Организация проектной деятельности младших школьников при изучении курса ОРКСЭ.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Евстифеева Наталья Владимировна

В материале представлен обобщенный опыт работы по технологии проектирования в рамках преподавания курса ОРКСЭ: подготовка к проекту, этапы проекта, презентация результатов проектов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnaya_kuhnya_rossii.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности младших школьников

при изучении курса ОРКСЭ

 Подготовила

Евстифеева Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ Базинской ООШ «СКЦ»

Бутурлинского района

Р.п. Бутурлино

2014 г.

Место проектной деятельности в курсе ОРКСЭ.

Курс ОРКСЭ введен во все общеобразовательные учреждения с 1сентября 2012 года, включает в себя шесть модулей. Он является культурологическим и направлен   на развитие у младших школьников представлений о нравственных  идеалах и ценностях. Этот  учебный курс носит исключительно светский характер. Творческая проектная деятельность в курсе ОРКСЭ предусмотрена программой этого курса: несколько учебных часов (уроки 16, 17, 31-34). На этих уроках мы выбираем темы проектов, вид проекта, планируем свою деятельность, оформляем проектные папки. Один из блоков этого курса  (Блок 4) – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащимся предлагается выбрать готовые темы проектов в учебнике или любую свою тему по интересам. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса (если они выбрали разные модули курса) получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Проектная деятельность в рамках этого учебного предмета предусматривает и внеурочную работу учащихся.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося (так как этот учебный предмет безотметочный).

На уроках ОРКСЭ мы с учащимися активно используем следующие виды проектов: исследовательские и творческие, индивидуальные и групповые. Организация детей для этих проектов и сопровождение их в течение работы над проектами различна.

Творческие проекты.

  1. Организуются творческие группы по интересам. Как правило,  трудностей с распределением детей по творческим группам не возникает. Дети довольно быстро выбирают себе интересующую тему и объединяются в группы по 4-5 человек.
  2. Каждая группа выбирает  проект из нескольких предложенных вариантов.
  3. С помощью учителя и родителей  выполняют работу коллективно.

 

Подробнее остановимся  и рассмотрим групповой творческий проект «Национальная кухня России», возможности и методические особенности его творческой реализации.

Педагогическая цель данного проекта: знакомство с культурными традициями многонациональной России  и уважение к ним через получение информации о многообразии национальных блюд народов России; воспитание толерантности у младших школьников.

Педагогические задачи проекта:

  • изучить и описать особенности национальной кухни разных народов;
  • привлечь к сотрудничеству родителей учащихся (посоветоваться с родителями, какое национальное блюдо является любимым в семье);
  • научиться ставить проблему и решать ее совместно;
  • развивать  коммуникативные умения;
  • развивать умения работать в группе.

Выход:     защита творческого проекта в виде представления готовых продуктов на внеклассном мероприятии.

Сроки реализации проекта: в течение трех недель.

          Прежде всего, перед началом работы, напоминаю учащимся особенности проектной деятельности, этапы работы. Слова «проблема», «планирование», «поиск информации», «продукт», «презентация» в порядке на карточках  вывешиваю на доске и не убираю, пока не закончится работа над проектом. По этому плану-подсказке и начинаем работать над проектом.

  1. Погружение в проект. Обозначение проблемы.

В нашем классе 29 человек, среди них обучаются дети разных национальностей – русские, езиды, таджики, дети их киргизских семей. При изучении тем учебного курса «Россия – наша Родина», «Православие и культура», «Любовь и уважение к Отечеству» большое внимание уделяется духовным традициям, для чего они существуют. Подвожу детей к мысли, что духовные традиции – это источник нравственных ценностей, а передача этих ценностей происходит в семье. Главное, как я считаю, успешный проект в первую очередь зависит от правильной мотивации обучающихся. Мотив: Обращаю детей к курсу «Гражданское образование», который изучался во 2 и 3 классах, где мы много говорили о национальных традициях, национальных костюмах, т.е. у детей уже имеются первоначальные сведения о многообразии культур на территории России. Часто когда речь идет о традициях в семье, дети называют именно семейные праздники и начинают увлеченно рассказывать о том, какие угощения готовят на семейные торжества. Причем дети часто подсмеиваются друг над другом и считают, что из традиции самые лучшие. Так как в классе представители разных национальностей, то и культура трапезы разная. Например, в Таджикистане и Узбекистане считается, что чем более уважаемый гость, тем меньше чая в пиале. (По русской же традиции – чем полнее чашка, тем больше уважения к гостю). В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы не ручки, поэтому держать ее в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказаться от пиалы чая невежливо: можно обидеть хозяев дома.

Перед детьми возникла проблема: чьи же традиции национальной кухни лучше? Ведь каждый считает, что своя кухня самая лучшая и самая вкусная. Это оказалось очень плодотворной темой: ученики захотели побольше узнать о разнообразии национальных блюд и сами рассказать о своих семейных угощениях. Так возникла идея творческого проекта «Национальная кухня России».  Сразу определилась группа детей (разных национальностей и различной конфессиональной принадлежности) - 5 человек.

