Разработка урока « Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Данный материал предназначен для 4 класса к уроку ОРКСЭ модуль "Светская этика"  "Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ-СОШ № 2 города Аркадака Саратовской области

Разработка урока

« Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали»

Предмет:

ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 класс

    Разработала :  учитель начальных классов

Курышова Надежда Викторовна

высшей квалификационной категории

                                             Апрель 2025 год

Цели урока: расширение знаний о принципах морали, нравственном выборе.

Образовательная: сформировать знания о принципах морали, о необходимости совершать добрые поступки, о важности нравственного выбора. Познакомить учеников с понятиями «нравственный выбор», «принципы морали».

 Воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся; уделять особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции; содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности. Развивать умение доказательно выражать собственное мнение

 Развивающая: формирование общеучебных и специальных умений; развитие эмоциональной сферы. Задачи урока, способствовать развитию умения выделять главное; развить умение сравнивать информацию; развить умение монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты

Личностные результаты: строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь.

 Предметные результаты: знать основные понятия темы «нравственный выбор», «принципы морали». Метапредметные результаты

Познавательные УУД: • применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; • признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства.

 Коммуникативные УУД: • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения.

Регулятивные УУД: • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; • совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач; различных коммуникативных и • совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий.

 Ключевые слова: нравственный выбор, принципы морали.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 Форма урока: беседа.

Технологии: информационно-коммуникативные; технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы: словесные (беседа, вопросно-ответная форма); наглядные (демонстрация презентации); практические (анализ и решение проблемных ситуаций).

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор экраном (интерактивной доской) или интерактивной панелью; компьютер (стационарный компьютер, планшет, ноутбук).

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир. Комплект материалов: сценарий урока, рабочий лист, презентация

Ход урока

В тетради

I. Организационный момент.

Встали правильно, посмотрели друг на друга, улыбнулись, садитесь!

Поговорим? О чём?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень…
Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.
Поговорим? Нам будет интересно.
- Мне хочется, чтобы на этом уроке было интересно всем:
мне – общаться с вами;
вам – узнавать новое;
а нашим гостям – наблюдать за происходящим.
Итак, вперёд!

II. Мотивация. Определение темы урока.

У меня ребята проблема. Разгадайте, пожалуйста,  ребус. Какое слово у вас получилось? Верно, «ценность». Как вы понимаете значение этого слова.

Ценность — это то, что имеет значение для человека или общества. Это может быть что-то материальное, например, деньги или имущество, или духовное — внутренний мир человека, нравственные убеждения, идеи. Чем нравственней человек, тем значимее для него духовные (нравственные) ценности.

Ценности бывают двух видов: материальные и духовные.

Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются- одежда, автомобили, лекарства. Строятся – дома, магазины, школы. Все, что находится, в школе и дома, также относится к материальным ценностям.

Духовные или нравственные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то они имеют большее, а для кого-то меньшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, уважение и т.д. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.

III. Изучение нового материала.
1. Чтение притчи.

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили  факт - полон.

И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

Теперь, —  обратился мудрец к ученикам, —  я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети — те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней.

Также и в жизни —  если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи —   находите время для ваших родных и любимых, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное —  лишь песок.

2. Ответы на вопросы:        

- О чем эта притча?

- Что олицетворяют крупные камни? Мелкие камушки? Песок?

- Что для вас в вашей жизни будет крупными камнями?

- Как называется то, что очень важно и ценно для человека? (Ценности) 

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О жизни, о том, что в жизни самое ценное)

- Что самое ценное в вашей жизни?

- Какие бывают ценности ?

Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье.

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Каждая ступенька – ваши желания и мечты. И каждый день нам даёт возможность подняться выше.

Притча Осколки доброты.

´Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.

´Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

 

Какие выводы можно сделать из притчи?

Молодой юноша шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

О чем эта притча? Какой смысл скрыт в этой притче? (бессмысленно прожита жизнь. – Имела смысл такая жизнь для него самого?)

Как поняли эту притчу?

Чем похожи притчи?

Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки?

Можно это назвать ценностями для них?

К каким ценностям отнесём монеты, которые делали молодого человека богаче?

– А забота старушки о других?

Не забывайте, что жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды. И от самого человека зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

3. Раскрытие смысла высшей нравственной ценности. Работа над понятием «жизнь».

Самая высшая ценность — это жизнь человека. Жизнь является ценностью, потому что жизнь каждого уникальна и неповторима. Каждый человек имеет свой опыт, мысли, чувства и желания, которые делают его уникальным. Жизнь также является ценностью, потому что она дает возможность учиться, развиваться и достигать целей. Кроме того, жизнь является ценностью, потому что она имеет смысл и цель, которые могут быть найдены в любви, дружбе, семье.

Что на земле имеет ценность?
Конечно, это жизнь, любовь,
Здоровье, мама, дети, верность,
Семья и защищённый кров,

Надежда в сердце, вера в Бога,
Души безгрешность, красота,
Любимый труд, домой дорога,
Мир на земле и доброта!

Только живя, мы радуемся и печалимся, мы любим и дружим. Только живя, мы испытываем эмоции и чувствуем. Мечты сбываются, если ты живёшь и стремишься к ним!

Возможно, ты станешь великим учёным, откроешь новую планету, изобретёшь лекарство от рака или построишь удивительный город! И это всё благодаря тебе и твоей ЖИЗНИ!

Возможно, твой сосед по парте станет путешественником или придумает машину времени, а мальчик, с которым ты случайно столкнулся в магазине – это будущий президент нашей страны. Цени и его жизнь тоже.

Твои успехи и неудачи, твои стремления и начинания, да и вся твоя жизнь, дарят радость и любовь твоим близким. Они гордятся за тебя, они огорчаются вместе с тобой. Их надежды на будущее связаны с твоей жизнью. Помни о близких!

Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.  

Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!

 «Чему она учит? Её мораль»

Послушайте притчу. Дети пришли в гости к своей учительнице. У Анны Петровны был день рождения, и ученики решили поздравить её. Анна Петровна испекла вкусный торт и приготовила душистый чай. Все дети сидели за столом и делились своими переживаниями: кто то боялся предстоящих экзаменов, кто-то был недоволен своими оценками в школе, а кто-то переживал из-за участия в спортивных соревнованиях. Учительница разлила чай в разные кружки, поставила их на поднос и отнесла ученикам. Каждая кружка отличалась: одна была хрустальная — очень красивая, она переливалась на свету; другая — стеклянная — совсем прозрачная, не имевшая узоров; была кружка и из фарфорового сервиза, украшенная росписью; и ещё одна была пластиковая — самая простая. Когда ученики взяли кружки, учительница сказала: —Посмотрите, самые красивые кружки быстро разобрали, оставив неприглядные чашки на подносе. Но ведь вкус чая не изменится от того, в какую кружку чай налит. Да, чашка может выглядеть более красивой, и это абсолютно нормально, что каждый из вас хочет взять лучшую для себя. Но задумайтесь: чай олицетворяет саму жизнь, а ваши заботы и трудности, такие как экзамены, оценки и соревнования, — это кружки. Сама кружка не определяет всю нашу жизнь. Но если мы будем концентрироваться на кружке, мы можем забыть насладиться вкусом самого чая. Самые счастливые люди именно те, кто может извлечь всё самое лучшее из того, что у них уже есть.

Как вы думаете, о чём эта притча? Важно любить жизнь и наслаждаться каждым её моментом. Жизнь — это главное богатство каждого человека, это главная наша ценность. Об этом важно помнить всегда.

-Так чему учит эта притча? (любить жизнь, наслаждаться ею)

Ещё одной важной высшей ценностью является любовь.

А что для вас любовь?

Дать определение вновь поможет нам словарь.

 Любовь — это: 1) 2) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; чувство глубокого и искренней привязанности; 3) расположения, самоотверженной постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-то. Получается, что любовь является очень сильным чувством. А к кому мы можем испытывать это чувство?

Например, к родителям, вашим близким, друзьям, домашним животным, к Родине, к вашей деятельности (например, учёбе или работе) и т. д. Как она многогранна! А как вы считаете, почему часто говорят, что именно любовь спасёт мир?

Даря миру вокруг любовь, мы отдаём ему частичку своего добра и тепла, делая всё вокруг лучше. Любовь окружает нас повсюду, и именно она должна являться основой наших поступков

Отметьте 10 ценностей, которые наиболее важные для вас лично, обведите номер в кружок. Список ценностей:

 1. Любить семью, близких.

 2. Дружба.

3. Помогать родителям.

