Главные вкладки

    Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Филимонова Галина Ивановна

    Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Konspekt_uroka_ORKSE.doc53.5 КБ
    Office presentation icon Ppt0000000.ppt2.1 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Образцы нравственности в культуре России  (урок 26)

    Цели урока: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну, уважения к человеку-труженику, защитнику Отечества на примере устойчивых норм-образцов нравственного поведения.

    Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, выразительное чтение художественного произведения, самостоятельная творческая работа  учащихся.

    Основные термины и понятия:. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Труженик.

     Средства наглядности: видеоролик , презентация, электронное приложение к учебному пособию. ( Урок 26)

                   

    Ход урока:

    .

    1. Организация деятельности учащихся.

    1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания ( привести из художественной литературы, кинофильмов, из жизни примеры рыцарских поступков.) Рассказы учащихся (по желанию), их обсуждение и дополнение.

    1. Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков.

    а)    Это только  то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. ( нравственный поступок)

    б) Это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения  его поведения окружающими людьми. ( стыд)

    в) Это достойные уважения и гордости моральные качества личности. Это доброе имя человека. его незапятнанная репутация. и т.п.(честь)

    г)Это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. (достоинство)

    д) Это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. (совесть)

    1. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами патриотизм, труженик.

    1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

    -- По вашим предложениям я вижу, что вы правильно понимаете смысл слов патриотизм и труженик

    Патриотизм является одним из древнейших качеств и идей нравственного сознания. Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.

    (Электронное приложение к учебному пособию.  Урок 26. Хрестоматия)

    Выразительное чтение стихотворения С. Васильева.

    Люблю тебя, моя Россия,
    За ясный свет твоих очей,
    За ум, за подвиги святые,
    За голос звонкий, как ручей…
    Люблю твои луга и нивы,
    Прозрачный звон твоих равнин,
    К воде склонившиеся ивы,
    Верха пылающих рябин.
    Люблю тебя с твоей тайгою,
    С воспетым трижды камышом,
    С великой Волгою-рекою,
    С могучим быстрым Иртышом.
    Люблю, глубоко понимаю
    Степей задумчивую грусть.
    Люблю всё то, что называю
    Одним широким словом: «Русь».

    (С. Васильев.)

    Патриот — человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Без патриотизма всех народов России невозможна была бы победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в этой страшной кровавой войне за1418 дней которой погибло более 26 миллионов советских людей. Причём погибали не только солдаты на полях сражений, погибали мирные жители, дети. Только в одном печально известном  лагере смерти Саласпилсе  было уничтожено более 100 000 человек.

    (На фоне видеоролика звучит рассказ учителя.)

          Здесь мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а частью захороненны на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Обследовав территорию у лагеря Саласпилс в 2500 кв. м и при раскопках только пятой части этой территории, комиссия обнаружила 632 детских трупа предположительно в возрасте от 5 до 9 лет,

           В 150 метрах от этого захоронения по направлению к железной дороге комиссия обнаружила, что на площади в 25х27 м грунт пропитан маслянистым веществом и перемешан с пеплом, содержащим остатки несгоревших человеческих костей детей 5—9 лет

              Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5—6 суток        

    Выжившие после этой процедуры заболевшие дети (как и все больные заключенные) могли быть подвергнуты отравлению (мышьяком).

             « …детей, начиная с грудного возраста, держали в отдельных бараках, делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день»        

               Охрана лагеря каждый день выносила из детского барака в больших корзинах окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сжигались за оградой лагеря или сбрасывались в выгребные ямы и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

             Всякий раз, когда возникает разговор о минувшей Великой Отечественной войне, в памяти вновь и вновь воскрешаются славные подвиги наших воинов, партизан и тружеников тыла, завоевавших победу над фашизмом. Защитники Брестской крепости первыми встретили врага, вписав в героическую летопись войны немало ярких страниц, волнующих примеров самопожертвования во имя победы над врагом, во имя свободы и независимости Родины. Среди тех, кто в огненные дни 1941 г. непреодолимой стальной стеной встал на пути врага, были и наши земляки. Любовь к Родине давала им духовную прочность. Эта любовь и чувство долга были источниками многих и многих подвигов, с ними они шагнули в бессмертие, воздвигнув себе вечный памятник в памяти и сердцах нынешних и грядущих поколений.

