Использование краеведческого материала при подготовке уроков окружающего мира
методическая разработка (4 класс) на тему

Романенко Марина Васильевна

 

Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. 

 

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира помогает решить следующие задачи:  

  • В воспитании: патриотическое воспитание, формирование нравственных качеств и чувства сопричастности с историей, ранней социализации детей.
  • В обучении: приобщение к видам национального искусства, изжитие формализма в обучении, конкретизация содержания учебных тем

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Министерство образования Российской Федерации Управление образования мэрии Тайшетского района

Муниципальное обшеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 14

 г/п Тайшет.


Районное методическое объединение учителей начальных классов

Романенко Марина Васильевна –

 учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

2010г.

Минувших и далеких лет,

Глубокой старины преданья

Пусть прояснит науки свет

В них сила истинного знания.

Л. Марасинова

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности младшего школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа. 

Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Эффективность введения краеведения в начальных классах требует поиска путей интеграции учебного процесса, поиска точек соприкосновения нескольких предметов, таких как окружающий мир, чтение, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. В содержании этих уроков, воспитывающих любовь к родной земле, присутствует народный дух, народная мудрость, любовь к родному селу, городу, стране в целом. И такой курс, который синтезировал и объединил все эти предметы - есть. Это предмет «Окружающий мир».

 Данный курс помогает учащимся начальной школы представить целостную картину прошлого и настоящего России. На «отечественном материале» у ученика должны сформироваться первичные представления о некоторых базовых понятиях обществознания. Уже в 3 классе, возможно, приступить к формированию начальных навыков исторического мышления Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира помогает решить следующие задачи:  

  1. В воспитании: патриотическое воспитание, формирование нравственных качеств и чувства сопричастности с историей, ранней социализации детей.
  2. В обучении: приобщение к видам национального искусства, изжитие формализма в обучении, конкретизация содержания учебных тем.

В изучение материала курса “Окружающий мир”, я включила вопросы по  знакомству с  историей родного края, судьбами людей, живших и живущих в Тайшете и районе, а так же знания истории своего рода. В соответствии с принципом дифференциации отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далёкого и близкого конкретизирует это далёкое, приближая его к опыту детей.

Многие вопросы краеведения легко вплетаются в канву изучаемой темы. Но сведения не даются учителем в готовом виде, а детям предлагается на основе различных источников найти тот или иной материал. Ученики 3 класса навыками поисковой работы владеют ещё недостаточно хорошо, поэтому я прошу родителей оказывать детям посильную помощь. Конечно, есть и такие сведения, которые доносит до детей сам учитель. Только такая совместная работа даёт свои результаты.

Более подробно я хотела бы остановиться на уроке «Окружающего мира» в 3 классе по теме: «Жизнь на селе в старину».  Данный урок был проведен в форме ролевой игры с использованием мультимедийной презентации.

Цель: Сформировать представления о старинном быте сельских жителей. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду, к старшим в семье, желание быть помощниками в семейных трудах и заботах, следовать нравственным принципам своих предков

Я конкретно остановлюсь на этапе изучения нового материала. Данная тема рассматривалась с двух позиций:

  1. Землянка и изба – как сооружение
  2. Жизненный  уклад сибирского жителя.

На первом этапе мною было дано сравнительное описание  землянки и избы с показом составных частей на слайде.  В ходе беседы дети узнали, что в Тайшете было 2 вида домов: дом-связь и дом-пятистенок и,  что «бревна соединяли без гвоздей. Их укладывали друг на друга (СЛАЙД 14). Несколько венцов, положенных друг на друга формировали сруб. Самый нижний венец сруба назывался окладка. В старину в Сибири при постройке избы под окладку всегда клали деньги в небольшом количестве. На окна делали резные наличники, но не для красоты. Наши предки считали, что нечистый дух проникает в дом обязательно через окно, и именно по этому стали окружать его магической резьбой. Перед тем как ставить  крышу на сруб поднимали балку – матицу. Когда подымали «матицу» на только что возведенные стены строящегося дома, то на «матицу», которая одним концом лежала на стене, клали ковригу хлеба, немного соли и иконку; всё привязывали к матице новым рукотерником [полотенцем]. По поднятии матицы остаток дня считается праздничным».  

Об окончании строительства дома дети узнали со страниц учебника. Прочитанный материал был связан с конкретными примерами нашего города, так ярким примером дома-пятистенка является дом Томского лесопромышленника Жернакова (СЛАЙД 15). Дом по улице Кирова 88 представляет интерес как элемент архитектуры людей состоятельного класса того времени (СЛАЙД 16) 

На втором этапе – знакомство с жизненным укладом сибирского жителя – была проведена ролевая игра. В ходе которой, заранее подготовленные дети, провели заочную экскурсию по дому тайшетского зажиточного крестьянина. Дети узнали, что не каждый деревянный дом может называться избой. А только тот, в котором есть печь. Печь – это первое, что вы видите, входя в избу. Она занимает ¼ часть избы (СЛАЙД 20).  На печи зимой спят старики и дети. А рядом под потолком - деревянный настил – полати, на них тоже можно спать. Младший дитятко спит в зыбке, подвешенной к жерди. (СЛАЙД 21)  Между печкой и стеной небольшое пространство – это бабий кут. Здесь стоят ушаты, ведра, квашня,  висит полка, на которой аккуратно расставлена посуда (СЛАЙД 22). По диагонали от печи располагается передний - «красный» - угол. Здесь висит икона (СЛАЙД 23). Под ней широкая лавка, куда сажали дорогих гостей. Перед  лавкой деревянный стол, за которым трижды в день собиралась вся семья (СЛАЙД 24).  Рассаживались по старшинству. Ели из общей миски деревянными ложками, под ложку подставляли кусок хлеба (СЛАЙД 25). 

В урок была включена работа с «Универсальным словарем русского языка. Начальная школа»  (Соболева О. Л., Крепких Т. А.), с помощью которого дети нашли толкование слов «кочерга», «решето», «самовар», «рукотерник» и выражения «избушка на курьих ножках».

В ходе беседы было выяснено, что полотенце называли рушник, потеруха, рукотерник, потому что в Тайшете жило много ссыльных, прибывших из разных уголков страны. Они привозили с собой свою культуру, речь. Поэтому в Тайшете переплелись разные говоры.

Итогом урока явилось составление жизненных правил, которые дети составили из 2 частей пословиц

Старших почитай, младшим помогай.

На землю не плюй, она – кормилица.

Не бей по столу рукой – не будет в доме согласия

Сто раз отмерь, один раз отрежь.

Не говори худое слово, не погань свой рот. (СЛАЙД 33)

Заключение

Практика показала, что использование краеведческого материала на уроках окружающего мира помогает ученикам эффективнее усваивать программный материал, делает уроки более увлекательными и интересными, способствует воспитанию любви к своему родному краю.

Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горесть утрат, познают героику и будни созидательного процесса. Всё это в конечном итоге влияет на процесс нравственного становления школьников, их историческое самопознание и самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов.

Важнейшей задачей образования является формирование метапредметных и предметных способов действий, формирующих умение учиться. Учебно - лабораторное оборудование поможет достижению этой цели....

Использование учебно -лабораторного оборудования на уроках окружающего мира

Использование учебно - лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов  в системе "Школа России"...

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными резул...

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"

Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить в...

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....