Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Нравственные ценности, идеалы, принципы".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Костяшина Марина Александровна

Данный  урок построент с учетом новых требований ФОП начального образования и с использованием интерактивных приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКСЭ                                                                             

Тема. Нравственные ценности, идеалы, принципы.

Что такое ценности. Жизнь как высшая нравственная ценность. Понятие чести. Понятие достоинства. Взаимосвязь этих понятий. Что такое человечность. Человечность как один из нравственных принципов

 Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о  нравственных ценностях человека; сформировать понятие жизни, как высшей нравственной ценности, объяснить значение понятий «честь» и «достоинство», «человечности»; взаимосвязь этих понятий в жизни. Воспитывать  уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.                                                                                                                                    

Ход урока

1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята.

Слайд 2 «Облако слов»

C:\Users\kstm8\Downloads\идеалы,цен.png

-Ребята, я предлагаю Вам обратить внимание на доску.  

-Прочитайте высказывание?

(идеалы, ценности, нравственность, принципы, человечность, жизнь, главное, честь, достоинство)

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы расширим знания о жизненных ценностях, познакомимся с высшей нравственной ценностью человека, а так же поговорим о принципах и идеалах. (запись темы в опорном листе)

2. Актуализация.

Слайд 3. Давайте вспомним определения, которые сегодня нам понадобятся

Соедините понятие с их определением (работа в опорном листе)

Ценности

это образцы для подражания, нечто совершенное

Принципы

это то, что мы считаем важным и ценным в нашей жизни

Идеалы

это правило или основание, от которого нельзя отступить

Слайд 4 (самопроверка по образцу на доске)

3.Изучение нового материала.

- Мы знаем что ценность, это всё что имеет большое значение для человека.

- Какие ценности для  вас являются важными? (ответы детей)

-На какие группы мы можем их разделить? (материальные и духовные) Слайд 5+2Щ

- А какая главная ценность для человека? (жизнь)

Слайд 6  -Докажите своё мнение. 

Слайд 7 - Я предлагаю вам послушать притчу, а в конце ответить на вопрос: «Чему она учит? Её мораль»

Притча «Чашка кофе»

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Слайд 8

-Так чему учит эта притча? (любить жизнь, наслаждаться ею)

Я предлагаю вам прочитать стихотворение «Жизнь-это…»

И выбрать несколько строчек (3 строчки), которые подходят к вашему мнению Жизнь-это… (работа в опорном листе)

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

(заслушать варианты ответа нескольких учеников)

Вывод учителя:

Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.  

Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!

2. Работа над  понятиями «честь» и «достоинство».

Ребята давайте вспомним героя из сказки «Золотая антилопа» (просмотр отрывка из мультика, фрагмент, когда паша просит мальчика позвать антилопу)

 - Что вы можете сказать о главном герое?

- Какие моральные качества присуще ему? (честный, настоящий друг)

Слайд 9- Когда вы слышали это слово? (Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».)

(Щ) Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация.  Честь - это внутреннее достоинство человека.

Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит поступить честно.

Раскроем это понятие на примере исторической личности.

Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя  собственной  чести и  защиты Родины.

 Слайд 10.   Я предлагаю Вам познакомиться  с одним из них. Это Александр Невский. Прочитайте  материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их. 

Александр Невский.

    Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами «не в силе Бог, а в правде», разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.

   Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.

    Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый  Александр Невский приехал к нему в Орду.  «Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь».

     Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтоб добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему».

Слайд 10, Щ (Ответы детей: князь Александр Невский, проявил себя в боях за освобождения земли русской, сохраняя свою честь и достоинство ездил на переговоры с ханом Батыем, что смягчить учесть русского народа.)

- Все правильно. Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь  Слайд 11 (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).

Достоинство помогает осознать собственную ценность.

Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.

3. Работа с понятием «человечность».

У каждого человека, есть главная ценность – это жизнь. Так же у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.

-Как вы понимаете это слово? Приведите примеры принципов (человечность, почтительность, разумность, мужество и честь)

 -Я предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, и понять о каком принципе или качестве говорится?

Видеоролик «За руку с богом» ( до 8 минуты)

- Ваше мнение (доброте, щедрости, бескорыстности, человечности)

- Я предлагаю сегодня остановится на таком качестве – принципе, как человечность.

Слайд 12+Щ      Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. 

     Человек даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

- Как Миша проявлял это качество по отношению к друзьям, собаке, нищему, своей однокласснице…

4. Итог урока

-Мы сегодня говорили с вами о многих составляющих нравственности  человека, о ценностях, принципах, идеалах.

-Какой вывод вы можете сделать для себя в конце урока?

- Над чем задумались?

 Вы все правильно сказали.  И завершить сегодняшний урок я хотела    фразами . Прочитайте их.

Слайд 13 + Щ  в облаке слов.

C:\Users\kstm8\Downloads\Самоедорог344.png

Самое дорогое у человека - это жизнь.

 Моя честь — это моя жизнь;

Берегите в себе человека.

- Спасибо за урок! Мне было с Вами интересно.



Предварительный просмотр:

Тема урока_________________________________________

  1. Найдите определение. Соедините понятие с их определением.

Ценности

это образцы для подражания, нечто совершенное

Принципы

это то, что мы считаем важным и ценным в нашей жизни

Идеалы

это правило или основание, от которого нельзя отступить

  1. Главная  ценность – это ________________________

Прочитайте стихотворение «Жизнь-это…»

Выберите и подчеркните несколько строчек (3 строчки), которые подходят к вашему мнению «Жизнь-это…»

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

     

  1. Честь-_________________________________________

_______________________________________________

Прочитайте  материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их. (работа  парах)

Александр Невский.

    Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами «не в силе Бог, а в правде», разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.

   Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.

    Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый  Александр Невский приехал к нему в Орду.  «Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь».

     Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтоб добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему».

Достоинство-___________________________________

_______________________________________________

Человечность -_________________________________

_______________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственные ценности, идеалы, принципы Урок 4 ОРКСЭ

Слайд 3

Определение Ценности это образцы для подражания, нечто совершенное Принципы это то, что мы считаем важным и ценным в нашей жизни Идеалы это правило или основание, от которого нельзя отступить

Слайд 4

Определение Ценности это образцы для подражания, нечто совершенное Принципы это то, что мы считаем важным и ценным в нашей жизни Идеалы это правило или основание, от которого нельзя отступить

Слайд 5

Взаимоотношения между людьми

Слайд 7

Притча «Чашка кофе»

Слайд 9

Честь – это… Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь - это внутреннее достоинство человека.

Слайд 10

Князь александр невский проявил себя в боях за освобождения земли русской, сохраняя свою честь и достоинство ездил на переговоры с ханом Батыем, что смягчить учесть русского народа.

Слайд 11

Честь достоинство уважение со стороны других уважение самого себя

Слайд 12

Человечность – это… Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России"

На уроке используются различные виды деятельности: словарная работа, беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, устный рассказ, самостоятелная творческая работа учащихся. Урок сопровождает...

Урок ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы"

Былины, богатыри, пословицы и поговорки, тест, презентация...

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Семья, семейные ценности"

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Семья, семейные ценности"...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....

Конспект урока ОРКС " Жизнь - высшая нравственная ценность человека"

Цель: способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности....