Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) по теме
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕМОЙ
1. Изучаем
2. Делимся своими наработками ( конспекты уроков, презентации, классные часы, внеклассные мероприятия, проекты, мастер-классы, видео-материалы) по теме "Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ", ( присылаем файл (ФИО) на адрес электронной почты: IVerettennikova@gmail.com
Конспект урока "Храм" Пугачёвой Ю.А.https://yadi.sk/mail/?hash=0X%2BFaqoynASlCUq0ENYHeeMrDdZY8cQL6ZBlMQwIpa8%3D
Исследовательская работа учащихся 4 класса. Учитель: Вах Н.А. http://ru.calameo.com/read/001139034cdb6f71b6d2b
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса ОРКСЭ
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:
словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);
практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда).
Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.
При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.
Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии четко поставленной цели или проблемы, решение которой ученики должны попытаться найти входе коммуникации и взаимодействия, а также в условиях организационной и содержательной поддержки со стороны учителя, который выступает своего рода модератором дискуссии. Кроме того, работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.
Групповая работа как одна из основных форм, стимулирующих самостоятельную работу и мышление учащихся, лежит в основе практически каждой современной модели преподавания религии. Для многих из них источником послужила «инструментальная педагогика» Джона Дьюи, который разрабатывал свой подход в начале 1920-х гг. Дьюи выдвинул идею, что учащийся приобретает реальные знания и практические навыки в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, подготовки исследовательских проектов, нахождения ответов на спорные вопросы, и, в целом, восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания. Учитель скорее ставит вопросы, чем дает ответы, предлагает возможные пути решения, нежели дает конкретные указания к выполнению. Развитие самостоятельности мышления и креативности - одни из основных задач, которые решаются в рамках этого подхода.
Отличной формой организации взаимного сотрудничества является парная работа. Она позволяет преодолеть страх перед учителем (не смогу!), перед одноклассниками (сделаю не как все!), способствует формированию коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.
Например, творческое задание для работы в парах на уроке ОПК "Отношение христианина к природе" (уч.А.Кураева):
Нарисуй три круга. Расположи их один над другим. Впиши в них слова: «Природа», «Бог», «Человек» – так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит. Проговорите это задание в парах, приведите доводы, свидетельствующие о правильном порядке следования (иначе говоря, иерархии). Как вы думаете: мир иерархичен (то есть упорядочен, одно должно следовать за другим в определенном порядке) или беспорядочен? От чего это зависит?
Среди других видов учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно выделить следущие:
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, ветеранов и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем. Результаты проведения интервью по наиболее важным разделам курса могут лечь в основу итогового проекта, который предполагается представить по окончании обучения.
Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Сочинение, эссе.
Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью.
Например, на одном из уроков по иудейской культуре группе учащихся было предложено представить себя журналистами, оказавшимися в древнем Египте с заданием написать газетную статью о Моисее и иудейском народе, пребывавшем в плену. Это задание, конечно, выходит за рамки обычного эссе, однако задачи работы остаются неизменными: от учащихся требуется переосмысление исторических и культурных событий, связанных с египетским пленом иудеев и лидирующей ролью Моисея как пророка. На примере этой работы учитель может проследить насколько успешно учащиеся в свободной творческой форме смогли раскрыть наиболее важную идею или комплекс идей, связанных с этим событием из священной истории иудаизма, которая была представлена на уроке.
Другая форма творческой письменной работы – написание эссе-размышления на определенную тему по собственному выбору. Например, одной из тем может быть анализ явление чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом. Или предложить тему, на которую нельзя дать однозначный ответ. Пусть ребята выскажут разные точки зрения.
Создание галереи образов направлено, прежде всего , на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-
коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений.
На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, где представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.
Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации. Ключевым принципом отбора должен быть принцип репрезентативности:рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты изучаемой религиозной культуры.
Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. Уникальные возможности предоставляет, например, ресурс Google Art Project (http://www.googleartproject.com), где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов, позволяющие в реальном времени «путешествовать» по музею, получать необходимую информацию из всплывающих подсказок и аудиофайлов. Большинство картин представлено в высоком разрешении, что позволяет зрителю разглядеть мельчайшие детали художественного произведения, недоступные при использовании репродукций. К сожалению, материал представлен на английском языке, однако эта проблема перестает быть существенным препятствием при установке в Интернет-браузер бесплатной панели автоматического перевода (Google Translator Bar).
Еще одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса. Задания этого типа при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены на протяжении курса.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №9
с углублённым изучением отдельных предметов г.Павлово
Социальный проект
«Твори добро»
Автор проекта:
Батурина Римма Викторовна,
учитель начальных классов
г.Павлово, 2015 г.
Содержание
- Актуальность проекта ……………………………………………………. стр.2
- Цель и задачи проекта …………………………………………………….стр.2
- Воспитательные методы ………………………………………………….стр.2
- Направления деятельности ……………………………………………….стр.3
- Пути реализации …………………………………………………………..стр.3
- План реализации проекта ………………………………………………..стр.3
- Кадровое обеспечение проекта …………………………………………..стр.4
- Смета проекта ……………………………………………………………..стр.4
- Реализация проекта ……………………………………………………….стр.4
- Предполагаемые результаты ……………………………………………..стр.5
- Фотоотчет ………………………………………………………………….стр.6
- Документы …………………………………………………………………стр.12
Актуальность и важность проекта:
Происходящие перемены в нашем обществе требуют от современного человека проявления таких качеств как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность. Анализ проведенной диагностики показал, что у современного подрастающего поколения есть проблемы, связанные с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.
Социальный проект направлен на формирование гуманизма, нравственных качеств. Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.
Цель проекта:
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, повышение его социальной активности и гражданской ответственности.
Задачи проекта:
- оказание социальной помощи и психологической поддержки одиноким и престарелым людям;
- пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей;
- формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
- формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем;
В основу проекта положены воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность;
- сотрудничество;
- доверие;
- личный пример;
Направления деятельности:
- « Творчество» Организация концерта для пожилых людей.
- «Забота» Изготовление памятных подарков детьми для пожилых людей.
- «История». Ознакомление с историей села Абабково и женского монастыря.
Пути реализации:
- создание групп по интересам;
- проведение анкеты «Мое место в современном обществе»;
- налаживание внешних связей (Совет ветеранов, Центр социальной защиты населения, общественные организации)
План реализации проекта:
Мероприятие | Сроки выполнения |
| 18 – 20 июня 2015 года |
| 21 -22 июня 2015 года |
| 25 июня 2015 года |
| 27 июня 2015 года |
| 25 – 29 июня 2015 года |
| 2 – 19 июля 2015 года |
| 13 июля 2015 года |
| 19 июля 2015 года |
| 20 – 21 июля 2015 года |
Кадровое обеспечение проекта:
- Директор школы МБОУ СШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов г. Павлово.
