Урок по курсу ОРКСЭ "Дружба и порядочность"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Светлана Витальевна

Конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ "Дружба и порядочность" содержит сингапурские технологии, успешно реализованные в ходе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_volkova_s.v.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу ОРКСЭ

Тема: Дружба и порядочность

Учитель: Волкова Светлана Витальевна 

Класс : 4 В

Цель: развитие представлений о дружбе, друге, порядочности, понимания их значения в жизни общества

Задачи:

  • создать  условия для развития и совершенствования представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности;
  • развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
  • воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование:  презентация к уроку, 4 таблички с утверждениями о добре, песня «Доброта – это…» (Барбарики), чистые листы А4 (для 6 столов), толковые словари (на каждый стол – 6 шт.), 3 плаката со смайликами для рефлексии (дети сидят по 4 за столами).

Ход урока

УУД

  1. Организационный момент:

-Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной  одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. Поприветствуем друг друга. А начнём мы с проверки домашнего задания.

- планирование учебного сотрудничества с учителем (К)

  1. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы обсуждали, что такое добро и зло. И сделали вывод, что добро охватывает в себя много хорошего и прекрасного. И сегодня предлагаю вам подумать, что для вас добро? Прошу подумать каждого из вас и выбрать один из данных вариантов (слайд 1):

  1. Добро – это отзывчивость
  2. Добро – это душевное расположение к людям
  3. Добро – это мир и любовь
  4. Добро – это душевное расположение к людям, мир и любовь, отзывчивость, щедрость

- Подумали? А теперь встаньте те, кто выбрал 1 вариант (2,3,4). Пройдите к табличке с вашим утверждением. (дети встают и подходят к табличкам с выбранными утверждениями)

- А теперь прошу вас выбрать ближайшую пару. Сейчас мы проведем ТАЙМ-ПЭА-ШЭА. Каждый в течение 30 с расскажет своему партнеру, почему он так считает. Первым начинает тот, кто ростом выше. Итак, начали! (таймер – 2 слайд) (партнер А говорит, В слушает)

- Поблагодарим за ответ того, кто говорил, словами «Ваш ответ очень интересный! Спасибо!» (слайд 3)

- Теперь начинает говорить второй партнер. 30 секунд (таймер) (партнер В говорит, А слушает)

- Те, кто слушал, поблагодарите своего партнера словами «Какой прекрасный выбор! Благодарю за ответ!» (слайд 4)

- Ребята, вы выслушали ответы друг друга. Поднимите руки те, кому показался очень интересным ответ партнера. Кто хочет из первой группы рассказать о выборе партнера? (из второй, третьей, четвертой группы)? (ответы учеников)

- Спасибо за ответы! Садитесь на места (дети садятся за столы).

- извлечение необходимой информации ( П)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- принятие и сохранение учебной задачи (Р)

- планирование своих действий (Р)

- умение сотрудничать в модели ученик-ученик (К)

- умение вежливо общаться (К)

  1. Самоопределение темы

- Предлагаю прочитать одну притчу (на слайде) (чтение детей вслух по цепочке)

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья.

- Как вы думаете, зачем пришли друзья?  (ответы детей)

Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

- Как вы думаете, как изменилась жизнь главного героя с приходом друзей?  (ответы детей)

С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

- Ребята, о чем эта притча?

- Сформулируйте тему нашего урока? (ответы детей: Дружба)

- Какая пословица подходит к этой притче? (Не имей 100 рублей, а имей сто друзей)

- самоопределение (Л)

- смыслообразование (Л)

- понимание  информации, представленной в неявном виде (П)

- принятие и сохранение учебной задачи (Р)

- планирование своих действий (Р)

  1. Работа по новой теме

- Что же такое дружба? Чтобы понять это, предлагаю вам поработать в команде по структуре ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС. Для этого ученики под номерами 1 возьмите подготовленный лист как на слайде (слайд 5) и напишите в центральном квадрате слово «Дружба» (ребята выполняют действия).

- Теперь в течение 1 минуты каждый член команды пишет в своем квадрате те идеи, которые у него вызывает слово Дружба. Время пошло (таймер – 1 мин)

- Следующий этап – начиная с номера 3 называем по одному записанному слову, если остальные 3 участника команды соглашаются с ним – вписываем в центральный квадрат, если есть отказ – то слово не вписывается в центр. Приступаем. (ученики соглашаются либо нет с предложенным словом)

- Команды, которые готовы, поднимите руку.

- Начиная со стола 4 по очереди огласите свои выбранные варианты (по 1 слову). (ответы детей записываются на доске).

- Спасибо, ребята. У нас получилось очень емкое понятие Дружба.

- Как вы думаете, где мы можем более точное определить понятие Дружбы? ( в словарях, энциклопедиях)

- Согласны вы с определением в словаре? Отличается ли оно от нашего коллективного определения? Почему?

- Прочитаем, как слово «дружба» объясняется в нашем учебнике, на с. 62. (чтение учеников)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- подведение под понятие (П)

- генерирование идей и  обобщение информации (П)

- анализ и объяснение понятий (П)

- сравнение понятий (П)

- формулировка  выводов на основе анализа объектов (П)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- учет разных мнений (К)

- аргументация своего мнения (К)

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

- смыслообразование (Л)

- осознание ответственности за общее дело (Л)

  1. Физминутка

«Барбарики» - песня «Что такое дружба»

- А теперь подвигаемся под музыку. Когда музыка остановится, нужно будет сгруппироваться по столько человек, сколько будет в заданиях:

  • Старый друг лучше скольки новых? (2)
  • Не узнавай друга в три дня, а узнавай за сколько лет? (3)
  • Со сколькими мушкетерами дружил Д Артаньян? (3)
  • Для любимого дружка сколько верст не околица? (7) Околица - изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него. Объездная дорога
  • Сколько умов лучше, чем один? (2)

- адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К)

- осознание ответственности за общее дело (Л)

  1. Продолжение работы по теме урока

- Предлагаю послушать следующее стихотворение. (выступление учеников)

Все  живут, не тужат,

                              А  со  мной  не  дружат!

                              Предлагаю  Ильиной:

                            - Ты  дружи  со  мной  одной!

                            Есть  разряд  у  Ильиной,

                            И  девчонок  свита.

                            Подружусь  я  с  Ильиной,

                            Стану  знаменита!

             Все  пятёрки  до  одной  у

            У  Светловой  Нади.

            Я  прошу: - А  ты  со  мной

            Подружись  хоть  на  день!

            Будешь  ты  меня  спасать –

            Дашь  контрольную  списать.

                            А  девчонки   на  дыбы!

                            Говорят: - Молчала  бы!

                            Не  вставать  же  на  колени,

                            Уговаривать  подруг…

                            Напишу  я  объявленье:

                            Срочно  требуется  друг.

-   Почему  же  с  девочкой  никто  не  хочет  дружить?

- А какими качествами должен обладать настоящий друг? (ответы учеников + чтение с. 64 (учебник)

- Какие черты характера друга ты ценишь?

- Предлагаю разобрать ситуации и ответить на вопросы. Работаем в группах – вместе обсуждаем.

Ситуация № 1 (для первой группы.)

Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят  ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

Вопросы для обсуждения:

Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

Знаете ли вы такие примеры?         

Какие качества вы цените в друге?  

Ситуация № 2 (для второй группы.)

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке,  в школьной столовой, на улице. Олег и  Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками  которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот  день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

Что случилось с Мишей?

Почему он повел себя так?

А как бы вы повели себя в такой ситуации?

Были ли в вашей жизни подобные ситуации?

Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

-  извлечение необходимой информации из текстов (П)

- формулировка выводов на основе анализа (П)

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

  1. Закрепление

- Ребята, значит, для дружбы нужны правила?

- Попробуйте сформулировать правила дружбы в своей команде.

- Прочитайте правила дружбы на с. 67 (учебник)

- А что говорит о дружбе народная мудрость? Для этого на листочках нужно собрать пословицы и объяснить их смысл. (ответы детей)

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

« Взаимное доверие - основа дружбы».

« Человек без друзей, что дерево без корней».

« Старый друг, лучше новых двух».

«Настоящая дружба не знает зависти».

«Не богатство друг, а друг-богатство».

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

- достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве  в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе (К)

- определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л)

  1. Рефлексия

- Предлагаю вам подумать над тем, какое настроение у вас сейчас, и подойти к соответствующему плакату. (Смайлик с улыбающимся лицом – настроение отличное, на уроке чувствовали себя комфортно. Смайлик с вопросом – что-то осталось непонятым, есть какие-то вопросы, заставляющие задуматься. Смайлик печальный – грустное настроение, недоволен уроком)

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- формулирование и аргументация своего мнения (К)

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

- формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л)

  1. Подведение итогов

- Ребята, предлагаю подвести итог данному уроку каким-нибудь лозунгом, девизом по нашей теме. Подумайте, какой призыв о дружбе вы захотите сказать одноклассникам, нашим гостям и вообще всем людям на планете? (дети приводят ответы – от каждой команды по 1 призыву, например: «Ребята, давайте жить дружно!»)

- осуществление синтеза, составление целого из частей (П)

- подведение под понятие (П)

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ. Дружба и порядочность

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Дружба и порядочность"...

Урок по курсу ОРКиСЭ "Дружба и порядочность"

модуль"Светская этика" автор М.Т. Студеникин...

Конспект урока ОРКСЭ + презентация "Дружба и порядочность" (4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...

Урок по ОРКСЭ «Дружба и порядочность

Данный урок в образовательной программе 4  класса по светской этике.Раскрывает значение "дружба","друг"....

Конспект урока по ОДНКНР или ОРКСЭ "Порядочность"

Конспект урока по ОДНКНР  или ОРКСЭ "Порядочность"...

Технологическая карта урока по теме "Дружба и порядочность"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса по теме "Дружба и порядочность". Предназначен для учителей, работающих по учебнику М.Т. Студеники...

Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба и порядочность"

На данном уроке речь идёт о формировании понятий "дружба", "порядочность", "бескорыстие"; формируются представления о понятиях "друг", "приятель", &qu...