  1. Планирование своей деятельности. (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ)

На этом этапе мы в форме «мозгового штурма» решаем:

  • откуда мы можем взять информацию для проекта (посещение библиотеки с целью получения общих знаний о национальной кухне России; можно получить информацию от родителей и из собственного опыта, блюда какой кухни предпочитают в семье);
  • определяем, что будем делать в первую очередь (пойдем в библиотеку);
  • Распределение ролей в группе, кто и за что будет отвечать: собиратели материала (все ученики, т.к. каждый рассказывает об особенностях кухни своего народа), оформители папки, докладчик.
  • решаем, в какой форме будем выполнять задания (творческий отчет на бумажном носителе – проектная папка);
  • устанавливаем сроки реализации проекта (3 недели);
  • как будем презентовать результаты своей работы (организуем и проведем праздник с приготовлением национальных блюд, т.е. наш проект вышел за рамки урочной деятельности. Кто не сможет по каким-то причинам приготовить блюдо, предоставит информацию на бумажном носителе или выполнит компьютерную презентацию).

  1. Поиск необходимой информации.

             Затем следует самостоятельная работа: дети собирают материал, работают с литературой и другими источниками, обращаются за помощью к родителям, непосредственно выполняют проект. Я, как руководитель проекта, наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником. Провожу беседы и консультации с детьми, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы.   

  • Посещение библиотеки. Поиск информации в научной литературе, в чем особенность национальной кухни России, ее богатство, многообразие. Подготовка небольшого сообщения:

 - дети с помощью библиотекаря подбирают информацию;

 - далее в месте с учителем отбирают самое важное;

 - дома родители помогают оформить это в компьютерном варианте (навыки работы с графическим и текстовым редакторами благодаря урокам информатики у детей есть)

  • Работа с родителями: выяснение любимого семейного блюда, особенности трапезы. Перед тем, как родители начнут оказывать правильную помощь своим детям при выполнении проекта, я провожу сними на родительском собрании информационную консультацию, где знакомлю с сутью проектной деятельности младших школьников, рассказываю о месте проектов в курсе ОРКСЭ, об этапах проектов; а потом уже рассказываю о том, какую помощь на каком этапе могут родитель оказать школьнику. Например, при выполнении этого проекта родители помогали детям с компьютерным оформлением своих выступлений; помогали скачать картинки из Интернета, но самое главное – это описание национального семейного блюда.

  1. Оформление проектного продукта. Творческая папка.

        Выбирается ответственный человек в группе, который собирает материал в папке и чаще консультируется с учителем по поводу его размещения, распределения.

  1. Презентация результатов проекта (в форме праздника «Мы за чаем не скучаем»)

        На внеклассное мероприятие приглашаются все учащиеся, а не только члены этой группы. Родители по возможности готовят угощения, которые описывали. Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Родители тоже могут репетировать выступление со своим ребенком (по памятке)

 В результате такого совместного мероприятия учащиеся приходят к выводу: уважение, терпимость, толерантность разных народов друг к другу вживается уже в многонациональных семьях детей; где сталкиваются разные культуры и разные традиции, но все они заслуживают уважительного отношения. Нет культуры лучше или хуже, как нет блюд лучше или хуже: все хороши, если они приготовлены с любовью и добротой. С такого малого начинается, воспитывается большое уважение к многонациональному народу. Работа по изучению многообразных национальных блюд, их особенностях, знакомство с культурами трапезы, напоминает детям о том, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут в начале казаться для тебя непонятными, но топтать их нельзя. Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Выбор такой тематики очень важен при изучении курса «Основы православной культуры», т.к. в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» упор в воспитании школьников делается на формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма; а также многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Кроме того и цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

    По окончании работы над проектом я провела опрос. Были получены следующие результаты методики самооценки школьников по участию в проектной деятельности: большинство учеников указали, что творческие проекты имеют интересные задания. Нравится оформлять творческие проекты и особенно выступать перед аудиторией. Больше половины отметили, что нравится выполнять задания совместно с родителями.

При выполнении творческого проекта:

100%  назвали проект: интересным, понятным, нужным, полезным.

89  % назвали проект: лёгким, простым.     

1 человек назвал проект трудным, но на его долю выпала обязанность оформления.                                                                  

По результатам методики самым трудными этапами учащиеся выделили этап формулирования проблемы и этап оформления своих результатов. А самый интересный этап – поиск информации, открытие новых знаний и, конечно, презентация своего проекта в форме внеклассного мероприятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»

Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.

В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.Надеюсь...

Доклад «Эффективные формы организации образовательной деятельности младших школьников для изучения русского языка, как неродного»

Эффективные формы организации образовательной деятельности младших школьников для изучения русского языка, как неродного.Чтобы овладеть неродным языком,необходимо постичь другой мир…А.МартинеФе...