- Начальник школьного лагеря «Звёздочка» с дневным пребыванием детей при МБОУ СОШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов г. Павлово.
- Педагоги, воспитатели школьного лагеря.
- Воспитанники школьного лагеря
Смета проекта:
В ходе проведения социального проекта планировалось:
1. Привлечение помощи спонсоров для приобретения фоторамок – 500 рублей
2. Собрать добровольные пожертвования в виде канцтоваров (клея, цветной бумаги и картона)
Реализация проекта:
Для обсуждения проекта «Твори добро» были привлечены учащиеся с 1 по 4 класс. При беседах с детьми мы выявляли проблемы современного общества. Ребята предложили возможные варианты решения проблем:
- посещение Дома временного проживания пожилых людей с. Абабково
- посадить аллею около школы
- подарить игрушки детям Детского дома с. Таремское
- озеленение классов
- создание живого уголка.
Решили остановиться на одной, несомненно, очень важной и значимой. Это помощь одиноким пожилым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Мы распределили обязанности. Одна группа ребят занималась сбором информации. Среди воспитанников были проведены анкета «Мое место в современном обществе» и социологический опрос, с целью выявления конкретной проблемы детей, которую мы были бы в состоянии решить своими силами. Вопросы:
- Общаетесь ли вы с пожилыми людьми?
- Как вы думаете, чем можно им помочь? На выбор были предложены следующие варианты – игрушки, сладости, поделки или что- то другое.
- Чтобы порадовать пожилых людей, по результатам опроса, было решено сделать подарки своими руками и организовать концерт.
С результатами мы отправились к директору нашей школы Терентьевой Н.Ю. Она поддержала наши начинания и разрешила реализовать проект в соответствии с планом работы школьного лагеря «Звёздочка» с дневным пребыванием детей. Побывали мы и в Доме временного пребывания пожилых людей с. Абабково, где познакомились с директором. Там мы убедились, что наша помощь для них не будет лишней.
В процессе подготовки этого проекта мы познакомились с различными документами, изучили права людей, пообщались со многими людьми. А самое главное, поняли, что вокруг нас есть очень много людей, которые нуждаются в нашей помощи, и мы в состоянии им помочь. Пусть нам удалось решить не все проблемы пожилых людей, но слёзы радости и восхищения, растроганных бабушек и дедушек, которые хоть на время помолодели душой, забыли о болезнях, мы не забудем никогда.
Предполагаемые результаты:
- обретение обучающимися опыта социально активной деятельности;
- овладение навыками нравственного поведения и общения;
- формирование чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения к другим людям;
- освещение реализации проекта «Твори добро» на сайте МБОУ СШ №9 г. Павлово www.pavsch9.narod.ru;
- освещение деятельности участников проекта в СМИ: статья «Твори добро» в газете «Павловский металлист», статья «Лето – маленькая жизнь» в газете «Павел перевозчик»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа № 3 г.Павлово
Нижегородская область г. Павлово, ул. Чапаева, д.41
Конкурс исследовательских работ для младших школьников
«Путь познаний»
Тема исследования: «Павловские охоты»
Тема выступления:«Сказ о том, как Никита охоты изучал»
Выполнил Шашкин Никита,
ученик 3 Б класса МБОУ СШ № 3 г.Павлово.
Руководитель исследования: Серавина Жанна
Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СШ№3 г.Павлово.
г.Павлово
2015
Содержание
- Введение………………………………………………………………..…...3
- Основная часть. Павловские охоты – увлечения павловчан…………….5
2.1. Павлово – город на семи холмах…………….…..............…….……...5
2.2. Комнатное цитрусоводство……………..…………….…….………6
2.3. Гусиные бои………………………………………………..…………..6
2.4. Разведение канареек…………………………………………………...8
- Вывод: мои впечатления от изучения павловских охот……..…………10
- Литература…………………………………..…………………………….11
1. Введение.
Однажды мы с мамой приехали за покупками в торговый центр «Цитрон», и она сказала мне: «Обрати, пожалуйста, внимание, на ступеньках у входа стоит памятник кузнецу. Как ты думаешь, почему именно такой памятник здесь установили, случайно ли он здесь оказался?» Я только пожал плечами и сказал, что как-то не задумывался об этом. Тогда мама рассказала мне немного об истории нашего родного города, о том, что Павлово всегда славилось мастерами кузнечного дела. Еще она указала мне на красиво оформленную вывеску с названием торгового центра и объяснила, что и название «Цитрон» выбрано не случайно, ведь уже несколько столетий павловчане увлекаются разведением комнатных лимонов.
Когда мы вместе с моей учительницей Жанной Алексеевной просматривали варианты возможных тем исследования, предложенных организаторами нам, ребятам, на выбор для участия в конкурсе исследовательских работ для младших школьников «Путь познаний», меня заинтересовала тема «Павловские охоты». Я решил, что здесь надо будет изучать какое-то специальное павловское оружие, необходимое для охоты на зверей, а какому мальчишке неинтересно узнать о таком?!
Учитель предложила мне не торопиться и начать собирать информацию. Поиск информации о павловских охотах в информационно-комуникационной сети «Интернет» удивил меня. Все материалы на эту тему касались увлечений жителей нашего города, про какое-то особенное, придуманное нашими земляками оружие там не было ни слова. Меня мучал вопрос «Почему так? Почему павловскими охотами называют широко известные увлечения павловчан?»
Я заглянул в толковый словрь, чтобы разобраться в получившейся путанице и узнал, что слово «охота» - имеет несколько значений. Наряду с общеизвестным толкованием этого слова «охота – поиски, выслеживание зверей, птиц с целью их умерщвления или ловли», нашлось и еще одно «охота – желание, увлечение, стремление к чему-либо». Под вариантами толкования слова «охота» были приведены примеры употребления его в речи «Спать охота», «И охота тебе спорить с ним (зачем ты с ним споришь)».
Теперь мне все стало понятно. Павловские охоты – это то, что жители нашего города на протяжении длительного времени делают с увлечением, к чему у них душа лежит.
Вспомнив разговор с мамой около торгового центра «Цитрон», я окончательно решил, что хочу изучить павловские охоты, познакомиться с историей родного города, которому в 2016 году исполняется 450 лет.
Кроме того, мне, как, наверное, каждому современному ребенку, часто приходится слышать от взрослых, что их детство проходило веселее и интереснее, чем наше; что у них было много разных увлечений, а наши – сводятся к компьютерным играм и виртуальному общению в социальных сетях. Вот и займусь поиском ответа на вопрос: «Что же такого интересного и захватывающего в этих павловских охотах?».
Цель работы:
Выяснить, что такое «Павловские охоты».
Задачи:
- узнать
- значение слова «охоты»;
- определить круг увлечений павловчан с далеких лет до наших дней;
- познакомить одноклассников с «Павловскими охотами».
Гипотеза:
- Изучение традиций родного края – интересное и познавательное занятие.
Методы исследования:
наблюдение, опрос, работа со словарями, поиск информации в сети Интернет.
2. Основная часть. Павловские охоты – увлечения павловчан.
2.1. Павлово – город на семи холмах
Город Павлово стоит на семи холмах высокого берега Оки. Считается, что он возник как острог при переправе через Оку. Название свое, по преданию, он получил по имени первого перевозчика – Павла, благодаря которому сократился путь из Владимирской губернии на юг Нижегородской.
По переписи 1618 года в остроге и слободке, которая появилась около него, были как «пашенные», то есть занимавшиеся земледелием, так и непашенные люди, державшие харчевные избы, квасоварни, занимавшиеся разными промыслами: кузнечным и оружейным делом, шитьем и ремонтом одежды и обуви, торговлей. Болотистую жижу выжигали в глиняном горшке, получали железо, оно так и называлось – криничное.
К концу XIX века на восемь тысяч жителей здесь было 323 кустарных мастерских, двести делали замки, сто - ножи, остальные – оружие, кожи, мыло. Почти в каждом дворе кузня. Занимались бондарным промыслом – поставляли дубовые сорокаведерные бочки под селедку-залом на Астраханские рыбно-соляные промыслы. Бочки в половодье скатывали с кручи, притапливали камнями и по быстрой воде спускали до Астрахани.
Павловские кустари ковали ножи, отливали колокольчики и бубенцы, делали безмены с гирями, «ствольные» и «самопальные» мастера изготавливали ружья, славились павловские замки – от огромных амбарных до миниатюрных шкатулочных. Мастера прославили город на всю Россию.
А еще прославился город своими удивительными охотами.
2.2. Комнатное цитрусоводство
«Павловский лимон» известен далеко за пределами области, признан учеными-селекционерами. В 30-е годы здесь было даже промышленно-показательное цитрусовое хозяйство.Говорят, впервые привез два деревца лимона купец Корочистов из Турции. В Павлове вывели особый сорт лимона.
Замечено, что все, кто занимается лимонами, у кого их в доме много, становятся долгожителями. Видно, очень богаты эти лимоны полезными веществами. И больным в Павлове приносят не покупные, а свои, выращенные дома, лимоны, они целебные. Лимон с ветки не срезают, а откручивают, обдают кипятком и только потом нарезают. Аромат в доме стоит после этого три дня.
Павловские лимоны разные: шишканы – крупные плоды растут гроздьями, как виноград; цитрус – тонкокожий, с многочисленными плодами.
Павловские лимоны не надо прививать, они размножаются черенками. На девять частей земли, прокаленной в печке, кладут одну часть речного песка, на дно плошки – камешки и пластинку какую-нибудь ржавую и сразу высаживают черенки.
Вообще-то лимоны могут привыкнуть к разным условиям, и к теплу, и к холоду, их можно поливать теплой водой, можно холодной, обильно или скупо – они ко всему привыкнут, только надо постоянно один и тот же режим выдерживать.
2.3. Гусиные бои
Главной охотой в Павлове было разведение бойцовых гусей. Гусиной охотой Павлово славится не одно столетие. Бойцовую породу разводили и в других местах, но на круг не выводили. Настоящие бойцы были только здесь. Полгода гусятники готовятся к «кругу», потом полгода вспоминают, как чей гусь бился.
Весной на каждом подворье появляются гусиные выводки. Подросшие гусята сначала на своем дворе, потом на улице, передерутся, каждый будет знать свое место, а главным станет кто-то один. Он-то, скорее всего, и будет «переходником».
Гусей начинают стравливать на втором году жизни. Такой гусь называется «переходник», трехлетний –«третьяк», четырехлетний – «четверик». До пяти лет противников выбирают строго по возрасту и каждый год пускают налучшего, а после пяти гусь считается в полной силе – его можно выпускать на тех, кто старше.
У каждого гусака в партии (так называют гусиную семью) есть любимая гусыня. Ее называют «любушный гусь», «любушка». Гусь не отходит от нее ни на шаг, гуляет только с ней. Без нее гусь не станет биться.
Думается, что павловские бойцовые гуси по происхождению местные. Они появились здесь очень давно, их десятилетиями отбирали из множества простых гусей. Гуси раньше были в Павлове у всех. Целыми семействами они гуляли на улице, как любая домашняя птица. Но каждый гусевод-охотник смотрел: вот этот сильный гусь, а вот это – его любушка, как он за нее стоит, этот гусь! Так и отбирали пары: гусак и его любушка. От них получали потомство, в котором опять выбирали лучшего гусака, и так далее.И сейчас наши гусеводы – это селекционеры, они улучшают породу, они ее развивают. Потомство берут только от той пары, в которой сильная любушка и гусак ей под стать. Павловский бойцовый гусь – особый, мощный, размах крыльев очень широкий. Они в бою очень красивы..Поэтому за ним приезжают отовсюду – из Тулы, из Орла, из Москвы… Иногда на боях, которые проходят в Павлове ежегодно,среди привезенных из других мест бойцов павловчане узнают по повадкам своих гусей.
Гусиные бои сначала проходили просто «на спор»: два хозяина-соседа спорили, чей гусак лучше, сильнее, чей победит. Зрелище, наверное, было интересное, если к нему присоединялись мужики с других улиц со своими гусями. Так начиналась эта охота.
Почему гуси дерутся? Гусь – он сам по себе хозяин, защитник. Он должен быть смелым, отважным, он должен охранять свое многочисленное семейство. У него бойцовские качества в крови. У гусака много гусынь, но любушка, ради которой он дерется на боях, только одна.
Бои проходят только в марте, когда наступает брачный период. В другое время гуси просто защищают своих гусят, на другого гуся они внимания не обращают.В брачный же период гусаку нужна своя любушка, от которой будет потомство. Он не понимает, что его любушка не нужна другому гусю, что другой гусь тоже только за свою любушку борется. Ему необходимо утвердиться в своей силе, своем бесстрашии, в любви к своей любушке, наконец. Поэтому этот бой и происходит.
Время проведения боев назначают опытные гусеводы, хорошо знающие своих птиц. В Павлове существует клуб любителей гусей. Первого марта они собираются все вместе и принимают решение, когда, где пройдут бои, какие пары будут в них участвовать.
Гусиные бои происходят на кругу: выбирается площадка, снег утрамбовывается, делается ограждение. Гуси бьются по строгим правилам: противника нужно схватить клювом за крыло и пригнуть к земле.
