Конспект урока ОРКС " Жизнь - высшая нравственная ценность человека"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Валентина Геннадьевна Макарова

Цель: способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zhizn_-_vysshaya_nravstvennaya_tsennost.odt25.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Задачи: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели по содержанию урока:

Образовательная:

- способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности.

Развивающая:

- способствовать развитию умения ценить жизнь свою и жизнь других, помогать окружающим.

Воспитательная:

- способствовать формированию позитивного отношения к жизни, к саморазвитию и творчеству.

Оборудование:  презентация к уроку, УМК, учебник, запись песни на стихи Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь»

Ученикам: текст притчи «1000 шариков», карточки с названием ценностей.

 Ход урока

  I.  Орг.момент

  Посмотрите друг на друга,

  Улыбнитесь друг другу,

  Садитесь!...

  Сегодня на уроке вы работаете по группам,

  Не забывайте, правила работы в группах

Какая тема урока?

Хотите узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать!

  Кроссворд    

 1. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности друг

  другу, личных интересах.

  2. Переживание человека по поводу его поступка.

  3. Совершение добрых поступков ради других людей.

  4. Достойные уважения и гордости качества личности человека.

  5. Высшая нравственная ценность человека.( Слайд 1)

  •  Какое ключевое  слово у нас получилось? ( ЖИЗНЬ)

 II. Целеполагание и мотивация.

 Итак, какая же сегодня у нас тема урока (слайд 2)

  •  За что люди любят жизнь?
  •  Давайте порассуждаем об этом.
  •  Рассуждать бесцельно – нельзя, давайте поставим цель.(слайд3)

 (Узнать, за что люди любят жизнь и в чем выражается любовь к жизни.

 Понять, для чего надо жить, какая жизнь ценна.)

  III. Актуализация знаний.

У Вас на столах лежат карточки с названиями нравственных ценностей   человека. Прочитайте их :

  - моральный долг                          - справедливость

  - альтруизм                                     - дружба

  - честь                                              - достоинство

  - извинение                                      - совесть

 Я зачитываю ситуации из жизни детей, а вы выберите нравственные ценности, проявленные участниками ситуаций:

- У Коли на уроке технологии не хватило листа зеленой бумаги. Он оглянулся, думая, у кого одолжить. Таня протянула ему листок: - Не теряй времени, урок кончится!

- Во время урока, когда учитель не видел, Стас разбросал кусочки ластика. Учитель увидел на парте девочки брошенный кусочек. Спросил: Кто это бросил? Класс молчал. Стас признался, извинился.

- На 1130 всему классу назначена уборка территории школы. А у Аллочки плановые занятия гимнастикой.

- Без тебя уборку проведут – сказала ей подружка.

- У всех дела, тренировки, уроки, и если даже половина класса так же рассудят…

Нет уж, всем, так всем. А гимнастикой я на следующей тренировке плотнее займусь.

Молодцы!!!

 - Эти моральные качества ценны тем, что они помогают людям стать

  лучше самим и сделать лучше жизнь других.

 IV. Этап первичного усвоения знаний.

 А сейчас вы в группах поработаете по теме урока урока «Жизнь человека –

 высшая нравственная ценность».

  Работа с учебником с.60 ( работа в группах).

  • Чтение детьми 1,2 абзаца (группа 1):

- Что ценно для нас с вами в жизни? (ответы детей)

- А что ценнее этих ценностей?

- Чем ценна для человека жизнь?

  • Чтение детьми 3 абзаца (группа 2)

- Чему учится человек в страданиях?

  • Чтение детьми 4 абзаца (группа 3)

- Кто человеку выбирает работу, занятия, увлечения, друзей?

  • Работа с иллюстрациями.

- Чего достигает учитель?

- Чем занимается лаборантка? Сварщик? Пограничник? Кто заботится о человеке, только начинающем жизнь?

  • Чтение 5 абзаца .

- Чем ценна жизнь любого человека для близких людей?

  • Чтение статьи до конца.

- Какие вопросы являются важными в настоящее время для нашей страны?

· Почему жизнь человека имеет особую ценность?

V.Физкультминутка

VI.  Этап осмысления нового знания.

- Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир,    создавать,  творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется,    делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.(слайд 4)

- Кого из этих людей вы знаете?

- Что они подарили людям?

- А что получили взамен? (признание людей, благодарность)

- А что было бы, если бы их жизнь оборвалась в раннем детстве? (ответы детей)

- Этот ряд можно продолжить более знакомым: мама, брат, одноклассник, соседка, учительница. Что они подарили вам?

- Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость

 от людей?

