Разработка открытого урока "Моральный долг"
план-конспект по орксэ на тему

Кепанова Ольга Эриховна

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

Тема урока: Моральный долг.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

Задачи:

  • Познакомить учащихся  с основными понятиями: Моральная норма. Моральный долг. Моральная обязанность.
  • Развивать творческие и познавательные  способности
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами
  • Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», электронное приложение к учебнику.

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)
  • AdobePhotoshop СS (для редактирования изображений)
  • Picture Manager (для редактирования изображений)
  • AIMP3 (для обработки звуковых файлов)

                                                                                                                                      Учитель: Кепанова Ольга Эриховна

МКОУ Водинская  ООШ

                            Баганский район НСО

Технологическая   карта   урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационные формы

Формируемые УУД

Вводно-мотивационный этап.

Этап закрепления и повторения пройденного материала.

Прослушайте отрывок из песни М.Минкова -Ю.Энтина

«Дорогою  добра»

(презентация №1)

- О чём  эта песенка, свяжите свой ответ с темой прошлого урока

-С какими понятиями вы познакомились на прошлом уроке?

Что такое свобода? Кого можно назвать ответственным человеком?

Прослушивание песни с просматриванием презентации

Варианты ответов детей:

-Каждый может выбирать свой путь

-нелегко выбрать правильный путь

-что бы мы ни делали, мы должны отвечать за свои поступки

- не делать плохих дел

-свобода, ответственность, преднамеренность.

---ответы детей

2мин

2мин

1мин

Прослушивание записи песни .

Дискуссия по услышанному.

-Беседа по закреплению понятий.

Личностные: -умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.

Познавательные: сопоставление разных точек зрения.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-восприятие и понимание речи других;

 

Познавательные:        -умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Операционно-познавательный:

-Я сейчас прочитаю небольшой рассказ, вы внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос:  Можно ли  назвать главного героя свободным ?

«Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Но Толик пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватил пару яблок, вышел погулять, а про мамину просьбу и не вспомнил.

На улице Толя встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку.

Вернулся  Толя домой в 3часа.  Пообедал. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. «А нам не задали»,-сказал Толик.

Он спокойно ушёл играть в футбол в парк. Возвращаясь домой, Толя увидел на земле кошелёк. Озабоченная женщина ходила рядом, глядя под ноги, видимо это она кошелёк потеряла. Толик незаметно поднял кошелёк и побежал в магазин покупать мороженное.

-Можно ли назвать главного героя свободным?

-- Соблюдал ли Толя нормы морали?

Вспомните, что такое мораль? Моральный выбор? В пользу каких поступков сделал свой выбор Толя?

А как мальчику нужно было поступить?

--Толика нельзя назвать свободным человеком.

--Свободный человек это тот, кто умеет отвечать за свои поступки и к любому делу относится ответственно.

-- Нет, потому что Толик не выполнил ни одной просьбы мамы, не помог ей, провалялся на кровати

- -Обманул маму, что ничего не задали на дом, хотя одноклассник напомнил ему о трудной задачке

-нашёл кошелёк, тайно забрал его и побежал покупать мороженное, вместо того, чтобы его вернуть.

---Он должен был………

3мин

1мин

2мин

Отвечают на вопрос и дают обоснование своему ответу.

Познавательные:        -осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

Коммуникативные:    -владение монологической и диалогической формами речи;

Личностные:               -формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений;

Коммуникативные:    -оформление своих мыслей в устной  форме с учётом речевой ситуации;

Операционно-познавательный:

Изучение нового материала.

 ---Я в ваших ответах услышала слова «Должен был…»

  Составьте и запишите предложение со  словом «долг» 

Как вы думаете, почему я обратила ваше внимание на это слово?

Слово эти очень непростое. В нём вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется ….

          «МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ»

Тема нашего урока звучит точно также. Запишите её в опорный лист.

(презентация№2----1слайд)

-откройте учебник на странице  26 и прочитайте первые 9 строчек.

-в опорном листе в задании №1запишите понятие ДОЛГ. (2 слайд)

-какое из слов в определении этого слова, на ваш взгляд, является значимым, главным?

Что оно значит?

-Как вы думаете, моральный долг  связан с такими понятиями как свобода и ответственность?

Найдите ответ на этот вопрос в 1 абзаце.

-Какое  ещё понятие вам  встретилось?

В задании №2 допишите недостающие слова

В обществе принято жить по нормам морали- это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения признанными обязательными для исполнения. Эти правила часто называют моральными обязанностями

-Запишите определение в опорный лист

--задание №3  (2 слайд )

-А какие правила принятые в обществе вы знаете и выполняете ли  их?

