Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Храм"
план-конспект урока по орксэ (3 класс) на тему

Подольская Дарья Геннадьевна

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Храм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hram.rar1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Основы православной культуры

Конспект урока на тему:

«Православный храм»

Выполнила- учитель основ православной культуры МБОУ СОШ 4, Подольская Дарья Геннадьевна

                                                                                                                 

                                                                             

Тема: «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Основные термины и понятия: Храм, церковь, притвор, алтарь, иконостас, икона.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры». Желаю нам успешной работы!

- Прочитайте стихотворение и подумайте, о чем мы будем говорить на уроке. (Слайд 1)

     …Тучи ходят над горами,
    Путник бродит по горам,
    На утесе видит храм:
    Три оконца в этом храме
    Небольшом, да расписном;
    В первом светится оконце
    Ослепительное солнце,
    Белый месяц - во втором,
    В третьем звездочки... Прохожий!
    Здесь начало всех дорог...
    Солнце пламенное - Бог,
    Месяц ласковый - сын Божий,
    Звезды малые во мгле -
    Божьи дети на земле.  

                                  (Набоков В.)

 - Ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о православном храме, узнаете, как он устроен и что люди делают в храмах. (Слайд 2)

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Издавна, где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний учащихся

 - Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (Слайд 3) (Учащиеся дают определения слову «храм»: Например - Храм - это здание или дом, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме много икон.)

-Давайте прочитаем определение, что такое храм.

Храм – здание для богослужения, церковь. (С.И. Ожегов) (Слайд 4)

Другими словами, храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

По другому храм ещё называют – церковь.

Церковь - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

- Запишите себе в тетрадь эти определения.

III. Изучение нового материала. 

На уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

- Давайте узнаем, каким образом храм отличается от всех остальных зданий.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Гимнастика для глаз 
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
• Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
• Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
• Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

Мозговой штурм.
- Какие бывают храмы? Подберите слова, характеризующие храм. (Ответы учеников: большой,  красивый,  великолепный, мощный, воздушный, лёгкий, добрый, строгий).
- Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (Слайд 5)

    Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

Предположения детей, и правильные ответы:

1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;

2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);

3 купола — Святая Троица;

5 куполов — Христос и четыре евангелиста;

7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;

9 куполов — девять чинов ангельских;

13 куполов — Христос и 12 апостолов.

24 купола - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;

25 куполов - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;

33 купола - возраст Христа, в котором его распяли.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. (Слайд 6)

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.

  1. Звон в один колокол называется «благовест». Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. Давайте послушаем благовест. Колокольный звон\kolokol'niy_zvon_(Svyato-Elizavetinskiy_mon-r')-Blagovest.mp3
  2. Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. (Выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника – «трезвон», звон колоколов по поводу печального события – «перезвон»). Давайте послушаем трезвон. Колокольный звон\Kolokol_nye-zvony-Kievo-Pecherskoy-lavry-07_Prazdnichnyy-trezvon-ispolnyaetsya-trizhdy(muzoferma.com).mp3

    Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

-  Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

 Изучение устройства храма.

- Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

- Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?(предположения детей)

- Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  (Слайд 7)

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/231/230902/230902_html_m2befd3f3.jpgРаздать чертёж каждому ученику.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. (Слайд 8)

Вот мы в самом храме (средняя часть). (Слайд 9) Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. (Слайд 10) Целая стена из икон называется иконостас. 
Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали. 

-Молодцы, садитесь.

    А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Венёва.

Коллективная работа.

 -Часто ли вы бываете в храме? (Слайд 11)Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

И не забывайте, что выходя их храма, надо сделать три поясных поклона с крестным знамением.

Рефлексия.

-О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

-Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

-Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? Заполняем таблицу на доске.


Знаю


Узнал


Хочу узнать




Домашнее задание.

-  нарисовать храм вашей мечты

-  подобрать  и выучить стихотворение о храме

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Основы Православной Культуры. Тема: "Храмы России" 3 класс

Данная презентация может быть использована на уроке Основы Православной Культуры по теме: "Храм как образ Вселенной"....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

Урок ОРКСЭ модуль ОПК по теме "Храм"

Урок ОРКСЭ модуль ОПК по теме "Храм"...

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Подвиг в православной культуре"

Урок ОРКСЭ по учебнику Кураева "Основы православной культуры"Цель урока: раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига....

Учебный предмет: ОРКСЭ (основы православной культуры). Тема урока: Заповеди

Цели урока: познакомить учащихся с библейскими заповедями.·       способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями·...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Храм"

Методическая разработа урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в форме интерактивной виртуальной экскурсии со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими...


 

Комментарии

Салимьянова Мария Владимировна

Спасибо Вам,Дарья Геннадьевна, за конспект урока! Воспользуюсь им при проведении урока по данной теме в своем классе.