 

- В жизни каждого человека бывают трудные, и даже горестные минуты. Но даже в эти минуты человек учится понимать что-то такое, что поможет ему пережить горе, вернуться к радостной жизни. Главное быть живым! И другие люди, глядя на него, учатся быть сильными, ценят жизнь. (Слайд 5)

- Жизнь человека защищена государством, в котором он живет.(Слайд 6)

- Декларация прав человека, принятая большинством государств планеты, провозгласила жизнь человека главной ценностью на Земле.

Главной защитой жизни человека является государство, в котором он живет. В государстве есть Конституция – основной закон, где записаны все права и обязанности граждан. Права и обязанности обеспечивают защиту жизни человека. Никто не может нарушать Конституцию страны. Депутаты в Государственной Думе принимают новые законы, необходимые в современной жизни. Эти законы проверяются на соответствие Конституции РФ.(Слайд7)

Государство защищает жизнь каждого человека от войн, ведь они лишают жизни многих людей. Руководители государств договариваются по всем спорным вопросам, чтоб не было войн, чтоб не производить оружие для уничтожения людей. Осуждение и запрет терроризма (это уничтожение людей в мирное время) – это политика всех государств. (Слайд 8)

Чтоб не было эпидемий, болезней и голода, грозящих жизни людей.(Слайд9)

Особая забота о людях с ограниченными возможностями. Их жизнь тоже ценна для общества. Среди них есть художники, спортсмены, президенты. И все добрые люди им помогают.(Слайд 10)

Жизнь каждого человека – источник его радости, счастья, творчества. Она неприкосновенна. Никто не имеет права лишить жизни другого человека. За это предусмотрено самое суровое наказание в любой стране.(Слайд 11)

 VII. Этап закрепления материала.

 Работа по притче. (Слайд 12)

«Хорошая притча о ценности жизни» (Приложение1)

- Что понял человек о жизни? (спешите делать добро)

- А что вы, ребята, подумали о своей жизни? (У нас еще много шариков)

- Да у вас еще много шариков, но надо, чтоб каждый был отмечен добром для окружающих а, значит, радостью.

   У Александра Яшина есть замечательное стихотворение, я хочу подарить вам его.

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил —

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, —

Рассказывает мать, —

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог —

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

- Просмотрите текст учебника. Какой отрывок вы бы взяли в качестве вывода по уроку? (последний абзац) Зачитайте его вслух.

IX. Домашнее задание:

с.60,61 вопросы и задания.

Подготовить короткий рассказ «За что ценят жизнь в моей семье».

X. Рефлексия.

   Наш урок подошёл к концу и я вам предлагаю продолжить предложение          (Слайд 13)

  Сегодня на уроке  …  

   Я разобрался, что … .

 

 

Поэт К. Ваншенкин написал слова для песни «Я люблю тебя, жизнь» (Cлайд 14)  Их знают все взрослые люди.

    (звучит фрагмент песни)

           

Приложение1

Хорошая притча о ценности жизни

Смотрите, в один прекрасный день я сел и подсчитал. В среднем человек живет 75 лет. Я знаю, некоторые живут меньше, другие больше. Но живут примерно 75 лет. Теперь я 75 умножаю на 52 (количество воскресений в году) и получается 3900 – столько воскресений у вас в жизни. Когда я задумался об этом, мне было пятьдесят пять. Это значило, что оставалось только 1000. Поэтому я пошел в магазин игрушек и купил 1000 небольших пластиковых шариков. Я засыпал их все в одну прозрачную банку. После этого каждое воскресенье я вытаскивал и выбрасывал один шарик. И я заметил, что когда я делал это и видел, что количество шариков уменьшается, я стал обращать больше внимания на истинные ценности этой жизни.

Нет более сильного средства, чем смотреть, как уменьшается количество отпущенных тебе дней! Теперь, послушайте последнюю мысль, которой я хотел бы поделиться сегодня с вами, перед тем, как обнять мою любимую жену и сходить с ней на прогулку. Этим утром я вытащил последний шарик из моей банки…

Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его с благодарностью и дарю близким и любимым тепло и радость. Знаете, я считаю, что это единственный способ прожить жизнь. Я ни о чем не сожалею.

1.Счастье родителей зависит от _______________________ их детей.

2.
Высшая ценность для человека – это его _________________ .

3.
 Выберите из списка те ценности, которые важны для человека:

 здоровье  семья  стильная причёска  красивая одежда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу; влиять на формирование нравственных ценностей.Задачи:Дать понятие:  ценность,  высшая ценность, воспитывать толе...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....

урок ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценностиЗадачи:личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах...

Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...

ОРКСЭ «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»

ПРЕДМЕТ«Основы религиозных культур и светской этики» МОДУЛЬ«Основы светской этики» 4 класс УРОК № 29 + презентация«Жизнь человека – высшая нравственная ценность»...

Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая -  познакомить с поня...

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Нравственные ценности, идеалы, принципы".

Данный  урок построент с учетом новых требований ФОП начального образования и с использованием интерактивных приемов....