4. Быть добрым.

5. Сочувствовать и помогать другим.

 6. Жизнь.

7. Учиться и быть образованным.

8. Уважать старших.

9. Свобода.

10. Радость.

11. Книги, картины, скульптуры.

 12. Преданность.

13. Забота.

14. Беречь природу.

 - Представьте, к вам постучались в дом и потребовали отдать две ценности. Какие отдадите? – Зачеркните их. - Ещё две. - Последнее – три ценности. - Осталось три.

Послушаем, что получилось. Что же является самой главной жизненной ценностью?

Верно, самой главной ценностью является сама жизнь.

4 Работа над понятие идеал

—«Нравственный идеал» А теперь послушайте историю, в которой тесно переплетаются две важнейшие нравственные ценности. А какие именно, мы обсудим позже.

 В одной древней стране существовал закон, согласно которому за воровство преступнику отрубали руку. Однажды на краже попался царский слуга. Царь очень любил и уважал своего слугу, но несмотря на это издал распоряжение отрубить ему руку за воровство.  Сын слуги, узнав об этом, пришёл к царю и стал умолять: —Пожалуйста, не троньте моего отца, отрубите мою руку, только не троньте его. —Хорошо, — ответил царь. — Я согласен взять тебя вместо твоего отца. На самом деле царь был очень тронут любовью сына к отцу. И вот в назначенный день мальчик пришёл для исполнения наказания. Он вытянул руку и уже был готов к тому, что сейчас он её лишится, но вдруг меч сверкнул и опустился, не задев даже пальцев мальчишки. И царь сказал: —Я прощаю твоего отца за твою искреннюю любовь к нему. На следующий же день царь отменил этот жестокий закон. А в голове у царя была мысль о том, как счастливы родители, у которых такие дети.

Как вы думаете, о каких нравственных ценностях говорится в этом рассказе?

О любви и добре, конечно!

А есть ли в этой истории герои, которых можно назвать нравственными идеалами?

На чей поступок нужно равняться?

 На поступок сына, конечно! Он настолько самоотверженно любил своего отца, что был готов принять наказание за него.

А есть ли в этом рассказе безнравственный поступок?

Да.

Кому он принадлежит?

Слуге (отцу мальчика).

Безнравственным является воровство. Существует большое количество примеров нравственных идеалов и среди исторических личностей, и среди героев, персонажей произведений

Но не забывайте, что идеалом поведения для каждого из вас могут быть и самые близкие и родные люди.

Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя  собственной  чести и  защиты Родины. Это Александр Невский, полководец Суворов, маршал Жуков и много других.

Известно ли вам такое имя как доктор Лиза?

Елизавета Петровна Глинка

Есть такие больницы, где больные не поправляются. Они называются хосписами. Здесь почти домашняя обстановка, есть возможность жить в клинике целыми семьями, тут избавляются от мучительной боли. В России хосписов около 100. Два из них основала доктор медицинских наук Елизавета Петровна Глинка или Доктор Лиза, как ее все называли.

В 2007 году в Москве основала Международную общественную организацию «Справедливая помощь», Организация оказывает материальную поддержку и предоставляет врачебную помощь умирающим онкологическим больным, малообеспеченным больным, бездомным. Каждую неделю волонтёры выезжают, раздают еду и лекарства бездомным на Павелецком вокзале, В 2010 году Елизавета Глинка осуществляла от своего имени сбор материальной помощи в пользу пострадавших от лесных пожаров. В 2012 году Глинкой и её организацией был организован сбор вещей для пострадавших от наводнения в Крымске.

Во время войны в Сирии Елизавета Глинка неоднократно посещала территорию страны — занималась доставкой и распределением лекарств, организацией оказания медицинской помощи гражданскому населению Сирии.

25 декабря 2016 года Доктор Лиза погибла в авиакатастрофе под Сочи. Она сопровождала в Сирию партию лекарств.

-Скажите, ребята, пожалуйста, какими качествами обладала доктор Лиза и какие поступки совершала?

- Можно ли назвать Елизавету Глинка нравственным идеалом?

В сентябре 1976-го, у пловца Шаварша Карапетяна была обычная тренировка — та, которая на износ. Он бежал вместе с братом по берегу Ереванского водохранилища. Шаварш уже прошёл большой отрезок и планировал отдохнуть, как вдруг ехавший по проезжей части троллейбус вильнул и рухнул с моста в воду.