Посмотрите внимательно на задание №4 в опорном листе, прочитайте его.

  Определите те действия, которые будут осуждаться моралью, а которые нет.

-Я могу сделать вывод, что вы знакомы с некоторыми нормами  поведения , принятыми в обществе и можете отличить как надо поступать, а как не стоит.

Но главное не просто знать, но и выполнять свои моральные обязанности.

         

 Существует даже такое понятие «Человек долга»  Найдите в 1 абзаце строки об этом.

 

Прочитайте 2 абзац  и посмотрите на (3 слайд)

-О какой моральной обязанности вы узнали? Заполните в задании №6 пункт А,

Прочитайте 3 абзац. О какой моральной обязанности вы узнали? (4слайд)

Заполните в шестом задании пункт Б 

Чтобы понять, какие ещё обязанности есть у человека, поработаем с текстом. Вы его прочитаете и обсудите, о какой моральной обязанности идёт речь?

Задание №5   Л. Толстого «Два товарища»

Прочитайте 5-й и 6-й абзацы на стр.27

И заполните в опорном листе в задании №6 пункты В, Г.  

Прочитайте 8-й абзац на стр 27 и заполните в шестом задании пункт Д.

Что записали в шестом задании?

У каждого человека, живущего в обществе много  обязанностей, связанных со взаимоотношениями людей.

 (Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10)

О многих моральных обязанностях написаны не только рассказы, но и стихи, песни.

О какой моральной обязанности эта песня?

Звучит песня «Катюша»

Учащиеся составляют и записывают свои предложения

-Наверное потому, что мы сегодня будем говорить о долге.

Дети записывают

---осознание.

---Когда человек понимает, что он делает.

---моральные обязанности.

---ответы детей.

--ответы детей.

*обманывает родителей

*твёрдо держит своё слово

*помогает родителям

*жестоко обращается с животными

*добросовестно относится к учёбе

*защищает слабого

*портит имущество школы.

Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений.  

--- обязанность- исполнять установленные в обществе моральные нормы.

--обязанность уважать других людей и их права.

Читают, обсуждают в паре, отвечают.

---моральная обязанность помогать другим, не бросать в беде.

--читают по опорным листам: *обязан исполнять установленные в обществе моральные нормы.

*уважать права других.

*бескорыстно помогать другим людям.

*быть благодарным за помощь

*самое главное--…..

---патриотический долг.

Дети исполняют песню.

2мин

1мин

1мин

2мин

2мин

2мин

2мин

2мин

1мин

2мин

2мин

2мин

2мин

3мин

2мин

2мин

Зачитывание предложений. Обсуждение значения слова «долг» в их предложениях.

Работа со слайдом и опорным листом

Работа с учебником и опорными листами.

Работа с учебником.

Работа с опорными листами

работа с опорными листами.

работа с опорными листами устно по цепочке.

Работа с учебником

Работа с учебником и со слайдами.

Работа с литературным текстом

Работа с учебником

Работа со слайдом

Коммуникативные:    -высказывание и обоснование своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета;

Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и цели урока;

Познавательные:        -ориентирование в учебном пособии

Регулятивные: -умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстами учебного пособия;

Познавательные:        -вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой,

Коммуникативные:    -оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-восприятие и понимание речи других;

Познавательные:        -владение и использование разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового;

Коммуникативные:    -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-овладение умением работать в паре, группе;

Личностные: -формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений;

Коммуникативные:   умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.

Закрепление  и обобщение пройденного на уроке материала.

1.Сейчас мы проведём блиц-опрос. Надо отвечать ДА или НЕТ.  Готовы?

Блиц-опрос:

  1. Долг- это осознанные действия человека? (ДА)
  2. Моральный долг связан со свободой? (ДА) 
  3. Моральный долг связан с ответственностью? (ДА) 
  4. Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ) 
  5. Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА) 
  6. Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА) 
  7. Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА) 
  8. Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ) 
  9. Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА) 
  10. Уметь благодарить- это норма? (ДА) 
  11. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА) 
  12. Дети должны помогать родителям? (ДА) 

2.Выполнение задания тестового характера.

(Проверка выполнения тестов)

Так что такое моральный долг? Что самое главное в нём?

Дети отвечают хором.

Выполняют тесты.

--Дети отвечают.

1мин

2мин

Блиц-опрос.

Работа с тестами.

Регулятивные:   -в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Регулятивные: -в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Домашнее задание.