Гусеводы говорят: если гусь схватил своего соперника за лапу, то этот гусь тупой, и он годится только на суп. За это навсегда снимают с соревнований. Есть особые приемы гусиного боя, они у гуся в крови, его никто не обучал этим приемам, он сам знает, что за лапу брать своего соперника нельзя, надо за крыло, за голову можно схватить не больше трех раз, это штрафной, и такого гуся с круга убирают, но он имеет право участвовать в боях следующего года.Некоторые гуси щиплют соперника за спину, правилами это допускается, но гусятники считают такую черту характера изъяном.
Гусь берет соперника за крыло и топочет, как бы танцует. Это очень красивое зрелище.
2.4. Разведение канареек
Канарейки прижились в Павлове лет двести назад. Как только эти птички завелись в Европе, так павловские купцы, торговавшие там скобяным товаром, прихватили их с собой. За пару веков появилась даже особая разновидность канарейки - павловская. Павловские канарейки желтые, потому что их скрестили с российским щеглом дляукрепления певческого таланта. От зеленых канарских сородичей павловские канарейки отличаются не только цветом, но и песней. У павловских птичек самый нежный из канареечных напевов - овсяночный, построенный на трелях, россыпях и отбоях овсянки. В старину он именовался рябовским, по имени создавшего такой напев купеческого приказчика Рябова, позже стал называться русским и, наконец, павловским.
Разведение канареек всегда считалось в Павлове серьезным. Несмотря на строгий канон канареечного пения, у каждого охотника есть свой секрет, и потому ни один кенар не повторяется.
Главные учителя кенарей - дикие лесные птицы. Охотники нередко подолгу выслеживают их в лесу, слушают, чисто ли поет. Птицу, "пойманную с голосом", приносят в наставники домашним канарейкам. От них кенары перенимают основные колена. У павловских солистов в главный овсяночный напев вплетаются колена синички, кулика, юлы (так здесь называют лесного жаворонка) и даже стрижа - хотя стрижиный запев больше ценится у московских канароводов. А особым шиком считается, если кенар выдает песни весенней синицы. Классический ход имеет 10-12 колен. Но каждый охотник добавляет в репертуар кенара что-то и от себя.
Павловские канареечники учат по старинке, для них интересен сам процесс. Клетки обычно ставят одна на другую - этажеркой, чтобы молодые кенары не видели друг друга и не отвлекались от ученья.
Для обучения птиц придумывают множество разных уловок: специальные дудочки, колокольчики, бубенцы, бутылочный "оркестр". Но на соревнованиях, которые уже двадцать лет ежегодно проводятся в Павлове, и судьи, и зрители строго следят за тем, чтобы кенар чисто выдал каждое колено, да при этом в определенной последовательности, и лишнего не добавил. У канареечников абсолютный музыкальный слух, они улавливают более двухсот напевов овсянки.
3. Вывод: мои впечатления от изучения павловских охот.
Изучение павловских охот оказалось очень увлекательным делом. Я много узнал об истории родного города, о том, как жили наши земляки, чем занимались. Не было у них планшетов, интернета и компьютерных игр, но, пожалуй, их охоты нисколько не уступают нашим современным. Об этом я рассказал на классном часе, посвященном нашему городу. По результатам анкетирования одноклассников я сделал вывод, что мое выступление им понравилось, всем было интересно, мои товарищи многое узнали из моего выступления, а это значит, что моя гипотеза подтвердилась: изучение традиций родного края – интересное и познавательное занятие.
Просматривая фотографии нашего города Павлово, размещенные в сети «Интернет», я увидел и другие знакомые памятники, мимо которых проходил или проезжал. Вот памятник павловскому лимону, а вот памятник гусиным боям. Конечно, взрослые говорили мне, что они установлены не случайно, но только сейчас, изучив павловские охоты, я до конца понял, почему они есть в нашем городе.
Когда собирал материал о такой павловской охоте, как разведение канареек, вспомнил, что мы с мамой однажды присутствовали на соревновании канароводов в зале клуба «Любава» во Дворце Культуры. Действительно, большинство заводчиков канареек – мужчины. Помню, с каким волнением каждый из них выносил свою клетку, представлял публике своего любимца. А какая тишина была в зале, когда птица начинала выводить трели…
Прочитав об увлечении павловчан комнатным цитрусоводством, я поинтересовался у мамы и бабушек, есть ли среди наших домашних комнатных растений лимон. Лимон нашелся на окне у бабушки и прабабушки, но лимонов на них я не видел. Надо будет найти точные рекомендации по уходу за лимоном и рассказать о них бабушке, чтобы на наших окнах тоже красовалось лимонное дерево с плодами, и можно было попробовать вкус настоящего собственно выращенного павловского лимона.
Следующей весной я обязательно пойду вместе с родителями смотреть гусиные бои, главное узнать, когда и где они будут проходить, чтобы не пропустить!
4. Литература.
1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 1996. – 928 с.
2.Спиридонов Г. В. Новые Павловские очерки –Н. Новгород, 2003. – 299 с.
3.Чилина Н. Павловские охоты [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/?id=2455.
4.Щербо Г. Павловские охоты [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2003/13/13ex-pavlovo_33514.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры.
Ф.И.О: Угарова Анна Николаевна
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: «Милосердие и сострадание»
Цель: осмысление понятий «Милосердие. Сострадание.Милостыня»
Задачи урока:
- Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное.
-Создать ситуацию для осознания личностного опыта. На примере притчи -показать детям, как важно протянуть руку помощи нуждающемуся.
- Раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие тесно связаны между собой.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие и сострадание, милостыня ;
- понимание значения милосердия и сострадания в выстраивании доброжелательных отношений в обществе;
Познавательные УУД:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие и сострадание ;
- самостоятельное выделение и формирование цели;
- осуществление поиска необходимой информации;
- самостоятельное выделение главного, умение строить речевое высказывание;
Регулятивные УУД:
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова, умения структурировать знания;
- осознавать важность полученных знаний;
- умение принимать учебную задачу;
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свою позицию;
- работать индивидуально, в паре и группе, строить понятные для партнера высказывания;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
Личностные УУД:
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;
- проявлять самостоятельность в поисках решения учебной задачи.
Технологии, методы: технология развития критического мышления, синквейн, словестно-наглядный метод.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, Интернет,словари
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Цель | ЭОР | Учитель | Ученики | УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. | Создание положительного эмоционального настроя. |
| Приветствие учителя. Придумано кем-то просто и мудро И каждый становиться добрым, доверчивым. | Взявшись за руки проговаривают хором слова. | КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
2 | Актуализация опорных знаний. | Мотивация учащихся на учебную деятельность | - С какими понятиями православия мы познакомились на предыдущем уроке? - Как вы объясните, что такое заповеди? . -Сам Христос во время своей земной жизни на вопрос одного из учеников: « Какая заповедь большая?» отвечает так : «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» | Ученики: заповеди
| РУУД: умение принимать учебную задачу. КУУД: осознанное построение речевых высказываний | |
3 | Постановка учебной задачи. | Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | - на слайде два слова Милосердие и сострадание.Милостыня. Часто ли вы слышите эти слова?А могли бы вы объяснить что они обозначают?Это тема нашего урока . -Попробуйте определить цель сегодняшнего урока. -Осмысление понятий «Милосердие. Сострадание.Милостыня» | Проблема. Ученики пробуют определить. Предположения детей: Ученики: что такое милосердие и сострадание.Как эти понятия связаны с заповедями. | ПУУД: самостоятельное выделение и формирование цели РУУД: умение принимать учебную задачу. КУУД: умение слушать и отвечать на вопросы. | |
4 5 6 7 8 | Решение поставленной задачи. Закрепление Итог урока Рефлексия Домашнее задание | Выстроить цепочки, ведущие к пониманию понятий милосердие, сострадание, милостыня. Закрепление полученных знаний Учить делать выводы, оценивать свои знания Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности на уроке Повторение и закрепление полученных знаний | Толковый словарь Ожегова Толковый словарь Даля Поиск в Интернете (работа нетбуком) Учебник с.44-45 Сигнальные карточки светофор | . Обратите внимание на первое слово. Что интересного в строении слова? (Два корня). Два слова «милость»(«милое») и «сердце» соединились в одно. Милосердный человек .Как понимаете это выражение ?(добросердечный, жалостливый). -Сострадание. Закроем приставку. Что останется?(Страдание)Какой синоним? (Боль).А как же понимать сострадание?(Разделить боль). -Я хочу вас познакомить с притчей из Евангелия. Мы знаем что такое Евангелие. А что такое притча найдем в словарях. Работать будем в парах (по колонкам) Называется она «Притча о милосердном самарянине.» Ваша задача услышать и понять, что хотел сказать Христос своей притчей людям. -В притче встретятся слова «Законник, священник, левит, самарянин» Законник-человек ,хорошо знавший законы того времени и следящий за их исполнением. Священник-служитель храма, левит-его помощник. Самарянин-житель Самарии, евреи и самаряне между собой не общались.Итак: Один законник, искушая Иисуса, спросил его: "Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Иисус сказал ему: "В законе что написано? Как читаешь?" Законник ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". Иисус сказал ему: "Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить". Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: "А кто мой ближний?" В ответ Иисус рассказал ему притчу: "Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою -Как поступил священник .как вы думаете?(ответы детей) ……и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, и….(ответы детей)… посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и… -Преположите как мог поступить человек иной веры.? (ответы детей)….увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария*, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". Рассказав притчу, Иисус спросил законника: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" Законник ответил: "Оказавший ему милость". Тогда Христос сказал ему: "Иди, и ты поступай так же". Как вы ответите на вопрос Христа: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" -Может быть нам ближним незнакомый человек? -Что хотел сказать Христос своей притчей людям? Милосердным и сострадательным надо быть к любому, кому требуется помощь К любому,кто попал в беду. А в нашей жизни ,где мы можем проявить милосердие и сострадание? -Да, человек может научиться милосердию, если будет ухаживать за больными, бескорыстно предлагать свою помощь.(если позволит время можно рассказать о сестрах милосердия, о Марфо-Мариинской обители, Великой княгине Елизавете Федоровне) -Одно из дел милосердия-милостыня. Прочитаем об этом в учебнике на С.44-45 -Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного Что запомнилось? Что удивило ? -Что такое милостыня? Приведите примеры из нашей современной жизни. Можно подавать не только деньги, но и вещи, и игрушки многодетным семьям, памперсы брошенным детям в роддоме. У нас в городе волонтерское движение организует сбор игрушек к Новому году, канцтоваров к учебному году нуждающимся семьям. А можно перечислить деньги через сотовый телефон больным детям из сострадания проявить милосердие и оказать милостыню. - Работая в группах, составьте синквейн Со словами : Милосердие. Сострадание. Милостыня -Можем мы сказать что по смыслу эти слова являются родственниками? -Конечно.Какое чувство их объединяет?(Любовь к ближнему). Мы с вами сегодня много говорили о таких понятиях, как милосердие, сострадание, милостыня. Что означает сострадать? Милостыня… Кто нам ближний? - Если после нашего урока вы попытаетесь быть милосердными и сострадательными,то поднимите зеленую карточку. Если вы ещё задумываетесь о вашей готовности обладать этими добродетелями, то поднимите жёлтую карточку. - Если вы считаете, что вы ещё не готовы к этому, то поднимите красную карточку. Вопросы и задания с.45 | Ученики (Два корня). Два слова «милость»(«милое») и «сердце» соединились в одно. добросердечный, жалостливый). Страдание. Боль. Разделить боль. Работа в паре Толковый словарь Ожегова Толковый словарь Даля Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере». Поиск в Интернете (работа нетбуком При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). Поможет. Священник служит Богу. Не поможет, пройдет мимо. Не поможет, пройдет мимо. Ближний-тот кто оказал помощь, не прошел мимо Да.именно об этом и говорит нам притча.. Ближний-это любой человек, даже иной веры. Принести попить больной бабушке, донести тяжелые сумки маме .любому пожилому человеку, накормить голодного котенка. Ответы детей. Помощь другому человеку из жалости к нему. Просят подаяния у городского рынка ,у церквей, у торгового центра. МИЛОСЕРДИЕ доброе, глубокое. СОСТРАДАНИЕ Печальное, важное Осознать, понять, помочь. Особое качество души человека. Жалость. МИЛОСТЫНЯ Сердечная,искренняя Подать,оказать,пожалеть Любовь к ближнему. Жалость. Милосердный человек имеет сердце которое милует, любит, жалеет. Разделять с человеком его боль, утрату, беду ,не оставлять одного. Помощь из жалости Любой человек нуждающийся во внимании и заботе. | ЛУУД: проявлять самостоятельность в поисках решения учебной задачи. РУУД: формировать умения планировать и контролировать учебные действия; осознавать важность полученных знаний. КУУД: изложение своего мнения, способность, умения слушать и вести диалог, строить понятные для партнера высказывания. ПУУД: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие и сострадание,милостыня. ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. РУУД: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова, умения структурировать знания. КУУД: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. ПУУД: умение строить речевое высказывание. КУУД: грамотно выражать свои мысли, взаимно контролировать друг друга. РУУД: осознавать важность полученных знаний. ПУУД: самостоятельно выделять главное, строить речевое высказывание. ЛУУД: воспитывать желание быть духовно красивым человеком. РУУД: формировать умения оценивать учебные действия. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа № 16
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
на тему
«Празднование Рождества в нашей местности в старину»
Автор: учитель начальных классов
Баринова Ольга Викторовна
г. Павлово – 2017
Фольклорный праздник «Святки»
Цель: создание условий для духовно-нравственного становления личности младшего школьника, основанное на знании и уважении традиций русского народа
Задачи:
- Познакомить учащихся с обычаями и обрядами празднования Рождества в России.
- Формировать уважительное отношение к истории и православной культуре русского народа.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к духовному наследию своего Отечества.
Ход мероприятия
Классная комната оформлена под деревенскую горницу: домотканые половички, прялка в углу, ходики, свечи в подсвечниках, ёлка, на скамьях вдоль длинного стола сидят отец и мать (их роли исполняют родители), дети (часть учащихся класса).
Ведущий:
Все на святки, все на святки
Приходите-ка, ребятки!
И овсень и коляда
Будут вместе с нами. Да?
Один из детей. Что такое святки?
Ведущий:
Вы не слышали, ребятки?
Что ж придётся рассказать.
Отец, мать, сын и дочка рассказывают о святочных днях, показывая презентацию.
1. Православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня соединяет череда дней, которые называются святочными. Если быть точным, то Святки начинаются в вечер рождественского сочельника и заканчиваются утром дня Крещения Господня. Это самый весёлый из зимних праздников, – как в дохристианской Руси (торжества, посвящённые богу Святовиту), так и в Руси православной.
2. Святочные дни в жизни русского народа выделялись особым духовным подъёмом и проходили торжественно, празднично и весело. В народе говорили: «Зима на мороз, а мужик за праздники». Особенно весело эти дни отмечались старшими детьми, молодёжью.
3. Святочные посиделки – народный обычай глубокой древности. На них собирались все: парни, девушки, женатые, замужние, дети, старики. Собирались на посиделки с ряжеными, где разыгрывались настоящие представления с играми, загадками, гаданиями, плясками.
4. Самым весёлым на святках было колядование, или колядки. А начинались они в рождественский сочельник, т.е 6 января. Дети колядовали днём, а взрослые – вечером. Было это примерно так.
Входят в горницу ряженые колядники (учащиеся).
Колядники:
Ай во боре, во боре
Стоит сосёнка на горе.
Ой, овсень, ой, коляда,
Приходите к нам сюда.
Ехал сударь по бору,
Срубил сосёночку одну,
На дощечки распилил
И мосточки замостил.
Мост сукном он укрывал
И гвоздями прибивал.
Ой, овсень, ой, коляда,
Приходите к нам сюда.
Один из сыновей. Матушка, колядники пришли. Звать?
Мать. Сядь на место, сядь!
Колядник. Хозяева, овсень кликать?
Мать. Не кличьте. Расходитесь по домам. Ничего я вам не дам.
Колядники (поют):
У Федула жена
Очень жадная была.
У ней шуба не зашита
И рубаха не помыта.
Да и муж не дюж –
Лентяй, неуклюж.
Ха-ха-ха! (Собираются уходить).
Отец.
Что вы? Что вы? Оставайтесь!
Чем хотите, угощайтесь! (Хозяйке.)
Что придумала, жена?
Ишь, какая сатана!
Колядники возвращаются.
Первый колядник.
Скок на крылечко,
Бряк во колечко,
Дома ли хозяйка?
Мать. Просим в избу:
Красному гостю – красное место.
Второй колядник.
Ехал было мимо,
Да завернул до дыма.
Мать. Нежданный гость лучше жданых двух.
отец. Что есть в печи – всё на стол мечи.
Мать и дети уставляют стол кушаньями.
Мать. Пироги, печенья – для вашего угощенья.
Девочка – колядница. Сначала – блины. Где блины?
Звучит песня про блины.
Мать и дети обносят всех блинами.
Сын.А не загадать ли вам, сударыни красны девки,
Красны попевки, да семь загадок.
Девочки. Ой, загадайте, судари добры молодцы!
- Кто в году четыре раза переодевается?
Девочки. Земля в разные времена года.
- Побегу в сторону —
Останется хвост
На семь вёрст. (Клубок) - В воде родится, а воды боится. (Соль)
- Огромное поле: копать его нельзя,
Камней на нём не счесть. (Небо и звёзды) - От одного очага весь свет греется. ( Солнце)
- Что за шустрый старичок, восемьдесят восемь ног.
Все по полу шаркает за работой жаркою? ( Веник)
7. Четыре четырки, две растопырки, один вертун,
а сам ворчун. (Собака)
Входит ещё одна группа колядников (поют).
Как пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Масляну головку.
А дай бог ещё тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством во всём.
И создай вам, Господи, Еще лучше того!
И дай Вам, господа, здоровья на долгие года!
Мать. Мимо не проходите, в дом заходите!
Гости входят и рассаживаются.
Ведущий: Добрый вечер, гости дорогие пришло время для игры.
Поиграем в игру «Фанты на Новый год». (На маленьких листочках написаны поручения. Листочки свёрнуты в трубочки и положены в мешочек. Каждый из колядников вынимает свёрток и выполняет поручение).
Ведущий: Эй, девчонки! Эй, подружки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать людей!
Частушки.
Хорошо колядка пелась,
Милые подружки,
Только что за посиделки
Без русской частушки.
Вася нам загадки гнул,
А теперь поди заснул,
Проснись, протри глазёночки,
Гляди, каки девчоночки.
Мы частушки на колядки
Развесёлые споём.
Вы нас слаще угощайте,
А то обидимся – уйдём!
Сеем, веем, развеваем,
И достатка вам желаем,
Не скупитесь на блины,
Чтоб красиво пели мы.
Коляда, коляда,
Этой ночью к вам пришла,
Только жадничать не надо,
Всё вернётся вам сполна.
Не скупитесь на колядки,
Подавайте шоколадки,
Тогда будущий год
Вам удачу принесёт.
Ой, пол, провались,
Потолок провались.
На доске остануся,
С колядкой не расстануся!
Ведущий: А сейчас мы предлагаем вам игру_
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Начинается игра «Перетягивание каната».
Ведущий: Хватит силой похвалять,
Ну-ка все пойдём плясать.
Все выходят в хоровод с песней «Вдоль по улице метелица метёт».
Отец. Не пора ли побаловать наших гостей чайком?
Мать. Давно пора. К столу гости дорогие!
Звучит песня «Русский чай».
Все пьют чай с угощениями, приготовленными родителями и детьми.
Ведущий: Вот и закончился наш святочный вечер!
С Новым годом поздравляем!
Счастье будет вам горой!
Урожая воз большой!
На столе всегда – пирог!
Лёгких вам всегда дорог!
Все. С Новым годом! С Новым годом! С Новым годом!
Литература:
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
- Виталева Т.И. «Калейдоскоп праздников». – М.: «Экзамен»,2011.
- Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы. Сост. В. Агафонников. М., 1973.
- Михайлова М. А. Народные праздники, игры и развлечения» - Я.: Академия развития, 2001.
- Пшеницина Н.А. Времена года: Песни , пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. М., 2001.
Источники:
http://nsportal.ru
Предварительный просмотр:
Тема: История моего края .Как христианство пришло на Русь.
Цель работы: формирование у обучающихся интереса к своей малой родине
Задачи:
Личностные:
- формировать уважительное отношение к истории Отечества.
Метапредметные:
- развивать коммуникативные навыки в процессе работы;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Предметные:
- углубить знания учащихся следующих понятий: «христианство»
- расширять, уточнять и закреплять знания детей о князе Владимире Красное солнышко- крестителе земли Русской
Ход занятия ( в ходе занятия учащиеся вспомнили, как Христианство пришло на Русь – готовились в группах, провели исследование)
1. Во что верили славяне. За что их назвали язычники?( выступление1 группы)
Славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Среди них были главные и второстепенные, всемогущие и слабые, добрые и злые. Эти верования на Руси называли языческими.
Во главе славянских божеств стоял великий СВАРОГ – бог вселенной, его сыновья СВАРОЖИЧИ – свет и огонь – были носителями света и тепла. ВЕЛЕС – покровительствовал скотоводству, СТРИБОГ – повелевал ветрами, богиня МАКОШЬ считалась покровительницей женской части хозяйства.
2. Вспомните год, в котором князь Владимир принял христианство ( выспупление2 группы)
В Киеве в то время правил князь Владимир Святославович. Он тоже придерживался языческой веры, но она разъединяла славянские народы, что ослабляло княжества.
Мудрый князь считал, что вера должна напротив объединять народы и поэтому, принимая послов разных государств он расспрашивал о их вере: мусульман из Булгарии, иудеев из Хазарии и христиан из стран Западной Европы. Все рассказывали о своей вере и призывали присоединиться к их традициям.
В 988 году Владимир принял христианство. Это произошло в греческом городе на берегу Крыма, и оттуда Владимир привез в Киев первых духовников и принадлежности, необходимые для богослужения.
Прежде всего, князь крестил своих 12 сыновей и своих бояр. После этого он приказал сжечь всех идолов, главного - Перуна бросить в Днепр. а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу."
С самого начала церковь пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава Мудрого.
С приходом христианства на Руси произошло много перемен:
- создание первых школ;
- возникновение собственной литературы;
- развитие зодчества и иконописи;
- появление библиотек
- расширение государственных и культурных связей с другими странами и государствами.
3. Как вы думаете , сохранились ли с тех древних времён, какие- нибудь свидетельства
( кресты, иконки) ( исследование братьев Тютиных)
Выступление Тютина Кирилла
Наша прабабушка живёт в селе Таремское на улице Совхозной или как в старину говорили нам околице. Мы часто помогаем ей по хозяйству. И вот однажды, копая грядки мы нашли диковинные старинные вещи( крестики, монетки, наконечники стрел, иконку) Как они оказались на нашем участке. Сразу обратились к специалисту. Поисками в сети Интернет и вот, что выяснили.
На месте села в 13 веке находилось мордовское поселение. Первыми поселенцами на месте улицы Совхозной были мордовские племена. Многие годы они проживали на этом месте. Здесь рождались их дети, умирали старики. Особо знатных сородичей, очевидно, хоронили на высоком склоне оврага и по традиции насыпали над могилой небольшой курган «мары». Сейчас не установить, где находились эти могильные курганы. Плодородная земля подвергалась обработке не одну сотню лет и следы былых строений и захоронений напрочь стерты.
В 70-х годах 20 века в середине оврага была небольшая возвышенность, напоминающая холм, высотой около 4-х метров. Было ли это рукотворное сооружение, или творение природы – неизвестно. Археологические раскопки на данной местности никогда не производились. Было лишь поверхностное изучение места первого поселения. В конце 20-го века этот холм сравняли и на его месте теперь огороды сельчан.
Вот, что нам удалось узнать о находках
Крест нательный.
Медный сплав, литье.
13 век.
48 х 33 мм.
Место находки – село Таремское Павловского района. 2014 год.
Описание: Крест четырехконечный с расширяющимися концами, имеющими трехлопастные завершения. В среднокрестии рельефное изображение распятого Христа. По четырем сторонам креста круглые медальоны, в которых изображены погрудные фигуры апостолов ( или архангелов ). Края креста украшены точечным орнаментом. Оглавие выполнено в виде плоского ушка. Обратная сторона креста полностью идентична лицевой стороне.
Форма креста соответствует форме раннехристианских энколпионов (крестов-мощевиков) 13 – 14 веков.
Крест нательный.
Оловянистая бронза, литье.
16 – 17 век.
36 х 24 мм.
Место находки – село Таремское Павловского района. 2010 год.
Описание: Крест четырехконечный. На лицевой стороне семиконечный крест, по сторонам которого копье и трость. Основание креста стоит на холме, где покоится голова Адама. Над этим крестом фигурка в виде сердечка в которую вписано слово «црь». Слева сердечко с буквой «к», справа с буквой «х». Внизу буквы «Н К Г».
На оборотной стороне креста слова молитвы: « Помяни меня боже…». Шрифт старославянский. По краям креста рамка в виде прямой тонкой линии. Оглавие выполнено в виде плоского ушка прямоугольной формы 6 х 4 мм., с отверстием – 2мм.
Крест имеет серебристо-серый цвет.
Иконка- змеевик « Богородица на троне»
Медный сплав, литьё
11-13 век.
41х26х2 мм
Место находки – село Таремское Павловского района
ОПИСАНИЕ Иконка арочного типа с плечиками. Оглавие выполнено в виде плоского ушка. В центре иконки изображена богоматерь с младенцем Христом, сидящая на престоле.
На оборотной столоне- змеевидная композиция, в верхней части- четырёхконечный крест.
Змеевики, или так называемые « наузы» известны на Руси с 11 века. Пришли к нам из Византии. На одной стороне иконки изображался христианский образ. А на оборотной – голова ( личина) в окружении змей. Все змеевики- обереги символизируют победу над нечистым и всяческим злом.
Предварительный просмотр:
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Разработка урока по теме «Христианская семья».
Учитель начальных классов
Ундалова О. В.
Тема урока «Христианская семья»
Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.
Задачи урока:
- Воспитательные: формирование уважительного и бережного отношения к своей семье, умения общаться в кругу семьи;
- Образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
- Развивающие: развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Планируемые результаты:
предметные результаты: узнают о христианской семье, венчании, семейных традициях. Рассмотрим понятия бремя, тактичность.
Метапредметные результаты:
1)познавательные: ориентироваться в системе знаний, умение работать с текстом, составлять ответы на вопросы, моделирование.
2)регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
3)коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, формируем умение совместно договариваться о правилах работы в парах, группах.
Личностные результаты: учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное мнение, воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, прививать умение быть тактичным.
Подготовительная работа: подготовка карточек (элементов «домика» и «солнышка») с напечатанными понятиями; презентация для сопровождения теоретического материала; подготовка учащимися текстов для выразительного чтения.
Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры» 4-5 классы, рабочие тетради, магнитная доска и магниты, карточки с основными понятиями (элементы «домика» и «солнышка») , компьютер, книга с рассказами К. Д. Ушинского, словарь Ожегова
Ход урока:
- Организационный момент.
Эпиграф: Что такое счастье?
Молодым умом
Постигать науки
На пути земном.
Вот и сегодня мы постигаем науки, узнаем много нового и интересного. Автор этих строчек видит в этом счастье. А вы в конце урока поделитесь своими мыслями. Принесет ли вам работа удовлетворение или нет.
- Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний:
Учитель зачитывает определение слова «семья» из словаря Ожегова и предлагает детям догадаться, о чём идёт речь.
- … - это группа живущих вместе родственников.
- … - группа людей, сплочённых общими интересами.
Дети говорят варианты ответа, после чего учитель сообщает тему и цель урока:
- Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Итак, тема нашего урока «Христианская семья» (тема написана на доске или внесена в слайд 1 презентации по одноимённой теме), и я вам предлагаю построить дом счастливой семьи.
- Усвоение новых знаний и способов действий.
- Скажите, с чего начинается строительство дома? (ответы детей) Правильно, вот и мы начнём создавать наш счастливый дом с закладывания фундамента! (учитель раздаёт «кирпичики» с разными понятиями человеческих отношений, из которых дети выбирают необходимые для крепкой семьи, например, любовь, совет, лад, терпение, взаимопонимание) Эти же «кирпичики» нам помогут построить стены дома (дети «закладывают фундамент и строят стены дома из выбранных «кирпичиков»»). А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. Откройте страницу 86 и прочитайте первое предложение (дети читают). Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? Почему он использует именно это сравнение?
Вывод: Семья – наш дом, наша защита, наша опора; семья убережёт от бед и невзгод. Главная ценность семьи – любовь. И даже в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви» (слайд 2).
- Рассказ учителя и работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение).
- Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. На странице 86 учебника найдите ответы на следующие вопросы:
Каковы значения венца?
Почему венец имеет форму кольца?
(ответы детей) Ответьте, что из прочитанного материала оказалось для вас новым? Что показалось удивительным? (ответы детей) И вот теперь в нашем доме живут муж и жена (дети «заселяют в дом мужа и жену»).
- Обсуждение смысла русской народной пословицы, беседа с учащимися о семейных традициях.
- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей) Чтобы семья была счастливой, а дом – светлым, в семье нужны дети. Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? (ответы детей) А теперь, чтобы в нашем «доме» поселились радость и тепло, заселим туда детей (дети «заселяют в дом детей»).
Вывод: Рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.
- Можно ли жить в таком доме? Почему? (ответы детей) Прочитайте 4 абзац на странице 87 и скажите, что же будет «крышей» нашего дома? Почему? (ответы детей; с фотографиями (или рисунками) и рассказами детей о семейных традициях своей семьи).
Вывод: Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищённой от всех невзгод.
- Чтение и анализ текста К. Д. Ушинского «Дедушка», работа с учебником.
- Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. Предлагаю вам послушать поучительный рассказ К. Д. Ушинского «Дедушка» (чтение рассказа учеником; слайд 13). Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Правильно ли поступили сын и его жена с дедушкой? Почему? Что подтолкнуло их к исправлению ошибки? Ребята, что же может стать причиной непонимания и холода в семье? (ответы детей) Значит, жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга. Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»? (обращение к учебнику, стр. 87 2 и 5 абзац)
Вывод делают учащиеся, исходя из рассказа и текста учебника (над домом прикрепляем солнышко). В кругу семьи легче решить проблемы, понять каждого, разговаривать, глядя друг другу в глаза. Без постоянного общения, взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.
- Закрепление новых знаний:
Работа с пословицами (слайд 7).
(слайд 8-9) день семьи.
- Работа в группах. Составление синквейна «семья».
- Выступления учащихся о своей семье.
- Итог урока. Рефлексия.
Возвратимся к эпиграфу нашего урока. Если работа на уроке принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками.
- Какую семью можно назвать христианской? Что же помогло нам построить дом счастливой семьи? (ответы детей; рассказ стихотворения, подготовленного одним из учеников).
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом!
- Пусть в вашем доме всегда живут любовь, забота, терпение, тепло, взаимопонимание и тактичность! Умейте прощать и не помните зла. Общайтесь друг с другом, ведь только сообща, в кругу семьи можно всё преодолеть!
-Домашнее задание.
Рабочая тетрадь. Урок 27
Семья
- Выбери, что символизируют брачные венцы.
Царство
Мученичество
Награда
Вечность
Богатство
Единство любви и испытаний
- Напиши, какие в твоей семье есть традиции.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Составь вместе с родителями свое генеалогическое древо.
Дедушка
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
-Что ты делаешь, дитятко? -спросила у него мать.
-Коробочку, -отвечает дитя.- Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
_____
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...
Проектная деятельность учащихся в рамках преподавания курса ОРКСЭ
Выступление на городсом образовательном форуме 2015 (г. Красноярск)...
Доклад "Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса ОРКСЭ"
Доклад о формах и методах взаимодействия учителя с семьёй в рамках преподавания предмета ОРКСЭ...
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )...
Интерактивные формы изучения краеведческого материала в начальной школе
Данная статья посвящена одной из актуальных тем современного образования – изучению краеведческого материала как основы формирования патриотизма у младших школьников. В статье рассматриваются на...
Статья "Интерактивные формы изучения краеведческого материала в начальной школе"
В статье рассматриваются направления, основные методы и формы усвоения знаний о родном крае. И предлагается наиболее эффективная система работы – интерактивное обучение, одним из видов кот...
Комментарии
Отзыв
Изучение духовной и материальной культуры родного края в наши дни становится актуальной задачей современного общества. И особенно важное место в данном вопросе отводится нравственному воспитанию подрастающего поколения, формированию у молодежи патриотических чувств, любви к родине. И сейчас, когда поднимается вопрос о проблеме безнравственности современной молодежи, актуальность обращения к теме героического прошлого России резко возрастает, потому что это помогает формировать нравственные ценности молодого поколения. Это возможно благодаря кропотливой работе по сбору и анализу материалов, рассказывающих о прошлом нашей страны.Все работы очень интересные и заслуживают особого внимания. Большое спасибо
Отзыв Логинова Т.А.
Отзыв Логиновой Т.А.
Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания учащихся, формированию гордости за тот город, район, поселок, в котором человек родился и вырос, где проходят его детство, школьные годы. Большое спасибо за интересные работы.