— Я тогда не думал, как быть, а сразу прыгнул. Вода была градусов 12–13, а это температура, неприемлемая для изношенного тела, которое с 25 кг на спине пробежало 21 км. Но об этом я тоже не думал.

Нырнул к троллейбусу. Сконцентрировался, сжался и ногами разбил стекло. Поранился, но боли не чувствовал. Не помню, сколько раз нырял. Всего вытащил 46 человек. На берегу стоял мой брат, он забирал у меня потерпевших. Ему я нырять запретил. Решил, что, если что-то со мной случится, он останется с родителями.

Медики и спасатели, разбиравшие впоследствии ситуацию, пришли к выводу, что то, что сделал Шаварш Карапетян, вряд ли смог бы сделать еще хоть один человек на свете. Его подвиг сродни подвигам Геракла или Супермена.

Даже если бы он спас одного, двух, трех человек, это было бы фантастикой, учитывая условия, в которых приходилось действовать. Шаварш Карапетян в буквальном смысле вернул с того света 20 (!!!) человек.

На самом деле спортсмен вытащил значительно больше пострадавших, но многим уже не смогли помочь врачи.

А сам Шаварш, сотворивший невозможное, говорил, что ему долго снилась кожаная подушка сиденья троллейбуса. Во время одного из своих нырков он схватил ее, приняв за человека. Ошибку свою пловец понял только на поверхности, и потом еще очень долго переживал из-за того, что этим лишил кого-то шанса на спасение.

Планета по имени Шаварш

Нырять он перестал тогда, когда кончились все физические и моральные силы. Но прежде он еще успел зацепить трос за утонувший троллейбус – у прибывших на место спасателей не оказалось аквалангов, а повторить то, что делал спортсмен, им было не под силу.

Сам Шаварш тоже оказался в больнице – тяжелейшая пневмония, заражение крови, происшедшее из-за порезов об стекло в грязной воде… Он провел на больничной койке 45 дней.

О его подвиге большая страна узнала не сразу – не любили в те времена писать о катастрофах. А когда узнала, в Ереван пошли десятки тысяч писем с благодарностью, на которых был простой адрес «Армения, город Ереван, Шаваршу Карапетяну».

То, что понятно простым людям, не всегда понятно чиновникам. Великий спортсмен и великий человек Шаварш Карапетян не стал Героем Советского Союза – его отметили орденом «Знак Почета». 8 августа 1978 года советский астроном Николай Черных открыл астероид под номером 3027, который ученый назвал Шаварш – в честь пловца-героя.

-Ребята, давайте попробуем описать портрет нравственного идеала, какими качествами должен обладать человек, с которого бы хотелось брать пример?

Работа в группах

(Называем качества, не повторяясь)

Портрет нравственного идеала

Прежде всего - это человек благородный.

Честный и добрый.

Никогда не предающий и умеющий жертвовать собой ради других.

Он тактичный и культурный.

Терпимый по отношению к людям.

Доброжелательный.

Отзывчивый и внимательный.

Заботливый и понимающий.

- Скажите, ребята, а вы можете быть для кого-то или стать нравственным идеалом? (Да, но при условии, что будете к этому стремиться).

5. Работа над понятием принципы

Переходим к принципам. Важно понимать, что наши нравственные принципы формируются на основе ценностей и идеалов. Примерами нравственных принципов могут являться, например, человечность, терпимость, милосердие. А что же означают все эти принципы? Давайте попробуем выполнить задание и понять суть каждого принципа. Как вы думаете, что такое «человечность»? От какого слово оно образовано? От слова «человек». Значит, человечность — это моральный принцип, основанный на идее любви к ближнему, то есть к любому человеку, на идее признания его достоинства и прав.

Как вы думаете, от какого словосочетания образовано слово «милосердие»? Милое сердце. Значит, милосердие — это принцип, основанный на желании помогать всем людям, которые нуждаются в помощи.

