Урок ОРКСЭ по теме"Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Угарова Анна Николаевна

В данном материале прелставлена технологическая карта урока по  "Основам православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_ugarova_a_n.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры.

Ф.И.О: Угарова  Анна Николаевна
Класс:  4
Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: «Милосердие и сострадание»

Цель: осмысление понятий «Милосердие. Сострадание.Милостыня»

Задачи урока:

- Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное.

-Создать ситуацию для осознания личностного опыта. На примере притчи -показать детям, как важно  протянуть руку помощи нуждающемуся.

- Раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие тесно связаны между собой.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие и сострадание, милостыня ;
  • понимание   значения милосердия  и сострадания в выстраивании доброжелательных отношений в обществе;

Познавательные УУД:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие и сострадание ;
  • самостоятельное выделение и формирование  цели;
  • осуществление  поиска необходимой информации;
  • самостоятельное выделение главного, умение строить речевое высказывание; 

Регулятивные УУД:

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  • способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова, умения структурировать знания; 
  • осознавать важность полученных знаний;
  •  умение принимать учебную задачу;

Коммуникативные УУД:

  • аргументировать свою позицию; 
  • работать индивидуально, в паре и группе, строить понятные для партнера высказывания;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; 

Личностные УУД:

  • воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • воспитывать желание быть духовно красивым человеком;
  • проявлять самостоятельность в поисках решения учебной задачи.

Технологии, методы: технология развития критического мышления, синквейн, словестно-наглядный метод.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, Интернет,словари

Ход урока.

п/п

Этапы урока

Цель

ЭОР

Учитель

Ученики

УУД

1

Самоопределение к деятельности.

Создание  положительного эмоционального настроя.

 

Приветствие учителя.

Придумано кем-то  просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Взявшись за руки проговаривают хором слова.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2

Актуализация опорных знаний.

Мотивация  учащихся на учебную деятельность

- С какими понятиями православия мы познакомились на предыдущем уроке?

- Как вы объясните, что такое заповеди?

.

-Сам Христос во время своей земной жизни на вопрос одного из учеников: « Какая заповедь большая?» отвечает так : «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» 

Ученики: заповеди

  1. Правила поведения, данные самим Богом через пророка Моисея. Заповеди помогают различать добро и зло.

РУУД: умение принимать учебную задачу.

КУУД: осознанное построение речевых высказываний

3

Постановка учебной задачи.

Умение  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

- на слайде два слова Милосердие и сострадание.Милостыня. Часто ли вы слышите эти слова?А могли бы вы объяснить что они обозначают?Это тема нашего урока .

 -Попробуйте определить цель сегодняшнего урока.

-Осмысление понятий «Милосердие. Сострадание.Милостыня»

Проблема. Ученики пробуют определить.

Предположения детей:

Ученики: что такое милосердие и сострадание.Как эти понятия связаны с заповедями.

ПУУД: самостоятельное выделение и формирование  цели

РУУД: умение принимать учебную задачу.

КУУД: умение  слушать и отвечать на вопросы.

4

Решение поставленной задачи.

Закрепление

Итог урока

Рефлексия

Домашнее задание

Выстроить цепочки, ведущие к пониманию понятий милосердие,

сострадание,

милостыня.

Закрепление полученных знаний

Учить делать выводы, оценивать свои знания

Вспомнить,  выявить и осознать основные компоненты деятельности на уроке

Повторение и закрепление полученных знаний

Толковый словарь Ожегова

 Толковый словарь Даля

Поиск в Интернете

(работа нетбуком)

Учебник с.44-45

Сигнальные карточки светофор

. Обратите внимание на первое слово. Что интересного  в строении слова? (Два корня). Два слова «милость»(«милое») и «сердце» соединились в одно. Милосердный человек .Как понимаете это выражение ?(добросердечный, жалостливый).

-Сострадание. Закроем приставку. Что останется?(Страдание)Какой синоним? (Боль).А как же понимать сострадание?(Разделить боль).

-Я хочу вас познакомить с притчей из Евангелия.  Мы знаем что такое Евангелие. А что такое притча найдем в словарях. Работать будем в парах (по колонкам)

Называется она  «Притча о милосердном самарянине.» Ваша задача услышать и понять, что хотел сказать Христос своей притчей людям.

-В притче встретятся слова «Законник, священник, левит, самарянин»

Законник-человек ,хорошо знавший законы того времени и следящий за их исполнением.

Священник-служитель храма, левит-его помощник.

Самарянин-житель Самарии, евреи и самаряне между собой не общались.Итак:

Один законник, искушая Иисуса, спросил его: "Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Иисус сказал ему: "В законе что написано? Как читаешь?" Законник ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". Иисус сказал ему: "Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить". Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: "А кто мой ближний?" В ответ Иисус рассказал ему притчу: "Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою  

-Как поступил священник .как вы думаете?(ответы детей) ……и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, и….(ответы детей)… посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и…

-Преположите как мог поступить человек иной веры.? (ответы детей)….увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария*, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". Рассказав притчу, Иисус спросил законника: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?"  Законник ответил: "Оказавший ему милость". Тогда Христос сказал ему: "Иди, и ты поступай так же".

