фиксируется в таблице «Этапы развития растения» и проверяется в ходе практической работы по выращиванию растений. С помощью компьютера мы можем совершить виртуальные путешествия в музеи, побывать в разных городах и странах, совершить путешествие во времени.

На уроках окружающего мира можно использовать стандартные программы компьютера. Например, более детально ознакомиться с картинами поможет экранная лупа.  Она позволит увеличить фрагмент картины.

Фрагмент урока в 3 классе. Раздел: «Изобретения, которые сделал человек в XIX – XX веках». Тема:«О самолёте и аэростате». А.  Дейнека «Никитка – первый русский летун».

 Учебная задача: люди всегда хотели научиться летать. Никитка смастерил себе крылья и полетел. Мы видим начало полёта. Как он закончится? Рассмотрим приспособление, которое смастерил Никитка. Воспользуемся «Экранной лупой». Учащиеся работают в группах. Делаем вывод о важности первых полётов, переходим к изучению изобретений.

А что делать, если нет компьютера? Практически  у всех школьников есть мобильный телефон. Его можно использовать на уроках. Функции: диктофон, видеозапись, калькулятор, фото и видеосъёмка, компас, календарь помогут освоить новые способы познания мира. Например, при изучении темы «Вода – условие жизни», можно решить такую учебную задачу: площадь поверхности Земного шара  510072600  кв. км. Третья часть занята сушей. Какую площадь занимает вода?

Важно научиться не только получать, но и фиксировать, сохранять и представлять полученную информацию, выделять главное. Это поможет сделать документ – камера и интерактивная доска.

При изучении обществоведческого материала используем несколько видов оборудования: документ – камера, интерактивная доска, компьютер. Например, изучая  тему «День Победы в моей семье», младшие школьники  осваивают следующие виды деятельности: умение записать рассказ очевидцев  на диктофон;  составить устное высказывание, используя фотографии из семейных альбомов; подготовить презентацию.

Таким образом, использование  учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира позволит  активизировать познавательную деятельность обучающихся; формировать умение работать с информаций в соответствии с поставленной задачей; развивать навыки планирования деятельности, самоанализа; воспитывать  речевую культуру. Это ведет к достижению личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов.

Список литературы:

  1. Планируемые результаты начального общего образования. – М., Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы начального общего образования.– М.: «Просвещение», 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  4. «Окружающий мир: программа: 1-4 классы/Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана –  Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала при подготовке уроков окружающего мира

Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение на...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Использование учебно -лабораторного оборудования на уроках окружающего мира

Использование учебно - лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов  в системе "Школа России"...

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными резул...

статья "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов."

Современный ученик сегодня должен овладеть  не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых...