Проектная деятельность учащихся в рамках преподавания курса ОРКСЭ
методическая разработка на тему

Гусарова Анна Прокопьевна

Выступление на городсом образовательном форуме 2015 (г. Красноярск)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_ramkah_kursa_orkse_gusarova.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектная деятельность учащихся в рамках преподавания курса ОРКСЭ»

Гусарова А.П, учитель начальных классов МБОУ СОШ №115

          В Концепции духовно-нравственного воспитания сказано, что высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

       Одним из средств  достижения данной цели является знакомство школьников с основами духовных и светских традиций многонациональной культуры России в курсе ОРКСЭ.

         Я веду данный предмет пятый год. И преподаю я только модуль «Светская этика». Поэтому моё выступление будет построено на опыте использования проектной технологии именно на уроках Светской        этики.           Самая большая проблема для меня, которая возникает при преподавании курса – это нехватка времени.  45 минут в неделю – этого так мало, чтобы углубиться в тему нравственных ценностей человека. За это время нужно не только дать знания учащимся, но и сделать, так чтобы произошло осмысление у ребят, которое бы привело к формированию нравственных качеств.

            Поэтому я  часто применяю метод проектной деятельности, который позволяет выйти за рамки урока и «погрузиться» в тему. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.

              Осуществление проектов на уроках ОРКСЭ помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

           Метод проектов уникален, так как ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он эффективен, так его структура естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности, и направлен на получение практического результата. Его можно применять в урочной и внеурочной деятельности. На занятиях для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих или «неуспешных» – в процесс обучения заложена «ситуация успеха». Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства.
      ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед), проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

        Если совсем коротко ответить на вопрос – что такое проектная деятельность, то можно сказать, что « проект – это пять П»: Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация. Можно выделить ещё одно П – это Портфолио проекта.


       Проблема. Это вопрос, требующий изучения, разрешения. Здесь следует сформулировать основополагающий вопрос. Он должен легко запоминаться, не иметь единственного и очевидного «правильного» ответа, вызывать интерес у учеников и предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу.

    Проектирование. Выбирается тема проекта. Важно, чтобы формулировка темы проекта привлекала внимание детей, была неординарной и запоминающейся.

Далее следуют: формулировка проблемных вопросов, поддерживающих и обеспечивающих ответ на основополагающий вопрос; формулирование гипотезы; целей и задач исследования.

Проблемные вопросы являются конкретными предметными и тематическими предпосылками к формированию ответов на основополагающие вопросы.

Гипотеза (от древнегреческого hypothesis – основание, предположение (рассуждение или догадка) автора проекта, которое нуждается в подтверждении или опровержении. Гипотеза может быть самой невероятной, главное, чтобы ребенку было интересно опровергать или подтверждать её. Обычно гипотезы начинаются словами: «Предположим…», «Допустим…», «Возможно…», «Что, если…». Часто целесообразно формулировать гипотезу, используя логическую связку «Если…, то…».

Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать», «выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать» и так далее.

Под задачами понимается выработка определённой последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств её достижения. При определении задач нужно ориентироваться на проблемные вопросы.

      Поиск информации. На этом этапе формулируется всё то, что ребёнок знает и хочет узнать по теме своего проекта. Подбираются пути и методы исследования, например, подумать самому, прочитать книги о том, что исследуешь, посмотреть кино- и мультфильмы по этой теме, обратиться к компьютеру, спросить у взрослых, понаблюдать, провести эксперимент и другое. Происходит осознание, структурирование и формулирование новых знаний.

      Продукт (результат) проектной деятельности. Продуктом проектной деятельности могут являться материальные и информационные (в том числе электронные) объекты: выставки (например, поделок, рисунков); Газета (журнал, альманах, статья, публикация);  музыкальное произведение; видеофильм; электронная экскурсия; инсценировка; литературное произведение; фотоальбом; книжка-самоделка;  модель; макет; чертеж; справочник; игра; серия иллюстраций; сборник; калейдоскоп открытий и многое, многое другое.

     Презентация. Презентация проектов осуществляется в праздничной обстановке. После презентации дети приклеивают эмблемы своих проектов на общую карту проектов. Оценивание проводится на «волшебных линеечках» по методике Г.А.Цукерман.

    Портфолио проекта. В специальную папку складываются все материалы проекта, а также фото- и видеосъёмка презентации ученика.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. По окончании проекта ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?» «Что во мне изменилось?».

Система моей работы в рамках ОРКСЭ строится в двух направлениях.

Среди многообразия  видов проектов наиболее  эффективными в рамках классно – урочной системы, считаю мини – проекты, которые  реализуются  в рамках одного – двух уроков. Для успешного результата все этапы проекта выполняются в сжатом виде. В процессе их выполнения учащиеся  учатся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение,  готовить наглядность.  Учитель лишь обобщает, резюмирует и дает оценку деятельности учащихся.

     Организация проектной деятельности  во внеурочное время имеет ряд преимуществ: здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения.  

    Наиболее перспективной считаю групповую форму работы, которая предусматривает деление класса (участников проекта) на группы,  каждая из  них  решает  свою определенную задачу.

    Успешность проекта заключается в его реализации. Количество  людей,  которые работают над его реализацией, показывает его социальную значимость. Поэтому я как организатор этой деятельности стремлюсь к тому, чтобы привлечь к решению проблемы как можно больше участников.

     Используя метод проектов в своей практике, очень сложно бывает определиться с выбором темы проекта и постановкой целей, я Вам предлагаю несколько вариантов работ, которые можно использовать на уроках светской этики.

Я все темы курса  разделила на основные блоки:

«Россия – наша Родина», «Добро и зло», «Дружба», «Семья»

Например, тема «Россия – Родина моя»

В проектной деятельности по теме «Россия – Родина моя учеником могут быть выбраны следующие проекты:

«Народные промыслы»,

«Родной язык – мудрости родник»,

«Народный костюм»,

«Произведения устного народного творчества»,

«Дружба народов России в произведениях искусства»,

«Кухня народов России» и многие другие.

Основополагающий вопрос может быть, например, таким: «Выражаю ли я любовь к Родине, занимаясь народным творчеством или изучая народную культуру и т.д.?»

Творческим названием, например проекта «Народные промыслы», может быть название: «Мастер – золотые руки» или «В сказочном мире народных промыслов».

Проблемные вопросы для этого проекта могут быть, например, сформулированы следующим образом:

 Что означает понятие «народные промыслы»?

 Какие народные художественные промыслы были в старину?

 Какие народные художественные промыслы существуют в настоящее время?

 Что привлекает нас в изделиях народных промыслов?

Гипотезой, например, может служить следующее предположение: «Если мы будем учиться создавать произведения народных промыслов, то лучше узнаем историю своей Родины».

Одной из формулировок общей цели может быть: «Показать, как люди разных национальностей выражают любовь к Родине через народное творчество».

Еще  темы проектов по этому блоку могут быть следующие

«Путешествие по стране»,

«Моя малая родина»

«По страницам истории нашего Отечества»,

«Защитники Отечества»

«Экскурсия в прошлое»,

«Мое отношение к России»,

 «С чего начинается Родина»,

 «Герои России»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»,

 «Мой дедушка – защитник Родины».

«Добро и зло»

 «Учись дарить добро»,

«Рассказ про одного героя»,

 «Уроки вежливости»,

 «По дорогам добра»,

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

«Будем внимательны друг к другу»,

«Мое отношение к людям».

«Дружба»

«Лучший друг»,

«Законы дружбы»

Самым успешным и значимым  проектом считаю коллективный  проект «Семейный альбом»

Уникальность проекта заключалась в том, что в его реализации участвовали педагоги 4 классов, родители, учащиеся.

Все объединились для реализации единого замысла – укрепление института семьи, формирования чувства сопричастности к своим корням,  к истории своей семьи и страны в целом.  

Работа  над проектом  началась с мини – проекта «Моя родословная» Параллельно был разработан творческий проект «Фестиваль семейных традиций».  Продукты проекта:  школьный музей «Чемодан памяти»,  газета «Сородичи»,  тематические выставки «Моя семья», «Коллекции моих родителей», мастер-класс «Куклы–обереги для моей семьи» и  т.д.

Применение метода проектов на уроках ОРКСЭ позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, развивать их творческий потенциал, но и учит детей проявлять более высокую степень самостоятельности, задавать вопросы и находить на них ответы, сопереживать, понимать чужие мысли, чувствовать настроение других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в преподавании курса ОРКСЭ

Презентация поможет педагогам-тьюторам в проведении занятия по данной теме....

"Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС" доклад

Проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС...

Доклад "Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса ОРКСЭ"

Доклад о формах и методах взаимодействия учителя с семьёй в рамках преподавания предмета ОРКСЭ...

Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕМОЙ1. Изучаем2. Делимся своими наработками ( конспекты уроков, презентации, классные часы, внеклассные мероприятия, проекты, мастер-классы, видео-материалы) по теме "Основные формы ...

Организация проектной деятельности младших школьников при изучении курса ОРКСЭ.

В материале представлен обобщенный опыт работы по технологии проектирования в рамках преподавания курса ОРКСЭ: подготовка к проекту, этапы проекта, презентация результатов проектов учащихся....

"Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС нового поколения"

Проектная деятельность – это метод, который: раскрепощает ребёнка; повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в ...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...