Материал на урок ОРКСЭ по теме «Множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей»
статья по орксэ (4 класс) на тему

Ярмушкина Нина Германовна

Материал на урок ОРКСЭ по теме «Множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Материал на урок ОРКСЭ по теме «Множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей»

Экологическая культура  является составной частью общечеловеческой культуры. Она представляет собой мировоззренческую систему взглядов, установок и ценностей, социальных отношений и этических норм, определяющих и регулирующих взаимоотношения человека и окружающего мира природы.

Каждая национальная общность людей обладает индивидуальными чертами образа жизни, культуры, языка, традиций, быта , религиозных убеждений. Я считаю, что объединяет их то, что  любая религия призывает людей к соблюдению этических норм . Любая религия формирует одинаковые принципы экологической культуры.

Например, текст Библии – это не только правила, в соответствии с которыми верующий человек должен выстраивать свои приоритеты и жить на земле, это и своеобразная «инструкция» рационального природопользования.

Православные богословы  связывают современные экологические проблемы с духовным опустошением человека, отклонением людей от христианских принципов. Одни из заповедей Библии гласят: «Не убий!», «Плодитесь и размножайтесь!» в ней есть  размышления, связанные с осуждением самоубийства ,с необходимостью делиться. Вообще уничтожение какой-либо из форм жизни несовместимо с библейской моралью.

В Новом завете не раз подчеркивается связь человека с миром живой природы. Уже в первой части Библии можно обнаружить идеи, связанные с сохранением экологического баланса. «Большего, чем надобно тебе для живота твоего и семьи твоей не собирай и не производи... Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее; А в седьмой - оставляй ее в покое...

В шкале ценностей представителей восточной цивилизации природа занимает одно из первых мест. Здесь считается, что именно природа играет огромную роль в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения.

Пониманием единства человека и природы, стремлением не навредить ей проникнуты священные тексты индуизма и буддизма. 

В этих религиях человек не выделяется из мира живой природы и не противопоставляется ей, являясь ее органичным компонентом. Ярким тому подтверждением можно считать «круг перерождений» (сансара) в буддизме. На каждом круге может произойти перевоплощение не только в другого человека, но и в любого представителя живой природы. В дзен-буддизме наблюдается наиболее полное слияние человека с природой. Согласно этому учению, каждая частица мира содержит душу Будды, и поэтому проявление уважительного отношения к окружающей среде – есть не что иное, как проявление любви и почитания к великому Созидателю природы.

Любовь ко всему живому ярко проявилось в джайнизме. Джайнские монахи носят повязки, прикрывающие рот и нос, чтобы не проглотить мошку, и подметают перед собой дорогу, чтобы не раздавить муравья

Как реакция на отрицательные последствия научно-технической революции возник эскапизм, проповедующий бегство от цивилизации на лоно природы.

Ислам признаёт сакральный характер природы и человека, как творений  Аллаха. Коран говорит : «Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам» . При этом человек воспринимается как центр мироздания, как хозяин, но одновременно страж и покровитель природы. Ислам ввел в обязанность истинно верующим невмешательство в природные процессы, соблюдение строгих норм, направленных на их охрану (регламентация забоя скота, пищевые запреты и т.д.) Ислам, как и другие религии,   проповедует, что все беды  происходят

их-за  духовного несовершенства, загрязнение природной среды есть следствие загрязнения души человека.

Вместе с тем ,экологические принципы христианского учения являются несколько иными, отличными от восточных культур.

Во-первых, Библия и христианство отрицают богов и духов природы. Во-вторых, христианское учение  учит тому, что люди созданы Богом для управления и господства над всеми другими видами живых существ и природой в целом. В-третьих, многие богословы и христианские писатели принижают природу, указывая ее подчиненное положение относительно  Бога. Те, кто критикует Библию и христианство в жесткой эксплуатации природных ресурсов, подчеркивают: оно связано с тем, что в данной религии отрицается языческое мировоззрение, согласно которому природа населена духами.

Но, несмотря на имеющиеся разногласия, сейчас, когда  Земле грозит экологическая катастрофа, роль религий в  развитии экологической культуры очень важна , т.к. религии могут способствовать привитию жителям Земли экологической культуры.