А что же такое терпимость, на ваш взгляд? С чем она связана? С принятием. Терпимость, или, другими словами, толерантность — это принятие разнообразия человеческих культур без желания исправить их. Нравственные принципы формируется на основе воспитания, окружения, культуры и религии. Именно моральные принципы помогают нам принять решение в сложной ситуации и поступить правильно

 Нашим нравственным принципам свойственно меняться в течение всей жизни, но главное, что без них мы не можем выстроить гармоничную жизнь и создать гармоничное общество в целом

Принципы морали — это основные правила и стандарты, которые регулируют поведение человека в обществе. Они помогают нам принимать решения и действовать в соответствии с нашими ценностями и убеждениями

Некоторые из основных моральных принципов включают в себя: • справедливость — принцип, который требует, чтобы мы относились к другим людям равно и справедливо;

 • честность — принцип, который призывает нас быть правдивыми и открытыми в своих словах и действиях;

 • уважение — принцип, который предполагает, что мы должны уважать других людей и их права;

милосердие —принцип, который говорит о том, что мы должны помогать другим, когда они нуждаются в помощи;

• ответственность — принцип, который означает, что мы должны отвечать за свои поступки и их последствия

Прочитаем пословицы.

• Доброе слово лечит, а злое калечит.

Эта пословица говорит о том, что добрые слова могут излечить, поддержать в трудную минуту и помочь, в то время как злые слова могут нанести боль и навредить. Здесь проявляется принцип ответственности. Мы должны помнить о том, что можно причинить зло словом, и не говорить обидных слов.

• Не бей Фому за Ерёмину вину.

 В пословице говорится о принципе справедливости. Нельзя обвинять человека, не разобравшись, в чём дело. К каждому человеку надо относиться справедливо.

 • Против милосердия и меч бессилен.

 Милосердные люди, помогающие другим, смогут преодолеть любые препятствия. Здесь представлен принцип милосердия

 

5.Работа над понятие моральный выбор

 В жизни мы часто сталкиваемся с выбором, который может быть сложным и противоречивым. В таких случаях важно помнить о моральных принципах и сделать нравственный выбор, который соответствует нашим ценностям и убеждениям в отношениях, общие увлечения и занятия.

Нравственный выбор — это решение, которое человек принимает на основе своих моральных принципов и убеждений. Это может быть решение помочь другому человеку, сохранить верность своим принципам или отказаться от совершения плохого поступка. Нравственный выбор может быть трудным, но он является очень важным в жизни каждого человека.

Жук» Прочитаем стихотворение Агнии Барто.

 Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

 А он живой, он жив пока,

 Жужжит в окне,

Расправив крылья…

И я зову на помощь маму:

—Там жук живой!

 Раскроем раму!

 Не заметить или помочь?

 В стихотворении говорится о том, что ребёнок сделал правильный выбор, проявил милосердие и заботу. Автор посвятила стихотворение маленькой девочке Наташе, восхитившись добрым поступком ребёнка

Как Андрейка перевёз Нину»

Прочитаем рассказ Василия Сухомлинского.

 Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода. Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина. Андрейка быстро перешёл через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина — в туфлях. Как же она перейдёт? «Ой, как нехорошо я сделал, — подумал Андрейка. — Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?» Мальчик вернулся назад, подошёл к Нине и говорит: — Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём. —Как?—удивилась Нина. —Ведь я в туфлях. —Садись мне на спину, — сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевёз её.

 Правильно ли поступил мальчик, когда перешёл ручеёк один?

Нет, он не проявил заботу о девочке, не помог.

 Почему мальчику стало стыдно?

 Совесть подсказала мальчику, как следует поступить верно, помогла сделать правильный нравственный выбор.

Смысл этого рассказа в том, что нужно всегда приходить на помощь другим, даже если это может быть сложно или неудобно

Нравственный выбор — это решение, которое человек принимает на основе своих моральных принципов и убеждений.

IV. Итог урока

- Что является высшей нравственной ценностью человека?

- Что такое идеал?

- Что такое нравственный выбор

Домашнее задание. На листе А-4 (можно цветном) обведи свою ладошку. На каждом пальчике напиши, за что ты благодарен жизни. Вот что может получиться из ладошек детей нашего класса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу; влиять на формирование нравственных ценностей.Задачи:Дать понятие:  ценность,  высшая ценность, воспитывать толе...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....

урок ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценностиЗадачи:личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах...

Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...

Конспект урока ОРКС " Жизнь - высшая нравственная ценность человека"

Цель: способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности....

Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая -  познакомить с поня...

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Нравственные ценности, идеалы, принципы".

Данный  урок построент с учетом новых требований ФОП начального образования и с использованием интерактивных приемов....