Как вы ответите на вопрос Христа:

"Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?"  

 -Может быть нам ближним незнакомый человек?

-Что хотел сказать Христос своей притчей людям?

Милосердным и сострадательным надо быть к любому, кому требуется помощь

К любому,кто попал в беду.

А в нашей жизни ,где мы можем проявить милосердие и сострадание?

-Да, человек может научиться милосердию, если будет ухаживать за больными, бескорыстно предлагать свою помощь.(если позволит время можно рассказать о сестрах милосердия, о Марфо-Мариинской обители, Великой княгине Елизавете Федоровне)

-Одно из дел милосердия-милостыня. Прочитаем об этом в учебнике на С.44-45

-Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного Что запомнилось? Что удивило ?

-Что такое милостыня?

Приведите примеры из нашей современной жизни.

Можно подавать не только деньги, но и вещи, и игрушки многодетным семьям, памперсы брошенным детям в роддоме. У нас в городе волонтерское движение организует сбор игрушек к Новому году, канцтоваров к учебному году нуждающимся семьям. А можно перечислить деньги через сотовый телефон больным детям из сострадания проявить милосердие и оказать милостыню.

- Работая в группах, составьте синквейн

Со словами : Милосердие. Сострадание. Милостыня

-Можем мы сказать что по смыслу эти слова являются родственниками?

-Конечно.Какое чувство их объединяет?(Любовь к ближнему).

Мы с вами сегодня много говорили о таких понятиях, как милосердие, сострадание, милостыня.

Что означает сострадать?

Милостыня…

Кто нам  ближний?

- Если после нашего урока вы попытаетесь быть милосердными и сострадательными,то поднимите зеленую карточку.

Если вы ещё задумываетесь о вашей готовности обладать этими добродетелями, то поднимите жёлтую карточку.

- Если вы считаете, что вы ещё не готовы к этому, то поднимите красную карточку.

Вопросы и задания с.45

Ученики (Два корня). Два слова «милость»(«милое») и «сердце» соединились в одно.

добросердечный, жалостливый).

Страдание. Боль. Разделить боль.

Работа  в  паре

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».

Поиск в Интернете

(работа нетбуком

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Поможет. Священник служит Богу.

Не поможет, пройдет мимо.

Не поможет, пройдет мимо.

Ближний-тот кто оказал помощь,

не прошел мимо

Да.именно об этом и говорит нам притча..

Ближний-это любой человек, даже иной веры.

Принести попить больной бабушке, донести тяжелые сумки маме .любому пожилому человеку, накормить голодного котенка.

Ответы детей.

Помощь другому человеку из жалости к нему.

Просят подаяния у городского рынка ,у церквей, у торгового центра.

МИЛОСЕРДИЕ

доброе, глубокое.
Подталкивает, учит, поддерживает.
Милосердие движет людьми и заставляет помогать.
Сострадание. 

СОСТРАДАНИЕ

Печальное, важное

Осознать, понять, помочь.

Особое качество души человека.

Жалость. 

МИЛОСТЫНЯ

Сердечная,искренняя

Подать,оказать,пожалеть

Любовь к ближнему.

Жалость.

Милосердный человек имеет сердце которое милует, любит, жалеет.

Разделять с человеком его боль, утрату, беду ,не оставлять одного.

Помощь из жалости

Любой человек нуждающийся во внимании и заботе.

ЛУУД: проявлять самостоятельность в поисках решения учебной задачи.

РУУД: формировать умения планировать и контролировать учебные действия; осознавать важность полученных знаний.

КУУД: изложение своего мнения, способность, умения слушать и вести диалог, строить понятные для партнера высказывания.

ПУУД: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие и сострадание,милостыня.

ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

РУУД: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова, умения структурировать знания.

КУУД: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

ПУУД: умение строить речевое высказывание.

КУУД: грамотно выражать свои мысли, взаимно контролировать друг друга.

РУУД: осознавать важность полученных знаний.

ПУУД: самостоятельно выделять главное,  строить речевое высказывание.

ЛУУД: воспитывать  желание быть духовно красивым человеком.

РУУД: формировать умения оценивать учебные действия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

Урок по основам православной культуры в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание"

Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе «Милосердие и сострадание» Задачи:- воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие;- расширять кру...

Методическая разработка урока на тему: "Милосердие и сострадание" ОРКСЭ 4 класс

Урок знакомит детей с понятиями милосердия и сострадания, жестокосердия, милостыни, ближний, сестра милосердия, способствует развитию у детей нравственных качеств и умению жить по заповедям в современ...

Урок по теме "Милосердие и сострадание"

Урок ОРКСЭ по модулю "Православная культура"...