             . Эту историю поведал Станкус Антанас - эсэсовский офицер, по национальности литовец. . Одному полку этой дивизии, в котором служил Станкус Антанас, было поручено очистить Брестскую крепость от оставшихся солдат Красной армии. Полк отправился выполнять задание, захватывая пленных и уничтожая оказывающих сопротивление. Все реже и реже раздавались оттуда выстрелы, все меньше и меньше оставалось бойцов. И все-таки, немецкая армия еще несла потери от выстрелов из развалин. Израненные защитники Брестской крепости выходили в штыковые атаки. Многие из них были с типичными кавказскими лицами. И хотя они были ранены, дрались, как одержимые. «И вот настало время, когда силы защитников Брестской крепости иссякли. Атаки прекратились. Стало понятно, что с Брестской крепостью уже покончено, - рассказывал Станкус Антанас, - мы шаг за шагом обследовали все подвалы крепости и везде находили только трупы». Эсэсовская дивизия готовилась двинуться за наступающими в глубь СССР немецкими частями. Генерал поздравил всех с взятием Брестской крепости и стал вручать награды. И вдруг в это самое время из подземных казематов крепости вышел высокий подтянутый офицер Красной армии. Он ослеп от ранения и шел с вытянутой левой рукой, правая его рука лежала на кобуре. Он был в рваной форме, но шел с гордо поднятой головой, двигаясь вдоль плаца. Дивизия стояла, застыв и, видавший виды генерал вдруг четко отдал честь этому последнему защитнику Брестской крепости, за ним отдали честь все офицеры дивизии. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выш, е всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти. Дойдя до воронки от снаряда, он повернулся лицом к западу, вынул из кобуры пистолет и выстрелил себе в висок. Он упал лицом к Германии. Вздох прошел по плацу. Мы стояли пораженные увиденным. Пораженные мужеством этого человека. Он упал на спину, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным, и после жизни, смертью смерть поправ.

    --Подумайте, есть ли смысловая связь между словами «патриот» и «труженик»?

             Мне кажется, слова труженик и патриот очень близки по смыслу, ведь труженик—это трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны. Именно таким человеком, тружеником и патриотом, был, на мой взгляд,  молодой механизатор совхоза им. Чапаева Михайловского района Рязанской области Анатолий Мерзлов.

           Случаются в истории события, над которыми не властно течение лет. Событие ,о котором я вам хочу рассказать, произошло в 1972 году. Лето этого года выдалось таким же, как и нынешнее лето, невероятно знойным, засушливым и дымным: в пламени пожаров сгорали леса и торфяники, копотным прахом становилась луговая трава. Даже звери бежали из чащоб—искали спасение у воды.

           Толя Мерзлов в паре с другим трактористом скирдовал солому. Рядом было поле ещё не сжатой пшеницы. Там работали комбайны, и люди за их штурвалами радовались отменному урожаю: 20 с лишним центнеров с гектара! И это при сильной засухе.

           И вдруг в разгар рабочего дня над посёлком взвился истошный крик:

    -- Пожар! Хлеб горит…

             Люди бежали в поле, спешили спасать урожай. И ещё не знали, что горит не пшеница: от случайной искры пороховым пламенем загорелась солома, пламя перекинулось на трактор Мерзлова . И он один на один вступил в жестокую схватку с огнём, сминал, душил, убивал его голыми руками, отрезая ему пути к хлебному полю. А потом поднялся в раскалённую машину, чтобы вывести её из огненного плена. Он и старенькую машину свою любил как живое существо. Не единожды собственными руками разбирал и собирал её, смазывал и холил, чтобы не случилось в работе заминки какой, не исправности. Он любил машину…А тут лютое, всепожирающее пламя , мгновения до взрыва, который разнесёт её в куски.

            « Жгучим факелом» Анатолий вышел из пламени, оставив кожу с ладони на раскалённых рычагах, ослабев от борьбы, сам срывал с себя жаркую горящую одежду.

                 Позже журналисты напишут о том, как мужественно боролся за жизнь Анатолий. 14 суток! Хотя медики утверждают , что с такими ожогами человека не хватит и на трое. Но всё же через две недели после пожара Анатолий Мерзлов умер…

                        То самообладание, которое Анатолий Мерзлов проявил в первые страшные минуты и с которым он тринадцать суток боролся со смертью, не отчаиваясь, не жалуясь, за все время — ни при отце, ни при матери, ни при враче, ни при товарищах, ни при жене — не проронив ни одного жалобного слова,  убеждает нас в том, когда Мерзлов бросился спасать свой трактор, этот трактор был для него какой-то частицей его страны, его отношение к своему трактору было какой-то частицей его отношения к своей стране.

    --Это ли не образец нравственности в культуре нашего Отечества?...А сколько ещё примеров можно было привести, если бы не временные рамки нашего урока..

    1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

    О ещё одной важной черте нравственности россиян прочитайте самостоятельно на стр.55 учебника.

    8 Самостоятельная работа учащихся .

    (Электронное приложение к учебному пособию.  Урок 26. Тренажёр)

    9 Домашнее задание:

    Напишите небольшое сочинение – рассуждение о том, в чём должен выражаться патриотизм ваших сверстников


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

    Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

    Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

    В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

    Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России"

    На уроке используются различные виды деятельности: словарная работа, беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, устный рассказ, самостоятелная творческая работа учащихся. Урок сопровождает...

    Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"

    Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....

    Конспект урока ОРКСЭ по модулю "Основы православной культуры"

    Представлен конспект урока ОРКСЭ  (модуль "Основы православной культуры" ) по теме "Пасха". Урок  усвоения новых знаний формирует представление о православном празднике...

    Урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры"

    Методическая  разработка по ОРКСЭ на тему: Итоговый урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры".Защита проектов "Основы православн...