Вопросы и задания на стр 27.

Читают задание.

1мин

Рефлексия

.  Посмотрите задание № 7 и отметьте, как вы сегодня поработали.

Обводят соответствующий кружок на опорном листе.

1мин

Рефлексия.

Заключительный этап.

Спасибо за урок. А сейчас посмотрим замечательный клип, он называется «Мама и дочка» К какой моральной обязанности  он имеет отношение?

1мин


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Опорный лист к уроку № 11

Тема:_____________________________________________________

Задание 1. Новое понятие: ___________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 2. Моральная ________________________

                   Моральная ________________________

Задание 3.Моральная обязанность – это _______________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 4.   * Твёрдо держит своё слово.

                     * Добросовестно относится к учёбе.

                     * Жестоко обращается с животными.

                     * Помогает родителям.

                     * Портит имущество школы.

                     * Защищает слабого.

Задание 5.  Два товарища

(Л. Толстой)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: «Ну что, - говорит,--медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне , что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают»

О какой моральной обязанности идёт речь в этом тексте?

Задание 6. Допиши:

 А) Я обязан исполнять _____________________________________________

_________________________________________________________________

Б) Я должен уважать________________________________________

__________________________________________________________

В)Я обязан бескорыстно_____________________________________

__________________________________________________________

Г)Я должен быть благодарным другим за ______________________

__________________________________________________________

Д)Самое главное в моральном долге __________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 7.  Оцени свою работу. Обведи соответствующий кружок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Красный кружок- было трудно, ничего не поняла.

Жёлтый кружок—поняла, но не всё.

Зелёный кружок—мне работалось с удовольствием, всё поняла.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Моральный долг Цель : создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях . 1слайд

Слайд 2

Моральный долг - это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Моральная обязанность – это когда выполняя свой долг, человек добровольно принимает на себя какие - либо обязанности по отношению к другим. 2слайд

Слайд 3

Моральная обязанность Исполнять установленные в обществе моральные нормы Если человек соблюдает моральные нормы, то его поведение положительное, если не соблюдает, то поведение отрицательное - вредное, злое. Моральный контроль при этом осуществляет мнение общества и совесть человека. 3слайд

Слайд 4

4слайд Моральная обязанность Уважать других людей и их права Права человека Право на жизнь Право на личную неприкосновенность Право на тайну переписки На уважение личной и семейной жизни Право на получение информации Право на свободу мысли и совести Право на неприкосновенность жилища На свободу выражения своего мнения

Слайд 5

Моральная обязанность Бескорыстно помогать другим

Слайд 6

Моральная обязанность Благодарность

Слайд 7

Моральная обязанность Родительский долг

Слайд 8

Моральная обязанность Забота о больных и стариках

Слайд 9

Моральная обязанность Профессиональный долг

Слайд 10

Моральная обязанность Патриотический долг

Слайд 11

Самое главное в моральном долге- это не слепое выполнение существующих в обществе норм и требований, а сознательное и добровольное следование им. Д обро О тветственность Л юбовь Г ероизм

Слайд 12

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Тест к  уроку № 11 «Моральный долг»

Выбери правильный ответ и  подчеркни его.

 

Что такое моральный долг?

 - осознание человеком необходимости выполнять нормы общества

 - государственный закон

 - принуждение общества

 - семейная традиция

 

Почему человек долга выполняет свои обязательства?

 - рассчитывает на вознаграждение

 - так поступают все

 - убеждён в необходимости выполнения своих обязанностей

 - боится наказания

 

Какова моральная обязанность человека в обществе?

 - выбрать определённую профессию

 - жить только в крупном городе

 - иметь много друзей

 - уважать других людей и их права

Благодарность – это…

 - все ответы верны

 - способ получить похвалу от родителей

 - признак неуверенности в себе

  - моральная обязанность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

Разработка открытого урока по окружающему миру "Как возникали и строились города"

Методическая разработка урока по окружающему миру "Как возникали и строились города"...

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Colours»

Задачи урока.     Практические:Автоматизировать употребление лексики по темеПовторить образование множественного числа существительныхПовторить употребление ранее введе...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Colours»

Задачи урока.     Практические:Автоматизировать употребление лексики по темеПовторить образование множественного числа существительныхПовторить употребление ранее введе...

Разработка открытого урока по английскому языку в 4 классе по теме "Home"

Разработка открытого урока. На уроке используются различные виды деятельности. Урок проводится в форме игры путешествия, а так же прилагается презентация....

Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)

Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель:      1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2.     Развити...